Мифологическое мышление и текст. Сущность и особенности мифологического мышления МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ разновидность мыслительной деятельности, архаическая.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Бессознательное и сознательное в человеке. Выполнила: Крывчун Софья, 322 группа.
Advertisements

Сознание..
МЫШЛЕНИЕ 1. Понятие о мышлении 2. Характеристики мышления 3. Мыслительные операции 4. Виды мышления 5. Теории мышления.
М.Х.Дулати атындағы Тараз мемлекеттік университеті Мышление.
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ: ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1.Социализация личности 2.Основные социальные.
Политическое сознание.
Самопроверка. 1.Человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности определяется понятием: а. гражданин, б. личность, в. индивидуум,
Карл Густав Юнг Выполнила Щербина К.А Группа 122.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
Личность ребенка и урок … Отказавшись от апелляции к мозгу как хранилищу знаний и оснащая ученика способами самостоятельного управления познавательной.
Психология Лекция 2. Психика человека: сущность, структура, функции в жизнедеятельности человека.
Выполнила Игнатович НА, 416 группа. Миф как форма культуры Роль мифа в первобытной культуре Первобытные системы верований Миф как отрицание индивидуальности.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ПОЗНАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДГОТОВИЛА ЗАМ.ЗАВ ПО УВР МДОУ Д/С 31 НИКУЛЬШИНА ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Психические процессы – это отдельные целостные акты отражательно-регуляционной деятельности, подчеркивающие динамические моменты психики.
Проблема определения и классификации психических явлений.
1.Психологическая характеристика внимания. Механизмы внимания. 2.Современные теории внимания. 3.Виды внимания и особенности их проявления.
Познание. Занятие 5. Познавательная деятельность..
Тема 1.3. Виды знаний.. Проверка домашнего задания (темы 1.1 и 1.2)
Транксрипт:

Мифологическое мышление и текст

Сущность и особенности мифологического мышления МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ разновидность мыслительной деятельности, архаическая форма осмысления действительности (Архаика), в котором синкретически соединены первобытные верования, художественное освоение мира, зачатки эмпирических знаний. Архаика Особенности: отсутствует осознание отличия человека от внешней природы; индивидуальное сознание не вычленено из группового; не расчленяются образ и предмет; принципы деятельности не отделены от самой деятельности и т.д. Указанные особенности мышления обнаруживаются в языке. Отсутствуют имена, фиксирующие родовые понятия, но имеется множество слов, обозначающих данный предмет со стороны его разных свойств, на разных стадиях развития, в разных точках пространства, в разных ракурсах восприятия. Одна и та же вещь имеет разные названия, а различным предметам и существам (живым и неживым, животным и растениям, предметам природы и людям и т.д.) приписывается одно имя. Мифологическое мышление проявляется и ныне, причем не только в «отсталых», но и в высокоразвитых культурах.

Сущность и особенности мифологического текста Под мифологическим текстом подразумевается такой текст традиционной культуры, который, во–первых, содержит сведения о демонологических явлениях; во–вторых, содержит установку на достоверность этой информации; в–третьих, реализует эту мифологическую информацию в виде одной из семантических моделей, закрепленных в общественной памяти, и, в четвертых, рассматривается как текст речевого жанра. Особенности: ориентируется на иррациональную сторону психики; смешивает реальность и символику, догадки и факты; содержит элементы пропаганды и др. Для усиления воздействия на психику человека мифологического текста используется: визуальный ряд (видеоряд); аудиальный ряд (звукоряд); аффективный ряд (психоряд).

Функции мифологического текста: Снятие социального стресса; Нагнетание энтузиазма; Разрушение традиционной системы ценностей; Обновление социальной символики; Формирование иррационального отношения к объекту; Возбуждение эмоций и непроизвольных, импульсивных реакций; Выход из сферы действия критического мышления; Отключение самоконтроля; Внушение иррациональных убеждений; Создание и продвижение мифам.

Базовые психические процессы, возбуждаемые мифологическим текстом Синкретическое/паралогическое мышление; Переживание сопричастности; Слияние с коллективным бессознательным; Бесконтрольные коллективные чувства страха, вины, надежды, отчаяния; Суеверия, рудименты аниматизма, артифициализма, «реализма»; «Мы-образ» и «Я-образ» личности; Рудиментные механизмы табуирования; Дополнительные системы ориентации.

Приемы производства и продвижения мифамы Существуют следующие приемы производства и продвижения мифамы: Предельные обобщения и категорические оценки, возводящие ситуацию в ранг глобальной катастрофы, перед лицом которой индивид ощущает бессилие и склоняется к погружению в коллективное бессознательное; Критика «Мы-образа» аудитории и «Я-образа» реципиента для подавления психического сопротивления и самостоятельной интеллектуальной активности; Формирование образа «Рыцаря надежды»: гений, вождь, светлые силы, т.е. абсолютный субъект, единственный способный преодолеть катастрофу; Формирование образа врага; Нейтрализация идейно-религиозных установок аудитории завуалированным кощунством; Аппеляция к доинтеллектуальным уровням психики; Цинизм, дозируемый в расчете на дестабилизацию отдельных моральных установок; Ускоренный темпоритм подачи информации; Опора на иррациональную «магию слова», смешивающую название и реальность (лютая любовь),вопрос и ответ (Нам сербы дороже собственных детей?) и т.д.

Примеры подкрепления мифологического текста аудиальным, визуальным и аффективным рядами эпизода видеорядаудиорядпсихоряд 1 Кадр из старого фильма: знаменитая красавица на качелях. Звезда нашего кинематографа влюбилась в югославского лидера Иосипа Браз Тито. А потом отсидела за эту любовь в сталинском лагере. Намек на роковую способность сербов, приносить несчастье тем, кто их любит. 2 Вагоны-теплушки с заключенными. Похоже, России уготована та же судьба. Уподобление «мы» (страна, славяне, коллективное чувство общности) женщине, на репутацию которой брошена тень. 3 Российские десантники марширующие под песню. Крупным планом поющие молодые люди в голубых беретах и тельняшках. …А чтобы мало не показалось, готовы бросить в эту мясорубку наших детей. (Фоном строевая песня «Как ромашки плывут по реке») Оформление ужасающего символа современного жертвоприношения, во взаимодействии наглядного образа, логического вывода и апелляции к коллективному бессознательному.

Спасибо за внимание!