Учения об обществе и человеке © С.К. Свечников, 2006-2007 svechnikov-sk@mail.rusvechnikov-sk@mail.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учения об обществе и человеке. Социология- наука об обществе Термин введен Огюстом Контом ( ) французским философом. Понятие «социология» является.
Advertisements

МОУ «Двинская средняя общеобразовательная школа» Обществознание 11 кл. П.8 «Взгляды на общество в индустриальную эпоху» Ан.Н. Тимотыш 2006.
10 класс обществознание урок 4. Рассмотреть этапы становления общественной мысли в XVII – XX вв.
Развитие обществознания в Новое время.. Теория общественного договора Часть прав государство, чтобы остальные сох- ранить за собой Общественный договор.
Древние мыслители о мире и человеке. Человек есть, к сожалению, всего лишь человек; иногда и того меньше. Европейское изречение.
Древние мыслители о мире и человеке. План 1. Философско – религиозная мысль Древней Индии - Веды - Буддизм 2. Философия Древнего Китая. - Конфуцианство.
Философские и общественные науки в Средние века, Новое и Новейшее время.
Философия эпохи Просвещения Гаража НВ. Характеристика эпохи Просвещения §Это была эпоха крушения средневековых устоев и начала становления индустриального.
ВЗГЛЯДЫ НА ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕКА В ИНДУСТРИАЛЬНУЮ ЭПОХУ «Труд – отец богатства, земля – его мать». У. Петти (1623 – 1687), английский экономист.
Презентация к уроку по истории (7 класс) по теме: XVIII век - эпоха Просвещения. Презентация к уроку новой истории в 7 классе (учебник Юдовской А.Я.)
Древний мир Восток: Будда, Конфуций, Заратустра Однозначно доминирует отраженная в мифах положительная оценка уравнительности и отрицание неравенства.
Государство как политический институт Урок 12. План 1. Понятие государства. 2. Концепции происхождения государства. 3. Структура государства. 4. Основные.
Великие просветители Европы. Просвещение – эпоха (XVIII в.), когда научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, вышло за пределы университетов.
СУЩНОСТЬ ОБЩЕСТВА СУЩНОСТЬ ОБЩЕСТВА ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОБЩЕСТВА ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОБЩЕСТВА СТРУКТУРУ ОБЩЕСТВА СТРУКТУРУ ОБЩЕСТВА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ.
Это система взглядов определенной социальной группы на устройство и развитие общества.
Общественный договор и естественное право в трудах Томаса Гоббса и Джона Локка. Сходство и различия Томас Гоббс ( )Джон Локк ( ) Махмутова.
Личность и общество Урок 19. План 1.Проблема свободы и её социальный аспект. 2.Аксиология и её основные проблемы. 3.Понятие «ценность». Социальная функция.
Либералы, консерваторы и социалисты.. Причины появления новых идейно- политических течений: Развитие индустриального общества; Старые проблемы и новые,
Просвещение 17 в. 1. Английское Просвещение 2. Тори и виги в Англии.
Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время.
Транксрипт:

Учения об обществе и человеке © С.К. Свечников,

Мифы Функции: формирование коллективных представлений закрепление определенной системы ценностей связь поколений установление гармоничных отношений с природой ФИЛОСОФИЯ Все происходит из-за вмешательства богов Нет доказательств Эмоциональное, художественное понимание мира

Древняя Индия: ВЕДЫ МИР Боги (рай) Люди Демоны и духи (ад) Жертвоприношение НАЧАЛО МИРОЗДАНИЯ Карма – совокупность действий и поступков, совершенные человеком в жизни Карма Брахманы (мудрецы) Кшатрии (воины) Вайшья (крестьяне) Шудры (слуги) варны Ригведа, Атхарваведа, Самаведа, Яджурведа + брахманы араньяки упанишады смрити сутры шастры

Древний Китай: Конфуцианство БЛАГОРОДНЫЙ МУЖ преданность государству, верность долгу, сыновняя почтительность, великодушие, уважение к старшим ИДЕАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО Это большая семья, отношения в которой регулируются моральными нормами Управлять должны люди, живущие по заветам предков и обладающие свойствами философов, литераторов, ученых и чиновников Конфуций ( гг. до н. э.) «жень» - человеколюбие

В древневосточной философии человек выступает как часть окружающей природы

Какие функции выполняют в обществе мифы? Из каких социальных слоев, согласно Ведам, состоит мир людей? Каким, по мнению Конфуция, должно быть идеальное государство?

Древняя Греция Платон ( гг. до н. э.) Государство существует в силу необходимости Идеальное государство – совершенная аристократия Три сословия: философы-правители, стражи и работники Общая собственность Плохие формы государственного правления: тимократия (военные), олигархия (богатые), демократия (большинство), тирания (единовластие) Не государство для человека, а человек для государства?

Древняя Греция Аристотель ( гг. до н. э.) Человек – общественное животное Задача государства – сделать людей счастливыми Государство должно держать рабов в повиновении и препятствовать сосредоточению власти в руках немногих Частная собственность Три слоя людей: богатые, средний слой, бедные Формы правления: правильные (монархия, аристократия, полития) и неправильные (тирания, олигархия, охлократия). Власть одного достойного Власть небольшой группы достойных Власть среднего класса Власть одного недостойного Власть богатых при большом количестве бедных Власть толпы Демократия допустима, если господствует закон!

Средние века: теоцентризм Аврелиан Августин ( гг.) Провиденциализм: история определяется богом Фома Аквинский ( гг.) Томизм: Человек может жить только в обществе Государство способствует единству общества Монархия – лучшая форма правления Церковь – выше государства Сословное деление установлено богом Все объяснялось божественным вмешательством

Возрождение: утопии Томас Мор ( гг.) Нет частной собственности Труд – всеобщая обязанность Распределение по потребностям Гармоничное развитие человека Томазо Кампанелла ( гг.) Обществом управляют ученые-жрецы Детей воспитывает государство 4-часовой рабочий день Главные ценности – наука и просвещение Место, которого нет

Какие формы государственного правления Платон считал плохими? Какие формы государственного правления Аристотель считал хорошими? Что такое провиденциализм? Что такое утопия?

Естественное состояние Гражданское состояние Новое время Теория общественного договора Т. Гоббс ( гг.) Человек эгоистичен «Война всех против всех» ЛюдиГосударство Дж. Локк ( гг.) Разделение властей: законодательная, исполнительная, федеральная Ж.Ж. Руссо ( гг.) Человек – добрый Испортила его частная собственность Общественный договор: взаимные обязательства между гражданами и властью Общая воля = Частная воля Вольтер ( гг.) Равенство людей перед законом Основа прогресса – человеческий разум договор Монархия! парламент +суд король и министры

Новое время Адам Смит ( гг.): политическая экономия Источник богатства – производительный труд Невмешательство государства в экономику Рынок – главный механизм регулирования экономикой Главные условия процветания – частная собственность и отсутствие препятствий для личной инициативы Основные классы: землевладельцы, капиталисты, наемные рабочие Каждый, работая на себя, работает на других рента прибыль зарплат а

Новое время Г.В.Ф.Гегель ( гг.) Критерий общественного прогресса – свобода Три исторических периода: восточный мир, античный мир, германский мир Гражданское общество – «система всеобщей зависимости» Свободен один человек – деспот Свободна небольшая группа людей Свободно большинство

Новое время Материалистическое понимание общества: К. Маркс ( гг.) и Ф. Энгельс ( гг.) Основа развития общества – производственные отношения между людьми Движущая сила развития общества – трудящиеся Общественное бытие определяет общественное сознание Развитие общества подчиняется определенным законам

В чем состоит сущность теории общественного договора? Кто разработал концепцию разделения властей? Кто является основателем новой науки – политической экономии? Кто впервые сформулировал понятие гражданского общества? Что, согласно материалистическому пониманию общества, является основой общественного развития?

ХХ век Постмарксизм ОРТОДОКСАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: Марксизм изменениям не подлежит КРИТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: Реформы вместо революций РЕВОЛЮЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: Победа социалистической революции в одной стране Диктатура пролетариата «Ренегат» К. Каутский «Ревизионист» Э. Бернштейн В.И. Ленин

ХХ век Техницизм Дж. Гелбрейт Дж. Гелбрейт: основная задача общества – развитие производства, власть должна принадлежать менеджерам Уолт Ростоу Уолт Ростоу: стадии экономического роста Реймон Арон Реймон Арон: теория индустриального общества Даниэл Белл Даниэл Белл: теория постиндустриального общества Решающий фактор прогресса – техника и технология Традиционное общество Переходное общество Стадия сдвига Стадия зрелости Стадия массового потребления -Широкое производство товаров массового потребления -Механизация и автоматизация -НТР -Урбанизация -Высокая социальная мобильность

ХХ век Ценностный подход Макс Вебер ( гг.) Интересы эпохи ценности нравственность действия людей -Целерациональные -Ценностно-рациональные -Аффективные -Традиционные разумно поставленная цель убеждения о добре, красоте, чести… сильные эмоции привычки Ценности – «осознанные интересы» Протестантизм капитализм

ХХ век Экзистенциализм чел век СУЩЕСТВОВАНИЕ С У Щ Н О С Т Ь ВНУТРЕННЕ СВОБОДЕН Решающий фактор прогресса – сам человек, а не внешние обстоятельства! Existencia - существование М. Хайдеггер К. Ясперс Ж.-П. Сартр А. Камю Н. Бердяев

Представители какого направления марксизма считали, что в ходе развития капитализма противоречия в обществе будут смягчаться? Какие черты индустриального общества выделил Р. Арон? Как М. Вебер называл действия, совершаемые под влиянием сильных эмоций? Что, по мнению экзистенциалистов, предшествует сущности человека?