Нарушение зрения Тифлопсихология и тифлопедагогика Луи Брайль (Braille) (1809 1852), французский тифлопедагог. Ослеп в 3-летнем возрасте. В 1829 разработал.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Особенности психического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Любовь Павловна Галахова, педагог-психолог, КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная.
Advertisements

Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП Лихопуд Ирина Владимировна, учитель-дефектолог ГБОУ Центр диагностики и консультирования Краснодарского.
Особенности детей с нарушениями ОДА.
НАРУШЕНИЕ ОПОРНО - ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ Предмет: Анатомия и физиология человека. Презентацию подготовила: студентка группы 4 КПб-11 Нетужилова.
Социально-педагогические аспекты работы с детьми с ОВЗ Яговкина Л.С., доцент кафедры психологии и здоровьесбережения.
Аномалии развития в связи с недостаточностью зрения Подготовили : студенты 4 курса Психолого - педагогического факультета Воробьева Татьяна и Азизова Гюльнара.
Методика коррекции двигательных нарушений глухих детей младшего школьного возраста.
Презентация к уроку по физкультуре на тему: Психолого-педагогическая характеристика лиц с нарушением слуха
Готовность детей к обучению в школе. ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ: когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют ввиду такой уровень физического,
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа- детский сад 1» г.Черемхово Психологические.
Реабилитация детей с ДЦП Выполнила: Алиева А.. План: План: - - Причины ДЦП - - Классификация ДЦП - - Клиника - - Лечение, реабилитация.
ПЛАН Обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Виды двигательных нарушений Причины нарушений опорно-двигательного аппарата Справочная.
Левая лобная доля отвечает за качества, определяющие личность человека : внимание, абстрактное мышление, стремление к инициативе, способность к решению.
Нарушение деятельности нервной системы и их предупреждения.
Уильям Джон Литтль ( ), британский ортопед, впервые установивший причинную связь между осложнениями при родах и нарушениями умственного и физического.
Классификация афазии. Афазии – это: нарушение уже сформировавшейся речи, возникающее при локальных поражениях коры (и «ближайшей подкорки» по выражению.
Готовность детей к обучению в школе «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему.
«Трудности при овладении чтением учащимися и пути их преодоления» Семинар-практикум для родителей.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение 89 «Крепыш» Рекомендации тифлопедагога по организации логопедической работы с детьми, имеющими нарушения.
Региональная стажировочная площадка « Организация деятельности муниципальной психолого - медико - педагогической комиссии » Руководитель территориальной.
Транксрипт:

Нарушение зрения Тифлопсихология и тифлопедагогика Луи Брайль (Braille) ( ), французский тифлопедагог. Ослеп в 3-летнем возрасте. В 1829 разработал используемый до настоящего времени во всём мире рельефно-точечный шрифт слепых И.А.Соколянский, О. И. Скороходова, А. И. Мещеряков, Л.И.Солнцева

Слабовидение- это значительное снижение остроты зрения, при котором центральное зрение на лучше видящем глазу находится в пределах 0,05- 0,4 при использовании оптической коррекции. К слабовидящим относят и тех детей, острота зрения которых может быть и более высокой, если при этом глазное заболевание прогрессирует. Патология зрительного восприятия - снижение остроты зрения, сужение поля зрения, нарушения цвета и цветоразличения Особенности остаточного зрения характеризуются - разнообразием проявления нарушений зрительных функций; - изменчивостью и неустойчивостью состояния зрительных функций и их параметров; - повышенной, быстрой утомляемостью зрения

экспериментально доказано, что утраченные зрительные функций замещаются большей частью деятельностью тактильного и кинестетического анализаторов Особенности ориентировочной деятельности Особенности представлений (фрагментарность, схематизм, низкий уровень обобщенности и вербализм) Фрагментарность – отсутствие существенных деталей. Вербализм - нарушение соотношения чувственного и понятийного в образе в сторону преобладания последнего или полное отсутствие чувственных элементов в словесном описании объекта

Психологические особенности Особенности памяти (начало, неосмысленность) Особенности мышления (формальность и вербализм) Особенности воображения (снижение уровня оригинальности, неустойчивость замысла Особенности внимания (типичные для состояния внимания позы и сокращения мышц лица - нахмуривание бровей, наморщивание лба, фиксация взгляда, поворот к объекту, на который направлено внимание, и т.п. - отсутствуют или проявляются в очень ослабленном виде. Для слепого в состоянии внимания характерны маскообразное выражение лица и такое фиксированное положение головы и тела, которое способствует наиболее отчетливому слуховому восприятию). Особенности речи (вербализм, монотонность) Особенности эмоц.сферы (эстетические чувства) Особенности личности (эгоцентричность, эгоизм, отсутствие чувства долга и товарищества, отсутствие самостоятельности, нерешительность, внушаемость, упрямство, негативизм, равнодушие к окружающим, душевная черствость, отсутствие любознательности, чувства нового).

Особенности развития понимание своего отличия от нормально видящих сверстников возникает в возрасте 4-5 лет, понимание и переживание своего нарушения в подростковом возрасте, осознание ограничений в выборе профессии, партнера для семейной жизни в юношеском возрасте. глубокое стрессовое состояние возникает при приобретенной слепоте у взрослых. Для лиц, недавно утративших зрение, характерны сниженная самооценка, низкий уровень притязаний и выраженные депрессивные компоненты поведения.

Слуховой анализатор

БИНАУРАЛЬНЫЙ СЛУХ от лат. bini -два + auricula - ухо) - восприятие звуков с помощью обоих ушей и симметричных (правой и левой) частей слуховой системы. Позволяет локализовать источник звука в пространстве за счет детекции различий основных характеристик звуковых сигналов, поступающих на разные уши. Механизмы недостаточно выяснены. Наиболее распространенная гипотеза объясняет способность локализации источника звука при Б. с. разной картиной возбуждения, возникающей либо в результате неодновременности прихода звука на разные уши, либо при одновременном действии звуков разной интенсивности.

Сурдопсихология и сурдопедагогика Боскис Р.М.,Рау Ф.Ф., Зикеев А.Г., Г.Л.Выгодская, Э.И.Леонгард, Г.Л.Зайцева и др.

Двигательный анализатор сложная нейрофизиологическая система, обеспечивающая подготовку и выполнение двигательного акта центральный (корковый) отдел представлен двумя зонами мозговой коры: 1) моторным (двигательным) отделом в передней центральной извилине (прецентральная область) 2) сенсорным (чувствительным, кинестетическим) в задней центральной извилине (постцентральная область), образующими единый функциональный аппарат - сенсомоторную область коры, которая обеспечивает организацию и осуществление моторных актов. Периферический отдел представлен проприоцепторами - чувствительными нервными окончаниями, расположенными в мышечно-суставном аппарате

К категории детей с нарушениями ОДА относят детей, имеющих двигательные нарушения, причинами которых могут быть: а) заболевания нервной системы: детский церебральный паралич; полиомиелит; б) врожденная патология опорно-двигательного аппарата:врожденный вывих бедра; кривошея; деформации стоп; аномалии развития позвоночника (сколиоз); недоразвитие конечностей; аномалии развития пальцев кисти; артрогрипоз (врожденное уродство). в) приобретенные заболевания и повреждения ОДА: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей; полиартрит (воспаление суставов); заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит – воспаление костного мозга); системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).

Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание центральной нервной системы, которое возникает в результате органического поражения мозга на ранних стадиях внутриутробного развития, родах. В среднем 6 из 1000 новорожденных страдают церебральным параличом (от 5 до 9 в разных регионах страны). В Москве насчитывается около 4 тысяч таких детей

Термин «детский церебральный паралич» впервые в 1893 году ввёл Зигмунд Фрейд. До этого времени заболевание было известно как болезнь Литтля. Вильям Джон Литтль впервые связал возникновение ортопедических паралитических деформаций с тяжёлыми родами, недоношенностью и асфиксией новорождённого.

К.А.Семёнова (1978) Двойная гемиплегия; Спастическая диплегия; Гемипаретическая форма; Гиперкинетическая форма; Атонически-астатическая форма.

Формы ДЦП Двойная гемиплегия – самая тяжёлая форма ДЦП, т.к. имеет место тетраплегия и двигательные возможности практически отсутствуют Спастическия диплегия–это самая распространённая форма ДЦП (60%), известная под названием синдрома Литтля. У детей со спастической диплегией имеет место тетрапарез, при котором в большей степени поражаются нижние конечности, чем верхние

Формы ДЦП Гемипаретическая форма– характеризуется поражением одноимённых руки и ноги. В 80% случаев развивается у ребёнка в ранний постнатальный период, когда из- за травм, инфекций, поражаются пирамидные пути головного мозга. При данной форме тяжелее поражается верхняя конечность.

Формы ДЦП Гиперкинетическая форма–в неврологическом статусе у этих больных наблюдаются гиперкинезы (насильственные движения). Атонически-астатическая форма – встречается значительно реже других форм, характеризуется парезами, низким тонусом мышц, нарушением координации движений.

Личностные особенности Низкий уровень притязаний Завышенная самооценка по здоровью Мотив подчинения взрослому Истерические черты Склонность к навязчивым образованиям (мысли, действия) Депрессивные состояния

Навязчивые состояния (называемые также ананкастными реакциями) широко распространены. Как временное явление они наблюдаются у большинства здоровых подростков и взрослых. Часто встречается также психастеническая психопатия - состояние, при котором склонность к навязчивому повторению мыслей и действий является чертой характера. Кроме того, 2-3% взрослых страдают неврозом навязчивых состояний.