Работа ученицы 10 класса Коноваловой Анны Руководитель: учитель русского языка Николаева Н.Г.
фонетика графика орфоэпия лексика фразеология этимология состав слова словообразование морфология орфография синтаксис пунктуация развитие речи
образовано от греческого слова morphe – форма и loqos – учение это грамматическое учение о слове, о принадлежности слова к определенной части речи – учение о частях речи основной объект морфологии – слово рассматривает особенности слов различных разрядов разрабатывает критерии и правила классификации слов по частям речи определяет круг слов каждой части речи устанавливает систему частей речи изучает лексико-грамматические особенности слов каждой части речи выявляет закономерности взаимодействия частей речи
Распределение слов по частям речи осуществляется с учетом классифицирующего морфологических синтаксических значения признаков свойств общее значение слов каждой части речи изменяемость/ неизменяемость слов тип и особенности их изменения набор грамматических категорий их специфика способы синтаксической связи слов синтаксические функции
знаменательные служебные междометие (самостоятельные (несамостоятельные) полнозначные) имя существительное предлог имя прилагательное союз имя числительное частица местоимение глагол наречие
отражают различные явления объективной действительности (предмет, его признак, количество, действие, состояние) обладают номинативной ( назывной ) функцией являются членами предложения
не имеют самостоятельной номинативной функции не являются членами предложения «обслуживают» самостоятельные слова, удовлетворяя их грамматические потребности: предлоги выражают падежные значения имен существительных союзы служат для связи слов частицы выражают разнообразные смысловые, модально-волевые, эмоционально-экспрессивные значения
очевидно вероятно конечно разумеется не изменяются не являются членом предложения грамматически не связаны с другими словами в составе предложения выделяются интонационно обычно выполняют функцию вводных слов
Междометия Звукоподражания служат для выражения различных чувств и волевых побуждений не являются членом предложения в высказывании выделяются с особой интонацией грамматически связаны с другими словами (хотя и слабо) воспроизводят с помощью языковых средств различные звуковые явления не обозначают ни эмоций, ни волеизъявлений
Из истории изучения частей речи в русском языкознании 1. Современное учение о частях речи формировалось в течение длительного времени и имеет традиции. 1. Русские языковеды внесли большой вклад в разработку общей теории частей речи, создав грамматическое учение, правильно отражающее систему морфологических классов слов в русском языке. 3. В русском языкознании учение о частях речи возникло под влиянием античных грамматик. 4. Впервые на обширном материале русского языка части речи были подвергнуты глубокому анализу М.В.Ломоносовым в книге «Российская Грамматика» (1755).
М.В.Ломоносов выделил 8 частей речи, подробно рассмотрел их морфологические особенности имя местоимение глагол причастие наречие предлог союз междометие
А.Х. Востоков имена прилагательные выделил в самостоятельную часть речи из состава частей речи вывел причастие Г.П.Павский обосновал грамматическую самостоятельность имен числительных Ф.И. Буслаев местоимение и имя числительное относил к служебным словам
Ф.Ф. Фортунатов в составе частей речи выделял полные слова (глагол, существительное, наречие прилагательное, инфинитив, причастие, деепричастие), частичные слова (предлог союз, связка, частица, модальное слово) и междометие А.А. Шахматов различал слова знаменательные (существительное, прилагательное, глагол, наречие), незнаменательные (местоимение, числительное, местоименное наречие), служебные слова (предлог, союз, частица, связка, префикс) и междометие
Выделяет 4 основные категории слов слова-названия (существительное, прилагательное, числительное, глагол, наречие, категория состояния, местоимение) связочные, то есть служебные слова (частица-связка, предлог, союз) модальные слова междометие Теория частей речи В.В.Виноградова получила широкое распространение в научных грамматиках, вузовских курсах русского языка
Язык есть исповедь народа, в нем слышится его природа, его душа и быт родной… П.Вяземский