РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок развивающего контроля. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль.
Advertisements

Урок развивающего контроля. Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль.
АНАЛИЗ УРОКА системно-деятельностный подход Афанасьева Наталья Владимировна, зав.лабораторией обеспечения реализации ФГОС ООО.
Типология современного урока (ФГОС). Новая типология уроков Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для.
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
Осипченко Ольга Николаевна, учитель начальных классов МБОУ-НОШ 32 Грачёва Ольга Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ-НОШ 32.
Урок развивающего контроля Доклад на педагогическом совете учителя физики и информатики Юрина В.А. р.п. Горьковское
Современный урок в начальной школе Составила Баранова А.Ю. МОУСОШ 21.
1 Мы не учим их; мы создаем условия, в которых они учатся. С. Паперт СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Типология современного урока (ФГОС). Новая типология уроков Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для.
Презентация к уроку по теме: Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Урок в соответствии с ФГОС ООО Типология уроков на основе системно-деятельностного подхода А М. Трещёв, проректор по учебной работе.
Стажировочная площадка «Механизмы реализации ФГОС ООО на основе деятельностного подхода» зам. директора по УВР МБОУ СОШ 24 Н.А.Анфёрова Стажировочная площадка.
Педагогические требования технологичности урока ОНЗ Москва, 2008 г. Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
Дидактическая система деятельностного метода обучения.
Каждый учитель, планируя урок, задумывается… а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть.
Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС.
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Центр системно-деятельностной педагогики «Школа »
СОВРЕМЕННЫЕ ТИПЫ УРОКОВ Умение учиться всю жизнь особенно актуально для младшего школьника и обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных.
Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии с ФГОС.
Транксрипт:

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

СТРУКТУРА И АНАЛИЗ УРОКА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ЗАНЯТИЕ 1

Урок по ФГОС: отличия и особенности

ТЕСТ ЛЮШЕРА

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК – УРОК ПО ФГОС это синтез традиций и новаций это актуальный, важный, практико- ориентированный урок это метапредметный (надпредметный) урок

Главная методическая цель достигается следующими путями. 1. Ход познания – «от учеников»

Главная методическая цель достигается следующими путями. 2. Преобразующий характер деятельности обучающихся

Главная методическая цель достигается следующими путями. 3. Интенсивная самостоятельная деятельность. Учитель создает проблемные ситуации – коллизии.

Главная методическая цель достигается следующими путями. 4. Коллективный поиск Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.

Главная методическая цель достигается следующими путями. 5. Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.

Главная методическая цель достигается следующими путями. 6. Гибкая структура

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию 1) Уроки «открытия» нового знания; 2) Уроки отработки умений и рефлексии; 3) Уроки общеметодологической направленности; 4) Уроки развивающего контроля.

1 тип урока - открытия нового знания (ОНЗ). Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Алгоритм конструирования урока открытия нового знания: 1. Выделить и сформулировать новое знание. 2. Смоделировать способ открытия нового знания. 3. Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания. 4. Определить необходимые ЗУН и способы его повторения. 5. Подобрать упражнения для этапа актуализации, опираясь на перечень необходимых мыслительных операций и ЗУНов.

Алгоритм конструирования урока открытия нового знания: 6. Смоделировать затруднение и способ его фиксации. 7. Смоделировать проблемную ситуацию и диалог. 8. Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон. 9. Определить приемы организации и проведения первичного закрепления. 10. Подобрать задания для этапа повторения по уровням. 11. Провести анализ урока по конспекту. 12. Внести при необходимости коррективы в план конспекта.

1 тип урока - открытия нового знания (ОНЗ). Структура урока открытия нового знания: 1). Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. 2). Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3). Этап выявления места и причины затруднения. 4). Этап построения проекта выхода из затруднения. 5). Этап реализации построенного проекта. 6). Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. 7). Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. 8). Этап включения в систему знаний и повторения. 9). Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

1 тип урока - открытия нового знания (ОНЗ). Подходы к структуре урока открытия нового знания и микро цели этапов: 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель: Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

1 тип урока - открытия нового знания (ОНЗ). Подходы к структуре урока открытия нового знания и микро цели этапов: -создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность «хочу» -актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности «надо» -установить тематические рамки учебной деятельности «могу»

1 тип урока - открытия нового знания (ОНЗ). Подходы к структуре урока открытия нового знания и микро цели этапов: 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

1 тип урока - открытия нового знания (ОНЗ). Подходы к структуре урока открытия нового знания и микро цели этапов: -воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки; -активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) -актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»); -попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания - зафиксировали возникшее затруднение

1 тип урока - открытия нового знания (ОНЗ). Подходы к структуре урока открытия нового знания и микро цели этапов: 3. Выявление места и причины затруднений. Основная цель этапа - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

1 тип урока - открытия нового знания (ОНЗ). Подходы к структуре урока открытия нового знания и микро цели этапов: - проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали; - зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения); - соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения).

1 тип урока - открытия нового знания (ОНЗ). Подходы к структуре урока открытия нового знания и микро цели этапов: 4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство). Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

1 тип урока - открытия нового знания (ОНЗ). Подходы к структуре урока открытия нового знания и микро цели этапов: -коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения -предложили и согласовали тему урока -выбрали способ построения нового знания (как?) - метод уточнения или метод дополнения -выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего?)

1 тип урока - открытия нового знания (ОНЗ). Подходы к структуре урока открытия нового знания и микро цели этапов: 5. Реализация построенного проекта Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

1 тип урока - открытия нового знания (ОНЗ). Подходы к структуре урока открытия нового знания и микро цели этапов: - на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы; - при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.; - применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение; - зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

1 тип урока - открытия нового знания (ОНЗ). Подходы к структуре урока открытия нового знания и микро цели этапов: 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

1 тип урока - открытия нового знания (ОНЗ). Подходы к структуре урока открытия нового знания и микро цели этапов: Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся: - решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия; - при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д.

1 тип урока - открытия нового знания (ОНЗ). Подходы к структуре урока открытия нового знания и микро цели этапов: 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях.

1 тип урока - открытия нового знания (ОНЗ). Подходы к структуре урока открытия нового знания и микро цели этапов: - организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; - организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону; - создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка; - для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.

1 тип урока - открытия нового знания (ОНЗ). Подходы к структуре урока открытия нового знания и микро цели этапов: 8. Включение в систему знаний повторение. Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

1 тип урока - открытия нового знания (ОНЗ). Подходы к структуре урока открытия нового знания и микро цели этапов: - выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний; - доведения его до уровня автоматизированного навыка; - при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса; - повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

1 тип урока - открытия нового знания (ОНЗ). Подходы к структуре урока открытия нового знания и микро цели этапов: 9. Рефлексия УД на уроке Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

1 тип урока - открытия нового знания (ОНЗ). Подходы к структуре урока открытия нового знания и микро цели этапов: - организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке; - учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия; - намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).

2 тип урока: урок отработки умений и рефлексии : 1).Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности. 2).Этап актуализации и пробного учебного действия. 3).Этап локализации индивидуальных затруднений. 4).Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений. 5).Этап реализации построенного проекта. 6).Этап обобщения затруднений во внешней речи. 7).Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. 8).Этап включения в систему знаний и повторения. 9).Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

2 тип урока – урок отработки умений и рефлексии. 1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности. Основной целью мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности.

Отличительной особенностью урока рефлексии является фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании. Для грамотного проведения урока рефлексии необходимо уточнить понятия эталона, образца и эталона для самопроверки. 2 тип урока: урок отработки умений и рефлексии :

2 тип урока – урок отработки умений и рефлексии. Эталон для самоконтроля реализация способа действия, соотнесённая с эталоном. Учащиеся должны научиться пошагово сравнивать свою работу с эталоном при самопроверке. Организация коррекционных действии на основе рефлексивного метода, оформленного в виде алгоритма исправления ошибок. Данный алгоритм должен строиться самими детьми на отдельном уроке. Если уроки рефлексии проводятся системно, то этот алгоритм дети быстро осваивают и уверенно применяют.

2. Этап актуализации и пробного учебного действия. Основной целью является подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. 2 тип урока: урок отработки умений и рефлексии : Структура урока отработки умений и рефлексия, микро цели этапов:

- организовать повторение и знаковую фиксацию способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися, - определений, алгоритмов, свойств и т.д.; - активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.); - организовать мотивирование («хочу» - «надо» - «могу») и выполнение учащимися самостоятельной работы 1 на применение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа; - организовать самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов (без исправления ошибок). 2 тип урока: урок отработки умений и рефлексии : Структура урока отработки умений и рефлексия, микро цели этапов:

3. Этап локализации индивидуальных затруднений. Основной целью этапа локализации индивидуальных затруднений является осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий. 2 тип урока: урок отработки умений и рефлексии : Структура урока отработки умений и рефлексия, микро цели этапов:

- уточнили алгоритм исправления ошибок, который будет использоваться на данном уроке; Далее учащиеся, которые допустили ошибки: - на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место ошибок - место затруднение; - выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы, формулы, правила и т.д.), в которых допущены ошибки, - причину затруднений. 2 тип урока: урок отработки умений и рефлексии : Структура урока отработки умений и рефлексия, микро цели этапов:

В это время учащиеся, которые не выявили ошибок, также выполняют пошаговую проверку своих решений по алгоритму исправления ошибок для исключения ситуации, когда ответ случайно верный, а решение - нет. Если при проверке они находят ошибку, то дальше присоединяются к первой группе - выявляют место и причину затруднения, а если ошибок нет - получают дополнительное задание творческого уровня и далее работают самостоятельно до этапа самопроверки. 2 тип урока: урок отработки умений и рефлексии : Структура урока отработки умений и рефлексия, микро цели этапов:

4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений. Основной целью этапа целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений является постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. Структура урока отработки умений и рефлексия, микро цели этапов:

Для этого необходимо, чтобы учащиеся: - сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (то есть сформулировали, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять); - выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.). Структура урока отработки умений и рефлексия, микро цели этапов:

5. Этап реализации построенного проекта. Основной целью этапа реализации построенного проекта является осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. Структура урока отработки умений и рефлексия, микро цели этапов:

Для реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения в самостоятельной работе, должен: - самостоятельно (случай 1) исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения (случай 2) - с помощью предложенного эталона для самопроверки; - в первом случае - соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки; - далее в обоих случаях выбрать из предложенных или придумать самому задания на те способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки; - решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу). Учащиеся, не допустившие ошибок в самостоятельной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов. Структура урока отработки умений и рефлексия, микро цели этапов:

6. Этап обобщения затруднений во внешней речи. Основная цель закрепление способов действий, вызвавших затруднения. Для реализации этой цели: - организуется обсуждение типовых затруднений; - проговариваются формулировки способов действий, которые вызвали затруднения. Особое внимание здесь следует уделить тем учащимся, у которых возникли затруднения, - лучше, чтобы именно они проговорили вслух правильные способы действий. Структура урока отработки умений и рефлексия, микро цели этапов:

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха. 2 тип урока: урок отработки умений и рефлексии : Структура урока отработки умений и рефлексия, микро цели этапов:

Для реализации этой цели учащиеся, допустившие ошибки: - выполняют самостоятельную работу, аналогичную первой, при этом берут только те задания, в которых были допущены ошибки; - проводят самопроверку своих работ по эталону для самопроверки и фиксируют знаково результаты; - фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения. В это время учащиеся, не допустившие ошибки в контрольной работе, выполняют самопроверку дополнительных заданий творческого уровня по предложенному образцу. 2 тип урока: урок отработки умений и рефлексии : Структура урока отработки умений и рефлексия, микро цели этапов:

8. Этап включения в систему знаний и повторения. Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. 2 тип урока: урок отработки умений и рефлексии : Структура урока отработки умений и рефлексия, микро цели этапов:

- выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой; - выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем. При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта. 2 тип урока: урок отработки умений и рефлексии : Структура урока отработки умений и рефлексия, микро цели этапов:

9. Этап рефлексии деятельности на уроке. Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной деятельности. Структура урока отработки умений и рефлексия, микро цели этапов:

9. Этап рефлексии деятельности на уроке. - уточняют алгоритм исправления ошибок; - называют способы действий, вызвавшие затруднение; - фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; - оценивают собственную деятельность на уроке; - намечают цели последующей деятельности; - в соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее задание (с элементами выбора, творчества). Структура урока отработки умений и рефлексия, микро цели этапов:

III.тип. Уроки построения системы знаний (уроки общеметодологической направленности) Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов, выявление теоретических основ построения содержательно- методических линий.

IVтип. Уроки развивающего контроля 1) этап мотивации (самоопределения) к контрольно- коррекционной деятельности; 2) этап актуализации и пробного учебного действия; 3) этап локализации индивидуальных затруднений; 4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; 5) этап реализации построенного проекта; 6) этап обобщения затруднений во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8) этап решения заданий творческого уровня; 9) этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.

IVтип. Уроки развивающего контроля Отличительной особенностью уроков развивающего контроля является их соответствие установленной структуре «управленческого», критериального контроля. Уроки развивающего контроля проводятся в два этапа: 1) написание учащимися контрольной работы и ее критериальное оценивание; 2) рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок. Эти этапы проводятся на двух уроках, которые разделены временем, необходимым учителю для проверки результатов работы учащихся на первом уроке (это время не должно превышать 1-2 дней).

IVтип. Уроки развивающего контроля В зависимости от того, у кого находится эталонный вариант (критерии), различают следующие формы организации уроков развивающего контроля: самоконтроль, взаимоконтроль и педагогический контроль. Самоконтроль Взаимоконтроль Педагогический контроль

IVтип. Уроки развивающего контроля 1. Этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности; Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к контролъно-коррекционной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме контрольно-коррекционной деятельности.

IVтип. Уроки развивающего контроля 1. Этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности; - определить основную цель урока и создать условия для возникновения внутренней потребности включения в контрольно-коррекционную деятельность («хочу»); - актуализировать требования к ученику со стороны конрольно-коррекционной деятельности («надо»); - исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу контрольно-коррекционных действий («могу»); - установить форму и процедуру контроля; - предъявить критерий выставления оценки.

IVтип. Уроки развивающего контроля 2. Этап актуализации и пробного учебного действия; Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в контроле и самоконтроле результата и выявлении причин затруднений в деятельности.

IVтип. Уроки развивающего контроля 2. Этап актуализации и пробного учебного действия; - организовать повторение контролируемых способов действий (норм); - активизировать мыслительные операции (сравнение, обобщение) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.), необходимые для выполнения контрольной работы; - организовать мотивирование учащихся («хочу» - «надо» - «могу») к выполнению контрольной работы на применение способов действий, запланированных для контроля и последующего рефлексивного анализа; - организовать индивидуальное написание учащимися контрольной работы; - организовать сопоставление учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов (без исправления ошибок); - предоставить возможность учащимся провести самооценку своих работ по заранее обоснованному критерию.

IVтип. Уроки развивающего контроля II урок (Анализ контрольной работы) Данный урок соответствует уроку работы над ошибками контрольной работы в традиционной школе и проводится после проверки ее учителем. 3. Этап локализации индивидуальных затруднений; Основной целью этапа локализации индивидуальных затруднений является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к коррекционной работе, а также выявление места и причины собственных затруднений в выполнении контрольной работы.

IVтип. Уроки развивающего контроля II урок (Анализ контрольной работы) 4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; Основной целью этапа построения проекта коррекции выявленных затруднений является постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. Для этого необходимо, чтобы учащиеся: - сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (то есть сформулировали, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять); - выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.).

IVтип. Уроки развивающего контроля II урок (Анализ контрольной работы) 5. Этап реализации построенного проекта; Основной целью этапа реализации построенного проекта является осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в контрольной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. Как и на уроке рефлексии, для реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения в контрольной работе, должен: - самостоятельно (случай 1) исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения (случай 2) - с помощью предложенного эталона для самопроверки; - в первом случае - соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки; - далее в обоих случаях выбрать из предложенных или придумать самому задания на способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки; - решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу). Учащиеся, не допустившие ошибок в контрольной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.

IVтип. Уроки развивающего контроля II урок (Анализ контрольной работы) 6. Этап обобщения затруднений во внешней речи; Основной целью этапа обобщения затруднений во внешней речи является закрепление способов действий, вызвавших затруднение. Для реализации этой цели, подобно урокам рефлексии, организуется: - обсуждение типовых ошибок; - проговаривание формулировок способов действий, вызвавших затруднение.

IVтип. Уроки развивающего контроля II урок (Анализ контрольной работы) 7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону, как и на уроке рефлексии, является интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели, а также создание (по возможности) ситуации успеха.

IVтип. Уроки развивающего контроля II урок (Анализ контрольной работы) 7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся, допустившие ошибки в контрольной работе: - выполнили самостоятельную работу, аналогичную контролируемой работе, выбирая только те задания, в которых допущены ошибки; - провели самопроверку своих работ по готовому образцу и зафиксировали знаково результаты. - зафиксировали преодоление возникшего ранее затруднения. Учащиеся, не допустившие ошибки в контрольной работе, выполняют самопроверку заданий творческого уровня по предложенному образцу.

IVтип. Уроки развивающего контроля II урок (Анализ контрольной работы) 8. Этап решения заданий творческого уровня; Основной целью этапа включения в систему знаний повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса. Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа: - выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой; - выполняют задания на подготовку к изучению следующие тем. При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта.

IVтип. Уроки развивающего контроля II урок (Анализ контрольной работы) 9. Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности. Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности, осознание метода преодоления затруднений в деятельности и механизма контрольно- коррекционной деятельности.

IVтип. Уроки развивающего контроля II урок (Анализ контрольной работы) 9. Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности. - проговаривают механизм деятельности по контролю; - анализируют, где и почему были допущены ошибки, способы их исправления; - называют способы действий, вызвавшие затруднение; - фиксируют степень соответствия поставленной цели контрольно-коррекционной деятельности и ее результатов; - оценивают полученные результаты собственной деятельности; - при необходимости определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества); - намечают цели последующей деятельности.

IVтип. Уроки развивающего контроля Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает: 1. предъявление контролируемого варианта; 2. наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии; 3. сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму; 4. оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.

IVтип. Уроки развивающего контроля Уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой: 1. написание учащимися варианта контрольной работы; 2. сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы; 3. оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

5 тип урока – урок – исследования (урок творчества) Структура урока-исследования может быть следующей: I.Актуализация знаний Мотивация. Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности

5 тип урока – урок – исследования (урок творчества) II. Операционно-исполнительский этап Постановка проблемы: а) создание проблемной ситуации; б) постановка проблемы исследования; 2.2. Определите темы исследования Формулирование цели исследования Выдвижение гипотезы Выбор метода решения проблемной ситуации Составление плана исследования «Открытие» детьми нового знания. Проверка гипотезы.

5 тип урока – урок – исследования (урок творчества) III. Оценочно-рефлексивный этап 3.1. Интерпретация полученных данных Вывод по результатам исследовательской работы Применение новых знаний в учебной деятельности. Проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление Итоги урока. Самооценка детьми собственной деятельности.

5 тип урока – урок – исследования (урок творчества) IV. Домашнее задание. Домашнее задание предусматривает элементы выбора, творчества. Из данной структуры видно, что исследовательская работа учащихся занимает на уроке больше времени, чем выполнение заданий по образцу. Однако затраты времени впоследствии компенсируются тем, что учащиеся быстро и правильно выполняют задания, могут самостоятельно изучать новый материал. Кроме того, повышается осознанность и прочность их знаний, появляется устойчивый интерес к предмету.

ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ А.К. ДУСАВИЦКОГО 1. Урок постановки учебной задачи. 2. Урок решения учебной задачи. 3. Урок моделирования и преобразования модели. 4. Урок решения частных задач с применением открытого способа. 5. Урок контроля и оценки.

I. УРОК ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ Структура урока 1. Создание ситуации успеха. 2. Создание ситуации разрыва. 3. Фиксация места разрыва в знаково-символической форме. 4. Формулирование учебной задачи учащимися и учителем. 5.Рефлексия.

II. УРОК РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ Цель - отыскать общий способ, принцип подхода ко многим частным задачам общего типа. Структура урока 1. Анализ условий решения задачи. 2. Собственно решение задачи, конструирование нового способа действия. 3.Рефлексия.

III. УРОК МОДЕЛИРОВАНИЯ И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ МОДЕЛИ Цели: построение модели как средства конструирования нового способа; обучение построению модели на основе анализа принципов, способов ее создания. Структура урока 1. Преобразование условия задачи. 2. Собственно моделирование. 3. Преобразование модели. 4.Рефлексия.

IV. УРОК РЕШЕНИЯ ЧАСТНЫХ ЗАДАЧ Цель формирование навыка, отработка способа решения. Структура урока 1. Анализ условий решения частной задачи. 2. Собственно решение частной задачи, отработка способа действия. 3.Рефлексия.

V. УРОК КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ Цель через контрольно-оценочные действия детей проверить и оценить их уровень овладения известным способом действия и понимания границ его применения. Структура урока 1. Создание учебной ситуации. 2. Контроль и оценка использования способа действия. 3.Рефлексия.

1. Определение типа урока 2. Постановка целей 3. Планирование результатов обучения 4. Определение начальных условий 5. Выбор методов обучения 6. Отбор организационных форм 7. Разработка структуры урока 8. Проектировка методов обучения и организационных форм для вспомогательных элементов 9. Содержательное наполнение урока 10. Отбор средств обучения 11. Обдумывание организационной схемы урока 12. Подбор или изобретение приемов педагогической техники 13. Создание имиджа урока Этапы проектирования урока

1.Целевой: учителем осуществляется постановка диагностичных целей обучения в соответствии с ФГОС ООО 2.Содержательный: учитель производит отбор содержания образования с учетом программы по предмету и возможностей учащихся, а также его компоновку в систему уроков в соответствии с логикой усвоения учебного материала 3.Методический: учитель осуществляет отбор методов обучения в соответствии с целями, содержанием учебного материала и формулирует учебные задачи 4.Процессуальный: учитель выполняет отбор средств обучения или их создание инструментально- дидактическими средствами и формирует содержание каждого урока в системе Результат – совокупность технологических карт всех уроков по предмету в системе Компоненты деятельности учителя при подготовке урока

Технологическая карта урока и дополнительные модули, в которые помещено все содержательное наполнение Маркировка модулей должна соответствовать пометкам в технологической карте урока, чтобы их поиск в реальном времени не вызывал затруднений Рекомендуется также к каждому такому пакету прикладывать чистый лист «Заметки», на котором сразу после урока полезно записать появившиеся мысли Конечный результат проектирования урока

Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования в соответствии с ФГОС Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся Понятие о технологической карте

ПОНЯТИЕ О ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЕ Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности Технологическая карта технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией Технологическая карта урока представляет собой таблицу

использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в:

интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность, обобщённость Технологической карте присущи следующие отличительные черты:

увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности Технологическая карта позволяет:

реализовать планируемые результаты; определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса; системно формировать у учащихся универсальные учебные действия; осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата; определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков); проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы; Технологическая карта позволит учителю:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПОЗВОЛИТ УЧИТЕЛЮ: освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы), определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения); на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса; выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы; решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.); соотнести результат с целью обучения после создания продукта набора технологических карт; обеспечить повышение качества образования

учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата; используются эффективные методы работы с информацией; организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников; обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

Варианты технологических карт урока

Технологическая карта урока Ф.И.О. Предмет: Класс: Тип урока: Тема Цель Задачи Образовательные: Развивающие: Воспитательные: УУД ЛичностныеУУД: Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: Познавательные УУД: Планируемые результаты Предметные: Знать Уметь Личностные: Метапредметные: Основные понятия Межпредметные связи Ресурсы: основные дополнительные Формы урокаФ - фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая Технология

Технологическая карта с дидактической структурой урока Дидактическая структура урока Деятельность учеников Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов Планируемые результаты ПредметныеУУД Организационный момент Проверка домашнего задания Изучение нового материала Закрепление нового материала Контроль Рефлексия

Технологическая карта с методической структурой урока Дидактическая структура урока Методическая структура урока Признаки решения дидактических задач Организационны й момент Методы обучения Форма деятельности Методические приемы и их содержание Средства обучения Способы организации деятельности Актуализация знаний Сообщение нового материала Закрепление изученного материала Подведение итогов Домашнее задание

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА, РЕАЛИЗУЮЩЕГО СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД И ФОРМИРОВАНИЕ УУД ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА, РЕАЛИЗУЮЩЕГО СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД И ФОРМИРОВАНИЕ УУД ПРЕДМЕТ____________________________________________________________ КЛАСС_______________________________________________________________ АВТОР УМК__________________________________________________________ ТЕМА УРОКА___________________________________________________________ ТИП УРОКА____________________________________________________________ Ход урока Деятель ность учителя Деятельность учащихся Познавательная КоммуникативнаяРегулятивная Зад ание базо вого уро вня Зад ание пов ыше нног о уро вня Осуществл яемые действия Формируем ые способы деятельнос ти Осуществл яемые действия Формируем ые способы деятельнос ти Осуществл яемые действия Формируем ые способы деятельнос ти

Разработчики последнего из представленных вариантов: Копотева Г.Л., Логвинова И.М. (Институт стратегических исследований в образовании) И.М. Логвинова, канд. пед. наук, зам. директора Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования Г.Л. Копотева, канд. пед. наук, зав. лабораторией Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования Их статью можно посмотреть в журнале «УПРАВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ», 12 за 2011 г., стр (статья «Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС», в приложении дан пример технологической карты урока в 1 классе)

Технологическая карта урока (форма, рекомендуемая Вологодским институтом развития образования) Предмет ________________________________________________________ Класс _________________________ Базовый учебник ______________________________________________________________________________ Тема урока __________________________________________________________________________________ Цель урока ___________________________________________________________________________________ Задачи урока: ________________________________________________________________________________ Тип урока ____________________________________________________________________________________ Необходимое оборудование ______________________________________________________________________ СТРУКТУРА И ХОД УРОКА Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД 12345

Анализ урока с точки зрения системно-деятельностного подхода

Соответствие структуры урока положениям системно - деятельностного подхода : наличие мотивационного, операционального и рефлексивно - оценочного этапов, участие обучающихся в целеобразовании, планировании, поисковой деятельности по открытию нового знания, осуществление самоконтроля, самооценки, корректирующих действий. Направленность деятельности обучающихся на формирование универсальных учебных действий : познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных. Технологичность структуры урока : диагностичность целей и задач, адекватность всех компонентов целям урока, соответствие целей и результата, критериальная оценка результата, строгая логика действий учителя и учащихся. Оптимальный отбор содержания : ценностные ориентиры, научность, доступность, отражение межпредметных связей, практическая направленность, достаточность и необходимость объема для изучения. Критерии анализа урока

ЛИСТ АНАЛИЗА УРОКА (РАЗРАБОТАН ВОЛОГОДСКИМ ИНСТИТУТОМ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ) КЛАСС_____ДАТА____________ УЧИТЕЛЬ_____________ЭКСПЕРТ____ ТЕМА_____________________________ ЦЕЛЬ УРОКА______________________

*Примечание. В таблице используются сокращения: в столбце УУД (универсальные учебные действия): Л-личностные, Р-регулятивные, К-коммуникативные, П- познавательные УУД.

Столбец: соот.пр.с. – соответствие предметному содержанию урока. Напротив наблюдаемого показателя проставляется один из трех знаков: «+» - соответствует логике предметного содержания, «+,»- частично соответствует логике предметного содержания, «» - не соответствует логике предметного содержания

ПАРАМЕТРЫБАЛЛЫУУДСоот.пр.с. 1ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ -преобразование педагогической цели в проблемную ситуацию, ведущую к целеобразованию; -групповое обсуждение значения темы и цели урока для решения жизненных задач ребенка; - групповое обсуждение значения темы и цели урока для изучения предмета; -организация сопоставления индивидуальных целей с вариантом, предложенным педагогом (учебником) -групповое обсуждение того, что знают и что хотели бы узнать о теме урока; - определение учителем значения темы и цели урока для усвоения знаний по предмету 3 2,5 2 1,5 1 0,5 П, К,Л,Р П,К,Л П,К П,Р «+» или «+,», «»

ПАРАМЕТРЫБАЛЛЫУУДСоот.пр.с. 2ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ -формулировка целей, учебных задач; -выбор целей, учебных задач; -выбор количества и уровня трудности заданий; -выбор способа выполнения и формы организации деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной деятельности); -рассмотрение разных вариантов ответов; - оценка детьми своей работы; анализ детьми ответов других учащихся 0,5 Р, П,Л Р, Л П,Р,Л Р,Л «+» или «+,», «»

ПАРАМЕТРЫБАЛЛЫУУДСоот.пр.с. 3ФОРМИРОВАНИЕ ПОИСКОВОЙ АКТИВНОСТИ выделение учащимися проблем, постановка задач; построение гипотез и планов их проверки; выполнение обучающимися заданий, имеющих множество решений; поиск информации, дающей представление о происхождении явления (понятия); поиск способа решения (он не может быть задан); участие обучающихся в дискуссии 0,5 П, Р П,Р «+» или «+,», «»

ПАРАМЕТРЫБАЛЛЫУУДСоот.пр.с. 4РЕАКЦИЯ НА ОШИБКИ УЧЕНИКОВ - использование ошибки для углубления знаний; - предоставление возможности ученику самому исправить ошибку; -провокация ошибки учителем; -предупреждение ошибки учителем; -исправление ошибки другими учащимися; -исправление ошибки учителем 0,5 П,Л Р Р, К «+» или «+,», «»

ПАРАМЕТРЫБАЛЛЫУУДСоот.пр.с. 5ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПЕДАГОГА - помогает прояснить, конкретизировать мнение обучающегося; - выражает свое отношение к ситуации взаимодействия на уроке; - уважительно выслушивает дополнения, предложения, идеи детей; -подбадривает неактивных, привлекает их к работе; -инструктирует, советует; - прибегает к внушению, убеждению учащихся 0,5 П,Л,Р,К Л,К Л,К П,К,Л Л,К,П Р,Л,К «+» или «+,», «»

ПАРАМЕТРЫБАЛЛЫУУДСоот.пр.с. 6ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - побуждает к самооценке в форме описания продвижения, переформулирования «недостатков» в позитивные цели; - организует обсуждение критериев выполнения задания; - отмечает продвижение, переформулирует «недостатки» в позитивные цели; - проводит ознакомление обучающихся с листом критериального оценивания до выполнения задания; - приводит собственный вариант оценки по листу критериального оценивания, обсуждает варианты сходства или различия с данными обучающегося; - организует оценку в обобщенном виде: правильно-неправильно 0,5 Л, Р, П Л,Р, П Л, Р, П Л, Р, П «+» или «+,», «»

ПАРАМЕТРЫБАЛЛЫУУДСоот.пр.с. 7ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИИ -осмысление продвижения в направлении поставленных целей и задач; -выявление обучающимися причин ошибок, допущенных в работе; -задания, в которых не срабатывает известный способ решения; -задания «как научить другого решать такие задачи»; -прогностическая оценка учащимися своих возможностей; - работа с картой знаний (составление карты, определение своего места в процессе изучения учебного материала, итоговая рефлексия) 0,5 Р,П,Л, К «+» или «+,», «»

ПАРАМЕТРЫБАЛЛЫУУДСоот.пр.с. *ГРУППОВАЯ РАБОТА -предлагаются учебная задача, для решения которой необходима коллективно- распределенная деятельность; -учитель высказывает предложения по оптимизации работы группы (распределение ролей, структурирование времени и т.д.); -учитель контролирует соблюдение групповых норм; -учитель включается по запросу группы; -учитель периодически проясняет ситуацию решения; - проясняет, конкретизирует удовлетворенность учащихся результатом и участием в групповой работе 0,5 К, П, Р «+» или «+,», «»

ПАРАМЕТРЫБАЛЛЫУУДСоот.пр.с. *ОБУЧЕНИЕ ПОНЯТИЯМ вводимые понятия соотносятся с опытом учащихся; термины, непонятные слова и выражения объясняются; вводятся задачи, содержащие существенные и несущественные признаки, и объекты, не относящиеся к усваиваемым понятиям; существенные, необходимые и достаточные признаки понятия выделяются; выясняется место нового понятия в системе других понятий; ученики поощряются к объяснению понятий своими словами 0,5 П, Л П П П «+» или «+,», «»

Предлагаемый лист анализа урока сосредоточен на его развивающем и воспитательном аспекте. Вместе с тем, это не свидетельствует о незначимости предметного основания урока. Развитие личности ребенка, формирование УУД на уроке происходит через предметное содержание, и от того, насколько оно качественно представлено, в том числе зависит результативность урока. Практика показывает, что продуктивные задания, обеспечивающие актуализацию УУД, могут не соответствовать предметным целям и задачам, и тогда урок превращается скорее в воспитательное занятие Важно!!!

Требование к учителю 1. Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика! 2. Добиваться от учеников аргументированных ответов. 3. Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища. 4. Чётко и точно формулировать задание. 5. Способность к импровизации. 6. Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока. Учитель не актёр, а режиссёр!

ОСВОЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА 1. Освоение принципов системно-деятельностного подхода 2. Анализ ресурсов урока, проверка уровня их реализации в соответствии с принципами системно-деятельностного подхода 3. Определение ближайших задач по усвоению требований системно-деятельностного подхода 4. Анализ видеоурока (с использованием схем оценки решения развивающих задач) 5. Проектирование учебных ситуаций 6. Групповое проектирование и моделирование урока 7. Взаимопомощь и анализ 8. Групповые дискуссии: системно-деятельностный подход в проектировании урока 9.Мастер-классы

ВЕДУЩИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА УРОКА Ведущие аспекты анализа урока Содержание наблюдения Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ) 1. Соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию. 2. Результативность решения дидактической задачи Содержание урока Соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника Методы обучения Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели Формы обучения 1. Соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока. 2. Целесообразность использования предложенных заданий

Результативность урока Достижение цели и решение основной дидактической задачи урока Практическая направленность урока Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности 1. Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока 2. Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий) 3. Взаимопомощь Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные

Формирование ИКТ- компетентности Применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности учащихся Структура урока Соответствие структуры урока основной дидактической задаче Педагогический стиль Соблюдение норм педагогической этики Гигиенические требования Температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. -2-е изд., М.: Академкнига/Учебник, с.