ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ Акмеологическая академия Преподаватель: к.б.н. Иовлева Н. Н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Способности как проявление индивидуального в психике. Тамаев Якуб
Advertisements

ИСТОРИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
Ташкентский государственный институт физической культуры Выполнила студентка II курса гр Шарипова Юлия.
Проблема определения и классификации психических явлений.
Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто Сократ Оздоровительная работа в начальной школе. Коррекция двигательных нарушений у младших школьников с.
РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ В ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ Б.М. Теплова – В.Д. Небылицына Теплов Борис Михайлович «Типологические свойства нервной.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Возрастные и индивидуально- личностные особенности одаренных детей.
Эффективные методы по управлению персоналом Работу выполнил Студент группы 21 О Красюк С.И.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе Автор Учитель биологии высшей квалификационной категории Панцова Н.И. МОУ «Погорельская СОШ»
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
Способности План: Понятие о способности. Способности и деятельность. Формирование способностей. Развитие природных задатков. Типы способностей: учебные,
Полет на Марс – Что ждет добровольцев?. Первый космический психолог Федор Дмитриевич Горбов, один из всех психологов, кто не побоялся дать гарантии, что.
Федеральная программа развития образования 2007 год ФГУ «Центр социальных инноваций» Проект «Создание методов комплексной диагностики и формирования общей.
Психологические составляющие профессионального самоопределения личности.
Список правил: Каждый имеет право быть выслушанным: пока один говорит, все его слушают; Каждый имеет право высказывать свое мнение и не подвергаться при.
Дифференцированное развитие двигательных качеств Учитель физической культуры МАОУ ООШ 3 Кугаевская Виктория Ивановна.
Психологические факторы эффективности адаптации первоклассников.
Психология Лекция 2. Психика человека: сущность, структура, функции в жизнедеятельности человека.
Психолого- педагогический анализ проблемы гендерных особенностей развития личности Лекция старшего преподавателя МГОУ Хмелевской Ольги Викторовны.
Транксрипт:

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ Акмеологическая академия Преподаватель: к.б.н. Иовлева Н. Н.

Предмет дифференциальной психофизиологии Основоположники: Теплов Борис Михайлович (1896–1965) Небылицын Владимир Дмитриевич ( ) Дифференциальная психофизиология - изучает физиологические основы индивидуальных и типологических различий Основная задача – создавать благоприятный психофизиологический режим для обучения и профессиональной деятельности человека

Концепция свойств нервной системы человека Эта концепция базируется на учении И.П. Павлова о типах ВНД, но основное внимание уделяется отдельным свойствам нервной системы, которые проявляются в формально-динамических характеристиках поведения человека: Сила Подвижность Баланс

Круг проблем дифференциальной психофизиологии Способности и одаренность - изучение роли врожденных задатков, таких как свойства нервной системы и темперамент Функциональные асимметрии – изучение особенностей психических функций у людей с разными типами функциональных асимметрий Межполовые различия психических функций человека Разработка методов оптимизации и коррекции процессов обучения, профессиональной деятельности и общения на основе индивидуальных психофизиологических особенностей человека

Основные задачи Экспертиза человеческих ресурсов – оценка способностей, мотиваций, стрессоустойчивости, скорости реакции, утомляемости и др.. Категоризация способностей и выявление индивидуальных стилей Описание внешних и внутренних детерминант (эндо- и экзогенных факторов) развития психики человека

Области применения дифференциальной психофизиологии Психология менеджмента и психология труда Профотбор, прогнозирование успешности деятельности соискателя Подбор коллектива с учетом индивидуальных типологических особенностей Помощь в выборе сотрудником оптимальных стилей деятельности Рекомендации по оптимизации рабочего распорядка для конкретных сотрудников Прогнозирование стиля руководства

Области применения дифференциальной психофизиологии Педагогическая психология Решение проблем детей со сложностями в обучении Прогнозирование и оптимизация успешности обучения в классах с различной интенсивностью занятий Оптимизация отношений учитель- ученик

Области применения дифференциальной психофизиологии Спортивная психология Прогнозирование успешности на соревнованиях Подбор и обучение оптимальному стилю тренировок Рекомендации по режимам тренировок

Типологический подход к изучению индивидуальных различий Точкой отсчета служит не "норма", а "тип", понимаемый как единство природного и социального Основные показатели - врожденные особенности психических свойств индивида Типы, в основе которых лежат природные различия людей, взаимодействуют и дополняют друг друга, благодаря чему возрастают адаптационные возможности популяции в целом

Значение типологического подхода в изучении психики человека Теоретическая цель – изучение законов функционирования психики в рамках познания природы вещей Практическая цель – эффективное использование человеческих ресурсов, путем создания оптимального психофизиологического режима для детского развития, обучения, профессиональной деятельности, а также в сфере здравоохранения

Теории темперамента Гуморальные теории (Гиппократ, Гален, И. Кант) Конституциональные теории (Э. Кречмер, У. Шелдон) Психологические теории темперамента (К. Юнг, Г. Айзенк, Л. Терстоун, Дж. Гилфорд, К. Леонгард) Синтетические концепции темперамента (В.С. Мерлин и В.М. Русалов) Биологические концепции темперамента (Дж. Грей, С.Р. Клонингер)

М. Фридман, Р. Розерман психотип А и психотип Б Психотип А агрессивность, амбициозность, социальная активность преобладает тонус симпатической н. с. стрессорная реакция по адреналиновому типу лучше переносят контролируемый стресс значителен риск сердечно- сосудистых заболеваний ( % людей) Психотип Б неагрессивные, не амбициозные, не склонные к общественной жизни преобладает тонус парасимпатической н. с. стрессорная реакция по кортизоловому типу лучше переносят неконтролируемый стресс

Учение И. П. Павлова о типах темперамента

Психофизиологическая школа Б. М. Теплова и В. Д. Небылицина Отказ от изучения типов ВНД, но изучение свойств нервной системы и соответствующих им особенностей поведения Отказ от деления типов на хорошие и плохие Разработка методологии изучения свойств нервной системы на людях Введены новые показатели свойств нервных процессов – лабильность, динамичность, активация Применение знаний о типологических свойствах для решение практических задач педагогики, профотбора, профориентации, прогнозирования успешности спортивной деятельности …

Закон силы для сильной и слабой нервной системы Современные методы определения силы обычно исследуют силу процессов возбуждения и основаны на выявление большей чувствительности и более низкой работоспособности лиц со слабой нервной системой.

Свойства нервной системы Сила безусловных(врожденных) процессов Сила условных (приобретенных) процессов Активированность –баланс безусловных процессов Динамичность – баланс условных процессов (внешний баланс) Лабильность – скорость возникновения и сменяемости безусловных процессов (внутренний баланс) Подвижность – скорость возникновения и сменяемости условных процессов

Общие и частные (парциальные) свойства нервной системы

Возрастные и половые особенности проявления свойств нервной системы Увеличение силы нервных процессов по мере взросления Предпубертатный период - увеличение подвижности нервных процессов Пубертатный период – смещение динамического баланса в сторону преобладания возбуждения Пубертатный период у мальчиков - увеличение активации нервной системы Пубертатный период у девочек - снижение активации нервной системы Старение – снижение силы и подвижности нервных процессов, нарушения активационного и динамического баланса.

Типологические особенности личности и деятельности Типологический комплекс – совокупность свойств нервных процессов, которые обуславливают выраженность какого-либо психологического феномена Важно учитывать при профотборе в профессиях где важны такие качества как стрессоустойчивость, монотоноустойчивость, устойчивость к психологическому пресыщению, низкий тремор, скорость реакции и др..

Типологические комплексы Высокая стрессоустойчивость – сильная нервная система Устойчивость к монотонии – слабая нервная система + инертность, высокая активация и низкая динамичность Устойчивость к психическому пресыщению – сильная нервная система + инертность Низкий тремор – слабая нервная система + низкая активация и низкая динамичность

Типологические комплексы ! В одном человеке не могут сочетаться противоположные качества – нельзя требовать, чтобы человек обладал высокой стресоустойчивостью и устойчивостью к монотонии одновременно ! При действии одного и того же фактора у людей с разными типологическими особенностями могут возникать качественно разные психологические состояния (например, психическое пресыщение или монотония)

Типологические особенности как фактор деятельности Типологические особенности влияют на динамику деятельности - скорость, интенсивность, длительность протекания психических реакций Типологические свойства необходимо учитывать при отборе к деятельности связанной с риском, высоким физическим или психо-эмоциональным напряжением Интеллектуальные способности не зависят от типологических свойств.

Индивидуальные стили деятельности Индивидуальный стиль – система приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата Зависит от комплекса свойств нервной системы, но формируется в процессе обучения и деятельности и только в том случае, когда человек ищет наилучшие способы для достижения лучших результатов

Две группы приемов индивидуального стиля Развитие сильных сторон - максимальное использование имеющихся задатков и способностей Компенсация слабых сторон

Соотношение между стилем и эффективностью деятельности Приспособление деятельности к человеку – низкая эффективность Приспособление человека к деятельности- возможна высокая эффективность, но человек часто не удовлетворен работой Взаимное приспособление – высокая эффективность и самореализация человека – главная задача дифференциальной психофизиологии

Подготовительная и исполнительная деятельность Люди с сильной, подвижной нервной системой мало внимания уделяют подготовительной части, но способны быстро реагировать на изменения условий на стадии исполнения Люди с слабой и инертной нервной системой большое внимание уделяют подготовительному этапу, но при необходимости отступить от продуманного плана в момент исполнения, могут не справиться

Свойства нервной системы и учебная деятельность Типологические особенности влияют на учебную деятельность двумя путями: Особенности способностей и задатков – слабые и инертные типы - большая склонность к вербально- логическому мышлению -сильные и подвижные типы - большая склонность к пространственно-образному мышлению Особенности условиях обучения - слабые и инертные типы плохо переносят лимит времени, но устойчивы к монотонным заданиям - сильные подвижные – хорошо переносят лимит времени, но не устойчивы к монотонным заданиям

Межполушарная асимметрия как фактор деятельности Типы функциональных асимметрий: Моторные – асимметрия двигательных функций (правши и левши) Сенсорные – асимметрия простых форм восприятий (слуховые, зрительные, тактильные) Психические – асимметрия мозговой организации речи, мнестических и интеллектуальных процессов Латеральные профили – сочетание разных функциональных асимметрий у одного человека.

Эволюция взглядов на межполушарную асимметрию Концепция абсолютного доминирования левого полушария в обеспечении интеллектуальных функций человека Концепция парциального доминирования полушарий – левое полушарие вербальный интеллект, правое – образное и пространственное мышление Концепция о двух разных стратегиях переработки информации правым и левым полушариями

Стратегии правого и левого полушарий Левое полушарие – из отдельных элементов информации создает однозначный контекст – знаково-логическая обработка информации и произвольная регуляция психических функций Правое полушарие – создает многозначный контекст – образное и пространственное мышление, интуиция, непроизвольная регуляция психических функций, чувство юмора

Амбидекстры Амбидекстры – люди у которых не выражены функциональные асимметрии Они в равной степени используют стратегии правого и левого полушарий мозга Высокий уровень адаптивности

Межполушарная асимметрия и профессиональная деятельность «Левополушарники» (правши) - социально активны - конформны - коммуникабельны - любят четкую структуру, ясно очерченный круг ответственности и налаженный контроль «Правополушарники» (левши) - индивидуалисты - нонконформисты - избирательны в общении - творческий подход к работе - любят гибкие правила

Межполушарная асимметрия и учебная деятельность Проблема переучивания левшей Декстрастресс – давление праворукой среды Проблема обучения левшей Важность гармоничного развития личности

Межполовые различия как фактор дифференциальной психофизиологии Формирование пола это многостадийный процесс чреватый ошибками Стадии формирования пола: Генетический Гонадный Соматический Нейронный Социальный

Биологическая целесообразность существования двух полов Зачем нужны два пола? Для обеспечения генетического разнообразия не обязательно существование двух раздельно существующих полов Зачем нужны два раздельно существующих пола?

Эволюционная теория пола (В. А. Геодакян, В. Р. Дольник) Разная роль мужчин и женщин в эволюционном процессе Разный вклад мужчин и женщин в воспроизведение потомства

Биологическая роль мужчины и женщины Женщины (стабилизирующий фактор) Низкая генетическая изменцивость Основная задача – выжить самой и вырастить потомков как можно лучше Мужчины (прогрессивный фактор) Высокая генетическая изменчивость Основная задача – обеспечить потомков доступом к ресурсам

Психофизиологические особенности мужчин и женщин Женщины Запасание ресурсов Не склонны к риску Не агрессивны (если речь идет не о ее детях) Высокая жизнеспособность (выживаемость) Хорошо переносят неизбегаемый стресс Хорошая коммуникабельность Лучше развито предметное мышление Мало интересуются «большой политикой» Мужчины Физически более развиты Склонны к риску Агрессивны (в широком смысле) Лучше переносят избегаемый стресс Развита способность в социальном признании и лидерстве Лучше развито абстрактное и пространственное мышление Интересуются «большой политикой»

Пол и профессиональная деятельность Женщины Мотиавация – 1. Деньги 2. Коллектив 3. Самореализация и интерес к профессии Стиль «хорошая хозяйка» Мужчины Мотивация 1. Самореализация и интерес к профессии 2. Деньги 3. Самореализация Стиль «хороший игрок»