«Метод проектов в ДОУ» Инновационная технология Муниципальное дошкольное образовательное Учреждение детский сад 5 «Домовёнок»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРОЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА. ТЕМА: «Овладение эффективными технологиями взаимодействия с родителями как условие профессионального саморазвития.
Advertisements

Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания.
Игнатьева Г.В,. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной наиболее.
Консультация для воспитателей Технология проектирования в детском саду Цель: Знакомство с теоретическими и практическими основами проектирования. Внедрение.
Система работы по внедрению метода проектов в образовательный процесс ДОУ. Автор: Старший воспитатель ГБДОУ 103-Петроченко Г.М.
Семинар «Метод проектов в деятельности ДОУ». ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы; представляет.
Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированны й метод обучения и воспитания МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский.
П РОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.
Проектная деятельность в ДОУ «Перед человеком к разуму три пути: Путь размышления – самый благородный; Путь подражания – самый легкий; Путь личного опыта.
МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад 3 » Система методической работы в МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад 3»
Консультация для воспитателей МДОУ д/с «Сказка» с Тростянка «Проектный метод в деятельности ДОУ»
Метод проектов В методической теме: «Калейдоскоп проектов по воспитанию экологического сознания» Бандилеева Л. А. Г. Ногинск 2012.
Метод проектов (проектное обучение) – это форма организации образовательного пространства и метод развития творческого познавательного мышления. Метод.
Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА-ДЕТСКИЙ САД С. МОРЯКОВСКИЙ ЗАТОН» ТОМСКОГО РАЙОНА ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Яковлева Нина Николаевна. Любой проект - это комплекс взаимосвязанных работ, для выполнения которых выделяются соответствующие ресурсы и устанавливаются.
Задачи современного общего образования в школах РФ Научить: организовывать свою деятельность; объяснять явления действительности; ориентироваться в мире.
Метод учебного проекта. В современной педагогике: Метод проекта используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент.
Организация работы методического кабинета ДОУ как условие непрерывного повышения квалификации педагога.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Транксрипт:

«Метод проектов в ДОУ» Инновационная технология Муниципальное дошкольное образовательное Учреждение детский сад 5 «Домовёнок»

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации. Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Оно обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребёнка-дошкольника: 1. Расширяются знания детей об окружающем мире (при выполнении исследовательских и творческих проектов). 2. Развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные. 3. Формируется оригинальный замысел и умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации. 4. Развивается умение следовать задуманному плану. 5. Приобретаются у детей необходимые социальные навыки. 6. Вносятся разнообразия в игровую деятельность. Для воспитателя: 1. Изменяет мировоззрение. 2. Требует ежедневного творческого, личностного роста. Для родителей воспитанников: 1. Развиваются детско-родительские отношения (ребёнок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывает новое). 2. Жизнь родителей наполняется богатым содержанием. Одной из главных задач педагога при организации проектной деятельности дошкольников заключается в познавательный компонент. Познавательная инициатива проявляется всякий раз, когда ребёнок начинает решать свою собственную задачу, а не ту задачу, которую перед ним поставил воспитатель. Умение создать условия для проявления познавательной инициативы детей является важным моментом готовности воспитателя к организации проектной деятельности.

Опыт работы по теме: «Некоторые проблемы в использовании метода проекта в воспитательно- образовательном процессе ДОУ». Опыт работы по теме: «Некоторые проблемы в использовании метода проекта в воспитательно- образовательном процессе ДОУ». Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методологических, технологических аспектов методической и воспитательно-образовательной работы в МДОУ. Технология сложившейся годами системы методической работы основывалась на массовой передаче знаний, умений, навыков. Если немного преувеличивать, то наша старая методика содержит такие инструкции: «Возьми то-то и то-то, отмерь от сих до сих, делай так-то и так-то, положи туда-то и туда-то; ни на шаг не отступай от того, что тебе велено, в точности исполняй все до последней мелочи, сам от себя ничего не добавляй, лишних вопросов не задавай и вообще не умничай…» Это, конечно утрированно, но скажите методисты, положа руку на сердце, неужели похожая ситуация никогда вам не встречалась? Уверена, что вы узнали здесь типичные черты из своей практики. Не буду все же торопится и полностью отвергать и морально уничтожать такие методы. Бывают случаи, когда без них не обойтись, хотя в наши дни они уже далеко не универсальны и не всемогущи. Происходящие изменения в общественной жизни требуют от нас развития новых способов образования, новых педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, с творческой инициацией, требуют навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у педагогов и у детей универсального умения ставить и решать задачи для устранения возникающих в жизни проблем в профессиональной деятельности, в саморазвитии, в повседневной жизни. Акцент переносится на формирование у воспитателей и у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать

эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в методическую работу и педагогический процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Одной из которых, в частности, является проектная деятельность. Педагогическая общественность должна осознать проектную деятельность неотъемлемой частью образования, одним из направлений модернизации современного образования. Но встает вопрос, может ли обычный воспитатель, подчас имеющий среднее специальное образование, внедрять проектную деятельность в свою работу? Воспитателю, безусловно, она по силам, но только после специального обучения. Обучение воспитателей проектной деятельности - необходимое условие для внедрения в практику метода проектов. Возникает вопрос, как же должно строится это обучение? Чтобы овладеть проектным подходом как средством и орудием воспитания и обучения, надо сперва встретиться с ним лицом к лицу как с предметом изучения и хоть чуть-чуть самим научиться проектировать. Бывает, что иной воспитатель считает, что достаточно лишь знать как применять проектный подход, его методику, и проект готов. Это очень похоже на то, как если бы кто-то захотел быстро освоить само ремесло педагога не позаботься приобрести элементарные навыки чтения и письма или научиться плавать, не заходя в воду. Поэтому не у всех и не сразу все получается. Несмотря на теоретическую подготовку, участие воспитателей в проекте, при самостоятельной организации было много проблем, заблуждений, которые требовали решения и объяснения. С многими из них, я вижу, сталкивались не только мы. Рассмотрим эти проблемы подробнее.

Проблема: «В чем смысл внедрения в воспитательно- образовательный процесс проектной деятельности?» Буквально десять лет тому назад, когда еще не были так развиты информационные технологии, не было такого количества техники, столь многогранных взаимоотношений между людьми, можно было более или менее сносно прожить жизнь, следуя хорошо проверенным правилам, опираясь на опыт и знания, накопленные предшествующими поколениями. Тогда образование в большой степени сводилось к передаче, усвоению и воспроизведению, репродуцированию этого опыта с небольшими поправками и дополнениями соответственно таким же небольшими и постепенным изменениям окружающей жизни. Медленно изменяющаяся жизнь ставила перед людьми трудные и тяжелые, но достаточно определенные проблемы; она также давала время и шансы на решение каждой из них согласно принятым нормам. Нужно было только заранее и хорошо выучить, в чем состоят эти решения и нормы и как их применять на практике. Сегодняшняя жизнь такой возможности нам не дает. Она каждый день ставит нас лицом к лицу с неясными, многозначными, плохо определенными проблемами, не имеющих прецедентов и готовых решений. Единственный выход состоит в том, чтобы научиться алгоритму самостоятельного решения проблем, чему и способствует проектная деятельность наряду с традиционными способами овладения знаниями и умениями.

Проблема осознания понятия «Технология проектирования» Воспитателям требовалось понять, чем проектная деятельность отличается от комплексной работы по теме? А отличается она тем, что педагог не преподает готовое и до конца разжеванной знание, которое детям остается только проглотить и усвоить. Он не объясняет и не демонстрирует детям правильный способ действия, которым они могли бы овладеть путем прямого подражания. Он не порицает детей за сделанные ими ошибки. В проектной деятельности воспитатель предлагает детям некое задание, слишком сложное для того, чтобы его можно было выполнить сразу и за один присест по какой-то уже известной схеме. Если ребенок отвечает: "я не знаю, как справиться с этим заданием", воспитатель не понукает его: "ну, вспомни, вспомни...". Он призывает: "подумай, вообрази, поразмысли над тем, каким путем и какими средствами его можно было бы выполнить". Проблема определения роли проектной деятельности для детей. Воспитатели должны понять, что проект - это возможность максимального раскрытия творческого потенциала. Это деятельность, позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, публично показать достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими участниками проекта в виде задачи, когда результат этой деятельности найденный способ решения проблемы носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Информационная карта проекта МДОУ д/с 5 г.Зея, Амурской области 1.«Организация системы работы по внедрению метода проектов в образовательный процесс ДОУ» 2. Автор проекта: Нехаенко Е.И. 3. Руководитель проекта: Нехаенко Е.И. 4.Кадры: воспитатели ДОУ 5. Адрес организации: г.Зея, мкр. Солнечный 3 «А» 6.Телефон: 8(41658) Вид, тип проекта: внутрисадовский, образовательный, информационный 8. Направление деятельности проекта: создание системы по внедрению в образовательный процесс ДОУ новой технологии – «метод проектов» 9. Краткое содержание проекта: Изучение литературы. Накопление материалов. Создание группы разработчиков Обучение педагогов Организация предметной среды. Презентация проектов 10Место проведения: МДОУ д/с 5 11Срок проведения: сентябрь 2009 – май 2010 г. 12Формы проведения 13Количество участников 14Ожидаемые результаты

Проектная деятельность педагога

Список литературы: Концепция Модернизации российского образования на период до 2010 года. Москва 2004 Закон Российской Федерации «Об образовании» Федеральная целевая программа развития образования гг. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Москва Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ Москва 2004 Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова «Образовательные проекты в детском саду» Н.Е.Веракса «Проектная деятельность дошкольников»2008 Интернет-ресурсы.

«Метод проб и ошибок весьма неплох. Но бывает и так, что экспериментатор после очередной пробы больше никогда не делает ошибок. Поэтому изучайте опыт других, больше читайте мудрые книги. Все многократно описано. Найди стержень проблемы, ухватись за него покрепче и неуклонно следуй. Вот и все». (Из наставлений Генеши)

В в е д е н и е Дошкольное образовательное учреждение – основополагающая ступень в структуре системы образования. В условиях быстро развивающейся инновационной деятельности именно от него зависят интенсивность процессов и результатов содержания дошкольного образования. ориентируясь на гумманизацию обучения, на развитие личности ребёнка, признание его ценности для современного общества, необходимо помнить, что она формируется личностью самого педагога От его образовательного уровня, квалификации, личностных качеств и профессионализма зависит решение многих задач. Содержание теоретической готовности воспитателя, по мнению В.А. Сластенина, проявляется в обобщённом умении педагогически мыслить, которое предполагает наличие к воспитателю аналитических, а так же рефлексивных умений. Сформированность аналитических умений рассматривается учёным как один из критериев педагогического мастерства, с их помощью извлекаются знания из практики. Рассматривая прогностические умения В.А.Сластенин справедливо утверждает, что управление воспитательно-образовательным процессом всегда предполагает ориентацию на чётко поставленный результат (предвосхищённую цель). Педагог-исследователь определил ряд прогностических методов: моделирование, выдвижение гипотез, мыслительный эксперимент, экстраполирование) распространение каких-либо понятий, относящихся к каким-либо определённой области, на другую область). Проектные умения, по мнению В.А. Сластенина, проявляются в материализации результатов педагогического прогнозирования в конкретных планах воспитания и обучения.

Метод проектов рассматривается наукой как цикл инновационной деятельности и является одной из перспективных педагогических технологий, имеющих соответствующие признаки, функции и структуру. Мы знаем что всякая деятельность делиться на репродуктивную (заранее организованную) и продуктивную (инновационную, требующую непосредственного применения методологии. Продуктивная деятельность, по мнению А.М. Новикова, разбивается на отдельные завершённые циклы: которые называются проектами. Проект – это совокупность документов для создания какого-либо издания, сооружения, мероприятия и т. д. Или по –другому в современном понятии проект – это организованное целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода.

Проблема Низкий уровень проектной культуры, проявляющийся в неумении педагогов ДОУ работать по методу проектов. ПРОБЛЕМА

Создание системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ новой технологии «метод проектов».

Задачи Поддерживать интерес педагогов к самостоятельному решению конкретных проблем развития дошкольников, к исследовательской деятельности посредством изучения методической литературы. Развивать умения анализировать результаты наблюдений, экспериментов, моделировать пути коррекционной и развивающей работы с детьми. Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов, организации их научно-методической деятельности. Организовать целенаправленную просветительскую работу с родителями с целью привлечения их к активному участию в проектной деятельности. Организовать систему из семинаров, консультаций, тренингов по освоению педагогами метода проекта в дошкольном образовании.

Вид проекта образовательный; информационный; - средней продолжительности. Участники проекта Педагоги ДОУ Музыкальный руководитель Дети Родители Класс проекта Мультипроект

Актуальность Сегодня система развития образования находится в ситуации существенных изменений. Основными документами, регламентирующими деятельность современного дошкольного образовательного учреждения, являются: Закон Российской Федерации об образовании. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Федеральная целевая программа развития образования г. Целевая программа развития образования на годы. Концепция инновационного развития образования Образовательный процесс ДОУ направлен на выполнение социального заказа родителей, общества, государства. В концепции модернизации российского образования (от 29 декабря 2001 года 1756-Р п.2) отмечено, что «развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Кроме того, в докладе Государственного совета Российской Федерации о развитии образования на данном этапе (от 21 марта 2006 г.) указано на необходимость обеспечения открытости образования как государственной общественной системы. «Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты». Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования.

Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и умениями. Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и умениями.

Ожидаемые результаты Изучив методическую литературу и познакомившись с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, мы убедились в эффективности использования «метода проектов» в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Так же метод проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но так же стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Таким образом, внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проекта будет способствать развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи. Внедрение в практику указанной технологии, предъявит к педагогу определенные требования, как к творческой личности, и специального обучения для повышения педагогического профессионализма. Мы рассчитываем, что благодаря предлагаемому проекту, педагоги смогут освоить новую технологию - метод проекта, что позволит изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Проблематизация: 1. В ыделить и сформулировать проблему из множества проблем (поля проблем); 2. Рассмотреть проблему под разными углами зрения, с разных позиций; 3. Произвести сужение проблемы путем ограничения пространства и/или времени в ситуации, ее породившей; 4. Из нескольких рядоположенных проблем выбрать главную (по тем или иным признакам), актуальную, самую острую, самую доступную в решении, обосновать выбор. 5. Формулировать проблему после рассмотрения какой-либо ситуации, ее порождающей;

Проблема определения доли нового и изученного в проекте. Воспитатели должны усвоить, что приступая к проекту, ребенок должен иметь некоторые стартовые знания, умения и навыки. Готовые новые знания для детей в ходе проекта воспитатель может дать, но в очень незначительном объёме и только в момент его востребованности детьми. В остальных случаях воспитатель должен натолкнуть детей на пути самоизучения материала (опираясь на энциклопедии, книги, ответы родителей, воспитателей-специалистов и т.д.) Проблема обеспечения заинтересованности детей в работе над проектом, т.е. мотивации, которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную и исследовательскую деятельность мотивационные механизмы. Проблема осознания окончания проекта значимой оценкой - общественным признанием состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки в проекте достоин любой уровень результатов. Поэтому по окончании проекта используются различные формы публичных выступлений: презентации, праздники, публичный отчет перед родителями, младшими товарищами, участие в выставках, экспозициях, показ коллекций, ярмарки и т.д.

Пути решения поставленных задач: Создать условия для самообразования педагогов: Постоянное приобретение методической литературы; Увеличение числа подписных изданий; Предусмотреть в графиках работы педагогов время для самостоятельной работы с литературой в методическом кабинете. Подобрать диагностические и исследовательские материалы по анализу и оценке потребностей педагогов в развитии. Включить в годовой план ДОУ мероприятия, требующие от педагогов сбора информации, анализа деятельности, изучения и решения проблем и др. Продумать участие педагогов в открытых мероприятиях городских творческих объединений (мастер - классы, панорама передового педагогического опыта и др.), семинарах для слушателей Составить перспективный план проектных мероприятий.

Краткая аннатация проекта Цель данного проекта создание системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ новой технологии «метод проектов». Данный проект направлен на педагогов, родителей. Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Проект будет реализовываться через обучение педагогов, просветительскую работу с родителями, создание предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями метода проектов. Всего в проекте будет включено 5 педагогов, 1 группа детей старшего дошкольного возраста, 1 группа младщего возраста и члены их семей.

Структура управления проекта Реализация рабочего плана Итоговая оценка Проблема Проект Создание команды Привлечение недостающих ресурсов Конечный результат Мониторинг Промежуточная оценка

Основные стадии разработки проекта Проблема (формулирование проблемы) Выработка проектной идеи Проект как готовый рабочий документ Детализация проекта Формулирование цели(ей) Постановка задач Определение возможных методов решения поставленных задач и выбор оптимальных Определение путей распространения информации о проекте Определение критериев оценки эффективности проекта Подготовка рабочего плана Определение объёма необходимых ресурсов их стоимости (уточнение перечня имеющихся и недостающих ресурсов) Составление бюджета и его обоснование Определение перспектив развития проекта

Предполагаемые итоги реализации проекта 2. Умение работать с учебной, Справочной, научной методической литературой (подбор необходимой, анализ прочитанного) 3. Умение систематизировать Группировать изученные факты В смысловые блоки, составлять графики схемы, таблицы 4. Умение высказывать Обоснованное суждение По проблеме 5. Аргументировано доказывать или опровергать суждения 1. Умение педагога Ставить цели, задачи, планировать работу

Этапы проекта 1-й этап Сбор необходимой информации, диагностирование участников проекта, сбор теоретической информации. 2-й этап Разработка программы деятельности. 3-й этап Накопление материала, презентация проектов, самоанализ, итоговая диагностика.

Меры поддержк и Содержание деятельности Ожидаемый результат Лента времен и Организаци онная 1. Подготовка теоретического материала по теме: «Методическая работа В рамках проектной деятельности». 2. Диагностический опрос: «Мой опыт работы над проектом». Рациональное распределение видов деятельности между педагогами. сентябрь 3. Работа проблемной группы. Организация непрерывного образования кадров. Октябрь - ноябрь Научно- методичес кая Разработка методических рекомендаций по теме: «Этапы работы над проектом» Создание методического обеспечения практической деятельности педагогов. Сентябрь - май Информац ионная Создание банка педагогических идей: «Проектная деятельность в ДОУ». Презентация проекта методической службы: «Проектная деятельность в ДОУ». Доступность информации о передовых технологиях педагогической деятельности Создание условий для обмена опытом. Март май

Примерный план работы воспитателя по работе с проектом 1. На основе изученных (мониторинг, диагностика, анкетирование) проблем детей поставить цель проекта. 2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями). 3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта. 4. Составление плана – схемы проекта. 5. Сбор накопление материала. 6. Включение в план схему проекта занятий. игр и других видов детской деятельности. 7. Работа с социумом (если такая предполагается). 8. Распределение денежных средств. 9. Презентация проекта (концерт, открытое занятие, праздник и др.)

Преимущества проблемной деятельности

Проектная культура педагога является интегративным качественным свойством профессиональной деятельности и характеризуется следующими проявлениями: инновационностью – стремлением к целенаправленному преобразованию образовательной и социальной практики; ценностной ориентированностью и реализуемостью; отказом от знание центризма, опорой на идеи культуро-, природо- и социосооб-разности образовательной системы учреждения; критериальным характером отбора альтернативных педагогических средств, их зависимостью от необходимости реализации конкретной функции, вероятным характером возможных решений; наличием субъектной позиции.

Стратегия достижения поставленных целей Реализация поставленных задач будет происходить в 3 этапа: подготовительный, реализационный, итоговый. I этап – Подготовительный: отбор участников проекта, подбор методической, справочной литературы по методу проекта. Отбор участников будет проводиться на основе желания самих педагогов включиться в реализацию предлагаемого проекта и по результатам собеседования. Главным критерием при этом будет готовность персонала к открытости и изменениям в работе с детьми II этап – Реализационный: определение проблемы, постановка цели и задач проекта, разработка программы деятельности. III - Итоговый: накопление материала, презентация проектов, самоанализ, выпуск методического бюллетеня, итоговая диагностика.

Алгоритм действий взрослых и детей на первом этапе Алгоритмы действий взрослых и детей строятся с учетом возрастной дифференциальности. Первый этап – лет Проектная деятельность формируется на подражательно- исполнительном уровне. Активная роль принадлежит взрослому. Внимательное отношение к потребностям детей, к их интересам помогает достаточно легко определить проблему, «заказываемую « детьми. Ребёнок среднего дошкольного возраста явно или неявно для себя вступает в качестве заказчика проекта, а осуществление происходит на подражательно-исполнительном уровне (задания, предлагаемые взрослым, помогают ребёнку реализовать себя в активной деятельности. Ребёнка увлекает сам процесс совместной деятельности со взрослым) Важно поощрять попытки детей самостоятельно решить проблему. Шаги Содержание Первый Интригующее начало, определение проблемы, отвечающей потребностям детей. Второй Постановка цели проекта, его мотивация Третий Привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана Четвёртый Совместное движение взрослых и детей к результату Пятый Совместный анализ выполнения проекта, переживание результатов

Логическая структура практической образовательной деятельности (по А.М. Новикову) Структурные компоненты Содержание Субъект Педагог-практик Объект Целостный педагогический процесс во всем его многообразии Предмет Объект и предмет деятельности не различаются, выступают как синонимы Результат Обученные, воспитанные, развитые выпускники ДОУ Форма организации деятельност: 1. По числу участников 2. По организации процесса деятельности 3. Специфическ ие формы 1. Индивидуальная и коллективная. 2. Организационная культура как всеобщая форма организации деятельности: А) современный проектно- технологический тип организационной структуры; Б)проекты как завершенные циклы деятельности 3. Формы организации образовательного процесса на технологической фазе

Факторы профессиональной деятельности От понимания автором логики педагогических целевых установок; От позиции педагога в поиске оптимальных и инновационных условий для их достижения; От учета потребностей, мотивов и отношений людей, включенных в процесс педагогического взаимодействия Зависят:

Типы проектов 1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные. 2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру. 3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата. 4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект) 5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный. 6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

Система классификаций проектов (по В.Н. Буркову, Д.А.Новикову) Тип проекта: Технический; Организационный; Экономический; Социальный; Образовательный; Смешанный Класс проекта Монопроект (отдельный проект различного типа, вида и масштаба) Мультипроект (комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления); Мегапроект – целевые программы развития регионов, отраслей и д. р., включающие в состав ряд моно-и мультипроектов Масштаб проекта: Мелкие; Средние; Крупные; Очень крупные Примечание: крупные проекты принято называть программами Длительность проекта: Краткосрочные (до 3-х лет); Среднесрочные (от 3-х лет до 5-ти лет); Долгосрочные (свыше 5-ти лет) Вид проекта: Инвестиционный; Образовательный; Научно-исследовательский; Учебный; Смешанный

Работа над проектом распределение деятельности педагога и детей Этапы Деятельность педагога Деятельность детей 1-й 1. Формирует проблему, цель, определяет продукт проекта Вводит в игровую (сюжетную ситуацию). Формирует задачи (не жестко) 1. Вхождение в проблему 2. Вживание в игровую ситуацию 3. Принятие задачи 4. Дополнение задач проекта 2-й 1. Помогает в решении задачи 2. Помогает спланировать деятельность 1. Объединение детей в рабочие группы. 2. Распределение ролей. 3-й 1. Практическая помощь 2. Помогает спланировать деятельность. 3. Организует деятельность 1. Объединение детей в рабочие группы. 2. Распределение ролей. 4-й 5-й 1. Практическая помощь (по необходимости, в зависимости от возраста детей). 2. Направляет и контролирует осуществление проекта 3. Презентация Формирование специфических ЗУН Представляют продукт дея-ти

3-й этап Итоговый –Подведение итогов –Анализ полученных результатов. –Обобщение опыта работы педагогов –Презентация проектов

Алгоритм действий взрослых и детей на третьем этапе Шаги Содержание 1-й Постановка детей в определённые условия: выделение (взрослым или детьми) проблемы, отвечающей потребностям или детей, или обеих сторон 2-й Самостоятельное определение цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата. 3-й Планирование деятельности детьми при возможном участии взрослого как партнера; определение средств реализации проекта. 4-й Выполнение детьми проекта, решение творческих споров, достижение договоренности; взаимообучение, помощь друг другу 5-й 6-й Обсуждение результатов: хода работы, действий каждого, выявление причин успехов и неудач Совместное определение перспективы развития

График проектных мероприятий с педагогами Содержание работы СрокОтветст венные 1. Анкетирование педагогов: «Готовность воспитателей к работе в режиме развивающих технологий, современных методов и форм организации педагогического процесса» Августзаведу ющий 2.Дискуссия: Метод проектов в педагогическом процессе ДОУ» (обзор литературы) Сентябрьзаведу ющий 3.Педсовет: «Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребёнка» Ноябрьзаведу ющий 4. Утверждение тематического плана проведения занятий обучающего семинара Октябрь Педагог и 5. Занятия обучающего семинара « Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология» Октябрь Заведу ющий Педагог и 6. Читательская конференция Цель: «Способствовать выявлению общественного мнения коллектива по актуальным проблемам ДОУ и дошкольного образования в целом». Ноябрьзаведу ющий 7. Круглый стол: «Опыт работы дошкольных учреждений по применению метода проектов в педагогическом процессе» Ноябрь Заведу ющий Педагог и

9. Обучение воспитателей составлению плана работы над проектом (методические рекомендации воспитателям по построению модели проекта) Разработка содержания проектов, прогнозирование результатов. ноябрь Педагоги 10Выпуск информационного листка «Визитная карточка проекта» и заполнение информационных карт декабрь Педагоги 11Консультация: «Содержание, формы и методы методической работы в детском саду» январьзаведую щий 12Ресурсное обеспечение реализации проекта (оснащение методической базы) В течении года Заведую щий, педагоги 13Разработка диагностических карт для отслеживания ЗУН по данной проблеме у старших дошкольников Март- апрель Педагоги 14Творческие отчёты педагогов о результатах реализации проектов, презентация апрель Педагоги 15Консультационный пункт в помощь воспитателю по составлению проекта Сентябр ь- ноябрь Заведую щий

Методы методической работы в ДОУ (по материалам К.Ю.Белой, В.И. Загвязинского, И.Я. Лернера, П.И. Пидкасистого, М.Н. Скаткина) Название метода Назначение метода, приемы реализации на различных этапах управления методической работой Область применения Этапы прогнозирования Метод беседы Получение и обобщение информации Педагогический мониторинг; диагностика профессиональной компетентности воспитателей; систематизация инновационного опыта Метод наблюден ия Целенаправленная, систематическая фиксация специфики протекания тех или иных педагогических явлений Метод тестирова ния Диагностическое исследование на основе выполнения какого-либо стандартизированного задания Метод анкетиров ания Письменный опрос по изучаемой проблеме с целью получения необходимой информации Социометр ический метод Исследование структуры, характера взаимоотношений в педагогическом коллективе с целью нахождения оптимальных способов воздействия

Название метода Назначение метода, приемы реализации на различных этапах управления методической работой Область применения Этап планирования Метод определен ия основных вех Определение основных целей и этапов педагогического процесса Составление годового плана; календарных планов работы Метод структуриз ации Дробление задач на подзадачи Метод календарн ого планирова ния

Название метода Назначение метода, приемы реализации на различных этапах управления методической работой Область применения Этап организации Исследовате льский метод Обеспечение организации поисковой творческой деятельности. Разработка и постановка исследовательский заданий Групповые мероприятия; Педагогический мониторинг Методические мероприятия Интерактивные формы методической работы Метод эксперимент а Проверка инновационных идей Метод терминологи ческий Оперирование базовыми понятиями проблемы Активизиру ющие методы Рассмотрение, исследование спорного вопроса, проблемы; сочетает критику и поиск путей решения проблемы

Название метода Назначение метода, приемы реализации на различных этапах управления методической работой Область применения Этап коррекции Репродуктивн ый Групповые и методические мероприятия Эвристический Обучение практическим умениям Метод эксперимента Метод игрового моделировани я Метод оперативного управления Оперативный контроль Этап контроля Метод оперативного управления Образовательный мониторинг. Педагогический мониторинг Анкетирование родителей Оперативный, тематический, итоговый контроль Этап стимулирования Метод оперативного управления Внесение коррективов Дополнительное ресурсное обеспечение Оперативный, тематический, итоговый контроль

Название метода Назначение метода, приемы реализации на различных этапах управления методической работой Область применения Этап программирования Работа с печатными источника ми Составление формально- логической модели словесно-схематическоого изображения прочитанного; тезирование, аннотирование, составление матрицы идей (сравнительной характеристики однородных явлений в трудах разных авторов) Изучение новых исследований в области педагогики, психологии, дидактики; составление программы развития ДОУ, образовательной программы ДОУ Метод определен ия основных вех Определение основных целей и этапов педагогического процесса Метод структуриз ации Дробление задач на подзадачи Работа с нормативн о- правовыми и инструкти вными документа ми Изучение документа воспитателем, соответствие требований с собственной деятельностью, выбор напрвления для устранения недостатков

Название метода Назначение метода, приемы реализации на различных этапах управления методической работой Область применения Этап регулирования Работа с инструкти вными документа ми Изучение документа воспитателем, выбор напрвления для устранения недостатков Педсовет; Интерактивные формы методической работы; Групповые и методические мероприятия; Семинар-практикум Эвристиче ский метод Постепенное приближение к самостоятельному решению проблемы. Эвристическая беседа, система взаимосвязанных вопросов Репродукт ивный метод Формирование навыков и умений использования полученных знаний. Разработка и применение различных упражнений, алгоритмов увоения и передачи знаний Обучение практичес ким умениям Обучающий элемент из опыта работы.

2-й этап - реализационный Форма работы Наименование мероприятий Ответственные Сроки проведе ния Курс Обучающих семинаров «Общие основы проектирования. Метод проектов в дошкольном образовании Заведующий, воспиататели Октябрь Организация методического объединения в ДОУ Педчас: «Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребёнка- дошкольника» !Метод проектов в детском саду» Заведующий, воспитатели ноябть Консультации Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников Заведующий Ноябрь декабрь Семинары«Выявление познавательных интересов у детей» «Составление взаимодействия воспитателей и специалистов» «Разработка групповых проектов» Презентация проектов Заведующий, Воспитатели. специалисты Октябрь Ноябрь Знакомство с опытом других педагогических коллективов Посещение открытых занятий в других дОУ ЗаведующийВ течении года

Алгоритм действий взрослых и детей на втором этапе Второй этап – 5-6 лет Проектная деятельность переходит на развивающий уровень. Взрослый не только генерирует свои идеи, но и подключается к реализации идей детей. Особенность проектной деятельности: накапливается определённый социальный опыт: -Опыт общения со сверстниками, совместных переживаний; -опыт разнообразной совместной деятельности; -Развитие самостоятельности в отношениях со взрослыми и сверстниками; -Развитие самоконтроля и самооценки. Развитие проектной деятельности: 1. Принимает проблему, уточняет цель. 2. Самостоятельно находят проблему. 3. Способы выбрать средства для достижения результатов. Шаги Содержание Первый Выделение (взрослым или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон. Второй Совместное определение цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата Третий Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослого; определение средств реализации проекта Четвёртый Выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослого Пятый Обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач Шестой Совместное определение перспективы развития проекта

Методические рекомендации по подготовке к презентации проекта 1.Кратко, достаточно полно и лаконично (10-12 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта. 2. Продемонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения. 3. Проанализировать ход поиска решения, аргументацию выбора методов реализации проекта. 4. Продемонстрировать найденное решение. 5. Проанализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом. 6. Провести самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня поставленной проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивалось решение.

Как показывают педагогические исследования, главная проблема образования – потеря притягательности процесса познания. В последние годы увеличилось количество дошкольников, не желающих идти в школу; успеваемость детей падает; снизилась положительная мотивация к занятиям. По данным статистики, 80 % современных первоклассников не хотят учиться. Перед педагогами возникают вопросы: как же исправить ситуацию? Какие формы взаимодействия выбрать? В связи с вышесказанным, актуальной становится необходимость включения в содержание дошкольников поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем. Подавление детской инициативы всегда блокирует поисковое поведение, из-за чего может развиваться пассивная позиция в будущем (в школе, в жизни), когда при каждом столкновении с трудностями человек капитулирует. Новые ценности и цели дошкольного образования, признание значимости всех субъектов образования для развития и саморазвития личности ребенка вызывают потребность поиска новых образовательных технологий, в которых есть место инициативе ребенка, сочетания свободы познания и деятельности и культуры, принятой в обществе. Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка как на саморазвивающуюся систему, при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Одна из таких технологий – проектная деятельность. Проблематизация

Задачи 1. Организовать систему из семинаров, консультаций, тренингов по освоению педагогами метода проекта в дошкольном образовании. 2. Организовать целенаправленную просветительскую работу с родителями с целью привлечения их к активному участию в проектной деятельности. 3. Организовать методическое объединение педагогов ДОУ «Метод проектов в детском саду». 4. Создать предметно-пространственную среду, соответствующую требованиям проектного метода.

Особенности учебного проекта Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. В ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов. В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Ребёнок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребёнка и родителей наполняется богатым содержанием. Одна из главных задач педагога при организации проектной деятельности дошкольников заключается в том, чтобы поддерживать детскую инициативу. Инициатива ребёнка обязательно включает в себя познавательный компонент. Познавательная инициатива проявляется всякий раз, когда ребёнок начинает решать свою собственную задачу, а не ту задачу, которую перед ним поставил экспериментатор. (из источника материала: «Роль противоречивых ситуаций в развитии мышления детей» Н.Е.Веракса Проектная деятельность имеет адресный характер. Поскольку в ходе проектной деятельности ребёнок выражает своё отношение, он всегда ищет адресата – человека, к которому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта. Именно поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику. Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием.

Типы проектов в ДОУ (по Л.В.Киселевой) Тип проекта Содержание Возраст детей 1Исследоват ельско- творческий Дети эксперементируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драмматизации, детского дизайна Старший дошкольны й возраст 2Ролево- игровой Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по –своему поставленный проблемы Со второй младшей группы 3Информаци онно- практико- ориентиров анный Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) Со средней группы 4Творческий Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. Со второй младшей группы

Исследовательская проектная деятельность Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием Участники проектной деятельности должны быть мотивированы. Но простого интереса здесь недостаточно. Нужно, чтобы и педагог, и ребёнок сформулировали причину. Проектная деятельность имеет адресный характер. Поскольку в ходе проектной деятельности ребёнок выражает своё отношение, он всегда ищет адресата – человека, к которому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта. Именно поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику. Цель: Получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Исследовательские проекты чаще всего носят индивидуальный характер и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребёнка (родителей, друзей, братьев и сестер) в сферу его интересов.

Продолжительность проектов в ДОУ Вид проекта Продолжительность 1Краткосрочный Одно или несколько занятий: 1-2 недели – месяц. 2Средней продолжительности 2 – 4 месяца 3Долгосрочный проект Учебный год

Виды и примерная тематика проектов в ДОУ Вид проекта Примерная тематика 1Комплексный Мир театра Здравствуй, Пушкин Эхо столетий Книжная неделя 2Межгрупповой Математические коллажи Мир животных и птиц Времена года 3Творческий Мои друзья У нас в нескучном саду Любим сказки Мир природы Рябины России Семья талантами богата 4Групповой Сказки о любви Познай себя Подводный мир Весёлая астрономия 5Индивидуальный Я и моя семья Генеологическое дерево Секреты бабушкиного сундучка Сказачная птици 6Исследовательский Мир воды Дыхание и здоровье Питание и здоровье Дерево группы

Ожидаемые результаты 1. Технология проектирования, позволит получить результаты, отличные от традиционных. Использование данной технологии позволит развить внутреннюю активность педагога, его способность ставить цели, самостоятельно и с помощью добывать новые пути, используя разные способы, приходить к результатам, выявлять и обозначать проблему, анализировать их и делать верные выводы. 2.5 педагогов дошкольного учреждения освоят идеи и методы проектной деятельности, смогут использовать данную технологию в работе с детьми. 3. Измениться стиль общения взрослого с ребёнком. 4. Родители станут активными участниками образовательного процесса. 5. Взаимодействие с семьей позволит добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.

Оценка результатов (оценка эффективности данного проекта будет проводиться по трём направлениям: педагоги-дети-родители) Оценка качества овладения умениями и навыками педагогов будет оцениваться на семинаре при помощи анкет. Оценка качества практической деятельности будет оцениваться руководителем проекта при непосредственном посещении групп, изучение и анализу проектов. Оценка познавательной активности детей будет отслеживаться через беседы с детьми, наблюдениями за ними во время проектной деятельности и проведение занятий, через беседы с воспитателями и родителями. По окончанию проекта будет проведено анкетирование воспитателей и родителей.