Интеграция предмета «Самопознание» и других дисциплин Идрисова И.С., учитель самопознания КГУ «СОШ 17» г. Экибастуз Павлодарская область.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Родительское собрание Подготовила Ким Т.В. учитель самопознания Тасты – Талдинская СШ « Общечеловеческие ценности- основа семейного воспитания »
Advertisements

Актуальность В настоящее время одним из критериев выпускника школы является высокий уровень знаний, включающий в себя достаточную базу для продолжения.
Всё, что прекрасно – нравственно. Г. Флобер. Ответьте письменно, продолжив следующие строки: Неповторимый человек… Во мне меня радует то, что… Когда я.
Семейный клуб «ЛЕПОТА» Родительская школа. «Как совершенны вы были, когда были ребенком! Детям ничего не надо делать, чтобы быть совершенными. Дети полны.
Мудрость родительской любви «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их». (В.А. Сухомлинский)
«Когда исчезнет любовь, перестанет существовать человечество».
Цель: 1.Ознакомить учащихся с общечеловеческими ценностями; 2.Воспитывать доброжелательность, умение видеть красоту в простом и обыденном, умение дарить.
Какое счастье – быть полезным людям, учить Его Величество – Народ! УЧИТЕЛЬ ОБЖ МБОУ СОШ 32.
Предмет : Основы православной культуры. Презентацию составила Вильде Е. Е Учитель искусства и ОПК МОБУ СОШ 7 г. Сочи учебный год.
Роль интегрированных уроков в обучении английскому языку Выполнила: Оревкова Наталия Юрьевна учитель английского языка МБОУ СОШ 63 Новосибирск, 2011.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ Роль моего предмета в будущей жизни ученика.
Русские религиозные философы «серебряного века». Николай Онуфриевич Лосский ( )
Мир цветов и насекомых. Цель тематической недели: формировать и расширять элементарные представления детей о насекомых и цветущих растениях, об особенностях.
Сфера духовной культуры Цель урока – освоить понятия: душа, дух духовность, духовная жизнь, духовная культура, культура. уметь – характеризовать духовную.
И.о. заведующего : М.С. Арсеньева Старший воспитатель: Е.А. Матвеева.
Подготовила: учитель географии Вагулинской средней школы Вяткина Е.С.
Селиванов а И.В. Селиванов а И.В. учитель биологии МОУ Фруктовская СОШ.
Русские религиозные философы «серебряного века». Николай Онуфриевич Лосский ( )
Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь.
Подготовила учитель русского языка и литературы Иванченко Н.В.
Транксрипт:

Интеграция предмета «Самопознание» и других дисциплин Идрисова И.С., учитель самопознания КГУ «СОШ 17» г. Экибастуз Павлодарская область

ИНТЕГРАЦИЯ (лат. integratio - восстановление, восполнение, от integer - целый), 1) понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. 2) Процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации. (Большой Энциклопедический словарь) Объединение в единое целое отдельных частей (Современный толковый словарь рус. языка Т.Ф.Ефремовой) 1. Действие по глаг. интегрировать (мат.). 2. Объединение в целое каких-н. частей или элементов в процессе развития (науч.). (Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова)

Цель интегрированного обучения: 1. Создание оптимальных условий для развития мышления учащихся в процессе обучения, на основе интеграции разных предметов. 2. Преодоление некоторых противоречий процесса обучения. 3. Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках.

Преимущества интеграции на уроке мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве; развитие творческого потенциала учащихся; побуждение к осмыслению и нахождению причинно- следственных связей; развитие логики, мышления, внимания, памяти, коммуникативных способностей; совершенствование умений сравнивать, обобщать, делать выводы; поддержание внимания учеников на высоком уровне; снятие утомляемости, перенапряжения учащихся за счет переключений на разнообразные виды деятельности; повышение познавательного интереса; возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя.

«На рубеже веков мы почему-то вдруг решили, что главная цель воспитания -научить ребенка нажимать кнопки компьютера и сносно болтать по-английски. И вот он уже готов-человек новой формации! А то, что это дитя не умеет отличать добро от зла, понять и разделить боль ближнего, нас, в общем-то, не волнует... …Мне хочется, чтобы дети с малых лет освоили искусство быть всегда здоровыми счастливыми, чтобы учились и росли, обретая мудрость жизни и счастья в служении человечества. Чтобы осознавали, кто они есть, для чего живут и к чему должны стремиться.» С.А.Назарбаева автор проекта нравственно-духовного образования «Самопознание»

Тому, кто не постиг науку добра, всякая наука приносит вред. Величайшее недомыслие - учить наших детей науке о звездах раньше, чем науке об их собственных душевных движениях. Мишель Монтень

внешнее образование внутреннее образование ЖИВЫЕ ЗНАНИЯ + ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ двух аспектов образования ОБРАЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ (образование для ума) НРАВСТВЕННО- ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (образование для сердца)

Отличительные признаки Внешнее образование для ума Внутреннее образование для души 1 внешнее интеллектуальное 1Кто я? 2Книжное знание 2Практическое значение 3Исследует внешний мир, не имея и не опираясь на личный опыт 3Исследуя внутренний мир, невозможно познать не имея личного опыта 4Притягивается к внешнему миру, пробуждает желания 4Выявляет общечеловеческие ценности, скрытые в сердце каждого человека 5Необходимо, для того, чтобы выжить в мире 5Связано с целью жизни 6Развивает интеллект 6Развивает интуицию 7Обращено к уму и телу 7Обращено к сердцу 8Цель внешнего образования- информация 8Цель внутреннего образования - трансформация изменений 9 интернет 9Интернет- внутренняя связь 10Вызывает аллергию 10Дает энергию и смысл жизни 11Что существует в мире?11Зачем все существует? 12Как это устроено?12В чем цель и смысл существования? 13 вычисление 13Интуиция, глубокое размышление, различение 14Неживое, разрозненное, неподвижное знание 14Живое, целостное, любящее знание

«…пустоцветным будет урок, на котором царят факты, решения задач и различные требования, но не заходят в гости добрые эмоции и возвышенные чувства. Трагедия, когда на уроках естествознания нет места «главному естеству» – человеку. Но если учитель, подобно художнику, творчески соединит ум с сердцем, то даже физика может стать живой наукой самопознания…» Ирена Стульпинене «Физика языком сердца»

«…смотрели ли вы в глаза живой стрекозы или богомола? Глаза насекомых переливаются глубиной и красками целого океана, в них действительно отражается вечность и это трудно передать словами. Мир приобретает другое измерение, в нём можно утонуть и ощутить присутствие иной, многомерной галактики… Смогу ли языком своей науки рассказать о красоте Мироздания, смогу ли показать, что в формуле цветка и строении звёзд заложен единый закон, или слова Марины Цветаевой: «...О, мир, пойми, певцу во сне открыты закон звезды и формула цветка»…» Бак В. Ф. «Биология языком сердца»

примеры интегрированного урока математики и самопознания (в начальных классах) 10 деревьев было в саду 8 срубили в прошлом году Ответ я, ребята, никак не найду! Сколько деревьев было в саду? Чтоб тут найти ответ, Их считать не надо, Коль восьми деревьев нет, Значит, нет и сада. Почему нет сада? - Что должны делать люди, украшая свою землю? Мама шла домой из магазина. В руках у неё были две сумки общим весом 8 кг. Даулет помог ей донести одну сумку, которая была тяжелее другой. Сколько весила эта сумка, если ноша мамы, благодаря сыну, облегчилась в 4 раза? - Как поступил сын? - Какие чувства вызывает у вас этот поступок? - Приходилось ли вам помогать своим родным?

пример интегрированного урока географии (естествознания) и самопознания Ночь и день- часть природы: подобно им в человеческой жизни радость и страдание сменяют друг друга. Как бы ни была длинна ночь, она обязательно закончится, точно также и в жизни, как бы нам ни было плохо - это обязательно закончится, и надо помнить о том, что утро обязательно наступит. Как говорили древние мудрецы: «все проходит, и это пройдет».

Интеграция предмета биологии и самопознания Пчелы и мухи. Будьте подобны пчелам, которые собирают везде нектар, а не мухам, которые ищут нечистоты. Ищите хорошую компанию, учитесь видеть во всем хорошее. Где бы вы ни были, ищите общества мудрых, благоразумных людей, учитесь извлекать урок из всего, что вас окружает. Избегайте плохой компании и плохих разговоров.

Пример интеграции предмета физики и самопознания Свет и тень. Когда идем к свету, то тень позади нас. Чем больше света, тем меньше тень. Когда идем от света, то тень идет впереди нас. Свет – это общечеловеческие ценности в нас, тень – это наши негативные качества. Тень это отсутствие света. Там где есть свет, тени нет Равновесие Мы должны вести уравновешенную жизнь и избегать крайностей Р=mgh Р - потенциальная энергия, m – масса тела, h – подъём тела над нулевым уровнем. Чем выше поднялся человек над земным, материальным уровнем, тем выше его потенциальная, творческая энергия.

Интеграция уроков самопознания, музыки, ИЗО 6 класс Тема: Мир как чудо Творческое задание «Рисуем музыку» ( Звучат 7 мелодий разного жанра) 1. Что вы представляете, когда слышите музыку? 2. Какие цвета возникают в вашей фантазии? 3. К какому стилю или жанру относится эта музыка? 4. Какие чувства и эмоции вы испытываете? Сказка «Царство красок » Вы хотели бы жить в этом царстве? Почему? А как вы думаете можно обойтись без красок? Почему? - Давайте вернем яркие краски этому сказочному государству. Коллажи на тему «Мир как чудо» Интеграция урока самопознания и русской литературы Тема урока: «Любви прекрасные мгновенья в творчестве М.Ю.Лермонтова» Я не хочу, чтоб свет узнал Мою таинственную повесть; Как я любил, как я страдал, Тому судья лишь Бог да совесть. В чём заключается значение слова «любовь»? - Почему любовь относится к духовным ценностям? - Как влияет это чувство на человека? - Какие ассоциации возникают у вас, когда я произношу это слово? - Объясните смысл выражения «любви прекрасные мгновенья»

Цитаты – один из методов интеграции самопознания и любой школьной дисциплине. Они помогают учащимся настроиться на хороший лад, воспитывают познавательный интерес к изучаемому предмету. «Математика придает мыслям гармонию, порядок и стройность» Н.Г.Чеботарев Исканием тайн дух человека жил В.Я.Брюсов Кто решится утверждать, что мы знаем все, что может быть познано? Г.Галилей Если в слове - начало, то в числе продолжение сознательности Д.И. Менделеев Взять из прошлого огонь, а не пепел Ж.Жорес Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти. О.Бальзак «Математика выявляет порядок, симметрию и определенность, а это важнейшие виды прекрасного» Аристотель «Среди чисел существует такое согласие и совершенство, что надо размышлять дни и ночи над их удивительной закономерностью» Симон Стевин

Список литературы: Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики. Кн.1, 2. – М.: Амрита-Русь, 2012 Назарбаева С.А. Этика жизни – Алматы, * Мукажанова Р.А.,Омарова Г.А. Методика преподавания дисциплины «Самопознание» в школе.Учебно-методическое пособие для учителей.-Алматы:ННПООЦ «Бөбек»,, с. «Самопознание» и другие учебные предметы возможности интеграции содержания и методов обучения. Стульпинене И. Физика языком сердца. ПРИЛОЖЕНИЕ К КУРСУ ФИЗИКИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ ДЛЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, Донецк,2008 г. Бак В. Ф. Биология языком сердца : [приложение к курсу биологии средней школы для духовно-нравственного воспитания] / Лаборатория гуманной педагогики, Артемовск. – Донецк : 2008.