Проблемно-деятельностный подход в обучении обществознанию и его реализация в УМК нового поколения в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Концепция и программа Учебник Рабочая тетрадь Хрестоматия Задачник Дидактические материалы Книга для учителя Контрольно - диагностические материалы Электронное.
Advertisements

Требования к структуре основной образовательной программы Требования к результатам освоения основной образовательной программы Требования к условиям реализации.
Учебно-методический комплекс нового поколения Нормативный компонент: концепция, Примерная и рабочие программы и др Учебный компонент: учебник, рабочая.
ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИЙ УЧАСТНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА УЧЕНИК Формирование навыков отбора, анализа и синтеза информации УЧЕНИК Формирование навыков отбора,
Фундаментальное «ядро» содержания образования Фундаментальное «ядро» содержания образования Инструментальное сопровождение содержания образования Инструментальное.
ДИДАКТИКА СОВРЕМЕННОГО УРОКА. ДИДАКТИКА УРОКА – система правил подготовки, проведения и анализа результатов урока.
Инновационный учебно- методический комплекс автора В.И. Сивоглазова «Биология. Навигатор»
Сохраняя традиции, связывая поколения…. для учителей русского языка и литературы.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Учебник – неизменная основа для различных вариантов урока.
Основные подходы к разработке единой концепции исторического образования в Российской Федерации.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 5» Обучающий семинар по теме: «Проблемы ФГОС и пути их разрешения. Преемственность от ФГОС НОО к ФГОС ООО»
Дидактические функции учебно-методического комплекта «Мирный атом» Дозморова Е.В.
УМК «Живая природа» ИЦ «Вентана-Граф». Методическое сопровождение С.Л. Валько, учитель биологии гимназии 76.
Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Районное методическое объединение учителей географии.
LOGO Add your company slogan Использование учебников по истории и обществознанию в 5 классе в рамках реализации ФГОС ООО уч.г.
Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения. заместитель директора по УВР: Грибанова Е.В. Декабрь 2012 год.
Учитель химии и биологии МБОУ СОШ 12 МО «Ахтубинский район» пос. Верхний Баскунчак Гринько Ю.М.
Транксрипт:

Проблемно-деятельностный подход в обучении обществознанию и его реализация в УМК нового поколения в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов Мазуров Борис Федорович, профессор кафедры социально- гуманитарного и художественно-эстетического образования АУ ДПО ХМАО – Югры «Институт развития образования»

В системе практико-ориентированного образования наша страна совсем недавно занимала: 2007 году – 47 место из 65 стран мира вместе с Соединенными Штатами Америки, постепенно передвигаясь к 2009 году на 43 место.

Проблема заполнения большей части дефицита знаний и выработки базовых компетенций в сложном процессе столкновения и интеграции четырех педагогических парадигм: когнитивно-информационной личностной культурологической компетентностной

8 основных групп компетенций: 1 ) воспитательные; 2) учебно-познавательные; 3) информационные; 4) общекультурные; 5) коммуникативные; 6) личностного самосовершенствования; 7) ценностно-смысловые; 8) социально-трудовые компетенции.

В организации учебного процесса особо стоит выделить два вида компетенций личностно ориентированные познавательные компетенции, гармонизирующие основные компетенции, вокруг которых и должны происходить все процессы постижения сложностей окружающего мира.

Чем определяется «современность» учебной книги? ВАРИАТИВНОСТЬ НАЦЕЛЕННОСТЬ НА РЕЗУЛЬТАТ Традиционный подход: энциклопедичность, линейность Инновационный подход: способность решать проблемы на основе имеющихся знаний, нелинейность, многослойность

Ведущая роль учебника Учебник с многофункциональным методическим аппаратом позволяет: проектировать учебный процесс направлять деятельность учителя управлять деятельностью учащихся

УМК в современной информационной среде Концепция и программа Учебник Рабочая тетрадь Хрестоматия Задачник Дидактические материалы Книга для учителя Контрольно-диагностические материалы Электронное сопровождение Концепция и программа Учебник Рабочая тетрадь Хрестоматия Задачник Дидактические материалы Книга для учителя Контрольно-диагностические материалы Электронное сопровождение Основные компоненты УМК Основные компоненты УМК Вспомогательные информационные ресурсы по предмету Вспомогательные информационные ресурсы по предмету Словари Справочники Книги для чтения Пособия для подготовки к итоговой аттестации Учебно-наглядные пособия Курсы по выбору Программы и материалы курсов повышения квалификации учителей Интернет-поддержка Художественная и научно-популярная литература Развивающие и дидактические игры Интернет Энциклопедии Коллекции видео- и фотоматериалов СМИ: TV, газеты, журналы и др. Пособия для поступающих в вузы … Художественная и научно-популярная литература Развивающие и дидактические игры Интернет Энциклопедии Коллекции видео- и фотоматериалов СМИ: TV, газеты, журналы и др. Пособия для поступающих в вузы … Дополнительные информационные ресурсы Дополнительные информационные ресурсы

Структура учебника: общие подходы Основные компоненты внутренней структуры учебника : тексты –основной –дополнительный (рубрики, текстовые фрагменты) –пояснительный (памятки, пояснения к условным обозначениям, сноски, таблицы, схемы, рубрики, приложения, справочные материалы, тезаурусы, списки литературы, словарей …) внетекстовый аппарат –аппарат организации усвоения (вопросы, задания, упражнения на повторение, закрепление, на организацию самостоятельной и групповой работы, на взаимодействие с другими людьми, на использование дополнительных источников информации …) –иллюстративные материалы (схемы, рисунки, таблицы, опорные конспекты, алгоритмы …) –аппарат ориентировки (условные обозначения, рубрикаторы, шрифты, графическое выделение …)

Аппарат организации усвоения Направленность на формирование учебных действий: Исполнительские (тренировка сформированных действий) Ориентировочные ( действие лишь формируется ) Направленность на развитие интереса к предмету критического мышления способности решать проблему умение вести дискуссию коммуникативные способности социализацию личности Избыточность заданий

Методический аппарат учебника Элементы мотивации (карта понятий, маршрут по теме …) Справочный аппарат учебника Творческие задания Рубрикация, выделение главного Вопросы для актуализации Задания к иллюстрациям Задания обще учебного и межпредметного характера Подведение итогов Материал для самоконтроля и диагностики

Средства ориентация на ключевые умения и практико-ориентированные навыки создание «надпредметных» курсов выделение главной идеи, ключевых понятий, ожидаемых результатов; диалоговое построение основного текста; размещение дополнительных текстов, избыточность текстов; введение сущностной информации в нетекстовой форме; использование индивидуальных и коллективных проектов с целью введения новой информации рубрики «Для систематизации материала», «Для обсуждения в группе»; баланс между репродуктивными и не репродуктивным и заданиями; исследования в Интернете; выход за пределы идеализаций (аксиоматики) изучаемого предмета; «оценочные» задания; моделирование ситуаций, деловые и ролевые игры; задания типа «мозговой штурм»; задания типа PISA (с избыточной и недостаточной информацией)

Зарубежные учебники Построение учебника по модульному принципу и размещение обзора всех изучаемых модулей в начале учебника. Введение сюжета в учебник. Чрезвычайное разнообразие современного иллюстративного материала. Подача основного текста с учетом современных тенденций развития экранной культуры. Установление содержательных линий между разными предметами.

Самая главная проблема авторов и экспертов Проблема состоит не в том, как усвоить новые идеи, а в том, как избавиться от старых. Nancy Austen, A Passion for Excellence

И тогда (когда-нибудь) … Самым главным станет УЧИТЕЛЬ, а не учебник Появятся учебники-модули Появятся «межпредметные» и «надпредметные» учебники Появятся «горизонтальные» комплекты учебников Цифровые ресурсы и Интернет прочно войдут в школу Учебник станет выполнять все свои функции Появится учебник для «семейного образования» Вариативность сохранится и упрочится, а учебники будут больше различаться между собой, и каждый учитель и ребенок смогут найти «свой» учебник

Спасибо за внимание!