Компетентностный подход учителя на уроках и внеклассных мероприятиях в условиях перехода на ФГОС» Самигуллина А.Х. учитель истории и обществознания высшей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Зиновьева Татьяна Владимировна учитель истории и обществознания МАОУ «Физико- математический лицей 38 г. Ульяновска» Развитее познавательного интереса.
Advertisements

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 2 п. Добринка Липецкой области Из опыта работы (на конкурс Учитель.
Кейс-технологии активного обучения Михайлова О.И. учитель истории и обществознания МОУ СОШ 5 с.Журавского.
Формирование общепредметных компетенций на уроках образовательной области «Естествознание» Шахова Т.Н., учитель химии Шовкопляс И.В., учитель физики.
Учебно – познавательные компетенции. "Задача обучения заключается не в том, чтобы сделать человека умнее, но в том, чтобы сделать его ум культурнее. Развитой.
Педагогическая рефлексия. Учебно-познавательные компетенции ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; организовывать планирование,
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Компетентностный подход в обучении и воспитании. Апрель 2009 года.
Развитие познавательных компетенций у обучаемых на уроках обществознания Автор: Пальцев В.Н. – преподаватель общественных дисциплин ГБОУ СПО МО КПК 2 0.
Педагогический совет «Учебно-познавательная деятельность: пути и средства ее формирования» 17 февраля 2012 г.
Гусева Е. И., учитель химии и биологии МКОУ « Боровская СОШ »
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Формирование ключевых компетенций учащихся Районный семинар – практикум для учителей физики Ст. Курская МОУ СОШ г.
«Развитие критического мышления учащихся на уроках…….
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Формирование ключевых компетенций как одно из направлений компетентностного подхода в образовательном учреждении 2014 г.
НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ.
Формирование базовых умений и компетенций на уроках математики.
Ключевые компетенции Компетенция - круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Компетенция - это способность успешно отвечать на.
Постановка учебной задачи на уроке Хвоинская В.А., МБОУ СОШ 13, г. Сургут.
Транксрипт:

Компетентностный подход учителя на уроках и внеклассных мероприятиях в условиях перехода на ФГОС» Самигуллина А.Х. учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории год

Компетентность - от лат. - competens – осведомлённость, обладание познаниями и опытом в определенной области деятельности, способность применять знания и навыки.

Компетентность - (competence) фундаментальные способности (подразумеваемое знание и т.д.), проявляемые социальными факторами, являющимися "квалифицированными" участниками ("членами") социальных контекстов.

Необходимо знать методы обучения, для того, чтобы полученные в процессе обучения знания использовались в повседневной жизни человека Компетентность как высший уровень образованности

Компетентностный подход Совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов

« Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, к отупляющей, никому не нужной, вредной для здоровья и для умственного развития зубрёжке… Хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире. Наблюдать, думать, рассуждать, переживать радость труда и гордиться созданным, творить красоту и радость для людей и находить в этом творении счастье» В..А. СУХОМЛИНСКИЙ

Учебно-познавательная компетенция Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Хуторский Андрей Викторович

Познавательные процессы это совокупность всех познавательных функций индивида: восприятие, внимание, мышление, память, речь, воображение.

Деятельностные формы учебно-познавательных компетенций - ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; - организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; - задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; - ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы; - выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации); - иметь опыт восприятия картины мира.

Современные технологии для формирования учебно-познавательных компетенций технология проблемного и проектного обучения; Исследовательская деятельность развития критического мышления; Кейс-технологии; игровые; обучения в глобальном информационном сообществе и другие.

Виды учебно-познавательной деятельности Наблюдение Эксперимент Работа с книгой Систематизация знаний Решение познавательных задач (проблем) Построение графиков

Урок «Деньги. Функции денег» МОТИВАЦИЯ: Урок начинается с выражения сочувствия к детям, что они устали. Почему бы им не пойти домой? Родители будут ругать! Это же не справедливо! Наверное, они сейчас телевизор смотрят, а вас заставляют учиться! А зачем они ходят на работу? Их, наверное, тоже родители заставляют? Деньги? Это же просто бумага! Зачем они нужны. Задачная формулировка : Представить себя на месте родителей и показать зачем они работают. Для чего нужны деньги. Какую функцию они несут. Высказать свои соображения. Источник – социальный опыт Инструмент проверки Речевая грамотность Использование терминов в соответствии темы Использование примеров из жизни. Наличие собственной точки зрения по теме ответа

«Написание СИНКВЕЙНА» В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Написание синквейна это рефлексивное осмысление накопленной информации, форма свободного творчества по определенным правилам. Методика синквейна позволяет сформировать четкое представление об определенном понятии, сформулировать свое отношение к нему.

СИНКВЕЙН 1 строка: Тема одним словом (обычно существительное) 2 строка: Описание темы (два прилагательных) 3 строка: Описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия) 4 строка: Отношение к теме, чувства, эмоции (фраза из четырех слов) 5 строка: Повторение сути темы одним словом (синоним темы).

Проблемное обучение Достоинства: развивает мыслительные способности, вызывает интерес к учению, пробуждает творческие силы. Недостатки: не всегда можно применять из-за характера изучаемого материала, неподготовленности учащихся, квалификации учителя.

В качестве проблемной ситуации на уроке можно применять Проблемные задачи с недостающими, избыточными противоречивыми данными. Различные точки зрения на один и тот же вопрос Противоречия практической деятельности Проблемные задачи с заведомо допущенными ошибками Поиск истины (способа, приёма, правила решения) Пути подведения учащихся к проблемной ситуации Побуждающий диалог, «экскаватор», который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т. е. помогает формулировать учебную задачу Подводящий диалог - логически выстроенная цепочка заданий и вопросов. Применение мотивирующих приёмов «Яркое пятно» -сообщение интригующего материала(исторических фактов, легенд и т.п.), демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность), и др.

Кластер Педагогический метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие). Прием кластеров предполагает: - оценку прочитанного текста с точки зрения возможности выделения в нем больших и малых смысловых единиц, - выделение смысловых блоков и более мелких единиц, графическое установление связей между ними, - осмысление полученной графической систематизации текста (оценка полноты, обоснованности темы, определение вопросов, вызывающих сомнение, требующих более аргументированного изложения и т.д.), - умение презентовать свою графическую схему текста.

Урок «Формы государства» Мотивация: предлагается тема урока оформленная в виде модели Солнечной системы: звезда в центре – это наша тема, вокруг нее планеты – основные характеристики (смысловые блоки) темы. Задача: после чтения текста дополнить каждую планету – спутниками, раскрывающими смысл данных понятий Инструмент проверки: 1) полнота раскрытия темы; 2) дизайн; 3) участие каждого члена группы; 4) защита кластера; 5) умение отвечать на вопросы.

Форма государства Территориальное устройство государства Форма правления Политический режим Кластер на тему «Формы государства» ( первый урок)

Территориальное устройство государства ( второй урок) Форма государства Территориаль ное устройство государства Форма правления Политический режим Федерация Конфеде рация Унитаризм

«Политический режим» ( третий урок) Форма государства Территориаль ное устройство государства Форма правления Политический режим Федерация Конфеде рация Унитаризм Демократи ческий Недемократи ческий Фашизм Авторита ризм Нацизм Тотали таризм

«Форма правления» ( четвёртый урок) Форма государства Территориаль ное устройство государства Форма правления Политический режим Федерация Конфеде рация Унитаризм Демократи ческий Недемократи ческий Фашизм Авторита ризм Нацизм Тотали таризм Монархия Респуб лика Президент ская Смешан ная Парламент ская Консти туцион ная Дуалис тическая Абсолют ная

Работа с кейсом Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений. Одной из важнейших характеристик кейс- метода является умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу.

Ряд шагов для создания кейса. 1. Определение темы и вопросы исследования. 2. Выбор объекта исследования «конкретной ситуации» 3. Определение контекста 4. Планирование кейс-исследования, проведение сбора материала и анализа материала. 5. Поиск решений, обсуждение возможных сценариев дальнейшего развитию ситуации. 6. Описание и редактирование кейса. 7. Формирование вопроса для дальнейшего обсуждения ситуации.

Компитентностно- ориентированное задание Мотивация: «Оксану не захотели принять в 10-й класс родной школы, потому что 9-й класс она окончила с пятью тройками. А это для престижного лицея, в который за время её учебы превратилась школа, совсем не подходит. Но Светлана Ивановна, мать девочки, юрист по профессии, так не считала. » Кто прав, решите ситуацию

Вопросы, которые помогут вам найти реальный выход из создавшейся ситуации. Правомерны ли действия администрации школы? Кем конкретно нарушено право (персоналии, орган); Какое право нарушено? На основании каких нормативных документов можно квалифицировать нарушение права? Что можно (нужно) сделать для его восстановления? Кто обязан это сделать? Инструмент проверки: 1. Грамотное оперирование нормами права 2. Умение использовать понятия. 3. Достижение консенсуса