«Основное» и дополнительное образование в условиях ФГОС: новые возможности для воспитания и развития детей Жебровская Ольга, к.п.н., доцент кафедры психологии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Приказ Министерства образования и науки РФ от «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта.
Advertisements

Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ВИПКРО, кафедра теории и методики воспитания 2010.
ПОТЕНЦИАЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского» г. Ростова-на-Дону Инновационный образовательный.
Внеурочная деятельность и дополнительное образование в контексте ФГОС Григорьев Дмитрий Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела.
Презентация к уроку по теме: Внеурочная деятельность в рамках ФГОС
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО Семинар для учителей начальных классов.
Внеурочная деятельность по новым стандартам. Внеклассная работа по математике, которая является составляющей всей внеурочной деятельности как отдельного.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Спортивно- оздоровительное Духовно- нравственное Общекультурное Обще- интеллектуальное Социальное Игровая; Познавательная;
Внеурочная деятельность в контексте ФГОС. Внеурочная деятельность школьников часть коллективной жизнедеятельности ученического класса, осуществляемая.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального.
Организация внеурочной деятельности в начальной и основной школе Григорьев Дмитрий Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела методологии.
Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС Картбаева Агалтын Сатпаевна, заместитель директора по ВР МОУ СОШ с. Караганка.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках реализации ФГОС.
Модель организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы МБОУ СОШ 82 (городской семинар)
LOGO Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Организация внеурочной деятельности школьников: начальная и основная школа Фаязова Альфия Фаритовна, к.п.н., доцент кафедры воспитания и дополнительного.
Универсальные учебные действия коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность, познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
Транксрипт:

«Основное» и дополнительное образование в условиях ФГОС: новые возможности для воспитания и развития детей Жебровская Ольга, к.п.н., доцент кафедры психологии и педагогики личностного и профессионального развития СПБГУ

Из Конвенции ООН о правах ребёнка «Дети должны всегда иметь право на счастливое детство. Их время должно быть временем радости, временем мира, игр, учёбы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии сотрудничества. Их жизнь должна становиться более полнокровной по мере того, как расширяются их перспективы, и они обретают опыт». ons/childcon.shtml

План Специфика дополнительного образования детей: выбор, индивидуальность, творчество. Воспитание и развитие ребенка: что можно сделать в системе дополнительного образования. Ключевые изменения в системе дополнительного образования детей: от закона «Об образовании в Российской Федерации» к внеурочной деятельности и сетевым формам. Основные проблемы и перспективы: возможен ли компромисс?

Дополнительное образование в законе «Об образовании в Российской Федерации» ГЛАВА 2. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ Статья 10. Структура системы образования. Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ. ГЛАВА 3. ЛИЦА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Статья 23. Типы образовательных организаций. ГЛАВА 10. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, и образовательные программы, которые они вправе реализовывать

Специфика дополнительного образования ; добровольность, свобода, разнообразие и вариативность; приоритет - ребенка, его семьи, «подчиненность природе ребенка»; приоритет - индивидуальные, частные потребности ребенка, его семьи, «подчиненность природе ребенка»; - к познанию и творчеству, к саморазвитию, ; цели - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, к саморазвитию, доминанта в образовательном процессе установки на индивидуальный опыт продуктивной деятельности и учения ; базовый педагогический принцип - во взаимодействии с каждым ребенком или подростком по поддержке его саморазвития, самоактуализации, самоопределения, партнерство и сотрудничество; базовый педагогический принцип - принятие и защита индивидуальных интересов в совместной деятельности, во взаимодействии с каждым ребенком или подростком по поддержке его саморазвития, самоактуализации, самоопределения, партнерство и сотрудничество;

Ребенок в пространстве дополнительного образования Система дополнительного образования Творческое взаимодействие взрослых и детей Реализация индивидуальной образовательной траектории Полномерное развитие задатков, способностей, возможностей и интересов Раскрытие и развитие одаренности детей

Дополнительное образование (детей) - мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее ребенку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.

Развитие Развитие - процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования. увеличение сложности системы; улучшение приспособленности к внешним условиям; увеличение масштабов явления; количественный рост и качественное улучшение; прогресс. Развитие ребенка – объективный процесс, внутреннего последовательного количественного и качественного изменения, физического, интеллектуального и духовного усовершенствования. Физическое Психическое (новообразования). Социальное Духовное. 9

Направления развития Развитие познавательной сферы (становление интеллекта, развитие механизмов познания). Развитие психологической структуры и содержания деятельности (становление целей, мотивов и развитие их соотношения, освоение способов и средств деятельности). Развитие личности (направленности, ценностных ориентаций, самосознания, самооценки, взаимодействия с социальной средой и т.д.). 10

Особенности развития 1. Процесс/деятельность должны вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции и/или поддерживаться другими людьми. 2. Деятельность и развитие школьника могут носить творческий характер и основываться на дивергентном и творческом мышлении. 3. Важно организовать деятельность школьника так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности, т.е. действовал в «зоне ближайшего развития». 11

Воспитание понимают как: передачу социального опыта и мировой культуры; воспитательное воздействие на человека, группу людей или коллектив (прямое и косвенное, опосредованное); организацию образа жизни и деятельности воспитанника; воспитательное взаимодействие воспитателя и воспитанника; создание условий для развития личности воспитанника, то есть оказание ему помощи и поддержки в случае семейных проблем, трудностей в учебе, общении или профессиональной деятельности.

Проблемное поле 1. Проблемы развития связаны с проблемой детской одаренности. 2. Одаренность и способность к творчеству (креативность) – разные вещи. 3. Талантливость – один из возможных видов одаренности. 4. Одаренность не всегда совпадает с развитием познавательной сферы, психологической структуры, личности. 5.«Гении от Бога» и «гении от себя»: разные формы развития и одаренности. Парадоксы развития и одаренности. Угасание одаренности. 6. Подходы в российском и зарубежном образовании. 7. Модель среды для развития школьника.

Теоретическая основа Достижения отечественной психологии и педагогики (Л.С. Выготский, П.П. Блонский, М.А. Холодная, Ш.А. Амонашвили и др.) Теория множественности интеллекта Говарда Гарднера Концепция дивергентного и конвергентного мышления Джоя Гилфорда. myshlieniie Теория компетентности как проявления множественности видов одаренности Дж. Равена. Концепция потенциальной и скрытой форм одаренности (динамическая теория одаренности) Ю.Д. Бабаевой Диагностические исследования, напр. Э. П. Торренс, Дж. С. Рензулли, Ф. Вильямс, Е.Е. Туник и др. …

Потрясающе интересно Выгодский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. Сборник статей. Государственное учебно-педагогическое издательство Москва, 1935, Ленинград. htm Блонский П.П. Развитие мышления школьников. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. - М., Т. 2.-С php Холодная М.А. Работы о проблемах детской одаренности pdf testirovanie

Аспекты Гуманистический аспект: каждый ребенок должен иметь все необходимые условия для реализации и развития своего дарования, быть успешным и счастливым Прагматический аспект: достижение конечной цели работы с одаренным ребенком, который в будущем должен стать одаренным взрослым и способствовать росту благосостояния своей Родины. Эти мероприятия объявляются приоритетом государственной политики и финансируются.

Закономерности (по М.А. Холодной) 1. Детская одаренность – проявление закономерностей возрастного развития (Н.С. Лейтес): дети дошкольного возраста – это «мыслители», младшие школьники – «художники», подростки – «деятели-экспериментаторы», представители юношеского возраста – «поэты и писатели». 2.«Угасание» или «разгорание» детской одаренности под влиянием освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания, фактора, случайного события и т.д. 3. Рассогласованность (дисинхрония) психического развития одаренного ребенка. 4. Зависимость детской одаренности от культурного и социального контекста. 5. Высокая вариативность психических качеств у разных одаренных детей, в том числе стратегий и способов деятельности. 6. Одаренные дети, как правило, не нуждаются в целенаправленных обучающих воздействиях в силу формирующейся уже в достаточно раннем возрасте системы саморегуляции. 7. Кризисные проявления.

Типы одаренности (по М.А. Холодной) 1) дети с ускоренным умственным развитием (интеллект опережает возрастную норму, наблюдается диссинхрония психического развития – неравномерность и несбалансированность отдельных психических функций); 2) дети с ранней умственной специализацией (при обычном интеллекте ярко выраженная склонность к определенной предметной области, наблюдаются затруднения в эмоциональной саморегуляции, проблемы в общении и т.п.); 3) дети с отдельными незаурядными способностями (уникальные счетные, вербальные, креативные и другие способности); 4) дети с высокими показателями IQ, испытывающие трудности в обучении; 5) дети с высокими реальными достижениями, включенные в процесс социализации, соответствующий их дарованию («талантливые»).

Сценарии развития(по М.А. Холодной) 1)Прогрессивный: Компетентные Талантливые Мудрые 1)Регрессивный: Обычные Способные Оригиналы Деструктивные Одаренность - развивающаяся компетентность Компетентность (Дж. Равен) - особая форма одаренности, которая включает: предметные знания; специфическую мотивацию (выраженность интересов): способы мышления; индивидуальные ценности. Р. Стернберг: модель развивающейся компетентности. Человек становится одаренным, если: 1. формируются конкретные навыки мышления (критического, креативного, практического), 2. существует определенная мотивация (мотивации достижений в сочетании с мотивацией самоэффективности), 3. вырабатываются знания – декларативные и процедурные, 4. развиваются метакогниции (навыки планирования и оценивания), 5. отмечается высокая чувствительность к контексту.

Образование одаренных: опыт других стран США – особые школы только для учащихся с признаками отставания. Компенсаторное обучение, воскресные и летние «обогащающие» классы, финансовая поддержка, широчайшая проектная деятельность. Канада – поддержка через родительские и частные организации. Страны Европы – отсутствие специальных школ и классов. Дифференциация и индивидуализация в рамках общего образования (конкурсы, олимпиады, проекты, летние и иные школы, веб-технологии. Только в частных школах. Китай – только через образовательные программы (в большей степени, начальной школе). Япония - нет (ценится роль усилий личности, а не способности).

Действия: (мнение специалиста) 1. Выявление детей с признаками одаренности и наблюдение, мониторинг. 2. Развитие всех детей через повышение качества образования в целом. 3. Обучение детей с признаками одаренности не на основе селекции, а на основе элективной дифференциации обучения (индивидуализированное обучение в условиях вариативной и обогащенной образовательной среды с возможностью выстраивания индивидуальных образовательных траекторий с учетом специфики образовательных потребностей каждого ребенка). Профильность и разноуровневость. 4.Методы, обеспечивающие рост компетентности. 5. Содержание школьного образования – среда для развития. Нельзя ограничивать выбор предметов и сужать их содержание. 6. Создание системы внешкольного и дополнительного образования. 7. Создание интеллектуально-культурной среды.

Мнение специалиста «…создание развивающей, обогащенной, вариативной, индивидуализированной образовательной среды для всех детей в рамках общеобразовательной школы – это единственно возможный путь для проявления индивидуальных дарований и формирования будущих одаренных взрослых». М.А. Холодная, доктор психологических наук, профессор, лауреат премий Президента РФ в области образования и федеральной программы «Одаренные дети» «Презумпция одаренности»

ФГОС (по А.Г. Асмолову) Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения – это социальная норма, общественный договор между тремя субъектами: семьей, обществом и государством. Функции новых ФГОС: 1. Инструмент обеспечения баланса целей личности, общества и государства в образовании. 2. Инструмент формирования социального доверия, гражданской консолидации. 3. Инструмент реализации государственной политики в области образования. ФГОС связаны с общественным заказом: Обеспечить социальную адаптацию личности. Сформировать самостоятельную, социально – активную личность. Развить творческий потенциал личности.

Публичная декларация целей и задач Минобрнауки РФ (2014 г.)

Ключевые события в системе дополнительного образования детей 1. Межведомственный совет по дополнительному образованию и воспитанию детей (январь 2014 г.) 2.17 апреля 2014 г. парламентские слушания в Совете Федерации «О состоянии и перспективах развития системы ДОД в РФ» апреля 2014 г. Международный форум «Евразийский образовательный диалог» (Ярославль) августа 2014 г. на заседании Правительства Санкт- Петербурга обсуждался вопрос о реализации «дорожной карты» изменений в отраслях образования и науки в Санкт-Петербурге на годы.

Реализация «Дорожной карты» изменений в отраслях образования и науки в Санкт-Петербурге на годы 19 августа 2014 года на заседании Правительства Санкт- Петербурга обсуждался вопрос о реализации "дорожной карты" изменений в отраслях образования и науки в Санкт- Петербурге на годы. Информация – на сайте Комитета по образованию Санкт- Петербурга. Видео -

Реализация «Дорожной карты» изменений в отраслях образования и науки в Санкт-Петербурге на годы Основные мероприятия: - развитие сети учреждений и отделений дополнительного образования детей и школьных спортивных клубов. Основные ожидаемые результаты: - расширение образовательных эффектов для школьников за счет интеграции возможностей основного и дополнительного образования.

Первые результаты реализации «дорожной карты» Охват детей в возрасте 5-18 лет программами дополнительного образования - 86%. Количество ОДОД на базе общеобразовательных учреждений – 325 ( ребенка). Количество спортивных клубов в школах – 336 ( детей). Удовлетворенность населения Санкт-Петербурга дополнительным образованием - 97% (по данным Санкт-Петербургского информационно- аналитического центра). Санкт-Петербург признан лидером в сфере дополнительного образования.

Проблемы системы дополнительного образования детей слабое развитие отдельных видов дополнительного образования, в т.ч. для специфических групп детей, проблемы диагностики; отсутствует система проведения региональных и муниципальных мероприятий в сфере дополнительного образования детей; медленное изменение содержания дополнительного образования детей и образовательных технологий, методики; необходимость сочетания системы дополнительного образования в специальных организациях с внеурочной деятельностью в школах (ФГОС); проблемы создания сетевых форм взаимодействия с организациями общего образования; финансовые проблемы и отсутствие заинтересованности организаций вне образования.

Внеурочная деятельность ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Спортивно- оздоровительное Общекультурное Общеинтеллектуальное Духовно-нравственное Социальное Проектная деятельность Спортивно-оздоровительная деятельность; Туристско-краеведческая деятельность Художественное творчество; Игровая; Досугово-развлекательная (досуговое общение) Познавательная; Проблемно-ценностное общение; Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); Техническое творчество Трудовая (производственная) деятельность;

Базовая модель организации внеурочной деятельности учебный план образовательного учреждения (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной); дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования); образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта; организацию деятельности групп продленного дня; классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.); деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования; инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.

Модель дополнительного образования Создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, осуществление перехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами. Она ориентирована на обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей. Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей.

Модель «школы полного дня» Основой для данной модели является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня. Преимуществами данной модели являются: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание, сложившаяся практика финансирования групп продленного дня.

Оптимизационная модель Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог- организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие). Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Инновационно-образовательная модель Инновационно-образовательная модель предполагает тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами. Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта.

Внеурочная деятельность и дополнительное образование взаимодействие общего и дополнительного образования – интегрированные уроки (урок- спектакль, урок-игра, урок-концерт); элективные курсы; совместная проектная деятельность; взаимодействие общего образования и внеурочной работы: предметные кружки; факультативы; школьные научные общества; взаимодействие дополнительного образования и внеурочной работы: фестивали, праздники, концерты, выставки, смотры и другие массовые мероприятия. 38

Интеграция «основного» и дополнительного образования разработка и осуществление совместных программ и проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач; кооперация ресурсов и обмен ресурсами (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.); предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.); взаимообучение специалистов, обмен передовым опытом; совместная экспертиза качества внеурочной деятельности. 39

Модели организации сетевого взаимодействия 1.«Образовательный округ», «Школьный округ» 2.«Ресурсный центр» 3.«Свободная академическая сеть». 4.«Художественно-эстетический центр» 5.«Паритетная (автономная) кооперация общеобразовательных учреждений» 6.«Модель проектов» 7.«Модель площадок»

Спасибо за внимание!