Лекция 6. О.С. Борисов Культура арабо- мусульманского мира.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Свет ислама. План: 1. Народ пустынь и городов 2. Мухаммед-основатель новой религии 3. Возникновение ислама.
Advertisements

План-схема параграфа 5 1. Возникновение Ислама Ислам в Средние века Карта стран которые включил в себя Ислам Святилище Мухаммед и Аллах Пять Столпов ислама.
Возникновение ислама УРОК 20 ЗАДАНИЕ Скажите, что вы знаете об исламе?
Ислам Символ ислама Полумесяц, хилал, стал общепринятым символом ислама. Он издавна связан с царской властью и, кроме того, напоминает мусульманам о лунном.
Жизнь пророка Мухаммада. Мухаммад – основатель ислама Основатель ислама житель Мекки Мухаммад шести лет остался сиротой; о нем заботились родственники,
Религия Ислам.География
ИСЛАМ Аравийский полуостров начало VII в. Арабские племена Мекка Ясриб (Медина) Курейшиты Аллах (аль-Илах) 2.
Пророк Мухаммад – основатель ислама. ИСЛАМ – ЭТО МИРОВАЯ РЕЛИГИЯ, КОТОРУЮ ИСПОВЕДУЮТ 1МИЛЛИАРД 500 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК ВО ВСЁМ МИРЕ. ИСЛАМ – В ПЕРЕВОДЕ С АРАБСКОГО.
РОЖДЕНИЕ ИСЛАМА. ПЛАН УРОКА 1.Арабское общество. 2.Возникновение ислама. 3.Коран.
Презентация по истории на тему «свет ислама» 6 класс. Подготовила Кривоносова А.
РАСПОЛОЖИ В ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СОБЫТИЯ ЯВЛЕНИЕ ДЖИБРИЛА МУХАММАДУ СМЕРТЬ ХАДИДЖИ И АБУ-ТАЛИБА НАЧАЛО ПРОПОВЕДИ МУХАММАДА ПЕРЕСЕЛЕНИЕ МУСУЛЬМАН В ЯСРИБ.
Религия – это вера во что-то более великое, чем отдельный человек. Это может быть вера в одного Бога, или в нескольких богов. Для некоторых людей религия.
Презентацию подготовила учительница начальных классов Кзыл-Чишминской ООШ Батыревского района Чувашской Республики Салахутдинова Зехре Кадировна Урок 3.
Зарождение и распространение ислама. Вопросы 1. Явление пророка. 2. Мир ислама. 3. Арабский халифат. 4. Завоевательные походы арабов. 5. Управление халифатом.
Культура и искусство Арабского Востока. В художественной культуре человечества одно из важнейших мест принадлежит арабо- мусульманской культуре, которая.
Средние века. Цель: Цель: охарактеризовать переходный этап от Древнего мира к Средневековью, выявить роль варварских племен в гибели Римской цивилизации,
Возникновение ислама.. Арабы издавна жили на Аравийском полуострове (Юго-Западная Азия) 1.Сухие степи. 2.Безводные пустыни. 3.Сухой и жаркий климат. 4.Редко.
Ислам
ИСЛАМ
Догматика ислама. 1 Основные догматы ислама 2 Пять «столпов веры» ислама.
Транксрипт:

Лекция 6. О.С. Борисов Культура арабо- мусульманского мира

1. Джахилийа 2. Мекканский период 3. Мединский период 4. Исламизация и арабизация

Этот период мусульманская традиция называет временем невежества и грубости. Джахилийа – собственно доисламская эпоха, языческий период арабо-мусульманской культуры. 1. Джахилийа Общаясь с греко-римским, а потом и византийским миром, арабы познакомились с иудаизмом и христианством, распространившимся на полуострове во II – V вв. Тогда же полуостров оказывается в центре ирано-византийского противостояния. Торговля и города приходят в упадок. Подъем в Аравии происходит вместе с зарождением новой веры – ислама – в конце VII в., история возникновения которого связана с важнейшими событиями в жизни его основателя – МУХАММАДА ибн Абдаллаха.

2. Мекканский период 570 год входит в историю, как год рождения новой религиозно-политической силы, впоследствии объединившей народы Востока и покончившей с вековечной распрей греческого и персидского владычеств разрушением их обоих. Мекка

Не столь важно, было в действительности или нет, мистическое стечение обстоятельств в одной узловой точке истории, о котором повествует легенда чудесного рождения, важно другое, а именно культурно- исторический смысл данной легенды, в которой удостоверяется как предопределенный факт пророческой миссии Мухаммада (570 ? – 632). Общий догмат иудеев и христиан о единобожии способствовал кристаллизации монотеистической идеи у Мухаммада. Страница Корана Мухаммад

Будущее избранничество Мухаммада подготавливалось цепью различных событий, в том числе и тем, когда он вместе с сородичами занимался перестройкой святилища КААБЫ: вынимал священный Черный камень, а потом собственноручно водружал его на прежнее место. Кааба Черный камень Каабы, символ поклонения Аллаху

В 610 г., предаваясь ночным бдения в пещере горы Хира близ Мекки, Мухаммаду нисходит откровение. Он увидел на краю неба свет, и ангел окликнул его трижды: «Читай!», вручая свиток священного Корана. Глас небесный обращался прямо к нему: «О Мухаммад! Ты – посланник Аллаха, а я – Джибрил». Мухаммад поведал близким о случившемся, о всемогуществе господнем, о наступлении судного дня; призвал подчиниться его воле, т.е. стать МУСУЛЬМАНИНОМ, очиститься от грехов и творить добрые дела. Эта ночь первого Откровения получила название Лайлат ал-Кадр – ночь решения судьбы, могущества и славы, которую отмечает мусульманский мир 27 числа месяца рамадана.

Ангел Гавриил и пророк Моисей Слова МУХАММАДА были восприняты домашними, признавшими в нем пророка. И первая община насчитывала около 50 человек, в их числе были: Хадиджа, она первая приняла ИСЛАМ, двоюродный брат АЛИ (маленький сын Абу Талиба), приемный сын пророка Зайд; присоединился мекканский купец АБУ БАКР, за ним Осман и др., преимущественно родные и близкие. Он научил их молиться, как его самого научил Джибрил..

Собрания проходили в доме Мухаммада, потом были перенесены в дом ал-Аркама, одного из подвижников пророка. Постепенно новая вера начала принимать гласный характер, и через несколько лет со склона горы ас-Сафа Мухаммад обратился к мекканцам с первой открытой проповедью. Объявив себя Посланником Божьим, он призвал к почитанию Единого Бога – АЛЛАХА, ар-Рахмана (Милостивого), ар-Рахима (Милосердного). Это были первые из Прекрасных имен бога (всего их 99). Добавление к ним слова абд («раб», служитель) составило основную часть мусульманского словаря имен. Гости музея

Но вскоре влиятельная верхушка курайшитов почувствовала в общине серьезного соперника, и настороженность язычников – носителей традиционных ценностей, сменилась открытой враждебностью. А когда он объявил, что их общие предки, жившие в эпоху неведения Мухаммадовых пророчеств – джахилийи, за свои грехи пребывают в адском огне, начались преследования верующих. 610 – 620 годы – это время борьбы между традиционным языческим обществом Мекки и исламом. Часть мусульман укрылась в христианской Эфиопии. Сам Мухаммад готов был идти к компромиссу: признать местных богинь дочерьми Аллаха, но вскоре понял, что это положение нарушает закон единобожия. Мекканцы поклялись не иметь ничего общего с родом посланника, хашимитами, не заключать браки, не торговать. Записанную на кожаном свитке клятву поместили в КААБЕ.

Вскоре умерли старейшина хашимитов Абу Талиб, покровитель Мухаммада, и жена пророка Хадиджа. Все это заставило искать поддержки за пределами Мекки. В оазисе Йасриб он и нашел ее, когда 12 представителей племен хаус и хазрадж во время ежегодного сезона традиционного языческого паломничества в Мекку встретились с Мухаммадом и дали ему клятву в верности и помощи. План Каабы. Квадрат из фаянса. Музей Виктории и Альберта. Лондон.

Накануне переселения в Йасриб Мухаммад испытал сильнейшее переживание ал- истра ва-л-мирадж – чудесное Ночное путешествие и вознесение. Он спал возле КААБЫ, когда перед ним предстал ангел Джибрил, держа под уздцы чудесное животное. У крылатого скакуна был человеческий лик, блистающий в темноте. По воле Аллаха он перенес Мухаммада на север, в ал- Халил (Хеврон) к гробнице ИБРАХИМА и в Бейт-Лахм (Вифлеем) к гробнице ДАУДА, а затем – к «отдаленнейшей мечети», т.е. будущей мечети ал-Харм аш-Шариф в Иерусалиме. Мирадж

На горе Мориа Мухаммад возглавил совместную молитву пророков Ибрахима, МУСЫ и ИСЫ. Он внимательно вглядывался в Ису, чтобы не перепутать его с обманщиком Даджжалом, который перед концом света будет выдавать себя за Иисуса. Ангелы рассекли Мухаммаду грудь и очистили его сердце. Потом Мухаммад и Джибрил побывали на каждом из семи ярусов небосклона. Там они встретились с древними пророками, как то: Адам, ЙАХЙА, Иса, ЙУСУФ, ИДРИС, ХАРУН, Муса и Ибрахим. На небесах Мухаммад увидел мировое древо Сидр и небесную Каабу, рай и ад. На горе Мориа Мухаммад возглавил совместную молитву пророков Ибрахима, МУСЫ и ИСЫ. Он внимательно вглядывался в Ису, чтобы не перепутать его с обманщиком Даджжалом, который перед концом света будет выдавать себя за Иисуса. Ангелы рассекли Мухаммаду грудь и очистили его сердце.

МУХАМММАД И ДВА АНГЕЛА после вознесения на небеса. Арабская миниатюра 16 в. Музей турецкого и исламского искусства, Стамбул

Потом Мухаммад и Джибрил побывали на каждом из семи ярусов небосклона. Там они встретились с древними пророками, как то: Адам, ЙАХЙА, Иса, ЙУСУФ, ИДРИС, ХАРУН, Муса и Ибрахим. На небесах Мухаммад увидел мировое древо Сидр и небесную Каабу, рай и ад. Он предстал перед троном Аллаха, но сам не видел его и общался с ним через завесу. Аллах приказал верующим совершать 50 молитв в день, но по просьбе пророка сократил их число до 5. Вернувшись к земной Каабе, пророк обнаружил, что постель его еще не остыла, а из опрокинутого кувшина не успела вытечь вода. Многие толкователи видят в этом путешествии аллегорию единения души с богом. В память о нем отмечается праздник ид аль-мирадж 27 числа месяца раджаб.

26 июля 622 г. считается началом мусульманской эры. Это год переселения Мухаммада из Мекки в Йасриб. Хиджра стала отправной точкой мусульманского летоисчисления по лунному календарю. 622 год от РХ – это первый год хиджры (ГХ). 3. Мединский период Медина

Мединский период знаменуется созданием всех основных предпосылок образа жизни и религии мусульман. Мухаджиры и сансары образовали общину – УММУ, отличительной чертой которой было то, что ее состав определялся не по кровному родству, традиционному для Аравии родо-племенному объединению, а по принадлежности к одному вероучению. Мухаммад – духовный и светский глава общины. Через несколько лет хиджры в состав общины вошло все языческое население Медины. В Медине изменился общественный статус Мухаммада. Из проповедника новой веры он превратился в посланника Аллаха. Астрогеография исламского мира

Иудеи были выселены, а частично истреблены. Это привело к обрядовому размежеванию ислама с родственными единобожными культами. На второй год хиджры Мухаммад переориентировал киблу – направление молитвы, для совершения которой сначала по понятным причинам обращались в сторону Иерусалима. Теперь же кибла указывала в сторону Мекки, туда, где была родина пророка, и из которой он был изгнан. Само по себе это означало, что возвращение предопределено помыслами, подкрепленными молитвой, обращенной к священным местам предков и древней Каабе. Мусульмане построили первую мечеть в пригороде Медины – Куба. Предстоятелем на молитве (ИМАМОМ) в ней был Мухаммад, которого заменяли АБУ БАКР или Омар. Первым муаззином, призывавшем к молитве, стал бывший раб, эфиоп Билал. Но Мухаммад был не только духовным руководителем, но и предводителем воинства, постепенно подчинившего исламу всю Аравию.

На 10 год хиджры (март 632 г.) Мухаммад совершает полное «великое паломничество» в Мекку, вошедшее в историю как « прощальное ». Настало время сделать Мекку главным духовным центром новой религии. Утром 5 дня месяца зу-л-хиджаб Мухаммад вместе с АЛИ ибн Абу Талибом совершил обход Каабы и пробег между холмами ас-Сафа и ал-Марва и накрыл здание святилища покрывалом. Проведя ночь в шатре, пророк семь раз обошел Каабу, затем отправился в долину Мина, где пробыл до заката, а оттуда – к горе Арафат. Своей рукой Мухаммад принес в жертву 36 верблюдов и, знаменуя окончание паломничества, обрил голову. Мекка

После полуденной молитвы он обратился с речью к паломникам, повторяя важнейшие положения ислама: – Жизнь и собственность мусульман неприкосновенны; – Запрещено отдавать и принимать деньги или имущество в рост; – Отменяется кровная месть, и прежние кровные счеты подлежат забвению; – Все мусульмане – братья; – Вставные месяцы в лунный календарь, чтобы привести его в соответствие с солнечным, – грех; – Поклоняться идолам в святых местах – все равно, что поклоняться Шайтану; – Мужья должны заботиться о своих женах и наставлять их.

Как гласит традиция, Мухаммад призвал слушателей не изменять исламу и после его смерти. Все, что делал пророк во время прощального паломничества, легло в основу обряда, соблюдаемого теми, кто совершает ХАДЖЖ к святым местам. Т.о. Мекка становится религиозным центром ислама, запретным для всех «неверных» местом ритуального паломничества мусульман по образцу Мухаммада, который вскоре и умер на 11 год хиджры (8 июля 632 г.). Его могила находится в ограде Мечети Пророка в Медине. С его смертью прекращается непосредственное вмешательство Аллаха в жизнь исламской общины и так заканчивается первый этап эпохи классического ислама. Мечеть пророка в Медине

4. Исламизация и арабизация Арабский халифат (632 – 634). Династия Омейядов (661 – 750). Омейядские халифы продолжили завоевания, начатые их предшественниками. При них исламу покорилась вся Северная Африка, мусульманские отряды через Гибралтар (Гебель ал-Тарик – «скала Тарика», пролив, названный в честь мусульманского полководца) высадились в Испании, вторглись во Францию. На Востоке воины ислама захватили Хорезм, Бухару, Самарканд и др. города Центральной Азии. Утвердились в Армении, Азербайджане, Западной Грузии, совершали набеги на земли хазаров на границах Южной Руси. Исламские крепости строились на Инде и на европейском берегу Атлантики.

В состав Халифата вошли древние развитые культуры – византийская с ее эллинистическим и римским наследием, арамейская, иранская, культуры народов Закавказья, Центральной Азии, Индостана. К началу VIII в. языком делопроизводства становится арабский. При Омейядах народы, вошедшие в исламское государство, приводятся к форме мусульманской культуры. Складываются каноны мусульманского зодчества. В Иерусалиме был возведен позолоченный купол Мечети Скалы (Мусджид ас-Сахра, 691 г.). Вновь была перестроена Мечеть Пророка. Теперь направление на Каабу внутри МЕЧЕТИ стало обозначаться специальной нишей – МИХРАБ, а призыв на молитву (АЗАН) – возглашаться МУЭЗЗИНОМ с башен первых МИНАРЕТОВ. МИХРАБ

Первая благословенная мечеть "Аль-Акса" (Отдаленная) была построена халифом Омаром бен аль Хаттабом (13–23 гг. хиджры / 634–644 гг. н.э.) из династии праведных халифов после исламского завоевания Иерусалима в 15 г. хиджры / 636 г. н.э. При Омейядах было построено новое, нынешнее здание мечети "Аль-Акса".

Мечеть Куббат ас-Сахра в Иерусалиме (Мечеть Омара). 691 Архитектура мечети и ее декор указывает на сильное влияние византийского искусства.

Мечеть Омейядов. Внутренний двор В Дамаске (Дамасский Халифат) Церковь Святого Иоанна стала ядром Мечети Омейядов (705).

Мечеть Омейядов

Минарет аль-Мальвия в Самарре (Ирак) Высота свеше 50 метров Возведен в г Минарет Калян в Бухаре (Узбекистан) Высота 45,6 метров, кирпич Возведен в 1127 г. Минарет Вазир Кхано (Лахор)

Сложились основы мусульманской государственности – военной мощи, управления, налогообложения, денежного обращения, судопроизводства. Развилась исламская наука – теология, которой занимались мусульманские ученые – улама. И хотя ОМАР II стремился примирить династию с хариджитами, сторонниками Али и Абасидами, пришло время новой эпохи. Образец почерка насталик Минарет Калян Бухара, Узбекистан

Багдадский Халифат Аббасидов (750 – 1258). В Багдадском Халифате арабы, кроме потомков Мухаммада, утратили свое исключительное положение в обществе, – их уровняли в правах с прочими мусульманами. Пределы государства больше не расширялись Мечеть ибн Тулуна, 876 –879 гг. Построена Ахмадом ибн Тулуном, наместником Египта во времена правления Аббасидов, эта мечеть является древнейшей не только в Каире, но и во всем Египте.

В центре дворика – каменный фонтан для омовений. В конструкцию включены совершенно уникальные элементы, которые создают неповторимость мечети: это зубцы и амбразуры внешней стены (такого архитектурного решения нет больше ни в одной мечети !), и наружная спиральная лестница, ведущая на минарет, напоминающий знаменитый минарет в г. Самарра в Ираке. Такое сходство не случайно - ведь Ахмад ибн Тулун был родом из Ирака.

Мечеть Ибн Тулуна, Египет, Каир

Большая Пятничная мечеть Кайруана – города «100 шести мечетей» Минарет представляет собой трехэтажную башню высотой 31,5 м и 10 м шириной. В основание башни положены каменные блоки, взятые из развалин классических римских зданий. Минарет, строительство которого проходило с 724 по 728 г., является древнейшим в мире и принадлежит к самым известным шедеврам исламской архитектуры.

Как единый и окончательный текст Коран был установлен, согласно исламской традиции, между 650 и 656 гг. по воле третьего халифа ОСМАНА. В основу канонического текста лег список Зайда. Он возглавил специальную коллегию для составления композиции текста, принцип которой опирается на следующее умозаключение: поскольку Коран – небесная книга, то у нее не должно быть ни начала, ни конца. Коран Структуру книги составляют 114 СУР (глав), отделяющихся друг от друга БАСМАЛОЙ. Главы расположены по мере убывания количества АЙАТ в суре за исключением ФАТИХИ ( Окрывающей главы), являющейся символом веры в исламе. Следующая сура «КОРОВА» – самая протяженная (ее называют «маленьким Кораном»). Суры делятся на мекканские, явленные в Мекке до хиджры, и мединские.

Басмала ("Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного" - вступительные слова, открывающие Коран), выполнена искусным рукописным шрифтом сульс таким образом, что вся фраза написана без отрывания пера от бумаги. Басмала расписана в "цветочном" орнаментальном стиле куфи (вверху) и насх (внизу). В мусанне, двойном стиле каллиграфии, показанной слева, одна половина композиции является зеркальным отображением другой. Басмала, написанная шрифтом сульс справа, исполнена в форме стрхауса. Басмала

Пять столпов веры ШАХАДА – исповедание веры САЛЯТ – молитва ЗАКЯТ – обязательная милостыня САУМ – пост ХАДЖЖ – паломничество Кааба - араб. «куб» - святилище в центре мечети аль-Масджид аль- Харам.

К пяти столпам непосредственно примыкает ДЖИХАД – усилие, прилагаемое в борьбе за веру джихад сердца джихад языка джихад руки джихад меча (газават) Шахада (араб. свидетельство) – исповедание веры, написанное куфическим почерком. Вот ее смысловой перевод: «Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммад – Посланник Аллаха». Куфический почерк

Каллиграфия Рукопись Корана,9- 10 в., куфический шрифт Аллах Мухаммад – посланник Аллаха Аллах Тот, Который научил пером», 96:4 Куфи Дивани

Аллах велик Кто учитель мне – тот господин мне (поговорка) И возвещай о милости Господа твоего, 93:11 Сулс Аллах Поистине, Аллах с терпеливыми, 1:153 Талик Разговор - серебро, а молчание - золото Рика

Поскольку живопись не получила значительного развития, ограничиваясь орнаментом, изобразительное искусство сконцентрировалось на ковровом творчестве, характерными чертами которого стали цветистость и узорчатость. На коврах часто изображали мечети. Ковер с изображением животных (Иран 16 в)

Жерло фонтана в виде льва, 12 в Курильница в форме льва, вв., медь

Тарелка с изображением знаменосца, 10 в Чаша из Ирана, вв.

Тадж Махал в Агре

Мечеть Мухаммада Али в Каире

Голубая Мечеть, Турция, Ночная панорама мечети Ахмедие, Турция

Мечеть Хазратбал, Индия Мечеть Муфти Джами, Феодосия

Современная мечеть в Дахране, Саудовская Аравия Главная Мечеть, о. Лабуан Шах Файсал, Исламабад

Соборная мечеть в Санкт-Петербурге

Меджнун в пустыне. Миниатюра к «Хамсе» Низами Фрагмент

Лев, атакующий быка. Миниатюра к «Калиле и Димне» Фрагмент