Поэзия серебряного века. Человек во Вселенной, Вселенная в Человеке.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Серебряный век. Ведь это все русские поэты не на вчера, не на сегодня, а навсегда. Такими нас не обидел Бог. О. Мандельштам.
Advertisements

«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ ПОЭЗИИ РАСЦВЕТ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ Философия – Н.А.Бердяев, В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, Е.Н.Трубецкой,
«В русском верхнем культурном слое начала века был настоящий ренессанс духовной культуры» Н.А. Бердяев «Десятилетие 1907–1917 вполне заслуживает имени.
Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувствительности, беспокойства желаний.
Основные традиции поэзии серебряного века поэзии серебряного века.
Общая характеристика. Россия пережила три революции: года; -Февральскую и Октябрьскую 1917 г., -Русско-японская война гг. -Первая мировая.
Модернизм Модернизм - (фр. новейший, современный) – это литературное направление, формировавшееся в 1910-е годы и сложившееся в художественное направление.
Это период расцвета русской поэзии в начале XX века, характеризующийся появлением большого количества поэтов, поэтических течений, проповедовавших новую,
Русская литература конца XIX –начала XX века. Обзор. Реализм и модернизм как литературные направления Лекция 1. Введение.
СИМВОЛИЗМ «СТАРШИЕ СИМВОЛИСТЫ». МОДЕРНИЗМ (новейший, современный) Художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале ХХ века. Она характеризует.
(НАЧ Х ГГ. – 1917 Г.) Серебряный век русской поэзии Автор Опалева Л.Л., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 4 г.Кирово-Чепецка Кировской.
Вклад поэтов «серебряного века» в развитие русского языка Московский Государственный Технический Университет Гражданской Авиации Кафедра связей с общественностью.
Серебряный век Литература рубежа веков и начала ХХ в. – отражение противоречий и поисков эпохи. Активная литературная жизнь: книги и журналы, поэтические.
«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, беспокойства желаний…»
Акмеизм Предпосылки «Преодоление» символизма Преемственная связь с символизмом «Бунт» на «Башне» В. Иванова.
Характеристика литературного процесса 20 века. Много лет размышлял я над жизнью земной. Непонятного нет для меня под луной, Мне известно, что мне ничего.
«Серебряный век» русской поэзии - сложное культурное явление, проявившееся в русской философской мысли, разных видах искусства, а прежде с литературе,
«Серебряный век» русской поэзии. И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл… А.Ахматова.
Владимир Владимирович Маяковский и футуризм Футуризм – это …
Транксрипт:

Поэзия серебряного века. Человек во Вселенной, Вселенная в Человеке.

Общественная жизнь России на рубеже веков Кризисность – ключевое слово эпохи: Быстрое обнищание деревни Быстрое обнищание деревни Быстро растут промышленные центры, складывается мощная плеяда российских промышленников, но быстро растущий рабочий класс по общественной психологии очень близок к беднейшему крестьянству Быстро растут промышленные центры, складывается мощная плеяда российских промышленников, но быстро растущий рабочий класс по общественной психологии очень близок к беднейшему крестьянству Упрощаются и вульгаризируются идеи марксизма: они начинают восприниматься в отрыве от экономической теории и становятся взрывоопасным набором социальных рецептов со стержневой установкой на социальное насилие, на вооружённую борьбу с режимом и с претензией на всеобщее объяснение и переделку мира Упрощаются и вульгаризируются идеи марксизма: они начинают восприниматься в отрыве от экономической теории и становятся взрывоопасным набором социальных рецептов со стержневой установкой на социальное насилие, на вооружённую борьбу с режимом и с претензией на всеобщее объяснение и переделку мира Поражение первой русской революции 1905 – 1907 г. Поражение первой русской революции 1905 – 1907 г. Правительственный террор в ответ на террор революционный Правительственный террор в ответ на террор революционный Участие России в первой мировой войне поставило страну на грань катастрофы Участие России в первой мировой войне поставило страну на грань катастрофы Русская история завершилась октябрьским переворотом Русская история завершилась октябрьским переворотом Конец старой и начало новой эпох были обозначены актом социального насилия.

Научная и философская мысль рубежа веков Кризис прежнего естественно-научного мышления выразился в формуле «материя исчезла» (обнаружение беспроводной связи, рентгеновских лучей, определение массы электрона, исследование радиации, создании квантовой теории – 1900, специальная и общая теория относительности – 1905, 1917 Кризис прежнего естественно-научного мышления выразился в формуле «материя исчезла» (обнаружение беспроводной связи, рентгеновских лучей, определение массы электрона, исследование радиации, создании квантовой теории – 1900, специальная и общая теория относительности – 1905, 1917 Новые открытия резко противоречили представлению о структурной завершённости и стабильности мира. В теоретической физике рождается принцип дополнительности: любое объяснение частично и требует дополнений Новые открытия резко противоречили представлению о структурной завершённости и стабильности мира. В теоретической физике рождается принцип дополнительности: любое объяснение частично и требует дополнений Теория относительности: любая система отсчёта не абсолютна, сфера её применения заведомо ограничена рамками частного случая, центр и периферия относительны и могут меняться местами Теория относительности: любая система отсчёта не абсолютна, сфера её применения заведомо ограничена рамками частного случая, центр и периферия относительны и могут меняться местами

Новые тенденции в развитии русского искусства Пестрота, разноголосость, мозаичность различных течений вносят в русское художественное сознание широту, терпимость, плюрализм Пестрота, разноголосость, мозаичность различных течений вносят в русское художественное сознание широту, терпимость, плюрализм Исчезновение прежней стадиальности: одновременно сосуществуют разные художественные системы. «Литература разручеилась» (П.Пильский) Исчезновение прежней стадиальности: одновременно сосуществуют разные художественные системы. «Литература разручеилась» (П.Пильский) Противостояние реализма и модернистских течений Противостояние реализма и модернистских течений Межвидовая диффузия: активное взаимодействие разных искусств. Расцвет театрального искусства как синтетического по природе Межвидовая диффузия: активное взаимодействие разных искусств. Расцвет театрального искусства как синтетического по природе Искусство вслед за наукой и философией утрачивает цельность восприятия мира. Искусство вслед за наукой и философией утрачивает цельность восприятия мира. Прежний морализм искусства, вера в силу этической проповеди сменяются представлениями о социально преобразующей роли самого искусства, его самоценности Прежний морализм искусства, вера в силу этической проповеди сменяются представлениями о социально преобразующей роли самого искусства, его самоценности Осознание безграничного права личности на самовыражение, доведённое порой до культа. «Боязнь банальности – один из главных соблазнов и грехов «серебряного века» и его наследия» (Н. Коржавин) Осознание безграничного права личности на самовыражение, доведённое порой до культа. «Боязнь банальности – один из главных соблазнов и грехов «серебряного века» и его наследия» (Н. Коржавин)

Понятие «серебряный век» относится прежде всего к поэзии. Для этого времени характерны:

Литературные направления эпох рубежа веков Усложнение общей картины русской культуры проявилось в утрате литературой единого мировоззренческого и эстетического центра. Литература к концу 19 века раскалывается на два идейно-эстетических полюса: реализм и модернизм. Эти направления прежде всего различаются пониманием роли и места человека в мироздании: «Человек! Это звучит гордо» (М. Горький). - Человек один в этом мире и обречён на страдания, претензия на постижение и переделку мира несостоятельна, единственная достойная человека и подвластная ему сфера – это сфера творческой фантазии, индивидуальная работа его духа. (Ф.Сологуб) Усложнение общей картины русской культуры проявилось в утрате литературой единого мировоззренческого и эстетического центра. Литература к концу 19 века раскалывается на два идейно-эстетических полюса: реализм и модернизм. Эти направления прежде всего различаются пониманием роли и места человека в мироздании: «Человек! Это звучит гордо» (М. Горький). - Человек один в этом мире и обречён на страдания, претензия на постижение и переделку мира несостоятельна, единственная достойная человека и подвластная ему сфера – это сфера творческой фантазии, индивидуальная работа его духа. (Ф.Сологуб)

1. Активная литературная жизнь: книги и журналы; поэтические вечера и состязания; литературные салоны и кафе; обилие и разнообразие поэтических талантов; огромный интерес к поэзии, особенно к модернистским течениям: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм.

Русский символизм Одно из модернистских течений в русской поэзии рубежа веков (1890 – 1910) Основные принципы символизма: Искусство – «постижение мира иными, не рассудочными путями» (В.Я.Брюсов), возможность видеть за внешним «мистически призреваемую сущность» (Вячеслав Иванов), выражение «движений души» поэта. Искусство – «постижение мира иными, не рассудочными путями» (В.Я.Брюсов), возможность видеть за внешним «мистически призреваемую сущность» (Вячеслав Иванов), выражение «движений души» поэта. Символ – поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления; в поэзии символизма передаёт индивидуальные, часто сиюминутные представления поэта Символ – поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления; в поэзии символизма передаёт индивидуальные, часто сиюминутные представления поэта Передача тончайших движений души, музыка стиха, максимальное использование звуковых и ритмических средств поэзии Передача тончайших движений души, музыка стиха, максимальное использование звуковых и ритмических средств поэзии Элитарность, ориентация на читателя-соавтора, творца Элитарность, ориентация на читателя-соавтора, творца

Символ «Символ – окно «Символ только тогда «Символ – окно «Символ только тогда в бесконечность» истинный символ, когда в бесконечность» истинный символ, когда (Ф. Сологуб) он неисчерпаем и беспределен (Ф. Сологуб) он неисчерпаем и беспределен в своём значении» в своём значении» (Вяч. Иванов) (Вяч. Иванов) СИМВОЛ СИМВОЛ недосказанность, расчёт на читателя недосказанность, расчёт на читателя утаённость смысла (творца, соавтора) утаённость смысла (творца, соавтора)

М.А.Врубель «Демон поверженный»

М.А.Врубель «Демон сидящий»

Имена «Старшие» символисты: Д.С.Мережковский, З.Н.Гиппиус, К.Д.Бальмонт, Ф.Сологуб, В.Я.Брюсов «Старшие» символисты: Д.С.Мережковский, З.Н.Гиппиус, К.Д.Бальмонт, Ф.Сологуб, В.Я.Брюсов «Младосимволисты»: А.А.Блок, А.Белый, Вяч. Иванов «Младосимволисты»: А.А.Блок, А.Белый, Вяч. Иванов Близки символистам: И.Ф.Анненский, М.А.Волошин Близки символистам: И.Ф.Анненский, М.А.Волошин

Акмеизм От греч. аkme – «высшая степень чего-либо» Отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности Предметность и чёткость образов, отточенность деталей. Предметность, пластичность, стилизация под художественные явления разных эпох Перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре» (О.Э. Мандельштам) Имена: Н.С.Гумилёв, С.М.Городецкий, М.А.Кузьмин, Г.В.Иванов, А.А.Ахматова, О.Э. Мандельштам

А.Н.Бенуа «Летний сад при Петре Великом»

Лев Бакст «Ужин»

Футуризм От лат. futurum –будущее От лат. futurum –будущее Авангардистское течение начала ХХ века (1910-е годы) Авангардистское течение начала ХХ века (1910-е годы) Основные принципы: Бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы, эпатаж содержанием и формой Бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы, эпатаж содержанием и формой Отрицание культурных традиций, попытка создать искусство устремлённое в будущее. Отрицание культурных традиций, попытка создать искусство устремлённое в будущее. Бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, строфики, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат. Бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, строфики, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат. Поиски «раскрепощённого», «самовитиго» слова, эксперименты по созданию «заумного языка» Поиски «раскрепощённого», «самовитиго» слова, эксперименты по созданию «заумного языка»

Казимир Малевич «Супремы»

Казимир Малевич «Точильщик» «Англичанин в Москве»

Имена Кубофутуристы (от «кубизм» - направление в изобразительном искусстве), или «будетляне» (В.Хлебников): Д.Д. и Н.Д.Бурлюки, В. Хлебников, А.Е.Кручёных, В.В.Маяковский, Е.Г.Гуро Кубофутуристы (от «кубизм» - направление в изобразительном искусстве), или «будетляне» (В.Хлебников): Д.Д. и Н.Д.Бурлюки, В. Хлебников, А.Е.Кручёных, В.В.Маяковский, Е.Г.Гуро Эгофутурист: И.Северянин Эгофутурист: И.Северянин

Имена «Новокрестьянская поэзия»: Н.А.Клюев, С.А.Есенин «Новокрестьянская поэзия»: Н.А.Клюев, С.А.Есенин Поэты, не примыкавшие ни к каким группировкам: И.А.Бунин, В.Ф.Ходасевич, М.И.Цветаева Поэты, не примыкавшие ни к каким группировкам: И.А.Бунин, В.Ф.Ходасевич, М.И.Цветаева

Благодарю за работу! Вы молодцы!