Г. Санкт-Петербург Концепция Семейной политики на 2012-2022 годы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
L/O/G/O Роль Уполномоченного по правам ребенка в разработке и реализации региональной Стратегии действий в интересах детей Уполномоченный по правам ребенка.
Advertisements

«МАТЕРИНСТВО И ДЕТСТВО» в Ленинградской области Подготовили: Студенты 3 курса Группы ГМУВсБД-31 Бок Виталий Юрьевич и Бок Мария Игоревна Научный руководитель:
Кировская область. Стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы в Кировской области 4 декабря 2012 года.
Программа развития воспитания в системе образования России в годах Цель программы- обеспечение необходимых научно-методических, организационных,
Выполнили студентки группы Жалакшаева К.Х. Тухватуллина А.Х. Молодежная политика в РФ.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. 996-р Воспитание детей – стратегический.
Нормативные документы в системе образования России -Государственная программа «Развитие образования» на годы. -НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ.
Концепция развития долгосрочной комплексной программы «Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства несовершеннолетних в Свердловской.
Главные цели и приоритеты политики на период до 2020 года.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ЧАСТЬ 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Ленинградский областной институт развития образования Секция 2014 год.
Семинар-совещание «О состоянии и перспективах развития социальной сферы. Эффективное управление отраслями социальной сферы» г.Ухта мая 2011 года.
ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО: ДОСТУПНОСТЬ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ» «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки.
РОДИТЕЛЯМ О ВВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ ЦРР- детский сад «Сибирячок» г.п. Лянтор.
Показатели необходимости развития рынка дошкольных образовательных услуг на территории МО «город Оренбург» Муниципальные ДОУ (99,2%) Негосударственный.
КОНЦЕПЦИЯ ОХРАНЫ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ГОДЫ ФГБОУ ВО ТГМУ МЗ РФ Кафедра акушерства и гинекологии Коваль.
Целевая программа Калининского района Санкт-Петербурга «Здоровое поколение» на годы.
Транксрипт:

г. Санкт-Петербург Концепция Семейной политики на годы

Нормативно-правовой базой семейной политики Санкт-Петербурга являются: - международные, федеральные и региональные нормативные правовые акты, - Конституция Российской Федерации, - Гражданский кодекс Российской Федерации, - Семейный кодекс Российской Федерации, - федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, - Устав Санкт-Петербурга, законы Санкт-Петербурга и постановления Правительства Санкт-Петербурга, направленные на поддержку семьи и детей, - Концепция семейной политики Санкт-Петербурга на период гг., - Концепции демографического развития Санкт-Петербурга до 2015 г., - Программа «Повышения качества жизни семей с детьми в Санкт-Петербурге» на гг., - Концепция социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 гг

Подходы, реализованные в концепции: - системный - ресурсный - семейно-центрированный - государственно-общественный

Особенности развития Санкт-Петербурга, влияющие на семейную политику: - низкая рождаемость, не обеспечивающая воспроизводство населения; - низкая доля детей и молодежи в демографической структуре населения; - высокий удельный вес людей старших возрастных групп; - высокий уровень миграции и трудности адаптации и интеграции семей мигрантов; - высокий уровень дифференциации доходов наименее обеспеченных и наиболее обеспеченных семей; - значительную долю бедных семей с детьми в семейной структуре; - высокий удельный вес детей с нарушениями здоровья; - высокий уровень смертности мужчин трудоспособного возраста; и другие

Настоящая Концепция учитывает: - многообразие моделей и типов семей, особенности их структурных характеристик, социально-экономического положения и психологического самочувствия, дифференциацию интересов и потребностей семей, различный уровень внутренних ресурсов; - наличие объективных трудностей в адаптации семей с детьми к условиям экономической нестабильности, порождающих социальное неравенство и напряженность в обществе и обусловливающих потребность семей в государственной и общественной поддержке; - позитивные изменения в системе государственной социальной поддержки и социального обслуживания семей с детьми и развитие сети государственных учреждений, предоставляющих новые нестационарные социальные услуги, активные методы оказания социальной помощи, поддержки и развития семьи; - противоречивые тенденции в развитии некоммерческого сектора, институтов гражданского общества – муниципалитетов, профсоюзов, церкви, общественных организаций и родительских объединений, добровольческих инициатив и активности самих граждан; - сложившуюся в последние годы в Санкт-Петербурге систему реализации семейной политики.

Основные проблемы функционирования семьи: - трансформация брачного поведения, более позднее вступление в брак, откладывание или отказ от регистрации брака; - трансформация репродуктивного поведения, низкие репродуктивные установки, откладывание рождения первого ребенка, рождение детей вне брака, увеличение доли рождений детей в зрелом возрасте родителей; - снижение ценности семейного образа жизни, ослабление потребности в детях, распространенность разводов, внебрачных рождений; = значительное число бездетных, малодетных, монородительских семей; снижение репродуктивного и воспитательного потенциала семьи; - дифференциация родительского поведения, связанная как ослаблением ответственности за рождение и воспитание детей, так и ее повышением в разных родительских группах; - низкий уровень репродуктивного здоровья женщин, большое число заболеваний репродуктивной сферы и осложнений во время беременности и родов; - недостаточный уровень ответственности родителей за свое здоровье и здоровье детей; высокий уровень заболеваемости детей и подростков; - высокий уровень смертности мужчин трудоспособного возраста; рост числа подростков, зависимых от алкоголя и наркотиков; - распространенность семейных конфликтов; - значительное число семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий; и другие

Стратегической целью семейной политики в Санкт-Петербурге является достижение благополучия семьей как условия благополучия каждого человека и общества в целом на основе поддержки семейных ценностей и семейного образа жизни, укрепления внутренних и внешних ресурсов семьи, ее способности успешно выполнять свои основные функции, усиления роли семьи как равноправного субъекта социальных отношений, содействия процессам социальной интеграции всех типов семей в общество

Задачи семейной политики : - повышение уровня благосостояния семей с детьми, преодоление бедности путем активизации собственных резервов и укрепления семьи ресурсами государственной и общественной поддержки всех уровней; - разработка новых мер по усилению гарантий занятости на рынке труда работников из семей, нуждающихся в повышенной социальной защите; - повышение уровня обеспеченности жильем семей с детьми на основе совершенствования кредитной политики, субсидирования семей, строительства социального жилья; - повышение качества общественного здоровья семей с детьми путем развития системы оказания доступной и качественной медицинской и медико-социальной помощи, активизации ответственности членов семьи за свое здоровье и здоровье детей; - совершенствование структурной поддержки согласования родительских и профессиональных ролей мужчин и женщин в целях обеспечения равноправных отношений и равной ответственности за воспитание и развитие детей; и другие

Принципы семейной политики в Санкт-Петербурге: - равенство всех семей и их членов в праве на поддержку государством независимо от социального положения, национальности и религиозных убеждений; доступность помощи всем нуждающимся в ней семьям; - государственная поддержка семьи как целого с учетом комплексной оценки ресурсов, охвата всех сторон ее жизнедеятельности; - дифференцированный подход к оказанию государственной поддержки семье в зависимости от характера проблемы и уровня ресурсов семьи; - приоритет защиты интересов ребенка в семье, его права на безопасность, полноценное развитие и воспитание; - суверенитет семьи, недопустимость произвольного вмешательства государства во внутренние дела семьи, за исключением случаев, связанных с нарушением закона и требующих правового регулирования семейных отношений; - самостоятельность и автономность семьи в принятии решений относительно своего развития, добровольность в принятии помощи; и другие

Модель благополучной семьи включает структуру следующих внутренних ресурсов, позволяющих ей достичь оптимального функционирования. Благополучная семья – это: семья, обладающая присущими ей гуманистическими ценностями, ценностью человеческой жизни, семейного образа жизни, стабильными отношениями, устойчивым психологическим климатом, семейной солидарностью разных поколений и взаимной поддержкой; семья с равноправными отношениями между супругами, родителями и детьми, представителями старших и младших поколений в семье, взаимным уважением, соблюдением прав личности каждого члена семьи; семья, достигшая родительской идентичности и компетентности (обладающая надежными и близкими отношениями с детьми, общими целями воспитания детей, стремлением к развитию, ответственностью за рождение и воспитание детей, умеющая конструктивно разрешать конфликты); семья экономически самодостаточная (семья, обладающая среденедушевым доходом выше, чем в целом по Санкт-Петербургу, члены которой имеют трудовую занятость, способность к самозанятости, обеспеченная жильем); семья с устойчивым социальным статусом всех ее членов (семья, члены которой имеет образование, уровень которого выше, чем в целом по Санкт-Петербургу, наличие работы, имеющая документы, оформленные в соответствии с российским законодательством); семья, имеющая юридическую оформленность брачных отношений (зарегистрированный брак); семья, имеющая в своем составе обоих родителей;

Приоритетные направления семейной политики в Санкт-Петербурге: 1. Повышение уровня благосостояния семей с детьми, преодоление бедности, снижение социального неравенства и напряженности в обществе 2. Содействие в улучшении жилищных условий семей с детьми, в обеспечении жильем молодых семей 3. Совершенствование системы укрепления здоровья и профилактики заболеваний, повышения качества общественного здоровья семей с детьми 4. Развитие системы семейного образования и воспитания, повышение родительской и социальной компетентности семей с детьми 5. Развитие, повышение доступности и качества социальных услуг, отвечающих потребностям и ресурсам семей разного типа 6. Совершенствование общественной поддержки семей с детьми 7. Совершенствование административно-правового, кадрового, научно-методического и информационного обеспечения реализации

Повышение уровня благосостояния семей с детьми, преодоление бедности, снижение социального неравенства и напряженности в обществе Данное направление включает: внедрение в деятельность социальных служб технологий активизации ресурсов семьи, повышающих уровень адаптационных возможностей и жизненных сил семей с детьми, направленных на формирование мотивации трудовой занятости и самообеспечения; внедрение социальных технологий, повышающих социальную компетентность членов семей, в том числе, направленных на оптимизацию домашней экономики, бюджета семьи, освоение приемов эффективного расходования времени, поиска информации, обучение алгоритмам взаимодействия с городскими службами; разработку новых мер по усилению гарантий занятости на рынке труда работников из семей, нуждающихся в повышенной социальной защите; введение экономических стимулов (льготного кредитования, снижения арендной платы и др.), повышающих заинтересованность организаций в приеме на работу граждан с высокой семейной нагрузкой или имеющих детей с ограниченными возможностями, в том числе на условиях неполного рабочего дня, с гибким графиком, с надомной формой работы; и другие

Содействие в улучшении жилищных условий семей с детьми, в обеспечении жильем молодых семей В рамках реализации данного направления необходимо: совершенствование системы обеспечения жильем семей с детьми, в том числе семей бюджетников, молодых и многодетных семей, семей с детьми с ограниченными возможностями; предоставление молодым семьям беспроцентного кредита на покупку квартиры за счет регионального бюджета, при котором при рождении первого ребенка списывается четвертая часть кредита, второго – половина, третьего – кредит полностью погашается; совершенствование программ ипотечного кредитования и субсидирования семей с детьми, самостоятельно приобретающих жилье; разработка новых программ строительства социального жилья для семей с детьми, работающих в учреждениях образования, здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры; развитие льготных форм жилищного кредитования семей с детьми, в том числе долгосрочного, программ жилищных сертификатов;

Совершенствование системы укрепления здоровья и профилактики заболеваний, повышения качества общественного здоровья семей с детьми В рамках данного направления планируется: - внедрение в деятельность учреждений здравоохранения, социального обслуживания населения и образования научно- обоснованных технологий по проблемам охраны репродуктивного здоровья, создание и повышение качества и эффективности кабинетов и центров здоровья для семей; - развитие служб планирования семьи, профилактика абортов, в том числе, расширение сети кабинетов предабортного консультирования; - внедрение программ сохранения и улучшения репродуктивного здоровья, доступности лечения бесплодия с применением вспомогательных репродуктивных технологий, в том числе, экстракорпорального оплодотворения и других высокотехнологичных способов реализации репродуктивных намерений; - совершенствование медико-социальной и психологической поддержки женщин в период беременности, родов и после рождения ребенка, внедрение новых форм работы по подготовке к родам, материнству и грудному вскармливанию, участию отцов в родах; - повышение компетентности женщин по проблемам питания, обеспечение питанием беременных женщин из групп социального риска;

Развитие системы семейного образования, воспитания, повышение родительской и социальной компетентности семей с детьми совершенствование системы подготовки молодежи к семейной жизни, усиление межведомственного подхода в работе по формированию ответственного отношения молодежи к репродуктивному поведению, браку и семейным ролям; развитие системы социального сопровождения семей с детьми с целью формирования родительской компетентности и профилактики семейных трудностей в кризисные периоды жизненного цикла семьи, развитие системы ранней комплексной помощи семьям с маленькими детьми, создание сети детских консультаций, сети семейных консультаций и конфликтологических служб; развитие системы школ для отцов (папа-школы, клубы одиноких отцов, группы встреч и др.), повышение их доступности для молодых отцов всех районов города; развитие индивидуально-личностных ресурсов и адаптационных механизмов личности, совершенствование системы психологического просвещения и образования населения, в том числе для детей и подростков в рамках школьного обучения, включая развитие программ профилактики девиантного поведения; внедрение в деятельность социальных служб социальных технологий, повышающих коммуникативную компетентность членов семей, в том числе тренингов личностного роста, эффективных коммуникаций, уверенности в себе, разрешения конфликтов; и др.;

. Развитие, повышение доступности и качества социальных услуг - включение в систему государственных учреждений здравоохранения, образования, социального обслуживания населения, культуры, физкультуры и спорта, молодёжной политики, занятости населения и др. услуг для благополучных семей; - расширение спектра услуг для социально-уязвимых семей, расширение категорий семей – получателей услуг, повышение доступности услуг для семей и их качества. - расширение перечня социальных групп населения Санкт-Петербурга, имеющих право на получение социальных услуг, включив в него семьи различных категорий социального риска, семьи со сниженными жизненными ресурсами или находящиеся на кризисных этапах жизненного цикла семьи, которые самостоятельно справляются с трудностями, но при неблагоприятном развитии событий могут попасть в трудную жизненную ситуацию; - расширение перечня государственных социальных услуг за счет включения услуг профилактического характера, направленных на уменьшение возможного социального риска и (или) профилактику возникновения трудных жизненных ситуаций; - включение в государственные стандарты Санкт-Петербурга такой инновационной формы социального обслуживания наиболее социально-уязвимых и дезадаптированных семей и семей, находящихся в социальном опасном положении, как социальное сопровождение; - внедрение в деятельность социальных служб Санкт-Петербурга современных технологий, и другие

Совершенствование общественной поддержки семей с детьми Ключевыми аспектами данного направления концепции являются: разработка и реализация программ и мероприятий, направленных на популяризацию в обществе, особенно в молодежной среде, ценностей семейного образа жизни и базовых духовно-нравственных ценностей института семьи; повышение в обществе престижа многодетной и социально благополучной семьи, развитие сетей социальной поддержки семей с детьми по месту жительства, поддержка создания (организационная, информационная, предоставление помещений) семейных клубов и родительских объединений, имеющих различную целевую направленность (семейный досуг, образование, взаимопомощь, разработка и продвижение гражданских инициатив и др.); поддержка развития клубов на базе районных центров социальной помощи семье и детям, школ, учреждений дополнительного образования и спорта, в религиозных организациях; повышение роли семьи как социального субъекта, переход от пассивных форм участия граждан в процессе подготовки управленческих решений в сфере семейной политики (изучение общественного мнения, информирование общественности) к более активным (двусторонние консультации, общественные слушания), вплоть до принятия гражданами ответственности за управление процессом в отдельных сферах (например, формирование среды для семейного отдыха на территории двора и т.д.). содействие распространению передового опыта форм межсемейной волонтерской поддержки (организация конкурсов, и др.); создание советов поддержки семьи на базе муниципальных образований и т.д.

Совершенствование административно-правового, кадрового, научно-методического и информационного обеспечения реализации Концепции семейной политики - Административно-правовое обеспечение - Укрепление кадрового потенциала в органах и организациях, реализующих Концепцию - Научно-методическое обеспечение - Информационное обеспечение

Механизмы реализации Концепции: Для достижения запанированных результатов необходимо обеспечение достаточных ресурсов и создание действенных механизмов реализации Концепции. Механизмами реализации Концепции являются: - нормативно-правовое обеспечение; - организационно-управленческое обеспечение; - информационное обеспечение; - социальное партнёрство органов власти всех уровней и гражданского общества. Ресурсами для успешной реализации Концепции являются: - развитая инфраструктура организаций-субъектов семейной политики; - материально-техническое и финансовое обеспечение реализации мероприятий Концепции; - кадровое обеспечение; - научно-методическое обеспечение.

Этапы реализации семейной политики: На первом этапе ( гг.) предусматривается разработка нормативно- правовых актов, направленных на реализацию положений Концепции; совершенствуется организационное, административно-правовое, кадровое, научно-методическое и информационное обеспечение реализации Концепции, определяются и реализуются первоочередные мероприятия в сфере семейной политики. На втором этапе ( гг.) планы и мероприятия в сфере семейной политики, разработанные в соответствии с основными направлениями Концепции, реализуются в основном объеме. Целевые программы корректируются с учетом возникающих новых задач и социальных рисков, при необходимости разрабатываются и внедряются новые программы, мероприятия, социальные услуги. В 2017 г. проводится промежуточная оценка реализации Концепции и корректировка целей, задач, ожидаемых результатов. На третьем этапе ( гг.) планы и мероприятия в сфере семейной политики реализуются в полном объеме. Корректировка планов и мероприятий направлена на закрепление достигнутых результатов, обеспечение устойчивости позитивных тенденций и подготовку новых перспективных направлений семейной политики на следующий период.

Ожидаемые результаты - формирование устойчивых тенденций к повышению уровня брачности, снижения доли детей, рожденных вне брака; - снижение числа разводов в семьях, имеющих детей, снижение доли неполных семей в общей структуре семей; - формирование устойчивых тенденций к повышению рождаемости, росту числа семей, имеющих двух и более детей, увеличению доли многодетных семей в общей структуре семей; - рост численности детского населения и молодежи; - снижение смертности во всех возрастных группах, снижение смертности мужчин трудоспособного возраста, снижение материнской и младенческой смертности; рост продолжительности жизни, снижение заболеваемости во всех возрастных группах населения; - повышение качества и уровня жизни семей с детьми; - повышение уровня благосостояния семей с детьми, преодоление бедности, рост реальных денежных доходов на основе развития рынка труда и повышения гарантий занятости населения, снижение социального неравенства; - развитие семейных форм трудовой деятельности;

- повышение качества жизни семей с детьми на основе повышения комфортности среды проживания, расширение возможностей социальной адаптации всех типов семей; - повышение ценностей семьи, родительства, детей, семейного образа жизни, уровня ответственности родителей за детей; - снижение числа детей, находящихся в социально опасном положении; - снижение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на семейные формы воспитания; - снижение социального неравенства в доступности социальных услуг, образования, здравоохранения для всех типов семей; - повышение удовлетворенности семейной жизнью; - повышение реализации репродуктивной и социализирующей функции семьи; - повышение качества оказания социальных услуг семьям