Муниципальное учреждение «Методический кабинет» Ртищевского муниципального района Комплексно – тематическое планирование образовательного процесса (согласно ФГТ к структуре ООП дошкольного образования) Н.В. Хакимова, методист МУ «Методический кабинет»
I. Комплексно – тематическое планирование Комплексно – тематическое планирование – это планирование в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования по всем направлениям развития и образовательным областям.
Принципы календарно – тематического планирования Тема выбирается воспитателями самостоятельно или заимствована из примерной общеобразовательной программы. Рациональность – определение способов и форм организации образовательного процесса, в пределах определенного времени и получить качественный результат – усвоение материала детьми. Тема выступает как сообщаемое знание, представляется в эмоционально – образной форме, где интегрируются задачи из разных образовательных областей и способствуют формированию в сознании ребенка целостной картины мира.
Реализация задач ФГТ по направлениям Формирование круга предметных знаний. Универсальные учебные действия (умение познавать). Формирование и развитие навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Реализация задач посредством интеграции образовательных областей, формирование и развитие интегративных качеств личности ребенка.
НОД - специально спланированная деятельность, где развиваются интегративные качества ребенка и расширяются его знания об окружающем мире в форме экскурсий, проектной и продуктивной деятельности, викторин.
Алгоритм планирования 1. Выбор основы для построения тематического календаря: Лексические темы (реальные события, происходящие в окружающем мире и описываемые в художественных произведениях, специально смоделированные воспитателем, события жизни возрастной группы) Празднично – событийного цикла 2. Распределение тематики на учебный год с указанием временных интервалов: Планирование тематического периода (неделя, месяц и т.д.) Выделить задачи работы с детьми Определить содержание образовательного материала. Продумать формы, методы и приемы работы с детьми. Подготовить оборудование и внести изменения в предметно- развивающую среду (выставки, наполнение игровых уголков, внесение новых предметов, игр, панорам)
Алгоритм действия педагога Выделить из программы и сформулировать цели временного периода (неделя) задач развития детей группы (одного ребенка). Отбор педагогического содержания с учетом интеграции образовательных областей. Выделить события временного периода, основных форм организации детско-взрослой деятельности. Сформулировать задачи для группы детей и для каждого ребенка. Отобрать методы и формы работы с детьми и каждым ребенком. Планировать педагогическую деятельность на каждый день в течение тематического периода. Организовать процесс обсуждения результатов проживаний с детьми событий тематического периода, подчеркнуть роль каждого ребенка в его подготовке и проведении. Фиксировать результаты освоение детьми образовательных задач.
Эффективность комплексно – тематического планирования Позволяет систематизировать образовательный процесс в ДОУ педагогами, специалистами. Системно и последовательно реализовать программные задачи по интеграции образовательных областей.
II. НОД в ДОУ С учетом ФГТ модель образовательного процесса предусматривает 2 составляющие: Совместная деятельность взрослого и детей (НОД и ОД). Самостоятельная деятельность детей.
НОД и ОД, организация партнерской деятельности взрослого по Н.А. Коротковой: Включенность воспитателей в деятельность наравне с детьми. Добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения). Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства). Открытый временной конец деятельности (каждый ребенок работает в своем темпе).
НОД – реализуется через организацию различных видов разной деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтения или их интеграция с использованием разнообразных форм и методов работы)
При планировании и составлении расписания НОД учитывается: Общий объем НОД в неделю. Продолжительность периодов НОД. Количество периодов НОД в течение дня. Распределение периодов НОД в течение дня (1 и 2 половина дня). Перерывы между периодами НОД (СанПиН )
В соответствии с п при планировании НОД физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимает не менее 50% общего времени. Общественно – полезный труд в соответствии с п.12.22, продолжительность не более 20 минут в день.
Режим дня – документ, в котором отражается многообразие форм взаимодействия взрослых с детьми. В ходе реализации плана важно составить гибкий режим для каждой возрастной группы как вариант на отдельные тематические дни. В режиме отражается «проживание» детьми разнообразных тем в разных видах деятельности, поэтому режимов будет много.
Образовательный процесс идет в течение всего дня непрерывно. По ходу режимных моментов решаются задачи разных образовательных областей. Основная форма работы с детьми является игра.
III. Инновационный подход к созданию предметно – развивающей среды в МДОУ Дизайн – проект прогрессивной развивающей среды детства: Создание условий для творческого развития и возможностей черпать из организованной среды информацию, необходимую для постановки задач. Соответствие предметно-развивающей среды возможностям ребенка при переходе к следующему этапу развития. Обогащение среды природными, социокультурными средствами для ОД. Создание функционального комфорта в процессе активной деятельности.
В группу необходимо ввести игровой персонаж, талисман-символ т.е. тот, кто будет встречать детей и провожать, проживать вместе с детьми в ДОУ непосредственную образовательную деятельность, самостоятельную деятельность ОД.
Факторы, влияющие на формирование базисных психических процессов: Формирование среды в соответствии с возрастом, с небольшим превышением степени сложности. Создание модели, полностью подвластной ребенку. Отсутствие предметного загромождения, разнообразие игрушек, игрового оборудования, предметов заместителей. Включение элементов новизны. Формирование чувства цвета, ритма, композиции, формы.
Центр развития детей – основа реализации программного содержания, всей воспитательной работы с детьми: Центр игры и игрушек (мини-музеи, панорамы, оборудование). Центр детского творчества (доступны все материалы, которые позволяют изображать желаемое). Центр познавательно - исследовательской деятельности. Центр двигательной активности (музыкальное сопровождение двигательной активности детей, рациональное размещение оборудования). Центр речевой деятельности (оборудование библиотекой, альбомы, энциклопедии, разные виды театров).
Позиция педагога : Воспитатель – «экспериментатор» - вместе с детьми изменяет среду. Воспитатель – «тьютор» - помощник, соучастник, советчик. Воспитатель – «конструктор» - организует новые поведенческие ситуации. Воспитатель – «тренер» - дети неоднократно выполняют действия в разных видах деятельности.
Дизайн – проект предметно-развивающей среды способствует закреплению знаний детей, полученных в НОД.