Проблемы добра и зла в теодицее П.А. Флоренского Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Русские религиозные философы «серебряного века». Николай Онуфриевич Лосский ( )
Advertisements

Русские религиозные философы «серебряного века». Николай Онуфриевич Лосский ( )
Группа 3а03 Степанова М. Кияметдинова Н.. С одной стороны, из концепции добра и зла религиозные философы извлекали важнейшие для своих учений, для религии.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
Сфера духовной культуры Цель урока – освоить понятия: душа, дух духовность, духовная жизнь, духовная культура, культура. уметь – характеризовать духовную.
Увидеть – как христианство преобразило мир и возвысило человека до святости Увидеть красоту христианства – вероучения, нравственности и культуры Понять.
Развитие общества. Блок С. С 4-7 Прочитайте текст и выполните задание: Безусловно, главной является гуманизирующая функция морали. Суть ее в том, что.
Владимир Соловьев родился 16 января 1853 года в семье знаменитого русского историка и профессора Московского университета Сергея Соловьева. По совету.
Истина и ее критерии. Какие знания являются истинными? Существуют ли абсолютные истины? Откуда берутся заблуждения?
Главные понятия Этики – Добро и Зло.. Этика - философская наука, объектом изучения, которой, является мораль, а центральной проблемой – добро и зло. Различают.
Урок 2 «Культура и религия. Православие и культура»
1 Что такое свобода, по вашему мнению? 4 6:15 Что же, будем грешить, потому что мы не под Законом, а под благодатью? Ни в коем случае! 16 Вы ведь знаете,
Всё, что прекрасно – нравственно. Г. Флобер. Ответьте письменно, продолжив следующие строки: Неповторимый человек… Во мне меня радует то, что… Когда я.
РЕФЕРАТ по Обществознанию ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО. ВВЕДЕНИЕ Природа воздействует на развитие общества и как среда обитания. Однако общество неотделимо от природы.
Презентация к уроку (4 класс) по теме: Презентация к уроку "Православное учение о человеке"
Истина – две позиции Истина «собирание сокровищ «собирание сокровищ на земле» на небе» итог итог в области мыслительной - в области мыслительной - достоверные.
Презентация на тему: «Человек как духовное существо» «Чем больше живёшь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот ». Л. Н. Толстой (
Духовная жизнь человека. Урок по обществознанию в 10 классе
МОРАЛЬ 9 класс. Мораль (от лат. нравственный, относящийся к нраву, характер) – совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека,
Ноосфера – новое состояние биосферы при котором разумная деятельность становится решающим фактором её развития.
Транксрипт:

Проблемы добра и зла в теодицее П.А. Флоренского Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации и развития регионального образования» Ханты-Мансийск-2007

Павел Александрович Флоренский

П.А. Флоренский г. Новгороде

Михаил Нестеров Философы П.А. Флоренский и С.Н. Булгаков 1917 г.

Отношение добра и зла, одна из сложных философско-этнических проблем человеческого бытия Суть данного парадокса можно, по мнению В.Ш. Сабирова, показать следующей антимонией Если не бороться со злом, то оно будет доминировать под добром и причинять страдания людям Если бороться со злом, то можно заразиться и в борьбе с ним насадить еще больше зла

Русские мыслители «серебряного века» были чрезвычайно обеспокоены феноменом «крайностей» Они стремились дать свой ответ на поставленный вопрос и выработать добропожирающую стратегию Они не только обличали зло, но и становились его адвокатами Живя в драматическую историческую эпоху, они смогли глубже и полнее осмыслить диалектизм добра и зла Активно – эволюционная мысль исходит из того, что человек в своих антропологических, социативных, исторических гранях – существовало еще далеко неповершимое в определенном смысле «кризисное»

Вместе с тем существует идеал и цель высшего, духовного человека, тот идеал, который и движим им в стремлении превозмочь собственную природу «…Христианство яснее говорит, что глубокое и решительное влияние на прав праведническую жизнь ближние возможно лишь, во- первых, в Церкви, а во-вторых, оно достигаемо лишь для лиц, получивших на то особые благодатные полномочия, т.е. благодатны священства» - пишет митрополит Анатолий (Хроповецкий) Такие благодатные полномочия, т.е. благодать священства, были представлены П.А. Флоренским 24 апреля 1911 года, когда он был рукоположен в сан священника

Синтетический метод научно-религиозно-философского осмысления мира и человека позволил П.А. Флоренскому во многих вопросах объяснить события окружающего мира с позиции христианства «Живой религиозный опыт как единственный способ познания догматов» лег в основу его произведения «Столп и утверждение истины» Важнейшей целью теодицеи было разъяснение сущности метафизической триады. «Истина, Добро и Красота» - эта метафизическая триада есть не три разных начала, а одно. Это одна и та же духовная жизнь, но под разными углами зрения рассматриваемая», - заявляет П.А. Флоренский

Совершенство высшей реальности проявляется согласно Флоренскому наиболее образно в красоте, которая принадлежит этой реальности, также как конкретному живому существу. Эта красота телесного, душевного и духовного в единстве Философ увязывает извращенное отношение к Богу со стороны человека с извращением его нравственности, а затем даже и телесной жизни.

Эта диалектическая взаимосвязь трех ипостасных начал просматривается и культуре взаимоотношений человека в обществе. «В убывание всего по чину и состоит красота твари, и добро её, и истина. Наоборот отступление от чина – это и безобразие, и зло, и ложь Всё прекрасно: и благо, и истина, но когда «по чину»; всё безобразно, зло и ложно – когда самочинно, самовольно, самоуправно, «по-своему».

Царство греха – антипод добра «грех есть то сосредоточение, которое «Я» ставит между собой и реальностью, - обложение сердца корою. Грех есть непрозрачное – мрак – мгла – тьма, почему и говорится: «тьма ослепила ему очи». Флоренский поясняет: «Само слово «грех» приравнивают к слову «о-грех», так что «грешить» значит «ошибиться», «не попадать в цель» наконец, «дать мимо», «дать маху», «пропустить»… Мимо той нормы бытия, которая дана нам Истиною

Не попадаем в ту цель, которая предназначена нам Правдою «…сходим с истинного пути, начертанного на земле Божетсвенным Перстом Подвигоположника Грех есть извращение Блуждание, блудь Это распутство Шатание по разным путям Блуждание разными дорогами Потеря своей настоящей стези «Грех сам в себе неустойчив, - продолжает мысль Флоренский, - единство нечистоты - мнимо Призрачность этого же единства обнаруживается, лишь только оно вынуждается стать лицом к лицу с Добром»

В этом смысле С.Л. Франк в работе « Крушение кумиров» писал относительно необдуманного стремления к добру: « всё горе и зло, царящее на земле, все потоки пролитой крови и слёз, все бедствия, унижения, страдания по меньшей мере на 99% суть результат воли к осуществлению добра Фанатической веры в какие-либо священные принципы, которые надлежит немедленно насадить на земле, и воля к беспощадному истреблению зла; тогда едва ли одна сотая доля зла и бедствий обусловлена действием откровенно злой, непосредственно преступной и своекорыстной воли «Если свобода человека есть подлинная свобода самоопределения, - говорит Флоренский,- то невозможно прощение злой воли, потому что она есть творческий продукт этой свободы» «Не считать злую волю за злую значило бы не признавать подлинность свободы»

П.А. Флоренский считал, что смыть всю скверну с твари может лишь Дух Святой Вскрывая особенности проявления злобы, философ постоянно указывает, что причина последней кроется в «голой самости» (только «для себя») и поэтому – горящей в «неугасимом огне ненависти» Он уточняет, что это один из аспектов «злобного самовоспитания твари» Это как бы «живая картинка», застывшая в своей «Бессубъектной призрачности»

Это «пустое само тождество «Я», не могущее выйти за пределы единого, вечного момента греха, муки и бешенства на Бога, на свое бессилие, - единый миг безумия… Напротив того, доброе «о себе» есть вечно прекрасный объект созерцания для другого, часть другого, поскольку это другое добро и для себя Любящий претворяет в себе все то, что он любит, а ненавидящий лишается и того, что имеет В контексте добра и зла высвечивается проблема души человека

Флоренский увязывает грехопадение с той печатью, которую оно оставляет в душе человека и, естественно, влияет на строение его Сумма греховных действий составляет, по мнению Флоренского Прошлое человека

Флоренский П.А.и Карсавин Л.П общее и различие во взглядах на проблему происхождения добра и зла Флоренский П.А. Добро и зло диалектически взаимосвязанные противоположные силы, движущие психологическое состояние людей и приводящие к различным социальным последствиям, в зависимости преобладания греховной сущности человека Карсавин Л.П. «…зло - ничто, пишет он,- зла нет, но добро определяется как таковое через реальное различие во всеедином его как добра и как не добра,т.е., отсутствие лишен насти добра…» «…Существует только добро. Зла нет, оно не есть в самом точном точном и абсолютном значении слова. Зло существует в недостаточном добре

Н.А.Бердяев И.А.Ильин Концепция зла зиждется на признании первичности несотворенной свободы, предшествовавшей бытию и укорененной в ничто… само зло делается путем, тяжелым опытом, е не онтологическим началом, переходящим в вечность (ад). Бог действует в порядке свободы, а не …необходимости. Он действует духовно, а не магически». «Зло начинается там, где начинается человек, и при т ом именно не человеческое тело во всех его состояниях и проявлениях как таковых, а человеческий душевно-духовный мир- это истинное место нахождения добра и зла, а для второго-пробудителем добра, оно не стало само по себе ни добром ни злом… точно так же все телодвижения человека, слагающие внешнюю видимость его деяния, могут проистекать из добрых и злых побуждений… нет ни добра ни зла чисто телесного происхождения… только одухотворенная любовь может преображать зло

П.А. Флоренский И.А.Ильин «…зло есть грех, отсутствие «нормы бытия» – уравновешивающего начала, или силы доброй воли. Зло есть не что иное, как духовное искривление, грех все то, что ведет к таковому» «…Всякое греховное падение кладет известную печаль на душу человека, так или иначе влияет на ее строение… Сумма греховных дел составляет некоторое прошлое человека «…ни добро, ни зло не имеют в жизни людей «чисто личного» или частного характера.» Всякий добрый…добр не столько «про себя», но и для других; всякий злой- даже если он злится «про себя» – зол и вреден, и ядовит для всего человечества

Вл. Соловьев П.А.Флоренский «…Сам человек в своем разуме и совести доходит до признания этой греховности, он осуждает, отрицает свою при роду… Как дурная жизнь природы не создается человеком, так новая благая жизнь дается ему от Того, кто выше и лучше мира. Эта жизнь -благодать или добро. На пути к благодати нужен подвиг, человек должен принять благодать или силы Божией. Т.Образом Вл. Соловьев видит появления добра в волевом факторе (наличие или отсутствие доброй воли) Верить в Бога есть наша нравственная обязанность, человек может отказаться от зла, только волею он может признать добро или Бога» …доброе о « есть вечный прекрасный объект созерцания для другого часть другого. Голая самость является причиной появления злобы. П.А.Флоренский считал причиной появления зла, наличие голой самости