3. каково его значение? Как вы думаете: 1. на что направлено исследовательское обучение ? 2. есть ли необходимость применения его в д/саду?

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МАДОУ «Детский сад 6» СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для педагогов «Использование проблемных ситуаций на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»
Advertisements

Консультация «Использование проблемного обучения в детском саду» Подготовила Заведующая МДОУ «Детский сад комбинированного вида 7 «Солнышко» г.Ершова Саратовской.
Боровикова Екатерина Ивановна учитель математики высшей категории МОУ «СОШ 1 р.п. Новые Бурасы»
Учитель истории Батракова О.В.. Результаты формирования исследовательских умений учащихся: ставить проблему, аргументировать её актуальность; самостоятельно.
СЕМИНАР «Технологии проектной и исследовательской деятельности»
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ – СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКОВ Подготовила:Атмурзаева З.М..,Муз. руководитель.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Проблемное обучение М. И. Махмутова Исполнители: Дедюхина К.В., Доминова М.А., Якупова Е.В., учителя начальных классов.
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
... создание «благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей.
Технологическая схема цикла проблемного обучения..
Ф.И.О.: Яцковская Наталья Николаевна Образование: ДГУ, 1992 год Педстаж: 26 лет Квалификационная категория: высшая.
Исследовательск ое поведение и исследовательское обучение г. Таганрог МОУ СОШ 27 Земляненко Н.В.
Технология проблемного обучения. Проблемное обучение 1.Организация обучения – путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем,
Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда обучающийся систематически включается в поиск решения новых для него проблем.
1. Классификация исследовательских работ учащихся: 1. Классификация исследовательских работ учащихся: -исследовательская деятельность - деятельность, связанная.
Проблемное обучение Выполнила учитель английского языка 2 квалификационной категории МОУ сош р.п. Пинеровка: Заикина Маргарита Ильинична.
Проблемное обучение как форма работы с одаренными учащимися.
Исследовательская деятельность младших школьников Андреева Н.В. п едагог – психолог СОШ 30 г.Ярославль.
Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Транксрипт:

3. каково его значение? Как вы думаете: 1. на что направлено исследовательское обучение ? 2. есть ли необходимость применения его в д/саду?

В образовании по – прежнему преобладает традиционное обучение, которое строиться преимущественно не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем – то добытых истин.

Благодаря этому обучению у ребёнка утрачивается главная черта исследовательского поведения – поисковая активность. «Информационно – рецептурное» обучение, основано на «подражании», «повторении». Итогом такого обучения становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить. Что в значительной степени блокирует исследовательскую активность ребёнка.

Главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании выступает исследовательский метод обучения.

термин «исследовательское обучение» рассматривается как подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребёнка способностей самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Главная особенность исследовательского обучения активизировать познавательную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и, таким образом, передать детям инициативу в организации своей познавательной деятельности.

«Педагогическая разминка» 1. Объясните понятие «исследовательская, поисковая активность» 2. Что является мотивацией исследовательского поведения? 3.Формирование, каких умений и навыков происходит при решении исследовательских задач? 4. Раскройте продуктивный метод обучения. - «исследовательское поведение».

Умение видеть проблемы; Умение задавать вопросы; Умение выдвигать гипотезы; Умение давать определения понятиям; Умение классифицировать; Умение наблюдать; Умение и навыки проведения экспериментов; Умение структурировать полученный в ходе исследования материал; Умение делать выводы и умозаключения; Умение доказывать и защищать свои идеи.

Выделяют два вида продуктивного метода: – частично –поисковый и исследовательский. Исследовательский метод – что путь ребёнка к знанию пролегает через собственный творческий, исследовательский поиск Частично – поисковый метод предполагает, что ребёнок часть работы по добыче знаний берёт на себя.

основные составляющие исследовательского обучения – выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения.

ситуация Восприятие Оценка Первый вариант хода разрешения проблемной ситуации Формы организации и методы исследовательского обучения

ситуация Восприятие изучение Оценка Второй вариант хода разрешения проблемной ситуации

проблем а Гипотеза Исследование Решение Общий алгоритм исследовательской деятельности

Один из крупнейших специалистов в области исследовательского обучения Джон Дьюи, выделял пять его этапов или «ступеней»: ощущение трудности; ее обнаружение и определение; выдвижение возможного замысла ее разрешения (формулировка гипотезы); формулировка выводов, следующих из предлагаемого решения (логическая проверка гипотезы); последующие наблюдения и эксперименты, позволяющие принять или отбросить гипотезу, либо прийти к выводу, содержащему положительное или отрицательное утверждение.

Исследование дошкольника, так же, как и исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбежно включает следующие элементы: В какой педагогической технологии есть похожие этапы? выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования); выработку гипотез; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; анализ и обобщение полученных данных; подготовку и защиту итогового продукта (сообщение, доклад, макет и др.).

Педагогический результат это прежде всего бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.

Дошкольников следует обучать специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательского поиска. К ним мы относим знания, умения и навыки: видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить собственные мини-доклады; объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

«Учимся задавать вопросы» «Учимся выдвигать гипотезы» «Учимся видеть проблемы»

Так что же такое проблема? Проблема – реальное затруднение на пути к достижению и выполнению какой-либо деятельности. Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта. Характерные признаки проблемности на занятии: Возникает состояние интеллектуального затруднения; Возникает противоречивая ситуация; Появляется осознание того, что ребенок знает и умеет и того, что ему необходимо узнать для решения задачи.

Проблемная ситуация создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств: - подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения; - изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос; - побуждение делать детей сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов; - постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения); - постановка проблемных задач.

Таким образом, создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы и, что очень важно, приучаем не бояться допускать ошибки, не читаем нравоучений. Пример «Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться. Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться». Противоречие: Буратино должен перебраться через речку, так как может опоздать в школу, и боится войти в воду, так как не умеет плавать и думает, что утонет. Что будем делать?

Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям дошкольного возрас­та типы исследования: опыты (экспериментирование) освоение причинно-следственных связей и отношений; коллекционирование (классификационная работа) освоение родовидовых отношений; путешествие по карте освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира); путешествие по «реке времени» освоение временных отношений (представления об историческом времени от прошлого к настоящему).

Проблемно- игровая технология (направления деятельности) Логические и математические игры Проблемные ситуации, вопросы Логико- математические сюжетные игры Творческие задачи, вопросы и ситуации Экспериментирование и исследовательская деятельность

Темы недели «Они живут рядом с нами» Кто живет в лесу? « Я и моя семья» «Волшебство» (Новый год) «Зимняя сказка» «Реки, речки и моря на земле текут не зря» «От кареты до ракеты» «Чудесные путешествия» (Африка, Север) Типы исследований

Темы недели «Они живут рядом с нами» Кто живет в лесу? « Я и моя семья» «Волшебство» (Новый год) «Зимняя сказка» «Реки, речки и моря на земле текут не зря» «От кареты до ракеты» «Чудесные путешествия» (Африка, Север) Типы исследований Путешествие во времени Путешествие по карте Путешествие во времени Опыты Путешествие во времени Путешествие по карте Коллекционирование Классификация

Конкурс «Разгадывание кроссворда»

По горизонтали: 1.План, замысел, поэтапное движение к цели. 2. Способ исследования, путь научного познания и установления истины. 3. Теоретический или практический вопрос, требующий разрешения. 4. Научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого либо явления и требующее проверки на опыте и подтверждение фактами для того, чтобы стать научной теорией. 5.Опыт, попытка осуществить что–либо. 6. Человек склонный к приобретению знаний, пытливый. 7. Процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях (творческое отражение человеком действительности). 8. Создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей.

По вертикали: Ключевое слово Обучение, построенное на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего.

1. Проект. 2.Метод. 3.Проблема. 4. Гипотеза 5.Эксперимент. 6.Любознательный. 7.Мышление. 8. Творчество исследовательское