Сложное синтаксическое целое. Языковой анализ текста (к постановке проблемы) Урок русской словесности 9 класс Из опыта работы учителя-методиста Кучеренко.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учитель – Татьяна Михайловна Дронь. По страницам романа «Герой нашего времени»
Advertisements

Придаточные определительные Автор разработки : Милашевская Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы школы29 г. Новороссийска.
Повесть М.Ю.Лермонтова «Бэла». «Странный малый» + - На охоте… все устанут, иззябнут, а ему ничего Сидит у себя в комнате, ветер пахнёт, уверяет, что простудился.
Подготовка к написанию сочинения-рецензии по тексту Ю. Бондарева о Ф.М. Достоевском.
Текст. Признаки текста. Анализ текста. Признаки текста: Смысловая цельность (единая тема) Грамматическая связь предложений.
ОГЭ 2014 год - 9 класс.Часть 3 Сочинение на лингвистическую тему Подготовил преподаватель русского языка и литературы Мальчихина М.В.
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ 1 7 класс. Тема: стили литературного языка Цели: -закрепить понятие о стилях речи; -развивать навыки анализа текста.
Сочинение на лингвистическую тему Задание С2 экзаменационной работы в формате ГИА Автор: Стехова Л.Н., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 21.
Урок развития речи 7 класс Учитель русского языка и литературы Михайлова Наталья Алексеевна ГБОУ школа 578 Приморского района г. Санкт-Петербург.
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее - иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. М. Ю.
Что такое текст? Какие признаки текста вам известны? Что значит говорить и писать на тему? Как связываются предложения в тексте?
Практикум в 9 классе Этап использования приемов сжатия текста ©Лебедева Евгения Игоревна, учитель русского языка и литературы МКОУ Новлянской основной.
Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему (задание С2 ГИА – 9 по русскому языку) По материалам МИОО от
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
Свойства разговорного языка. Автор: Ерина С.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей 3» г.Сарова Нижегородской области
1. Сколько микротем в данном тексте? 1)1 2)2 3)3 4)4.
СОЧИНЕНИЕ ГИА 9 класс. 1. Местоименные слова – слова вторичные, слова - заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без.
Средства связи предложений в тексте. Структурно-смысловые виды связи В структурно-смысловом отношении принято выделять два вида связи предложений: а)
Особенности речевого развития детей 4-5 лет. У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает.
Транксрипт:

Сложное синтаксическое целое. Языковой анализ текста (к постановке проблемы) Урок русской словесности 9 класс Из опыта работы учителя-методиста Кучеренко Н. С.

Язык словесного искусства – это своеобразная система словесно- художественных форм…, их значений и функций и отражающихся в них категорий; в художественной литературе эта система возникает на основе синтеза коммуникативной функции литературного и народно- разговорного языка с функцией выразительной и изобразительной. В. В. Виноградов

Словарно-семантическая работа Текст, тема, основная мысль высказывания, сложное синтаксическое целое (ССЦ), последовательная связь, параллельная связь, приемы построения текста, языковые средства.

Текст – это развернутое высказывание, состоящее из связанных между собой предвложений. В современной лингвистике текст рассматривается как коммуникативная единица, основными признаками которой являются смысловая цельность и связность. Об этом говорит и ССЦ.

Сложное синтаксическое целое – это сочетание нескольких предвложений, которые тесно взаимосвязаны по смыслу и синтаксически. ССЦ – не что иное, как микротекст. Организация микротекста является стабильной, она зависит от содержания, стиля, авторской манеры.

Работа с деформированным текстом 1. Определите, что перед вами: текст или набор предвложений. 2. Попробуйте восстановить текст и записать его в тетрадь. А теперь, в 9-м классе, мы будем говорить (и, возможно, даже спорить) о судьбе пушкинских героев Евгения Онегина и Татьяны Лариной... Пушкин входит в наше сознание с раннего детства, со сказок, которые мы знаем наизусть, не задумываясь о том, что их кто-то сочинил: казалось, что они существовали всегда, что они просто часть нашего мира, а у него нет начала и нет конца. Хотелось бы верить, что Пушкин навсегда останется с вами, потому что он неисчерпаем, как неисчерпаема сама жизнь. А потом в нашей жизни появляются чудесные пушкинские строки о природе, начинают интересовать и волновать его стихи о любви...

План целостного анализа текста 1. Тема, основная мысль микротекста. 2. Стиль и тип речи. 3. Смысловая связь предвложений в ССЦ. 4. Образные средства языка, используемые писателем для выражения своих мыслей. 5. Морфологические средства связи в ССЦ (преобладание каких частей речи вы наблюдаете и какова их смысловая нагрузка). 6. Синтаксический анализ микротекста. 7. Интонация высказывания.

Задания для групповой работы Фрагмент 1. Тема, основная мысль микротекста. Фрагмент 2. Стиль и тип речи. Смысловая связь предвложений. Фрагмент 3. Образные средства языка, используемые писателем для выражения своих мыслей; морфологические средства связи в ССЦ. Фрагмент 4. Синтаксический анализ микротекста. Индивидуальное задание. Синтаксический разбор указанного учителем предложения из восстановленного текста. Фрагмент 5. Орфографический анализ текста (обра-тить внимание на орфограммы, составить словарную работу по тексту, прокомментировать орфограммы). Пример словарной работы: Сознание, с раннего детства, (не)задумываясь, кто-то, чудесные пушкинские строки; Пушкин, интересовать, класс, хотелось бы, навсегда, (не)исчерпаем, жизнь.

«Структурные средства ССЦ» ______________________________________________________________________________ Лексические: Морфологические: Синтаксические: Ритмо- мелодические /интонация/ - повторение - соотнесенность - порядок слов и пред- отдельных слов; видовременных вложений; форм глаголов- - синонимы, в том сказуемых- союзы в присоедини- числе тельном значении; контекстуальные; - частицы; - личные и указа-- употребление обстоя- тельные местоимения;тельств (преимуществен- но места и времени); - местоименные наречия и др. - вводные слова и предложения; - параллелизм построения предвложений; - неполнота отдельных предвложений

Работа с микротекстом Родословная матери моей еще любопытнее. Дед ее был негр, сын владетельного князька. Русский посланник в Константинополе как-то достал его из сераля, где содержался он аманатом, и отослал его Петру Первому вместе с двумя другими арапчатами. Государь крестил маленького Ибрагима в Вильно, в 1707 году, с польской королевою, супругою Августа, и дал ему фамилию Ганнибал. /Каждая группа должна представить свой анализ текста/

Индивидуальная работа Сформулировать вопросы к тексту (5 – 7 вопросов). Дать ответы на них. Составить диалог (6 – 10 реплик) – обмен мнением о тексте – доказательство того, что этот микротекст – ССЦ. /1 – 2 пары/

Обобщение изученного Согласны ли вы, что знание ССЦ внимательному читателю поможет разобраться в прочитанном тексте?

Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха... Да-с, с большими был странностями, и, должно быть, богатый человек: сколько у него было разных дорогих вещиц!..

В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод. Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным; только два русские мужика, стоявшие у дверей кабака против гостиницы, сделали кое-какие замечания, относившиеся, впрочем, более к экипажу, чем к сидевшему в нем.

Один только человек принадлежал нашему обществу, не будучи военным. Ему было около тридцати пяти лет, и мы за то почитали его стариком. Опытность давала ему перед нами многие преимущества; к тому же его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы. Какая-то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя. Некогда он служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти в отставку и поселиться в бедном местечке, где жил он вместе и бедно и расточительно: ходил вечно пешком, в изношенном черном сюртуке, а держал открытый стол для всех офицеров нашего полка.

Узнали ли вы даже в отдельных предложенных отрывках произведения Пушкина по их стилю и строению?

Домашнее задание: выписать сложное предложение с разными видами связи из стихотворения А. С. Пушкина «Памятник» или «К Чаадаеву» и выполнить полный синтаксический разбор выписанного предложения.