Основы светской этики Тема: Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества 4 класс. Урок 18 Авторы проекта: Рассоленко Т.В., учитель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: «Род и семья» Основы светской этики МАОУ Коневская СОШ МАОУ Коневская СОШ Учитель: Муханова К.К 2013г.
Advertisements

6 класс Logo Logo Семья!
Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.
Мы предками вряд ли гордимся Своими Не помним глубинных, Исконных корней: О прадеде знаю Одно только имя Илья, Да ещё, Что имел шесть детей.
Сказка Звездочки. Это было давным-давно, много веков назад.
КИТАЙСКАЯ ПРИТЧА «ЛАДНАЯ СЕМЬЯ» Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село.
КИТАЙСКАЯ ПРИТЧА «ЛАДНАЯ СЕМЬЯ» Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село.
Быть человеком Мир семьи Семья - людей святой оплот, Надежду жить она дает, Дает простор, дает тепло, Проблемам и беде назло. Заботы делит пополам.
Давным-давно много звёзд на небе не было. В ясную ночь можно было увидеть только одну звёздочку, свет которой был то ярким, то тусклым. Однажды Луна спросила.
Семья и семейные ценности Что такое семья? Это – семь Я ! Опубликована на сайте – viki.rdf.ru.
Давным-давно много звёзд на небе не было. В ясную ночь можно было увидеть только одну звёздочку, свет которой был то ярким, то тусклым. Однажды Луна спросила.
«Семья» Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов 19 Как мне открылась тайна.
УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ в 4 классе Учитель начальных классов Мстёрской СОШ Вязниковсого района Никитина Наталья Борисовна.
Семья и семейные ценности Автор: Смирнова Елена Анатольевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ с углубленным изучение английского языка 1383,САО,г.Москва.
Семья – это громкое слово ! Семья – это звонкое слово ! Семья – это важное слово, Об этом вам скажет каждый. Семья – это солнце светит, Семья – это звезды.
МАСТЕР-КЛАСС ТЕМА: «ТОЛЕРАНТНОСТЬ - ПРИНЦИП ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ» ВЫПОЛНИЛА: ТОТОЛИНА С.П.
Собирательные числительные Собирательные числительные Русский язык 6 класс Автор: Трехлебова Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы ГБОУ.
Модуль: «Основы светской этики» урока: 18 Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.
Воспитатель Александрова Мария Юрьевна Формирование толерантного поведения учащихся.
«Урок толерантности» Игра-конкурс для 5-8 классов.
Транксрипт:

Основы светской этики Тема: Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества 4 класс. Урок 18 Авторы проекта: Рассоленко Т.В., учитель начальных классов МБОУ Дубровской 2 СОШ; Волчок С.П., учитель начальных классов МБОУ Дубровской 2 СОШ; Синих С.В., учитель начальных классов МБОУ Давыдчинской ООШ Дубровского района.

АННОТАЦИЯ Урок предполагает использование технологии критического мышления, что позволит обучающимся 4-го класса сделать абстрактные знания «своими» значимыми для себя. Эта тема актуальна в наши дни. На данном уроке акцентируется внимание учащихся на смысл понятий «семья», «род», «семейные традиции». Урок направлен на формирование представлений о семье как части общества, воспитание любви к ближнему.

ЦЕЛЬ УРОКА: формировать представления о семье как части общества, о роли и месте семьи в жизни человека.

ЗАДАЧИ УРОКА: 1) расширять представления детей о семье, роде, семейных традициях; 2) развивать интерес к истории своей семьи, формировать позитивный опыт семейных отношений; 3) воспитывать ценностное, бережное отношение к семье, любовь к близким.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: классная комната с организованным образовательным пространством ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная презентация, тексты притчи, сказки, образец родословного древа, цитаты, пословицы, стихи на тему «Семья» ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: беседа, работа с основными понятиями и терминами, комментированное чтение, устные высказывания на тему, работа со слайд-шоу, творческая работа, работа со словарями, работа со схемой

Средства наглядности: образец родословного дерева тексты притчи, сказки, цитаты, пословицы

Виды деятельности Беседа Комментированное чтение Самостоятельная работа с источником информации Работа в группах Подготовка к выполнению творческого домашнего задания совместно с родителями

Виды деятельности учащихся: работа в парах; работа в группах; игровая; коллективная

ХОД УРОКА: 1.Оргмомент. 2. Актуализация опорных знаний. 3. Выдвижение проблемного вопроса. 4. Постановка темы урока. 5. Основное содержание урока: - лексико-семантическая работа с понятиями; - игра «Ассоциации»; - кластер «Счастливая семья»; - работа с текстом притчи «Ладная семья»; - творческая работа: а) групповая работа с текстом; б) работа с пословицами. 6. Работа с родословной. 7. Рефлексия. 8. Разноуровневое домашнее задание. 9. Итог урока

Основные понятия: семья род родословная

Предварительная работа Давным-давно много звёзд на небе не было. В ясную ночь можно было увидеть только одну звёздочку, свет которой был то ярким, то тусклым. Однажды Луна спросила у звездочки: «Звёздочка, почему твой свет такой разный: то яркий, то тусклый »? Звездочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой! Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, куда они так спешат? Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в пути. Он выглядел измождённым и очень усталым, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза… Они светились в темноте от счастья и радости. «Чему ты радуешься, странник»? - спросила я. И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперёд, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждёт тепло и уют, забота и сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное». Звёздочка замолчала, а затем ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью». Луна посмотрела на Звёздочку и спросила…

-Какой был свет звёздочки? - Почему свет звездочки тусклый, неяркий? Что она чувствует? - Чего не хватало звездочке? - Когда свет звёздочки становился ярким? - О чем спросила Луна звездочку? Что бы ей хотелось иметь? Как бы вы продолжили сказку?

«Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью?» «А разве это возможно»? – с надеждой спросила Звёздочка. Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звёздочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна …. »! СЕМЬЯ

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества

Эпиграф Мой род – это дерево весной в цветах, Семья – это ветка осенью в плодах, Мой сад - это жизнь моих родных детей, Они продолжают жизнь моих корней

Как вы понимаете значение слова «семья»? Как образовано это слово?

"7 - Я". В старину считалось что семья - это пятеро детей + папа и мама = 7 Я. - Подумайте, почему семья названа истоком нравственных отношений.

Игра «Ассоциации» Задание: закройте, пожалуйста, глаза и мысленно произнесите слово: семья. Что для вас значит семья? Запишите в тетрадь слово «СЕМЬЯ». Подумайте и закончите предложение: «Семья – это…»

Семья – это родственники, самое дорогое в жизни, место, где меня понимают, люди, которые меня хорошо знают и любят. Семья – это дом, в котором меня всегда ждут и любят. В семье взрослые помогают детям, а дети помогают взрослым. Семья – это мама, папа, дети. Это счастье, радость каждого человека, забота о близких. Семья – это свет, дом и самые желанные мечты. Семья – это где вас поймут, где на вас надеются, где вас не забудут никогда. Семья – это надежда, опора, ласка, добро, дружба, радость жизни со своими родными. Семья – это родные люди, которые живут в мире и согласии, которым можно доверять свои секреты.

Семья – с древнерусского языка «домочадцы, семья; муж, жена». Этимологический словарь. Макс Фасмер. Москва «Прогресс» 1987 год. Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова. Москва, Астрель АСТ 2000 год. Семья, основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно – психологических отношений. «Большая советская энциклопедия. Главный редактор Прохоров. Москва, издательство «Советская энциклопедия», 1976 год.

Еще в Библии сказано: « Не хорошо быть человеку одному». С чего начинается семья? Что делает семью крепкой, дружной счастливой? Посоветуйтесь в группах и выберите критерии «Счастливой семьи»

Кластер «Счастливая семья» ИСКРЕННОСТЬМИЛОСЕРДИЕ ГОРДОСТЬ СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ ПОНИМАНИЕСОГЛАСИЕ ЗАБОТА О РОДИТЕЛЯХ О ДЕТЯХ О ДЕДУШКАХ И БАБУШКАХ РОДИТЕЛИ ДЕТИ ДОВЕРИЕ ЛЮБОВЬ

Физкультминутка А сейчас поиграем в игру «Аплодисменты» - Встаньте. - Кто похож на папу? Аплодисменты! - Кто похож на маму? Аплодисменты! - Кто скучает по родителям, уезжая из дома? Аплодисменты! - В чьей семье занимаются спортом? Аплодисменты! - У кого нет секретов от родителей? Аплодисменты! - К кому приходят друзья в гости? Аплодисменты! - Кто помогает родителям по дому? Аплодисменты! - Кто любит свою семью, дорожит ей! Аплодисменты!

Что такое род? Род это связь членов семьи, произошедших от одного родоначальника. Принадлежность к роду частенько определяет судьбу («на роду написано»), долю, какие-то устойчивые черты характера («он родом таков»). Многие века на Руси было принято при первом знакомстве вопрошать: «Чей ты, какого роду?» В русских сказках и былинах обращаются к молодцу: «Ты скажись, молодец, родом- племенем». А сейчас, к сожалению, мало кто помнит своих предков

РОД - ряд поколений, происходящих от одного предка, а также вообще поколение. Старинный род. Вести свой род от кого–н. (происходить от кого–н.). Родом крестьянин. Из рода в род (из поколения в поколение). Без роду без племени (о человеке неизвестного происхождения; устар. и разг.). Ни роду ни племени (о человеке одиноком, не имеющем родни; устар. и разг.). Это у нас в роду (передаётся наследственно).

Подберите родственные слова к слову «род». Род родственники, родня, родить, родители, родной, родословная, Родина.

Притча «Ладная семья» Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. - Вы скажите ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царил в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого Императора страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно не очень силен был в грамоте. Затем передал лист Императору. Тот взял лист и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился… - Как вы думаете, какие слова написал старик? - Из всех названных вами слов, выберите только три.

Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение и терпение. Прочел Император, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик.- Сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение, - это и есть основа всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

Прочитайте текст. Как складывались отношения в семье? Выделите главное. Составьте правила поведения в семье Каждая семья – отец, мать, дети – жила в своей избе отдельно от других семей. Когда вырастали сыновья, они женились, у них появлялись дети, и все: дети и внуки – жили со своими родителями. Ведь так легче было прожить, ведя общее хозяйство. Обычно это была очень большая и дружная семья. Самым главным считался старший член семьи – его все почитали, советовались с ним. Детей воспитывали в строгости. Дети почитали родителей на протяжении всей их жизни. Дети не могли противоречить родителям. Даже взрослый сын, уже имевший семью, но не отделившийся от родителей, должен был во всех хозяйственных и личных делах подчиняться отцу. Обычно делами сыновей занимался отец, делами дочерей мать. Власть родителей на дочерей распространялась до их выхода замуж. Ни дочь, ни сын не могли покинуть родительский дом по своему желанию. Особое значение всегда придавалось родительскому благословению, знали: родительское слово на ветер не молвится. Родительское благословение давали перед свадьбой, перед отъездом в дальнюю дорогу, перед смертью отца или матери (на всю оставшуюся жизнь детей). Его получали и перед каким-либо ответственным делом (закладка дома, первый выезд в поле и др.). Народная мудрость поучала: «Живы родители почитай, умерли поминай».

Закончите пословицы Вся семья вместе, так и душа… Яблоко от яблони… Чем богаты … Где мир да лад, там и божья… В гостях хорошо …

В конституции РФ сказано: "Мы, многочисленный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою родину перед нынешним и будущими поколениями, сознаем себя частью мирового сообщества."

Мы предками вряд ли гордимся Своими Не помним глубинных, Исконных корней: О прадеде знаю Одно только имя Илья, Да ещё, Что имел шесть детей.

Каждая семья имеет свою родословную Каждая семья имеет свою, родословную. Родословная это перечень поколений одного рода. Этот перечень обычно изображается в виде дерева, ствол которого делится на две условные ветви (материнскую и отцовскую), каждая из которых также делится на две меньшие ветви и т. д. Чтобы составить полную родословную, нужно очень хорошо знать своих предков. К сожалению, мало кто из нас может назвать хотя бы своих прабабушек или прадедушек. На досуге расспросите своих родственников и попробуйте вместе с ними составить свою родословную хотя бы в пределах нескольких поколений.

Сегодня на уроке Мы узнали…. Самым интересным было…. Затруднение вызвало задание…. В обсуждении материала мне помогли ….

Домашнее задание Пользуясь памятками, создайте 10 заповедей семьи. ( 1 группа) Создайте устный рассказ о происхождении своей фамилии. (Узнайте, как образовалась ваша фамилия? Что она обозначает? (2 группа) Составьте родословную своей семьи. (3 группа)

Процветание нашей Родины зависит от того, как мы относимся к родителям, к предкам, как чтим традиции семьи.

Спасибо за внимание