Типы жестокого обращения с ребенком Последствия насилия на формирование личности ребёнка Материалы предоставлены Прониной К.С., начальником отдела ДОАМО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Школа приемных родителей «Оберег» ТЕМА: Жестокое обращение с детьми Калтанский городской округ Муниципальное казенное образовательное учреждение «Детский.
Advertisements

Презентация «Мир без насилия»
Эмоциональное (психологическое насилие). Общественный резонанс По данным ООН, Генеральной прокуратуры РФ жертвами насилия являются около 300 млн. детей.
Консультация для педагогов. Содержание : Жестокое обращение с детьми: виды, определение, причины и последствия. Правовая защита детей от жестокого обращения.
Презентация к уроку на тему: Насилие над детьми
Содержание работы с детьми-жертвами насилия. Помощь ребёнку-жертве насилия Педагоги -вовремя выявить(беседа, наблюдение) -поддержать Психолог -выявить.
ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ОСНОВНЫМИ НУЖДАМИ РЕБЕНКАСЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ.
Всё многообразие действий и бездействий со стороны взрослых, обязанных заботиться о ребенке и опекать его, которые наносят вред психическому и физическому.
Формы жестокого обращения Насилие любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком. Физическое.
Как предотвратить жестокое обращение с ребенком Типы жестокого обращения с детьми Физическое насилие - нанесение ребенку физических травм, различных телесных.
Статистика жестокого обращения с детьми Ежегодно 9 тысяч родителей лишаются родительских прав из-за фактов жестокого обращения с детьми. В 2009 году только.
Не во всех семьях царит мир, любовь, взаимопонимание.
Жестокое обращение с детьми как социально-психологическое явление.
Жестокое обращение с детьми. Термин «жестокое обращение с детьми» как юридическое понятие впервые появилось в нашей стране в 1968 г. в Кодексе о браке.
Жестокое обращение. Насилие в семье. Подготовила: педагог-психолог Субботина К. В.
О положении детей в РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Международные документы 1924 г.Женевскую декларацию прав ребенка г. – Лига Наций приняла Женевскую декларацию.
ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ОСНОВНЫМИ НУЖДАМИ РЕБЕНКАСЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ.
Презентацию подготовила: педагог-психолог Лазарева С.А. г. " ВСЕ ОСТАВЛЯЕТ СВОЙ СЛЕД".
Подготовила педагог-психолог ГБОУ СОШ1475 (дошкольное отделение) Самарина М.А.
«Деятельность дошкольных образовательных учреждений по раннему выявлению семейного неблагополучия и социального сиротства, предотвращению жестокого обращения.
Транксрипт:

Типы жестокого обращения с ребенком Последствия насилия на формирование личности ребёнка Материалы предоставлены Прониной К.С., начальником отдела ДОАМО

Насилие – это нарушение чужого поведения ( Философский словарь ). Насилие рассматривается большинством психологов как преднамеренные физические, психологические или сексуальные действия с целью нанесения ущерба человеку, произведенные против его воли. Жестокость – это свойство личности, заключающееся в безразличии к страданиям людей или же в стремлении к их причинению. Понятия жестокости и насилия входят в понятие « агрессия ». Агрессию можно определить как целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения ( одушевленным и неодушевленным ), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Жестокость, насилие

Ежегодно в России около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Более детей в течение года уходят из дома несовершеннолетних находятся в розыске. Дети - жертвы насилия в семье

Психологические факторы риска ребенка Избирается для жестокого обращения один ребенок, расцененный как наиболее « трудный » или обременительный. Большинство случаев физического жестокого обращения с детьми происходило в первые два года его жизни. В этот период ребенок продолжительно кричит, беспокоен, что часто приводит к уменьшению привязанности матери к нему, желание уйти от него. С другой стороны, младенцы, которые относительно безответны, пассивны, сонливы и отстают в развитии, могут в равной мере фрустрировать матерей и способствовать физического жестокого обращения с их стороны. Дети с физическими и психическими нарушениями, дети-инвалиды, дети, рожденные преждевременно с низким весом, агрессивные, гиперактивные и импульсивные – все они имеют повышенный риск жестокого обращения, так как вызывают у родителей ощущение бремя, раздражения, собственного поврежденного само отражения.

взаимное непонимание членов семьи - 55%, провокация насилия жертвой - 30%, бытовые проблемы и алкоголизм 15%, Выявлена также зависимость проявлений насилия с формами взаимоотношений, усвоенными в родительской семье. Причины насилия в семье

Психологические факторы риска для родителей : Импульсивные, незрелые (несовершеннолетние родители до 21 года), ригидные, родители-тираны или хронически агрессивные, отгороженные от семьи и друзей, испытывающие супружеские трудности, матери-одиночки, зависимые (алкоголизированные, принимающие наркотики и т.д.) и нарциссические, родители имеющие опыт жестоко обращения на себе в период детства.

Типы жестокого обращения с ребенком Физическое насилие Пренебрежение Сексуальное насилие Психологическое жестокое обращение

Физическое насилие Физическое, жестокое обращение - любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет.

Признаки физического насилия резко выраженная боязливость ребенка ; неадекватное поведение в новых ситуациях и с новыми людьми ; ярко выраженной страх взрослых людей ; признаки физической и психической запущенности, не имеющие адекватного объяснения ; наличие травм у детей : переломы черепа и костей, повреждения мягких тканей, ожоги необычной этиологии, сильные множественные ушибы, кровоизлияния, следы укусов ;

Признаки физического насилия повторные подозрительные повреждения у ребенка ; необъяснимые отклонения в физическом состоянии, связанные с травмами, полученными в прошлом ; отсутствие желания поиска защиты у родителей в устрашающей для ребенка ситуации ; формирование моделей приспособительного поведения ; стремление к избежанию конфликтных ситуаций и отсутствии знаний и умений для разрешения их и т. д.

Поведенческие индикаторы физического насилия Дети до 6- ти месяцев не улыбаются, малоподвижны, безразличны к окружающим, у них отсутствует реакция на внешние стимулы. В возрасте от полугода до полутора лет дети боятся родителей и физического контакта с любым взрослым, настороженны, постоянно капризничают, проявляют явный испуг, если взрослые хотят взять их на руки. Дошкольники ( от 3 до 6) проявляют чрезмерную уступчивость и заискивающее поведение во взаимоотношениях со взрослыми, агрессивны, лживы, замечены в воровстве, жестоки по отношению к животным и младшим детям, очень болезненно реагируют на любое замечание, склонны к поджогам. Их реакция на боль пассивна.

Поведенческие индикаторы физического насилия Младшие школьники боятся после школы идти домой и выискивают множество причин их позднего появления дома. Одиноки, у них отсутствуют не только друзья, но и приятели. Они уже понимают, что действия родителей незаконны и безнравственны и по этой причине от страха, от боязни осуждения со стороны сверстников, они скрывают истинные причины собственных травм. Подростки выражают свой протест случаям насилия побегами из дома, суицидальными попытками, употреблением алкоголя и наркотиков, криминальным поведением. Психологические последствия насилия проявляются в виде агрессивного поведения, депрессии, беспокойства, в признаках психических расстройств в поведении или проявлении патологических черт характера.

Психологическое насилие - Психологическое пренебрежение – это последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность. Психологическое жестокое обращение – хронические паттерны поведения, такие, как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка.

Формы психологического насилия Проявляется в патологической неспособности родителей выражать привязанность, любовь, заботу по отношению к нему, в лишении его эмпатии, игнорировании потребности в безопасном окружении, поддержке, общении. Игнорирование нужд ребенка

Отвержение Выражается в публичном унижении ребенка, предъявлении чрезмерных, несоответствующих его возрасту и возможностям требований, публичной демонстрации отрицательных качеств ребенка, постоянном формировании у него стыда и вины за проявление естественных для них эмоций ( страх, плач, гнев и т. д.), жесткой, несообразной возрасту критике и т. д. Формы психологического насилия

Угрозы и терроризация Проявляются в унижении достоинства ребенка, угрозах совершении насилия по отношению к ребенку или к тому, кого ребенок любит ( по отношению к матери, сестре, брату, домашнему животному ), оскорблении ребенка, использовании ненормативной лексики по отношении к ребенку. Ребенок, слышащий угрозы типа : « Будешь плохо себя вести, голову оторву !», постоянно испытывает страх. Одна из форм запугивания – оставить расшалившегося ребенка на улице, где он окажется незащищенным от опасности. Формы психологического насилия

Изоляция Формирует установление безосновательных ограничений на социальные контакты ребенка со сверстниками, родственниками или другими взрослыми, ограничение права покидать свой собственный дом ( например, родители принудительно переводят ребенка на домашнее обучение ). Формы психологического насилия

Эксплуатация Предъявление ребенку чрезмерных, не соответствующих возрасту, требований. Кроме того, использование невинности или слабости ребенка ( наиболее очевидным примером эксплуатации является сексуальное насилие ). Формы психологического насилия

Торговля запретами Манипулирование ребенком с использованием негативного подкрепления ( например, если ребенок в определенное время не выполнил уроки или не убрал постель, то за этим следует запрет смотреть телевизор или гулять ). Формы психологического насилия

Моральное разложение Создание мотивации к развитию антисоциального поведения, включая воровство, проституцию, порнографию, поощрение само деструктивного поведения, вовлечение ребенка в употребление алкоголя и наркотиков. Формы психологического насилия

Вовлечение несовершеннолетних в организации оккультного и деструктивного толка Формы психологического насилия

Сексуальное насилие и растление Использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения.

Сексуальное насилие и растление Виды сексуального насилия Инцест Сексуальное соблазнение Сексуальное нападение Изнасилование Эксплуатация ребенка для порнографии и проституции Приглашение или поощрение к прикосновениям для сексуального удовлетворения.

Сексуальное насилие является одной из наиболее постыдных форм насилия над детьми. Специальные международные исследования, проведенные в 21 стране мира, показали, что от 8% до 36% женщин и от 3% до 29% мужчин перенесли в возрасте до 18 лет сексуальное насилие. 25% жертв сексуального насилия находились в возрасте до 5 лет ; в возрасте от 6 до 11 лет - 35%; в возрасте от 12 до 17 лет - 41%. Самый уязвимый для сексуального насилия возраст – 9 лет. Сексуальное насилие и растление

По статистике сексуальное насилие совершают 40% близкие родственники - отец, мать, братья и сестры, дяди, тети, дедушки, бабушки ; из них 20%- инцест ; 45% хорошо знакомые ребенку люди - друзья дома, гувернеры, соседи, приходящие репетиторы, различные помощники по дому и только небольшой % сексуального насилия над детьми совершается вне стен дома. Отчимы совершают сексуальное насилие в 5 раз чаще, чем отцы. Сексуальное насилие и растление

По данным Федерального Сексопатологического Центра при Московском НИИ психиатрии МЗ РФ около 80% женщин, обращающихся в центр по поводу лечения сексуальных расстройств, сообщают о попытке изнасилования или изнасиловании в течение жизни.

Поведенческие индикаторы сексуального насилия Внезапный отказ, сопротивление тому, чтобы пойти куда - то или с кем - то ; Чрезмерное проявление привязанности ; Неожиданное употребление сексуальных терминов или присваивание новых названий для частей тела ; Рисунки на явно сексуальные темы ; Сексуальное взаимодействие с другими людьми ;

Поведенческие индикаторы сексуального насилия Стеснительность или уклонение от привязанности к семье ; Проблемы со сном, включая бессонницу, ночные кошмары, отказ засыпать в одиночестве или темноте ; Регрессивное поведение или другие, включая сосание большого пальца, энурез, энкопрез ; инфантильное поведение или другие проявления зависимости ; Признаки напуганности ; страх перед людьми определенного типа, импульсивность, неусидчивость, деструктивность ; Суицидальные попытки или рискованное поведение ; жестокость к животным ( более характерна для мальчиков );

Поведенческие индикаторы сексуального насилия Проблемы в школе ; нежелание посещать уроки физкультуры или публично переодеваться в раздевалке ; побеги из дома ; необычайная искушенность и не соответствующая возрасту образованность в вопросах сексуального поведения ; сообщение о сексуальном насилии или принуждении родителем, взрослым ; реверсирование роли в семье или псевдозрелость. Для детей подросткового и юношеского возраста характерны нарушения пищевого поведения ( булимия и анорексия ); побеги из дома, токсикомания ; попытки самоубийства и членовредительства ; недисциплинированность ; депрессия, асоциальное и делинквентное поведение.

Пренебрежение Это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего 18-летнего возраста, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотр.

Пренебрежение Пренебрежение основными интересами и нуждами ребенка как распространенная форма насилия может проявляться в: недостаточном удовлетворении его потребностей в еде, физической и психологической безопасности, любви, познании; отсутствии должного обеспечения опекой и надзором; недостаточном обеспечении ребенка необходимой медицинской помощью, когда он болен;

Пренебрежение причинение умышленного вреда ребенку; воздействие эмоционально травмирующих факторов, связанных с семейными конфликтами; эксплуатации ребенка непосильным трудом; воздействии нездоровых, деморализующих обстоятельств ( алкоголизм родителей, употребление наркотиков) и т.д.»

Депривация детства Депривация – психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения его возможностей в удовлетворении основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов.

Последствия насилия : кратковременные и длительные Физические последствия: задержка физического, речевого или моторного развития; физические ранения и травмы; нарушения действия и развития нервной и других жизненно важных систем организма; появление неврозоподобной симптоматики (расстройства сна, аппетита, тики); приобретение психосоматических заболеваний.

Последствия насилия : кратковременные и длительные Когнитивные последствия: трудности концентрации внимания; ухудшение памяти; снижение успеваемости; задержка интеллектуального развития; формирование искажённых представлений о себе и об окружающем мире.

Последствия насилия : кратковременные и длительные Эмоциональные последствия: притупление эмоций и взрывные реакции; повышение тревожности; страхи; приступы гнева и ярости; чувство вины, стыда, беспомощности; агрессия в адрес других и себя; неумение сопереживать; неуверенность в своих силах; снижение самооценки; психическое застывание, нечувствительность, пассивность.

Последствия насилия : кратковременные и длительные Поведенческие последствия: снижение успеваемости и проблемы с учёбой; самодеструктивное поведение; агрессия по отношению к людям и животным; сексуализированное поведение; «жертвенное» и зависимое поведение; правонарушения; побеги из дома; уход в наркоманию и алкоголизм; суицидальные попытки; занятие проституцией.

Последствия насилия : кратковременные и длительные Социальные последствия: тенденция к изоляции от социальных контактов из-за депрессии и травмированного поведения; сложности в создании отношений из-за агрессивного поведения и импульсивности; сложности образовывать устойчивые отношения из-за недоверия и нарушенной самооценки; воспроизведение и тиражирование насильственных отношений в собственных семьях и с собственными детьми.

Что нужно делать ? Ребенку, пережившему насилие, необходимо вернуться к обычному жизненному стилю как можно быстрее, ему нужна поддержка, чтобы установить взаимосвязь с близкими, сверстниками, учебными заведениями. Не стоит его выделять каким-либо образом в группе детей. Все его переживания стоит выслушивать отдельно. Важно, что, невзирая на обстоятельства, виновность и стыд почти всегда переживаются остро, даже маленькими детьми, пострадавшими от сексуального насилия. Эти чувства связаны с тем, что ребенок ощущает себя виновным за то, что случилось.

Действия сотрудников образовательных учреждений 1) немедленно направить служебную записку руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком; 2) руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка; 3) специалист по охране прав детства совместно со специалистом образовательного учреждения, сотрудника органов внутренних дел (при необходимости) незамедлительно проводит обследование условий жизни и воспитания ребенка, по результатам которого составляется акт обследования (форма – приложение 3); В случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком :

Действия сотрудников образовательных учреждений 4) по итогам проведенных мероприятий руководитель образовательного учреждения немедленно направляет в правоохранительные органы информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком, зафиксировав номер исходящего сообщения (форма – приложение 1), приложив акт обследования условий жизни и воспитания ребенка, оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству; 5) руководитель образовательного учреждения направляет информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком в комиссию по делам несовершеннолетних, зафиксировав номер исходящего сообщения (форма – приложение 2), оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству. В случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!