ИНТЕРВЬЮ С РЕБЕНКОМ, ПЕРЕЖИВШИМ НАСИЛИЕ Морозова Людмила Борисовна, К. пс.н, доцент, заведующая кафедры социальной и организационной психологии Нижегородского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Как «слушать» и «слышать» подростка Практическое руководство для заинтересованных родителей.
Advertisements

Школьная служба медиации Разработано специально для ребят minsozobr.ru.
1. Доверительный стиль общения. 2. Правило «здесь и теперь». 3. Отказ от обезличенной речи. 4. Искренность общения. 5. Конфиденциальность происходящего.
От конфликта к культуре педагогического общения. Конфликт столкновение, серьезное разногласие, спор (словарь С. И. Ожегова); столкновение, серьезное разногласие,
Конфликты и продуктивные методы их разрешения Гулькевичский район Трикоз Алёна.
Проект по теме: Граница между добром и злом
«ШКОЛА ДЛЯ ВОЖАТЫХ» Советы для начинающих. Образ вожатого Хороший вожатый. Кто это?
Психологические приемы разрешения конфликтных ситуаций в период реструктуризации ОУ Л. А. Дементьева, старший преподаватель кафедры психологии и здоровьесбережения.
Правила поведения в группе Автор: Каринина Е.А. ГБОУ ЦО 166 Москва 2012.
Общаться с ребёнком. Как?. Как слушать ребёнка Что такое «активное слушание» и когда надо слушать ребёнка? Правила активного слушания. Как узнать, правильно.
Первый телефон доверия появился в 1953 году как помощь людям в кризисном состоянии, в том числе как профилактика суицидов. Англичанин Чад Вара напечатал.
Виды взаимоотношений между людьми. Манипулирование и давление Презентация воспитателя детского дома 3 г. Сыктывкара Полиной Е.М.
«Выполняем домашние задания». Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это.
Презентация урока по предмету «Основы деловой культуры»
«Родители меня не понимают или как слушать ребенка» «Понимание – начало согласия» Спиноза.
4 конфликтных периода: 1. Первый класс – происходит смена игровой деятельности на учебную, появляются новые требования и обязанности. Адаптация может.
Умеем ли мы говорить «нет»?. Работа с тестом 4-х шаговая техника отказа.
год Чад Вара пришёл к выводу, - все звонившие, прежде всего, нуждались в дружеской помощи.
Телефон доверия История создания История создания телефона доверия относится к началу прошлого века. Первый телефон доверия появился в Нью-Йорке в 1906.
1 КАК СКАЗАТЬ «НЕТ» МОЛОДЁЖЬ В ДЕЙСТВИИ КИЕВ МАРТ 2002 Надежда Иванова.
Транксрипт:

ИНТЕРВЬЮ С РЕБЕНКОМ, ПЕРЕЖИВШИМ НАСИЛИЕ Морозова Людмила Борисовна, К. пс.н, доцент, заведующая кафедры социальной и организационной психологии Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, тренер-консультант НРЦ

Определение понятий Насилие трактуется как физическое, психическое, социальное воздействие на человека со стороны другого человека, семьи, группы или государства, вынуждающим его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающую его физическому или психическому здоровью и целостности.

Определение понятий Жестокое обращение с детьми – это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны родителей / лиц их заменяющих или других людей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают правам и благополучию ребенка.

Каждая мать заботится о своем ребенке по-своему…..

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Интервью является одним из специальных методов анализа уникальной ситуации клиента, предполагает оказание воздействия на него с помощью вопросов и специальных заданий, создания для клиента альтернативных вариантов действий, переживаний, чувств, мыслей, целей и раскрывающие актуальные и потенциальные возможности клиента.

ПОДГОТОВКА К ИНТЕРВЬЮ Особенности организации пространства. Особенности подготовки специалиста к интервью. Особенности подготовки ребенка к интервью

ВЫБОР МЕСТА ПРОВЕДЕНИЯ БЕСЕДЫ 1 удобным и приятным для ребенка и специалиста; 2 привлекательным для ребенка; 3 частным, спокойным местом; 4 наилучшим местом будет игровая или релаксационная комната.

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА К ИНТЕРВЬЮ Оценить собственное отношение к данной проблеме. Необходимо иметь определенный практический опыт, профессиональные навыки. Заранее определить, кто будет беседовать с ребенком: мужчина или женщина. До интервью получить как можно больше информации о прошлом ребенка, его семье, интересах, ситуации насилия. Вспомогательная информация по ребенку может быть получена от самого ребенка. Необходимо избегать прикосновений и форм телесного контакта. Речь взрослого, тон его голоса не должен быть интимным, а скорее легким и деловым. Нельзя давать обещаний и говорить ребенку «Все будет хорошо». Специалист, должен быть готов затратить на беседу столько времени, сколько потребуется.

ПОДГОТОВКА РЕБЕНКА К ИНТЕРВЬЮ Кто этот взрослый и зачем мне туда идти? Накажут ли меня за то, что случилось? Я плохой? Что подумают обо мне мои друзья? Как долго я там буду, и когда можно будет пойти домой? Если мне не понравится, смогу ли я уйти? Что я должен буду говорить и делать? Что, если я скажу что-то не то? Неужели я должен говорить что-то плохое о своей семье? Расскажет ли этот взрослый кому-нибудь о том, что я ему рассказал?

ФОРМЫ СОПРОТИВЛЕНИЯ дети отказываются говорить; отрицают, что проблема насилия существует; отказываются говорить на больную тему; говорят о чем-то несущественном; избегают контакта глаз; опаздывают или пропускают встречи; невербально закрываются и разговаривают враждебно; не идут на контакт со специалистом (например, прячутся за мебелью). Основная задача стать заодно с ребенком, чтобы помочь ему.

КАК НЕ СМУТИТЬ И НЕ НАПУГАТЬ РЕБЕНКА чутко откликаться на приемлемую для ребенка дистанцию; не следует навязывать ребенку усиленный и непрерывный контакт глазами это может его напугать; речь взрослого, тон его голоса должен быть в меру деловым, но не заискивающим; ориентироваться на возраст и особенности интеллектуального развития ребенка. следует использовать слова и язык, доступные пониманию ребенка его возраста; не осуждать или выказывать какое- либо недовольство, когда ребенок рассказывает подробности о насилии над ним; позволить ребенку задавать любые вопросы, которые кажутся ему важными. ориентироваться на каждый конкретный случай Специалист не может осуждать и обвинять за неправильное поведение или другие обстоятельства, о которых ему стало известно.

КАК НЕ СМУТИТЬ И НЕ НАПУГАТЬ РЕБЕНКА Оставаться спокойным и добрым по ходу беседы Выглядеть заинтересованным Не использовать язык тела, который выражает негативное отношение; Помнить о выполнении основных потребностей ребенка: Использовать любую вспомогательную информацию, которая ему известна о ребенке Всегда выказывать заботливое отношение к ребенку, но стараться не прикасаться к нему.

ОБЩАЯ МОДЕЛЬ ИНТЕРВЬЮ 1. Определение проблемы посредством активного слушания 2. Уточнение ожиданий ребенка 3. Уточнение шагов, которые уже были сделаны для решения проблемы 4. Поиск новых путей решения проблемы 5. Заключение договоренности с ребенком о претворении одной из идей решения проблемы в действие 6. Завершение интервью

I.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ 1. Установление контакта при беседе Прежде чем расспрашивать ребенка о произошедшем насилии, необходимо: преодолеть сопротивление ребенка и установить с ним контакт; показать ребенку, что вы его слушаете; определить продолжительность беседы, которая будет зависеть от возраста ребенка и уровня концентрации его внимания; беседа должна преследовать две цели: добиться доверия со стороны ребенка; получить как можно больше нужной информации. Специалист должен ориентироваться на каждый конкретный случай, на возраст и на особенности интеллектуального развития ребенка.

I.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ Когда становится, очевидно, что ребенок готов обсуждать проблему, специалисту важно уяснить три момента: в чем состоит проблема, которая не разрешена; что чувствует ребенок в отношении этой проблемы; чего ребенок ждет от специалиста. Для прояснения этих моментов специалист: может взять на себя роль ученика и предложить ребенку стать в позицию учителя; дать понять ребенку, что он услышал и узнал от него; должен получить обратную связь. Если в ответ на активное слушание специалист получает положительную обратную связь, можно переходить к следующему этапу.

КЕЙС Андрей С. 12 лет, из многодетной семьи, в семье четверо детей, проживает в одном из районов Воронежской области, учится в школе-интернате. Из рассказа социального педагога из дома в школу-интернат мальчик постоянно приезжает в синяках и ссадинах. Выяснилось, что за пло­хую успеваемость в школе и любую провинность родители жестоко наказывают своего среднего сына. Его сильно избивают, порют ремнем, иногда прибегают к более изощренному методу расправы. Чтобы доставить ребенку нестерпимую боль, в рот ему засыпают черный молотый перец, а задний проход натирают едким порошком и долго не пускают в ванную комнату.

РУКОВОДСТВО ПО ЗАДАВАНИЮ ВОПРОСОВ 1 Не задавать больше одного вопроса сразу; 2 Не задавать вопросов, начинающихся с «почему», так как они вызывают у ребенка чувство вины в том, что он подвергся эксплуатации. 3 Не задавать наводящие вопросы, 4 Позволить ребенку рассказать историю так, как он считает нужным и в своем темпе; 5 Утверждения, вопросы, вербальные и невербальные реакции взрослого должны быть лишены всякого оценочного отношения. 6 Рекомендуется не прерывать показания ребенка записыванием сказанного в протокол, а заполнить протокол после выяснения всех событий и окончания рассказа ребенка.

РУКОВОДСТВО К ПРОВЕДЕНИЮ БЕСЕДЫ 1 принять язык ребенка и с ним использовать те же слова и названия, которые использует сам ребенок 2 НЕЛЬЗЯ давать две противоречивые инструкции одновременно: говори обо всем, что случилось; не говори неприличных слов. 4 Ничего не предлагайте ребенку взамен на то, чтобы он поговорил с вами. 5 При проведении опроса желательно наблюдать за реакцией ребенка 6 Во время рассказа ребенка нельзя перебивать, разве что для уточнения того, что сказал ребенок. 7 Корректировать его высказывания, задавать вопросы, которые предполагают вполне определенные ответы.

КАК НАДО ГОВОРИТЬ С ДЕТЬМИ ВО ВРЕМЯ БЕСЕДЫ Используйте Избегайте Длинных предложений; Сложных предложений; Пассивного залога («Что им было сделано?»); Отрицательных предложений («Ты ей не сказал?»); Многозначных вопросов; Двойного отрицания («Не говорила ли тебе мама не выходить на улицу?»); Риторических вопросов («Если устанешь, скажи»). Короткие предложения; Простые предложения; Активный залог («Что он сделал»); Не отрицательные предложения («Ты ей сказал?»); Вопросы только с одним значением Одно отрицание («Говорила ли тебе мама не выходить на улицу?»); Прямые вопросы («Ты устала?»).

Использование различных типов вопросов при интервьюировании ребенка вопросы должны быть адекватны уровню развития ребенка; использовать предложения с количеством слов, не превышающим 5, применяемых ребенком в своих фразах; вместо местоимений используйте имена собственные и географические названия; используйте различные типы вопросов; вместо того чтобы говорить «Ты понял, о чем я спрашиваю?», попросить ребенка повторить, что сказал специалист;

II. УТОЧНЕНИЕ ОЖИДАНИЙ РЕБЕНКА специалисту необходимо объяснить ребенку, каким его ожиданиям он может соответствовать; специалист не может сам покарать насильника; нужно информировать ребенка и его родителей или опекунов о том, что в состоянии сделать специалист; нельзя ребенку давать пустых обещаний типа «Все будет хорошо»; дать возможность родителям или опекунам самим решить, готовы ли они продолжать работу с данным специалистом; если семья отказывается от помощи, специалист может предложить им обсудить другие варианты получения желаемой им помощи.

КЕЙС В 7-й класс Лида пошла в новую школу. Она заканчивала музыкальную школу по классу гитары, выступала на международных конкурсах. Новый класс встретил Лиду в штыки. Активистка 7-го «А» Марина не могла смириться, что новенькая – красивая и талантливая. Она дразнила Лиду. Как-то ребята спрятали ее портфель, потом порвали и испачкали несколько ее вещей, угрожали побить ее. Затем девочке объявили бойкот. Лида расстраивалась, но была уверена, что все уладит. Она пригласила одноклассников и Марину на свой день рождения. Конфликт затух. В 8-м классе к ребятам пришла новая классная руководительница - преподаватель алгебры и геометрии Татьяна Петровна у Лиды начались проблемы с эти предметами, то двойка, то тройка.. Татьяна Петровна доводила ее до слез на уроке, выставляла за дверь, а если девочка и подходила после урока, чтобы что-то уточнить, учительница обращалась к классу: «Объясните этой…». Она пыталась настроить против девочки и других преподавателей. Отношения с классной испортились в конец Как девочка не старалась, наладить отношения с учительницей никак не получалось. Последней каплей для девочки стал ЕГЭ по английскому, на котором у нее обнаружили шпаргалку. Классной удалось убедить учителя заставить весь класс пересдать пробный ЕГЭ из-за найденной шпаргалки. Она объяснила ребятам, что «из-за некоторых детей» пострадают все. Тогда Марина пообещала, что Лиде теперь грозит новый бойкот.

III. УТОЧНЕНИЕ ШАГОВ, КОТОРЫЕ УЖЕ БЫЛИ СДЕЛАНЫ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ Необходимо помнить о том, что максимум информации можно получить, задавая вопросы открытого типа, нежели закрытого. Необходимо ребенка прямо спросить: «Что ты делал для того, чтобы как-то справиться с этой проблемой?». вместе с ребенком на бумаге записать перечень тех поступков, которые совершал ребенок, чтобы решить свою проблему. обсудить те последствия, которые ребенок испытал на себе, совершая неэффективные или деструктивные действия. Стремление к изменениям усиливается, когда все плюсы и минусы действий обозначены. Когда ребенок наглядно видит, какую цену он платит за свое деструктивное поведение, его мотивация к поиску более продуктивных действий повышается.

ІV. ПОИСК НОВЫХ ПУТЕЙ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ Методом мозгового штурма специалист предлагает ребенку придумать как можно больше новых путей решения проблемы; можно применить вариант игротерапии; Делая выбор, ребенок берет на себя ответственность и, таким образом, более замотивирован на выполнение своих же желаний. По окончании мозгового штурма специалист предлагает ребенку оценить каждую альтернативу в свете ожидаемого успеха.

V. Заключение договоренности с ребенком о претворении одной из идей решения проблемы в действие Договориться с ребенком попробовать какие-либо новые шаги бывает трудно, но если это удается, то нередко первые же попытки ребенка предпринять новые действия приносят успех. Важно, чтобы поставленные цели были реалистичны. Особенно важно, чтобы ребенок знал: результаты он обязательно будет обсуждать вместе со специалистом. Если что-то не получается, то специалист помогает ребенку найти другие пути выхода из ситуации до тех пор, пока ситуация не разрешится.

VI.ЗАВЕРШЕНИЕ СЕССИИ На последней встрече обязательно обсуждается следующее: что происходило с ребенком в процессе беседы; какая цель была поставлена, достигнута ли она; какие изменения ощущает ребенок, что в его жизни изменилось (отношение к себе и отношения с окружающими); как ребенок будет решать ситуацию в следующий раз, если она возникнет; какие у ребенка планы на ближайшее будущее, чем он собирается заниматься, чего хочет достигнуть. Ребенку необходимо дать понять, что забота о нем специалиста не заканчивается с окончанием беседы.