Профессиональное образование в России: взгляд работодателя Вадим Новинский Председатель наблюдательного совета « Смарт - Холдинг »
По данным Росстата, нехватка квалифицированных рабочих в России достигла 60%
По данным агентства персонала « Анкор » наиболее дефицитные рабочие профессии в промышленности : операторы производственной линии Водители автопогрузчика токари - карусельщики, токари - расточники слесари по сборке металлоконструкций c верловщики сварщики.
В строительстве: мастера по сухому методу (гипроку), плиточники, штукатуры, маляры, монолитчики, каменщики. испытывает дефицит кадров: автомобильная отрасль, мебельщики и многие другие
Через десять лет две трети работников на рынке труда будут иметь высшее образование. Последние социологические исследования утверждают, что, возможно, это произойдет раньше и в более массовом масштабе, поскольку 90 с лишним процентов выпускников средних школ ( а среднее образование у нас обязательное ) собираются в вуз. ( Прогноз директора Центра трудовых исследований Государственного университета – Высшей школы экономики В. Гимпельсона )
Доля компаний не готовых сотрудничать с учреждениями профессионального образования за последние пять лет выросла с 40 до 70 процентов. Предпочтения компаниями все больше отдается опытным работникам даже учитывая необходимость предложения гораздо большей зарплаты. ( доклад Я. И. Кузьминова Стратегия 2020)
Доля выпускников НПО среди общего числа выпускающихся ежегодно в России сократилась до 10 процентов. То есть тех, кто способен делать что - то руками выпускается всего 10 процентов.
Прием на программы профессионального образования ежегодно падает. В НПО в 2009 пришло , а в уже только Все эти рабочие места будут заняты в лучшем случае мигрантами, которые не мотивированы к получению образования
Прогнозируется, что через 5 лет более половины рабочих мест с физическим трудом будут заполнены мигрантами. Это 20% рынка труда.
При этом Правительство РФ увеличило финансирование образования в 10 раз за последние 10 лет. Есть опасение, что финансируется система, работающая на экономику, которая существовала 20 лет назад.
Видимо поэтому рынок корпоративной внутрифирменной подготовки увеличивается на 100 процентов ежегодно. В 2011 году таких компаний в России было уже более 100, и их совокупные затраты составили более 1 млрд долларов. ( Данные Московской школы управления Сколково )
Вопрос об источнике финансирования является центральным при разборе различных систем образования, существующих в современном мире. Чем образование менее управляется государством и чем более финансируется работодателем, тем оно ближе к рынку. Таким образом, для того чтобы сделать систему профессионального образования более устойчивой, более адекватной по отношению к рынку и обществу, необходимо привлекать работодателя к ее финансированию.
Если корпорации уже нашли возможности и средства для организации профессионального образования на своей базе, то средним и мелким компаниям необходима помощь в соорганизации и учреждении таких центров на основе отрасли и отраслевой организации.
Природа бизнеса такова, что он все действия направляет на рост прибыли и приобретение активов для обеспечения устойчивого развития и роста. Поэтому успешны модели финансирования бизнесом образования только в тех странах, где эта природа бизнеса максимально учтена авторами системы финансирования.
Возможные решения : Система выделенного налога на образование с возможностью его направления работодателем в учебное заведение профессионального образования работает во многих странах с похожей системой образования В России уже существовал налог на образование равный 1,5 % В настоящее время целесообразно проработать финансирование работодателем профессионального образования напрямую с помощью подобной схемы
Возможные решения : Для того чтобы приблизить образование к рынку труда, целесообразно ввести систему, при которой молодые люди могут поступить в учебное заведение профессионального образования только с договором от работодателя, о том что последний возьмет его после обучения к себе ( целевая подготовка ) Работодатель в случае подписания такого договора перечисляет средства выделенного налога за такого ученика в учебное заведение профессионального образования Такая система договоров могла бы стать одним из рыночных инструментов удовлетворения потребностей рынка в рабочих кадрах
Наука, правительство, бизнес уже несколько лет фиксируют кризисное положение профессионального образования. Без качественных трудовых ресурсов невозможна модернизация экономики и конкурирование на мировом рынке В такой ситуации целесообразно создание временного общественного органа с широким представительством работодателей, участием правительственных структур, исследовательских центров для выработки политики в сфере профессионального образования
Спасибо за внимание! Вадим Новинский Председатель наблюдательного совета « Смарт - Холдинг »