КРУГЛЫЙ СТОЛ МЕНЕДЖЕРЫ: НЕКРАСОВА И.Н., МАЗУРЕНКО Л.Н., КОВАЛЬ Н.Н. НИЛ «ПОЗИТИВНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА» Позитивная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Педагогическое исследование –это сознательный целеустремленный поиск путей совершенствования педагогического процесса.
Advertisements

Методология, методы и логика педагогического исследования Понятие о методологии, уровнях методологического знания, методологических принципах педагогики.
1 Методология педагогики и методика педагогических исследований Сущность методологии педагогики и методологической культуры педагога Философский и общенаучный.
Изучение педагогического опыта как метод педагогического исследования Выполнили: студентки V курса, заочного отделения, по направлению подготовки магистров.
Место психологии и педагогики в системе наук. План: 1. Психология как отрасль научного знания. 2. Педагогика как наука. 3. Взаимосвязь педагогики и психологии.
Методология педагогики и ее уровни.. Понятие методология педагогической науки. Термин методология в научной лексике используется в нескольких смыслах:
Общие основы педагогики Образовательные задачи: Сформировать представления о развитии педагогики как науки. Осознать образование как социальный феномен.
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Лаб. НМСДММС КРИПКиПРО. новизна (ее уровень может быть различным: от научных открытий до применения достижений науки в практике и рационализации отдельных.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НАУЧНОМУ АППАРАТУ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
«Методика педагогических исследований». Это совокупность мировоззренческих взглядов человека и их применения и решению педагогических исследовательских.
Статус социологии в системе социального знания. Структура социологического знания. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических.
Уровни социологического знания Уровни социологического знания 1. Первичное обобщение эмпирических данных: Проведение эмпирических исследований в социальных.
Лекция 3 Методология научных исследований План Понятия, сущность методологии Структура и принципы методологического аппарата.
МЕТОДОЛОГИЯ В ПЕДАГОГИКЕ Выполнила : магистранты II курса группы СВ ( б ) Каныбекова Алтынай К. Шейшеев Стамбек К. Проверил : Куватбеков Каныбек.
Лекция 4 «Основные методологические подходы в педагогике»
Конкретное социологическое исследование – основа прикладной социологии 1 Понятие о конкретном социологическом исследовании 2 Разновидности конкретного.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ Автор курса: д.п.н., проф. ГАГАРИН Александр Валерьевич Учебная дисциплина:
Транксрипт:

КРУГЛЫЙ СТОЛ МЕНЕДЖЕРЫ: НЕКРАСОВА И.Н., МАЗУРЕНКО Л.Н., КОВАЛЬ Н.Н. НИЛ «ПОЗИТИВНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА» Позитивная социализация личности в системе современных социально- гуманитарных наук: планирование и реализация экспериментально- диагностической работы

Педагогическое исследование Педагогическое исследование –это сознательный целеустремленный поиск путей совершенствования педагогического процесса с использованием научного аппарата, методов исследования. Методы исследования – это способы, при помощи которых изучаются различные стороны воспитания, образования, обучения учащихся, их развитие как личности.

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ Методология - греч. methodos – путь иссл. или познания, теория, учение; logos – слово, понятие. Методология: - Система принципов и способов организации и построения теории и практической деятельности; - Учение о научном методе познания - Совокупность методов, применяемых в какой- либо науке В педагогике методологию определяют как учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЪЕКТ - Педагогические системы - Педагогические явления - Педагогические процессы ПРЕДМЕТ Совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области педагогического объекта, в которой выделяется проблема, требующая решения

Педагогические исследования Фундаментальные Закономерности, принципы воспитания, развитие научных знаний, открытие новых научных областей знаний Прикладные Решение конкретных практических и теоретических задач по содержанию воспитания, обучения, образования Методические разработки и научное обоснование учебников, учебных пособий, методических рекомендаций Экспериментальные Теоретические

Методы педагогических исследований Теоретические (анализ, синтез, аналогии, моделирование и т.д. ) Эмпирические Диагностические (наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, интервьюирование) Преобразующие (проектирование, эксперимент) Статистической обработки данных (математической статистики, шкалирование, ранжирование)

7 Методологические подходы в педагогических исследованиях Методологический подход Содержание методологического подхода Целостный - Понимание личности как целостности, как сложной психической системы. - Обеспечение единства развития, обучения и воспитания личности. - Изучение педагогического процесса как целостной системы. - Выделение и изучение интегративных инвариантных системообразующих связей и отношений. Личностно- деятельностный - Утверждение представления о социальной, деятельностной и творческой сущности личности. - Личность- это продукт общественно- исторического развития и носителя определенной культуры.

8 - Формирование индивидуально осознанного личного смысла жизни. - Уникальность личности, ее права на уважение. - Ориентация в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности. - Деятельность – основное средство и решающее условие развития личности. - Обучение человека организации, регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов своей деятельности. Полисубъектный (диалоговый) - Межсубъектное понимание детерминации психического в человеке. - Рассмотрение личности как системы характерных для нее отношений. - Обеспечение единства саморазвития и взаимовоздействия в педагогическом процессе.

- Формирование индивидуально осознанного личного смысла жизни. - Уникальность личности, ее права на уважение. - Ориентация в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности. - Деятельность – основное средство и решающее условие развития личности. - Обучение человека организации, регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов своей деятельности. Полисубъектный (диалоговый) - Межсубъектное понимание детерминации психического в человеке. - Рассмотрение личности как системы характерных для нее отношений. - Обеспечение единства саморазвития и взаимовоздействия в педагогическом процессе. 9

Культурологический - Направленность педагогического процесса на изучение и формирование ценностных ориентаций личности. - Понимание культуры как специфического способа человеческой деятельности. - Понимание проблемы освоения культуры как изменение самого человека, его становление как творческой личности. - Обеспечение единства интернационального, национального и индивидуального в культуре и образовании, изучение и использование больших воспитательных возможностей национальных культур Антропологический Системное привлечение научных дисциплин о человеке при построении и осуществлении педагогического процесса: - Интеграция педагогики с психологией, социологией, культурой, философской антропологией, биологией. 10

Акмеологический - Создание условий для максимального развития творческих способностей каждой личности, оказание помощи для достижения вершин в жизнедеятельности. - Индивидуализация процесса обучения и воспитания, его выраженная творческая направленность. КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ФЕНОМЕНА «ПОЗИТИВНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ» 11

ЛОГИКА ИССЛЕДОВАНИЙ ПРЕДПОЛАГАЕТ РЕАЛИЗАЦИЮ СЛЕДУЮЩИХ ЭТАПОВ: Эмпирический этап: получение функционального представления об объекте и выдвижение гипотезы исследования (сбор эмпирических материалов) 12 Гипотетический этап: разрешение противоречия между фактическими представлениями об объекте исследования и необходимостью постичь его сущность (обработка и анализ эмпирических материалов). Теоретический этап: преодоление противоречия между функциональными и гипотетическими представлениями об объекте исследования и потребностью в системных представлениях о нем (выдвижение теоретических положений и теорий). Прогностический этап: разрешение противоречия между полученными представлениями об объекте исследования как целостном образовании и необходимостью предсказать его развитие в новых условиях ( разработка научно- методических рекомендаций).

13 Методы теоретического исследования Теоретический анализ - выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений; Индуктивные и дедуктивные методы - логические методы обобщения данных; Изучение литературы - трудов ученых, учебников и т.д. Моделирование - построение моделей педагогических явлений и процессов. Статистические методы Определение средних величин - медианы; Подсчет степени рассеивания величин - дисперсии; Подсчет коэффициента корреляции.

14 Эмпирические методы Наблюдение - целенаправленное восприятие педагогического явления; Беседа - метод устного опроса по заранее намеченному плану; Интервьюирование - разновидность беседы по заранее намеченным вопросам; Анкетирование - метод массового письменного сбора материала с помощью анкеты; Изучение продуктов деятельности; Изучение документации; Эксперимент - проверка педагогической гипотезы или метода; Математические методы Регистрация - подсчет количества фактов; Ранжирование - расположение собранных данных в определенной последовательности; Шкалирование - введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений; Квалиметрия - перевод качественных показателей в количественные.

ПОЗИТИВНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕСИОНАЛИЗАЦИЯ (ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ) ПОЗИТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ (СОЦИАЛЬНО НОРМИРОВАННОЕ ПОВЕДЕНИЕ КОНСТРУКТИВНАЯ Я- КОНЦЕПЦИЯ) Я РЕАЛЬНОЕ- ЯИДЕАЛЬНОЕ СУБЪЕКТИВНОЕ ЛИЧНОСТНОЕ БАЛГОПОЛУЧИЕ (ПОЗИТИВНАЯ Я- КОНЦЕПЦИЯ, САМООЦЕНКА ПОЗИТИВНЫЙ ОБРАЗ Я) 15

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ Я-концепция, образ Я: Т.Лири «Яреальное- Я идеальное» Самооценка: Т.Лири «Я реальное-Яидеальное» Гендерная и профессиональная идентичность (опросник С.Бем) Образ Я: Личностный дифференциал Я-концепция: СЖО Д.леонтьева _____________________________________________ Фрейнбургский опросник

Виды конспектирования: выборочное и сквозное; репродуктивное и продуктивное. Формы конспектирования : выписки; составление плана; тезисы; аннотация; рецензия. 17

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ КОНСПЕКТИРОВАНИЯ: выписки цитат; пересказ своими словами; выделение идей и теорий; критические замечания; уточнения; перевод на более простои и понятный язык; собственные разъяснения; сравнивание позиций; реконструкция текста в виде создания таблиц, рисунков, схем; описание связей и отношений; 18

В ПРОЦЕССЕ КОНСПЕКТИРОВАНИЯ ПРОВОДИТСЯ АНАЛИЗ ТЕКСТА. При этом могут использоваться разные виды анализа: обзорный; сравнительный; системный; проблемный; аспектами; критический; феноменологический; контент-анализ; герменевтический; 19

Диахронический метод предполагает изучение каких-либо идей, научных школ в их историческом появлении, становлении и развитии. Чаше всего применяется при описании исторического материала, написании исторических глав и параграфов. Аспектный анализ это рассмотрение научного текста под каким-нибудь конкретным углом зрения, через призму какой-либо определенной теории или идеи, на оспине какого-либо учения. Он реализуется, когда научный материал интерпретируется с учетом определенных проблем практики. 20

Герменевтический анализ метод выявления скрытых, неявных смыслов авторского текста. Например, установление мировоззренческих взглядов автора, о которых он прямо не заявляет в тексте работы, выявление исторически верных смыслов используемых автором терминов и понятий, отнесение его научных идей к каким-либо научным школам. Применяя именно такой анализ, можно получить новую информацию для своей работы собственную, которая и составит научную новизну исследования. Голографический анализ анализ целостного явления или процесса во всех его связях и зависимостях, в движении и отношениях е внешней средой. Это самый сложный вид аналитического рассмотрения, с помощью которого соединяются теоретическое знание о предмете исследования и осведомленность в практике его функционирования, выявляются его всевозможные внутренние структуры и их взаимодействие. Этот метод находится в стадии становления, и потому опыт его применения студентами очень важен. 21

Контент-анализ метод, выявляющий в научном тексте употребление тех или иных терминов-понятий и их устойчивых сочетаний, частоты и сочетаемости их с другими понятиями. Оно уместен при анализе переписки ученых, дневников, альбомов детей, а также самих научных статей и книг. Он позволяет определять направленность личности, ее ценности и отношения, научные предпочтения. Критический анализ - метод выявления сильных и слабых сторон научного текста. В студенческих работах чаще всего применяется в единстве с диахроническим методом при оценке вклада ученых в разработку того или иного вопроса. Комплексный анализ меж предметный, т. е. рассмотрение одного и того же предмета исследования в разных науках, на- пример в философии, лингвистике и психологии или медици- не, психологии и истории. Концептуальный анализ анализ научного текста в ракурсе определенной концепции или теории, а также поиск концептуальных основ проведенного автором исследования и полученных им выводов. 22

Проблемный анализ анализ нерешенной, находящейся в стадии исследования проблемы. Он предполагает ее постановку и интерпретацию, при этом еще нет либо определенных методов ее исследования, либо адекватного и достаточного фактологического материала, либо отсутствует единый к ней подход. Системный анализрассмотрение предмета исследования, по возможности, во всех его внутренних и внешних связях и зависимостях. От голографического он отличается тем, что с его помощью можно рассматривать предмет исследования в статике, условно ныделив его из практики и лаже дистанцируясь от нее, лини, на одном теоретическом материале. Сравнительный анализ метод сопоставления и выявления общих и различных признаков, свойственных двум или более объектам исследования (идей, подходов, решений и др.), Феноменологический анализ анализ какого-либо крупного явления, процесса, системы как феномена науки и научное описание их состава и наиболее общих характеристик. С его помощью собираются, условно говоря, все знания, которые получены в науке при исследовании таких явлений. 23

КРОМЕ ЭТИХ МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НАУЧНЫХ ТЕКСТОВ ЕСТЬ И ДРУГИЕ. Например структурный, обзорный, обобщающий, функциональный анализ; акцептуация (более глубокое рассмотрение одного вопроса); актуализация (восстановление значимости забытого материала); алгоритмизация (нахождение общих правил построения исследования); идеализация (выделение наивысших и наилучших качеств и состояний предмета исследования); моделирование (создание собственной концепции понимания и объяснения предмета исследования) и др.

КРИТЕРИИ ХОРОШЕГО КОНСПЕКТА: краткость (не более 1/8 первичного текста); целевая направленность; аналитичность; научная корректность; ясность, четкость, понятность. 25