Презентация на тему: «Коррекция речевых нарушений путем развития мелкой моторики рук.»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Диагностика Диагностика мелкой моторики и координации движений рук у детей с ОВЗ через игры и специальные упражнения. Выполнила Воспитатель МС(к)ОУ VIII.
Advertisements

Коррекция речевых нарушений путём развития мелкой моторики рук.Коррекция речевых нарушений путём развития мелкой моторики рук. Подготовила воспитатель.
Презентация на тему: Консультация для родителей: «Развиваем пальчики стимулируем речевое развитие» Моя педагогическая инициатива – 2012
Консультация для родителей «Развиваем руки». Подготовили воспитатели 1 младшей группы «А» Кузнецова О.И. Яковлева Н.Б.
Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Английский психолог Д.
В вашей семье ребенок не говорит или говорит очень плохо? Как отнестись к этому явлению? Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо уже.
По кинезиологическим упражнениям. Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя кольцо с большим пальцем последовательно: указательный,
Как подготовить ребёнка к школе?. 2 «Развитие мелкой моторики » Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В.А. Сухомлинский.
Использование биоэнергопластики и кинезеологических упражнений в развивающей работе с детьми дошкольного возраста
Особенности формирования мелкой моторики пальцев рук при коррекции звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии.
1 «Развитие мелкой моторики на занятиях с педагогом-психологом» Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В.А. Сухомлинский.
1 Развитие мелкой моторики Подготовила учительДСФМШ17 О.А.Соколова Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В.А. Сухомлинский.
ЧТОБЫ ЧЁТКО ГОВОРИТЬ, НАДО С ПАЛЬЦАМИ ДРУЖИТЬ! Рекомендации: Если ребенок не испытывает интереса к занятию, лучше его отложить или заменить другим. Не.
1 Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у ребенка дошкольного возраста» Материал подготовили: учитель-логопед Шейкина А. Е. педагог-психолог.
Учитель - дефектолог ГОБУСОН « Печенгский КЦСОН » Луценко Е. В.
«Играем пальчиками – развиваем речь» «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А.Сухомлинский подготовила Воспитатель Богданова И.Н. МБДОУ «Токтайбелякский.
Развитие мелкой моторики детей. Проекция кисти руки.
Выдающийся русский просветитель XVIII века Н. И. Новиков еще в 1782 г. утверждал, что "натуральное побуждение к действованию над вещами" у детей есть.
« Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга » И. П. Павлов.
Пальчиковая гимнастика Составила: учитель – логопед высшей квалификационной категории МОУ СОШ 31 Попова Г.В.
Транксрипт:

Презентация на тему: «Коррекция речевых нарушений путем развития мелкой моторики рук.»

Одной их причин нарушений речи является плохое развитие мелкой моторики рук. Работая с детьми нужно стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. При ряде речевых нарушений у детей наблюдается выраженная в разной степени моторная недостаточность и соответственно отклонения в движениях пальцев рук. В системе работы по обучению и воспитанию таких детей нужно предусматривать усиленную коррекционную деятельность.

Цель: Коррекция недоразвития речи у детей путем развития мелкой моторики. Формирование координации, силы тонких движений, навыка выполнения действий с предметами. Подготовка к обучению в школе..

Задачи: Развитие пальчиковой моторики используя серии последовательных движений, которые развивают и совершенствуют произвольное внимание и автоматизацию действий. Ритмическая организация движений, оказывающая положительное влияние на совершенствование слуха- зрительно- двигательной координации движений у старших дошкольников. Усложнение заданий за счет увеличения числа переключений и ускорения ритма. Выработка навыка произвольных движений с отказом от двигательных стереотипов. Развитие способности лучшей ориентации в условиях пространства листа бумаги и подготовки руки к письму.

Принципы реализации: Принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение занятий. Принцип доступности заданий. Принцип систематичности знаний, предусматривающий определенную частоту. Принцип закрепления усвоенного с привлечением других педагогов.

Влияние мануальных ручных действий на развитие головного мозга известно еще во 2 веке до н.э.в Китае. По мнению известного философа Канта «Рука это выдвинувшийся вперед человеческий мозг.» У нас на Руси известны игры «Сорока-белобока», «коза рогатая» и др.Большая часть двигательной(моторной) коры больших полушарий головного мозга участвует в мышечных движениях гортани языка рта челюсти. Именно эти органы формируют речь. Известно что мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование психических функций. В.А.Сухомлинский утверждал «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Исследования отечественных физиологов подтвердили связь развития руки с развитием мозга. В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики рук соответствует развитию высших корковых функций(память, внимание, мышление, воображение, наблюдательность). Таким образом пальчиковая занятость характеризуется как один из способов развития речи детей и подготовки к школе.

Механизм реализации: Работа по формированию умелости может проходить во время занятий и в свободное время,в виде индивидуальной работы и регулярно. Запускать пальцами мелкие волчки. Разминать пальцами пластилин, глину, тесто. Катать пальцами разные камешки мелке бусы поочередно. Сжимать и разжимать кулачки(бутончик цветка, который раскрывается и закрывается.) Делать мягкие кулачки, которые можно разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие которые не разожмешь. Двумя пальцами «ходить» по столу то быстро то медленно поочередно разными руками. Показать пальцы: один,два, три и т.д. Махать в воздухе только пальцами. Кистями рук делать фонарики. Хлопать в ладоши то тихо то громко. Собирать все пальцы в щепотку. Нанизывать пуговицы или бусины на нить.

Наматывать нить на пальчик. Завязывать узлы на веревке, перебирать веревку с узлами. Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками. Выкладывание из пуговиц, семян,с крепок, узоров. Закручивать шурупы и гайки. Игры с конструкторами,лего,мозаикой, кубиками. Складывание матрешек, вкладышей. Игры с песком и водой. Резание ножницами. Рисование в воздухе, выкладывание шнурком изображения, спичками, счетными палочками. Рисование на песке и крупе. Разбор нескольких видов крупы. Мять руками поролоновые губки, поролоновые шарики. Рисование, штриховка, раскрашивание. Поочередное перекладывание предметов: треугольники, квадраты, круги. Написание букв,изображений по трафарету. Сжимание разжимание пальцев обеих рук поочередно, одновременно. Сжимание резиновых мячей пальцами и всей рукой.

Круговые движения кистями. Касание пальцами друг друга по очереди. Бросание и удары мяча. Перекатывание в руках карандаша. Шнуровка. Сложить салфетку вчетверо. Выщипать двумя пальцами полукружья со сгибов. Затем развернуть ее. «Футбол». Каждым пальцем отстреливать поочередно шарик на ниточке. Перебирание фантиков от конфет. Сортировка мелких предметов с помощью пинцета Просеивание. Миска с пшеном и спрятанными там предметами. Перекладывание ложкой. Втыкать кнопки в пенопласт. Прищепки на горизонтальной и вертикальной основе. Рамки с липучками. Массажные кольца. Сенсорные модули: счеты, выключатель, крючки для развешивания, щетки различной жесткости, горизонтальная перетяжка, диск от телефона, прорези зигзаг для ведения игрушки. Рычаги, ребристые поверхности, поверхности различного качества, баночки с крышками различного цвета, мягкий конструктор с петельками и пуговицами. Шарик на ниточке. Натягивание резинки «Геоконт».

Термины: Апраксия – нарушение произвольности движений. Кинестетическая апраксия – сохранные движения, но двигательные расстройства. (Рука-лопата; нарушение действий при письме; без зрительного анализатора не может совершать движения). Кинетическая (динамика) апраксия – нарушение автоматизации различных двигательных функций. (Дети, начав движение, не могут его закончить; навязчивые движения; нарушение действий с предметами при рисовании, при письме). Регуляторная апраксия – система навязчивых движений, нарушение произвольности движений. Кинестетический праксис Активизация: а) Округлить пальцы, напрячь, твердое соприкосновение подушечек пальцев (купол). б) Сцепляй мизинцы, указательные пальцы соединяй домиком, соединяй большие пальцы и пружинистые движения всей конструкцией. в) Дополнительная рука перед собой с выставленным большим пальцем, ведущая рука обхватывает этот палец – накрыли крышечкой.

Разминка: Выбрасывание пальчиков а) В прятки пальчики играли И головки убирали, Вот так, вот так, И головки убирали. б) 1,2, 3,4,5. Мы грибы идем искать. Вот мизинчик в лес пошел, Безымянный – гриб нашел. Средний пальчик чистить стал, Указательный – скакал, Большой палец все съел, От того и потолстел. Диагностика: 1) Выполнение по зрительному образцу: соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо – O-KEY пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты – зайчик 2 и 3 пальцы – коза-дереза То же левой рукой.

2) Выполнение по тактильному образцу с выключением зрительного анализатора: с закрытыми глазами задать своей рукой зайчика и козу, открыть глаза – повтор движений. 3) Перенос позы с выключением зрительного анализатора: Взрослый делает позу на левой руке, ребенок повторяет на правой и наоборот (зайчик и коза). Нарушения: 1) Ребенок не может найти нужный набор движений (перебирает пальцы, помогает другой рукой, ошибается) Оценка: нарушение кинестетического праксиса, левая рука – правое полушарие правая рука или обе – теменная. 2) Ребенок неправильно располагает позу в пространстве, воспроизводит позу зеркально. Оценка: нарушение зрительно-пространственной организации движения. 3) Ребенок воспроизводит позу только правого указательного пальца, левого – игнорирует. Оценка: односторонняя пространственная агнозия. 4) С трудом переключается на новую позу, повторяет одно из предыдущих движений. Оценка: инертность движений (лобные доли).

5) Не может воспроизвести позу, заданную на другой руке. (Справа налево – теменные отделы левого полушария; слева направо – правое полушарие). Оценка: нарушение кинестетической основы движения. Коррекция: (этот же блок может быть использован для коррекции динамического праксиса) I блок упражнений. Пальчиковая гимнастика (отработка элементов диагностики) 1. Пальчик (указат.палец) Зайчик (2 пальца) Кулак То же с выключением зрительного анализатора. Начинать с ведущей руки, потом дополнительная рука, если ребенок справляется – двумя руками одновременно (пальчики, зайчики, кулачки). 2. Прибавляем козу-дерезу (пальчик – зайчик – кулак = коза) 3. Кольцо (okey) 4. Гусь – большой и указательный пальцы соединяются и разъединяются, остальные – подогнуты. 5. Олень – подготовка к щелбану (1 и 3 пальцы соединены в кольцо, другие – выпрямлены). Задача – выработать автоматизм. Я стукну 1 раз – ты мне покажешь пальчик, 2 раза – зайчик и т.д.

II блок упражнений. 1. Петушок указательный и большой пальцы – овал, остальные – веер, гребешок. 2. Курочка – веер опущен. III блок упражнений. 1. Волк – исходная позиция – коза, указательный палец и мизинец чуть сгибаются. 2. Кот – указательный палец и мизинец сильно сгибаются. IV блок упражнений. 1. Солнышко = расставлены пальцы от себя. 2. Флажок – пальцы собрать, развернуть к себе и наклонить. 3. Улитка с рожками – исходная позиция – «зайчик» и наклон вперед. Динамический праксис: пальчик – зайчик – улитка с рожками. Блоки с включением обеих рук. 1. Бинокль – пальцы собраны Петушки пальцы расставлены (Бинокль – петушки; бинокль – олень) (Петушки – курочка = бинокль – олень) 2. Стол – ведущая рука кулаком на стол, другая – прикрывает. Стул – ведущая рука, сжатая в кулак, приставлена к ладони короткой стороной. Кресло – ведущая рука, сжатая в кулак, приставлена к ладони длинной стороной. (Стол – стул – кресло)

3. Ворота – локти на столе, пальцы под прямым углом к себе, большие пальцы отводятся. Дорога – руки выпрямить, большие пальцы спрятать. «Моет» = руки выпрямлены, большие пальцы друг к другу – встречаются фаланги пальцев. (Ворота – дорога – мост) 4. Колокол – указат.палец вверх, другие – в кулак, дополнительная рука согнутой ладошкой прикрывает его. Грибок – то же, но 2 пальчиками (толстая ножка). (Колокол – грибок – колокол – грибок) 5. Миска – крест-накрест согнутые ладошки. Гнездо – 2 ладони рядом, чуть заходят одна за другую. Гнездо с яичками – 1 ладонь согнута, другая сверху прикрывает. (Миска – гнездо = гнездо с яичками) 6. Улитка с домиком – исходная позиция = улитка с рожками + домик (согнутый кулак) на улитку. (Пальчик – зайчик – улитка с рожками = улитка с домиком). 7. Теремок – крыша – указательные и большие пальцы, остальные согнуты. Пружинить. 8. Бочонок = ладони от себя, одна на другую находят, соединяем и накрываем большими пальцами – крышечкой.

9. Ветки = ладони от себя, одна на другую находят, перекрещивающиеся пальцы расставлены. Корни – ладони к себе. (Солнышко – флажок – ветки – корни) 10. Ваза – руки вместе, локти соединены, пальцы согнуты. Бутон – руки вместе, локти соединены, согнутые пальцы разводим. Цветок – пальцы раскрыты. (Ваза – бутон – цветок) Диагностика: 1. Кулак – ребро – ладонь (сначала правая, потом левая) 3. Реципрокная (координация) Предложить ребенку положить перед собой руки – одна сжата в кулак, а другая – распрямлена, затем он должен одновременно изменять положение обеих кистей (медленно). Анализ нарушений и оценка: 1. Не может плавно переходить от одного движения к другому; движения разорваны, изолированы: нарушение динамического праксиса 2. С трудом переключается с одного движения на другое: О персевирует прежние движения инертность движений 3. Неправильно воспроизводит пространственное направление движения: нарушение пространственного праксиса

4. Не может одновременно изменять положение обеих рук, движения каждой руки изолированы: нарушение реципрокной координации 5. Отстает одна рука 6. Воспроизводит движения только правой рукой, игнорируя левую игнорирование левой руки (правое полушарие) Коррекция динамического праксиса (см.в кинестетическом праксисе). Упражнения только на развитие динамического праксиса: 1. Пальчики поздоровались с большим по очереди – привет! (плавно и резко, ведущая рука – дополнительная рука – 2 руки вместе) 2. Клубы дыма. Рука в кулак, один палец отставлен (все но очереди), имитация клубов – круговые движения вверх в воздухе. 3. Рисуем чешую у рыбы. Разными пальцами рисуем чешую вверх, вниз. 5. Альпинисты идут по горам. Палец – крюк, который цепляется за горы. Работа над развитием реципрокной координации. Коррекция. 1. Ладонь – кулак 2-мя руками. а) симметричные положения рук: прав.рука – кулак, лев.рука – кулак, сменить на ребро. б) ассимметричное положение: прав.рука – кулак, лев.рука = ладонь, смена положений. в) усложнение – увеличиваем число переключений: кулак – ребро – ладонь, ускорение темпа

2. Ребро – ладонь (ведущая – дополнительная – 2 руки) усложнение – 2-мя руками последовательно, затем одновременно в разных фазах. Расслабление пальцев кистей рук. (Вводится после сильного напряжения) Можно проводить после каждого упражнения. 1. Погладим котенка. Головка – спинка – хвостик – сбрасывающие движения, 3-5 раз каждой рукой. 2. Курочка пьет воду – сбрасываем руки назад. Курочка клюет зерно – сбрасываем руки вперед. 3. Веселые маляры – широкие размахи одной рукой, затем другой, потом 2-мя руками. 4. Качаем лодочку – соединить ладони и качать вправо-влево. 5. Закрыть глаза согнутыми ладошками, придумать 3 метафоры темноте. Блоки работы и упражнения. I. Знакомство. дети выбирают лекало, обводят, заштриховывают. переменный шаг, шагать как слон. пальчиковая гимнастика. Стадион: активизация, разминка, тренировка, отдых, проба сил (сила сжатия на резиновой подушке, сильная – слабая – средняя) Графические задания: узоры 1 занятие – прямые линии 2 занятие – кривые и т.д. Штриховка (в разном расположении, можно использовать лекала) Удержание формы больше-меньше. Внутри треугольника рисуются меньшие треугольники и наоборот) 2 блок. Предметно-продуктивные действия – рука-труженица (ножницы, лекала, клей, бусы). Образно-продуктивные действия – рука-выдумщица (из вырезанного придумай… сложи… дорисуй…) Игры на крупную моторику (изобразить всем телом).

Игры 1. Гармошки Я играю на гармошке быстро, малый растяг Хоть моя гармонь с ладонь тонким голосом Если вырасту немножко медленно, широкие движения Подрастет моя гармонь. низким голосом 2. Бубен Если в бубен бьет медведь хлопки Бубну как не зареветь в ладоши А комар забьет в него стучат пальчики Не услышишь ничего. большой и указательный 3. Суслик Суслик заплясал у норки руки на поясе, топают ногами Песню солнышку запел руки вверх На сопилке заиграл игра флейты Захотелось даже Зайке игра на балалайке Поиграть на балалайке. Заиграл и в тот же час руки на пояс Все пустились сразу в пляс. выставляют пятки Пальчиковая гимнастика Вот как пальчики шагают И мизинец, и большой, Указательный и средний. Безымянный – вот какой. Вот как пляшут наши ручки, Веселятся и шалят. Вот как пляшут наши ручки Наши ручки у ребят.

Считаем пальчики 1, 2, 3, 4, 5. (выброс пальчиков по очереди) Будем пальчики считать. Все они умелые. Дружные и смелые. 1, 2, 3, 4, 5. На другой руке опять Будем пальчики считать, (то же) 1, 2, 3, 4, 5. (показ пальцев) Вышел пальчик погулять. Только вышел из ворот Как другой к нему идет. Вместе весело идти. Видят – домик впереди (сделать из рук) Тук, тук, тук - Выходи к вам третий друг, (палец выглядывает) Гном Кто живет под потолком? Гном. У него есть борода? Да. А манишка и жилет? Нет. И давно он там живет? год. Кто с ним утром кофе пьет? Кот. Кто с ним бегает вдоль крыш? Мышь. Как же гномика зовут? круг. Он капризничает, да? Никогда.

«Была лужа и нет ее». Это упражнение имеет и воспитательное значение. Переносить губкой воду в емкость. «Открой и закрой». Предложить много баночек разной емкости с разными крышками. Предложить раскрыть их и потом закрыть, правильно подобрать крышки к емкостям. « Смети но не просыпь». Щеткой сметать со стола на совок, не уронив ничего на пол. «Ну ка вылови» выловить из воды предмет ложкой. «Готовим лекарство». Дать возможность растворить в воде вещества которые окрашивают воду. Шершавые буквы. Это пособие можно использовать и на ощупь. чтоб ребенок отгадал букву либо цифру. Подобрать лоскутки ткани к платью. Сортировка орехов, ракушек, геометрических форм. Составление разрезных картинок.

Используемая литература: Безруких М.М. Филипова Т.А. Тренируем пальчики.Дрофа 2000 г. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи.Под редакцией С.С. Ляпидевского и В.И Селиверстова.Просвещение 1968 г. Гаврина С.Е. и В.И. Кутявина Н.П. Развиваем руки –чтоб учиться и писать и красиво рисовать.Ярославль, Академия развития 1997 г. Галкина В.Б. Хомутова Н.Ю. использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при коррекции нарушений речи.Дефектология 1999 г.с Кольцова М.М. Пальчиковый игротреннинг Спб 1998 г. Лурия А.Р. О генезисе произвольных движений Вопросы психологии Мальцева И.В. Упражнения для пальчиков М.Карапуз 2000 г. Синицына Е.Умные пальчики М лист 1999 г. Ткаченко Т.А. если дошкольник плохо говорит. Спб 1997 г. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь Спб 1996 г. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние спец.физических упражнений на эффективность формирования графических навыков. метод. пособие Спб Детство 1999 г.

Ссылки на сайты: shtml danilova.rudanilova.rupublication/devel_ruk10.htmpublication/devel_ruk10. htm zhirafik.ruzhirafik.rucontentcontent aupam.narod.ruaupam.narod.rupages/deti…materialih/page_02. htmpages/deti…materialih/page_02. htm u4isna5.ruu4isna5.ruindex.php/stati/26-…index.php/stati/26-… russisch.info/txt/logo/g2.html

Совершенствование моторики, развитие конструктивной деятельности, следовательно происходит развитие всех психических функций. Работа по развитию мелкой моторики способствует речевому развитию, что в конечном счете позволит успешнее подготовить детей к школе.

Один мудрец сказал: Ребенок это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который нужно зажечь.