Фролов Алексей. Любой казак мог себя им считать, и его считали казаком только в том случае, если он старался соблюдать обычаи и традиции казачества. В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация к уроку на тему: Презентация "Обычаи и традиции казаков"
Advertisements

Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков Обычай уважения и почитания старшего по возрасту обязует младшего, прежде всего, проявлять заботу,
Традиционный внешний вид казаков. По традиции, в России усы были неотъемлемой частью военной формы. Шапка играла неотъемлемую роль во внешнем виде казака..
Выполнила: Уч-ца 11 «А» класса Акопян Надя Руководитель: Учитель истории и обществознания Сагателян Асмик Вагифовна.
Лекция 3. Духовно-нравственное воспитание детей. Воспитание детей – основывалось на традициях и целях. Цели воспитания сводились к выполнению мужчинами.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ КАЗАКОВ И КАЗАЧЕК ! --- Герасименко Валерия 7 «В» класс.
Вежливость Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки.
Курень делился на левую - женскую половину и правую – мужскую. Прямо за сенцами была самая большая комната – зало, где принимали гостей. Здесь стояла.
Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью.
Каков казак, таков и рысак Казачья смелость порушит любую крепость У казака и дышло стреляет.
ID 121 Казачата. Семья и община служат организующим началом в духовной жизни казачества. Семья не только выполняет собственно семейные функции (брак,
Казачья семья. Большой считалась семья из 13 человек: отец, мать, родители отца, два взрослых сына и семь малолетних детей.
Семья. Родство и родословная. Почитание родителей. Начальное понятие о добре и зле.
Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно- бытовой необходимостью.
Автор Чернухин Антон Ученик 4-а класса гимназии 1.
4 декабря казаки всего мира отмечают праздник женщин-казачек - День "матери- казачки".
Здороваемся - В помещении здоровается первым тот, кто входит. - Проходящий мимо здоровается первым независимо от возраста, когда кого-либо обгоняет. -
Сваты Приданое Сговоренка Сватовство знаменовало собой начало свадебного обряда – продолжительного театрализованного действа с большим количеством участников.
«ПОМНИ КОРНИ СВОИ». В семейном кругу мы с вами растем Основа основ – родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь ты входишь из семьи.
Сватовство ГБОУ школа 531 Красногвардейского района Выполнила: Солдатова Елена Ученица 6б класса г. Санкт-Петербург 2014г. Презентация на тему:
Транксрипт:

Фролов Алексей

Любой казак мог себя им считать, и его считали казаком только в том случае, если он старался соблюдать обычаи и традиции казачества. В характере обычного казака, как народности, присутствовало благодушие, доброта, щедрость, гостеприимство. Одновременно, присутствовала жестокость и беспощадность к врагу. Это порождало некоторую двойственность характера и его перепады. Казак, обычно, был весел, шутлив и забавен, но, неожиданно, впадал в депрессию, где становился молчалив и недоступен. Это можно объяснить характером его жизни и службы. А жизнь у казака сопровождалась постоянным риском, постоянной близостью к смерти. Выпавшая радость жизни и здоровья добавляла ему настроения, которое прекращалось, от упоминания или воспоминания элементов его службы и опасностей судьбы.

Не убей Не укради Не прелюбодействуй Трудись по совести Не завидуй ближнему своему и прощай обидчиков Заботься о детях своих и родителях Дорожи девичьим целомудрием и женской честью Помогай бедным, не обижай сирот и вдов Не обижай сирот и вдов Защищай от врагов свое Отечество

Приветствовали казаки друг друга, при встрече, при поднятием головного убора и рукопожатием. Когда казак подходил к группе других казаков, принято было снимать шапку, кланяться и справляться про здоровье : « Здорово, казаки !», « Здорово бывали, казаки !» или « Здоровенько буллы, казаки !». На что получал ответ :« Слава Богу !». В строю, на смотрах, парадах казаки отвечали, согласно воинского устава : « Здравия желаю, господин...!». Во время исполнения гимна Войска донского или гимна России, казаки были обязаны снимать головные уборы, что требовалось уставом.

Без молитвы не начиналось и не заканчивалось ни одно дело. Подать оброненное постороннему, помочь поднять, уступить место для сидения. В застолье, казак всегда, прежде чем съесть самому, обязан был предложить это близсидящему. Прежде чем самому утолить жажду в походе, казак должен был предложить это напарнику. Отказать в подаянии нищему считалось большим грехом. Поговорка гласила : « Лучше всю жизнь давать, чем всю жизнь просить ». Жадные люди были достойны презрения, и к ним никогда не обращались с просьбой. Если, в момент исполнения просьбы, дающий показывал свою жадность, казак отказывался от услуги. Он считал, что не стоит брать у этого человека – это не к добру. Большим грехом считался обман, причём не только делом, но и словом. Человек, который не сдержал своего обещания или данного слова, терял доверие окружающих. В казачьих старообрядческих семьях существовал запрет на табакокурение. По выпивке тоже существовали ограничения. Выпивать можно было только вино

После достижения призывного возраста, призывник, в течение целого года, проходил военное обучение при станице. Военная подготовка проходила под руководством казачьего управления станицы, после чего он приводился к присяге. Процедура присяги начиналась в церкви на богослужении. После этого, призывники выстраивались на площади, напротив алтаря, со знаменем. Разрешение на прохождение присяги давал священник, после исполнения молитвы.

В казачьем обществе женщина ассоциировалась с матерью, женой или сестрой. По чести женщины, по её поведению измерялось достоинство мужа, брата или отца. Эталоном взаимоотношений мужа и жены являлось священное писание, а в священном писании написано следующее : « Не муж для жены, а жена для мужа », « Да убоится жена мужа ». При всём при этом строго придерживались правила, что жена не вмешивается в мужские дела, а мужа не должны интересовать дела женские.

По настоящему непререкаемым у казаков было отношение к своим родителям. Родители были настолько почитаемыми, что без их благословения нельзя было начинать никакую работу. Без их благословения не принимались решения по наиболее важным вопросам. Не почитать отца или мать считалось великим грехом. Без их согласия, без согласия родни в целом, невозможно было решить вопросы создания новой семьи. Разводы у казаков были редчайшим явлением.

Обращение к родителям предусматривало только « Вы » - « Вы, мама », « Вы, тату ». На « вы » обращались ко всем старшим. При появлении старика, все присутствовавшие вставали, казаки, которые были в форме, прикладывали руку к головному убору, а те, которые были без формы, должны были встать, снять головной убор и поклониться. При старшем по возрасту, не разрешалось сидеть, курить или разговаривать ( без его на то разрешения ). В присутствии старшего не разрешалось непристойно ругаться. Нельзя было прекословить старшему. Молодежь должна была показывать свою выдержку в любом случае. Слова старшего являлись обязательными для младшего по возрасту казака.

Гостеприимство казаков Гость считался божьим посланцем. Гостю за столом отводилось самое почётное место. Гостя могли посадить даже на место старика, даже, если он был значительно моложе. Гость мог трое суток не отвечать на вопросы о цели его прибытия и откуда он родом. Задавать такие вопросы считалось неприличным. Ещё одним характерным признаком гостеприимства является то, что в среде казаков считалось непринятым брать в дорогу еду для себя и для коня. На любом хуторе, в любой станице его были обязаны накормить, даже если там не было его родственников или сослуживцев.

На глазах у понравившейся дивчины, казак - хлопец бросал шапку в окно или во двор, и если девушка тут же не выбрасывала папаху на улицу, вечером он мог придти с отцом или крёстным свататься. Гости говорили : - Люди добрые, не прогневайтесь, парень - то мой шапку потерял, Вы часом, не находили ? - Находили, находили … - отвечает отец невесты, - вон на шубницу повесили, нехай возьмёт и больше не теряет. Это означало, что сватовство не состоялось – родители невесты против, на это сват мог возразить, мол, вещь не наша, мы свою искать станем. И это означало, что между девушкой и парнем есть сговор, и жених будет пытаться её украсть. Несколько испугавшись такого поворота событий, отец девушки кричал : - Эй, Марьяна ! Ну - ка, подай папаху, чья это она у нас ! Если девушка приносила шапку и клала её донышком вниз, это означало, что она за парня идти согласна. Если папаха ложилась на стол донышком с крестом вверх, это значило, что вопрос о женитьбе с девушкой не согласован.

Молодые, выходя из церкви, проходят под тремя « воротами ». Выйдя из дверей собора или церкви, были ворота из двух обнаженных клинков. Называлось это « пройти под шашками ». Пройти под вторыми воротами : два казака держали над головами новобрачных снятые фуражки или папахи. Так это и называется пройти под фуражками, что означало наделение семьи и всего потомства юридической защитой, всею полнотой законных прав, которыми охранялась семья. Третьи ворота образуются от вскинутого аркой рушника, символа семейных обычаев. После, над их головами, обрушивался дождь зерна, мелких монеток и конфет в бумажках.

Казак рождался воином, и с появлением на свет младенца начиналась его военная школа. Новорождённому все родные и друзья отца приносили в дар ружьё, патроны, порох, пули, лук и стрелы. Эти подарки развешивались на стене, где лежала родительница с младенцем. По истечению сорока дней ребенка носили в церковь для « получения молитвы ». По возвращению из церкви домой, отец надевал на ребенка портупею от шашки, сажал на коня и потом возвращал сына матери, поздравлял её с казаком.

По обычаю все уходившие на службу казаки собирались в церкви на молебен. Уходя на войну, обязательно брали горсть земли у церкви или на кладбище с могилы отца, матери, либо в саду у самого дома. Землю зашивали в мешочек, привешивали к кресту на грудь. Если казаку суждено было быть убитым, родная земля первой ложилась ему на грудь. Вместе с походным атаманом и Войском слушали обедню, молили Николая Угодника о покровительстве и помощи.

Рождество Масленица Пасха