«Общение в семье и стереотипы поведения подростка»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Почему дети становятся «трудными» ? Цели: Обсудить проблемы воспитания подростков Обсудить проблемы воспитания подростков выяснить причины, которые приводят.
Advertisements

Семинар для педагогов Учитель и проблемы дисциплины.
Родительское собрание «Наши трудные дети». Трудный ребёнок … Что за этими словами, какой он?
Конструктивное взаимодействие учителя с учеником Распознать истинную цель проступка; В соответствии с нею выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в.
Мотивация «плохого поведения». Привлечение внимания.
Тютрина Валентина Дмитриевна Заместитель директора по воспитательной работе МКОУ СОШ с.Новогромово Черемховский район Иркутская область.
Три основных закона поведения: 1 закон Ученики выбирают определенное поведение в определенных ситуациях 2 закон Любое поведение учеников подчинено общей.
Учитель и проблемы дисциплины. «Решающую роль в работе играет не всегда материал, но всегда мастер». М. Горький Цель: Познакомиться с 3 основными законами.
Учитель и проблемы дисциплины Отклоняющееся поведение учащихся.
Реальность и рассказы о ней Реальность Факты: поступки, действия, события Рассказы о реальности Мнения, оправдания, интерпретации, принципы, объяснения.
Психологическое занятие для учителей 5-11 классов «Конструктивное взаимодействие с «трудными подростками» Психологическое занятие для учителей 5-11 классов.
Созоник Василина Витальевна зав.кафедрой, учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия 30» Магадан.
Мотивы конфликтного поведения детей и подростков и пути предотвращения агрессивности в конфликтных ситуациях»
Наши трудные дети. Трудный ребёнок Лентяй Грубиян Двоечник Неудачник Безответственность Хулиган…
Навыки конструктивного взаимодействия с подростком.
ТЕМА: « Эффективное общение или как реагировать на неприемлемое поведение учеников »
Цели: -Обсудить проблемы воспитания подростков; - познакомить родителей с причинами, которые приводят к плохому поведению подростков; - развивать у родителей.
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ Богданова Елена Владимировна.
Цель: Цель: предупреждение и преодоление агрессивного, конфликтного поведения детей и подростков.Задачи: 1. Профилактика нежелательных негативных тенденций.
Некоторые советы, касающиеся поддержания дисциплины на уроке Учитель и проблемы дисциплины _______________________________________________________ Даже.
Транксрипт:

«Общение в семье и стереотипы поведения подростка»

«Дети дерзки, привередливы, вспыльчивы, завистливы, любопытны, своекорыстны, ленивы, легкомысленны, трусливы, невоздержанны, лживы и скрытны; они легко разражаются смехом или слезами, по пустякам предаются неумеренной радости или горькой печали, не выносят боли и любят ее причинять, - они уже люди» (Жан Лабрюйер)

Мотивы поступков, а следовательно, и поведенческие реакции зависят от того, в какой степени удовлетворяется базовая человеческая потребность в принятии и уважении, а также в чувстве значительности. Мотивы поступков, а следовательно, и поведенческие реакции зависят от того, в какой степени удовлетворяется базовая человеческая потребность в принятии и уважении, а также в чувстве значительности. (Рудольф Дрейкус)

Основные законы, на которых строится поведение наших детей: 1. Подросток выбирает определенное поведение в определенных обстоятельствах. 2. Любое поведение ребенка подчинено общей цели - чувствовать себя востребованным в семье, а также: - ощущать свою состоятельность в интеллектуальной сфере учении; - строить и поддерживать приемлемые отношения со взрослыми и сверстниками - коммуникативная состоятельность; - вносить свой особый вклад в жизнь семьи и класса - реализация творческого потенциала. 3. Нарушая дисциплину (нормы) подросток осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением - скрытый мотив, следствие нереализованных потребностей (состоятельности).

Типы поведений I.Поведение подростка, построенное на способах привлечения внимания (ну посмотрите же, какой я!) II. Поведение подростка, построенное на проявлении своей власти III.Поведение подростка, построенное на проявлении мести. IV.Поведение подростка, построенное на избегании неудач

I.Поведение подростка, построенное на способах привлечения внимания (ну посмотрите же, какой я!): активная форма - дразнит, смеется по поводу и без повода, импульсивные реакции проходят, как только его заметили; активная форма - дразнит, смеется по поводу и без повода, импульсивные реакции проходят, как только его заметили; пассивная форма - делает все медленно (в час по чайной ложке). пассивная форма - делает все медленно (в час по чайной ложке).

Причины такого поведения: 1. Взрослые больше уделяют внимания «сердитому поведению». 2. Дети не приучены просить внимания в приемлемой форме, а это «психологический голод». 3. Дети часто испытывают дефицит личного внимания к себе, чувствуют себя «пустым местом в семье». 4. «Сверхлюбовь - кумир семьи», отсюда безграничное желание получать максимум внимания.

Родители могут предотвратить такое поведение: отмечать и хвалить за адекватность и социально приемлемое поведение; отмечать и хвалить за адекватность и социально приемлемое поведение; учить просить внимания конструктивно (личный пример); учить просить внимания конструктивно (личный пример); минимизировать внимание (парадокс - своим вниманием мы закрепляем плохое поведение); минимизировать внимание (парадокс - своим вниманием мы закрепляем плохое поведение); игнорировать выходку; игнорировать выходку; удивлять: на выходку ответьте выходкой; удивлять: на выходку ответьте выходкой; отвлекайте подростка, задавая вопросы на отвлеченные темы; отвлекайте подростка, задавая вопросы на отвлеченные темы; обращайте внимание на примеры хорошего поведения, конструктивного взаимодействия; обращайте внимание на примеры хорошего поведения, конструктивного взаимодействия; используйте разрешающее поведение используйте разрешающее поведение

II. Поведение подростка, построенное на проявлении своей власти: активная форма - словесное негодование («синдром хама и синдром адвоката»); активная форма - словесное негодование («синдром хама и синдром адвоката»); пассивная форма - «тихое непослушание». пассивная форма - «тихое непослушание».

Причины такого поведения: 1. Утвердиться через власть: добиться для себя минимума обязанностей и максимума прав. 2. Мода на силу учит утверждению «Я» посредством агрессии, а не конструктивному подчинению. 3. Семейное воспитание. Такие подростки, как правило, сильные и незаурядные личности. Имеют свое мнение, честолюбивы - можно строить отношения на равных. Такие подростки, как правило, сильные и незаурядные личности. Имеют свое мнение, честолюбивы - можно строить отношения на равных.

Родители могут предотвратить такое поведение: уходить от конфронтации и снижения напряженности; уходить от конфронтации и снижения напряженности; не переходить на личности; не переходить на личности; не усиливать напряжения (сарказм не допустим, повышенный тон, демонстрация чувства превосходства, не читайте нотации не передразнивайте, не сравнивайте с другими, не настаивают на собственной правоте); не усиливать напряжения (сарказм не допустим, повышенный тон, демонстрация чувства превосходства, не читайте нотации не передразнивайте, не сравнивайте с другими, не настаивают на собственной правоте); позвольте подростку «сохранить лицо»: пусть он выразит негатив, но сделает по-вашему; позвольте подростку «сохранить лицо»: пусть он выразит негатив, но сделает по-вашему; обсуждайте поступки ребенка позже - без зрителей; обсуждайте поступки ребенка позже - без зрителей; демонстрируйте модели неагрессивного поведения. демонстрируйте модели неагрессивного поведения.

III. Поведение подростка, построенное на проявлении мести. Активная форма поведения-мести - акты физического насилия -против окружения, порчи имущества; психические акты - оскорбления и хамство, невыполнение требований. Активная форма поведения-мести - акты физического насилия -против окружения, порчи имущества; психические акты - оскорбления и хамство, невыполнение требований. Пассивная форма поведения-мести - игнорируются все попытки установления контакта. Пассивная форма поведения-мести - игнорируются все попытки установления контакта. Сильная сторона: подростки демонстрируют высокую жизнеспособность, умение защитить себя.

Причины: отражение роста насилия в обществе; отражение роста насилия в обществе; детское властолюбие, на которое взрослый отвечает силой; детское властолюбие, на которое взрослый отвечает силой; минимум эмоционального тепла в семье. минимум эмоционального тепла в семье. Родители могут предотвратить такое поведение: строить отношения по принципу искренней заботы и интереса к подростку; строить отношения по принципу искренней заботы и интереса к подростку; учить конструктивному выражению душевной боли. учить конструктивному выражению душевной боли.

IV. Поведение подростка, построенное на избегании неудач: активная форма - вспышки негодования: не может справиться с чем-либо - выходка; активная форма - вспышки негодования: не может справиться с чем-либо - выходка; пассивная форма - откладывание на потом, недоведение до конца - пусть лучше мои действия не оценят, но сохраню лицо, временная неспособность - уход в болезнь. пассивная форма - откладывание на потом, недоведение до конца - пусть лучше мои действия не оценят, но сохраню лицо, временная неспособность - уход в болезнь. Сильная сторона: подростки хотят успеха и готовы к сотрудничеству.

Причины: завышенные требования со стороны родителей (они бывшие медалисты или хотели быть таковыми); завышенные требования со стороны родителей (они бывшие медалисты или хотели быть таковыми); стереотипы семейного воспитания (ум - главное: «Я не тупой, а просто ленюсь»); стереотипы семейного воспитания (ум - главное: «Я не тупой, а просто ленюсь»); перфекционизм - требования от себя и других совершенства - избежать ошибку любой ценой; перфекционизм - требования от себя и других совершенства - избежать ошибку любой ценой; отношения по типу «красного карандаша», т. е. работа не над достоинствами, а над недостатками! отношения по типу «красного карандаша», т. е. работа не над достоинствами, а над недостатками!

Родители могут предотвратить такое поведение: поддерживать ребенка - «ты можешь!»; поддерживать ребенка - «ты можешь!»; помощь в установлении контактов в сфере общения; помощь в установлении контактов в сфере общения; развивать навыки, формировать временную перспективу - «будешь ходить в бассейн - будешь сильным» и др. развивать навыки, формировать временную перспективу - «будешь ходить в бассейн - будешь сильным» и др. в семейном кругу обозначить крут прав и обязанностей каждого члена семьи; в семейном кругу обозначить крут прав и обязанностей каждого члена семьи; санкции за нарушение правил придумывают сами подростки; санкции за нарушение правил придумывают сами подростки; объяснить, что ошибки - нормальное явление; объяснить, что ошибки - нормальное явление; формировать веру в успех (давайте задания и поручения, формировать веру в успех (давайте задания и поручения, с которыми ребенок сможет справиться); с которыми ребенок сможет справиться); концентрировать внимание на достигнутых в прошлом успехах; концентрировать внимание на достигнутых в прошлом успехах; отмечать достижения (экран успехов, звезды и др.) Главное - удовлетворить человеческую потребность - быть значительным! отмечать достижения (экран успехов, звезды и др.) Главное - удовлетворить человеческую потребность - быть значительным!

Что такое нравственность? Не знаю – 8 Не знаю – 8 Спокойствие – 5 Спокойствие – 5 Воспитанность – 3 Воспитанность – 3 Назови три качества нравственно воспитанного человека, начиная от самого важного Не знаю – 3 Не знаю – 3 Воспитанность – 4 Воспитанность – 4 Спокойствие – 4 Спокойствие – 4 Честность – 2 Честность – 2

Где современный подросток получает нравственное воспитание? Расположи предложенные варианты по мере убывания, начиная от самого значимого: 1 – Семья 1 – Семья 2 – школа 2 – школа 3 – церковь 3 – церковь 4 – друзья, ТВ 4 – друзья, ТВ 5 – улица 5 – улица

Есть ли у тебя образец нравственно воспитанного человека? Кто он? Нет – 3 Нет – 3 Мама – 11 Мама – 11 Папа – 3 Папа – 3 Данила М. – 2 Данила М. – 2 Нина Николаевна -2 Нина Николаевна -2

Изменились ли у тебя отношения с родителями? Что именно изменилось? Нет – 6 Нет – 6 Да - 2 Да - 2 Стала более ответственной – 1 Стала более ответственной – 1 Стала серьезнее – 1 Стала серьезнее – 1 Стал более заботливым – 1 Стал более заботливым – 1 Стал терпеливым с родителями - 1 Стал терпеливым с родителями - 1 Выполняю свои обязанности – 2 Выполняю свои обязанности – 2 Стали лучше отношения с мамой – 1 Стали лучше отношения с мамой – 1 Больше времени уделяю урокам – 4 Больше времени уделяю урокам – 4 Стал с родителями больше общаться - 3 Стал с родителями больше общаться - 3 Стала агрессивно реагировать на замечания родителей – 2 Стала агрессивно реагировать на замечания родителей – 2 Иногда родители меня не слышат – 1 Иногда родители меня не слышат – 1 С родителями достаточно конфликтов – 2 С родителями достаточно конфликтов – 2 Больше устаю – 1 Больше устаю – 1 Да, ругаюсь с папой - 1 Да, ругаюсь с папой - 1 Больше стала ругаться с родителями - 3 Больше стала ругаться с родителями - 3

Изменились ли у тебя отношения в школе? Нет – 3 Нет – 3 Да – 2 Да – 2 Стал более серьезным – 2 Стал более серьезным – 2 Стал задумываться о своем будущем – 1 Стал задумываться о своем будущем – 1 Стал более спокойным на уроках – 4 Стал более спокойным на уроках – 4 Появился общий язык с учителями - 1 Появился общий язык с учителями - 1 Не бегаю на перемене – 1 Не бегаю на перемене – 1 Стараюсь вести себя в школе лучше – 2 Стараюсь вести себя в школе лучше – 2 Стала больше общаться с друзьями - 1 Стала больше общаться с друзьями - 1 В начале года расслабилась – 1 В начале года расслабилась – 1 В начале года не хотелось учиться – 2 В начале года не хотелось учиться – 2 В начале года были одни мальчики на уме – 1 В начале года были одни мальчики на уме – 1 Стала хуже учиться – 3 Стала хуже учиться – 3 Больше разговариваю на уроке на другие темы – 1 Больше разговариваю на уроке на другие темы – 1 Потеря друзей – 1 Потеря друзей – 1 Отношение к учителям ухудшилось - 1 Отношение к учителям ухудшилось - 1 Расслабился – 1 Расслабился – 1 Не понимаю некотор. темы – 1 Не понимаю некотор. темы – 1 Устаю – 1 Устаю – 1 На уроках хочется спать - 1 На уроках хочется спать - 1 Многое не получается – 1 Многое не получается – 1 Сложно - 1 Сложно - 1

От кого получаешь положительные эмоции, хорошее настроение? Мама – 10, друзья – 10 Мама – 10, друзья – 10 Папа и мама - 7 Папа и мама - 7 Бабушка – 4, некоторые учителя – 4 Бабушка – 4, некоторые учителя – 4 Двоюродная сестра – 3 Двоюродная сестра – 3 Одноклассник – 2 Одноклассник – 2 Подруга, Нина Николаевна, друзья на тренировке, родственники, Настя П., папа – 1 Подруга, Нина Николаевна, друзья на тренировке, родственники, Настя П., папа –

От кого получаешь негативные эмоции, плохое настроение? Некоторые одноклассники – 8 Некоторые одноклассники – 8 Родители – 4 Родители – 4 Некоторые учителя – 3 Некоторые учителя – 3 Папа – 2 Папа – 2 Мама, спортивная секция, враги, оценки -1 Мама, спортивная секция, враги, оценки Нет – 2 Нет – 2

Есть ли у тебя в настоящий момент конфликт с кем-либо? Нет – 15 Нет – 15 Да - 2 Да В основном нет, папа, учитель, В основном нет, папа, учитель, родители, друг – 1 одноклассник – 3 одноклассник – 3

Можешь ли ты изменить себя, чтобы избежать конфликт? нет – 10 нет – 10 да – 6 да – 6 Если надо - 2 Если надо - 2 Возможно, но будет трудно; иногда, если я не прав; люди должны воспринимать друг друга таким, какие они есть – 1 Возможно, но будет трудно; иногда, если я не прав; люди должны воспринимать друг друга таким, какие они есть – 1

Дайте совет, как можно избежать конфликт Найти компромисс – 5 Найти компромисс – 5 Спокойно поговорить – 4 Спокойно поговорить – 4 Избегать встреч с этим человеком - 3 Избегать встреч с этим человеком - 3 Надо все обдумать, кто прав, кто виноват; стать менее агрессивным; помириться; не допускать ссор, споров; избегать тем – 2 Надо все обдумать, кто прав, кто виноват; стать менее агрессивным; помириться; не допускать ссор, споров; избегать тем – 2 Уступить; если виноват ты, то извинись; найти причину конфликта; третье лицо; делать добро; не обращать внимание - 1 Уступить; если виноват ты, то извинись; найти причину конфликта; третье лицо; делать добро; не обращать внимание - 1