Роль общения детей Дошкольного возраста Презентация подготовлена учителем-логопедом МБДОУ дс 8 Швечиковой А.П.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие диалогической речи дошкольников Презентация подготовлена старшим воспитателем МДОУ 377 Головко Т.Л.
Advertisements

ФГОС дошкольного образования Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
Понятие связной речи Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логических сочетающихся предложений) единое смысловое и структурное целое,
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ « ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА »
ФГОС дошкольного образования Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
Развитие коммуникативных способностей у детей в игровой деятельности Воспитатель: Душкова Е. В. I кв. категория МДОУ д/с 9 г. Оленегорск.
МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления 10 » Воспитание - дело трудное, и улучшение его условий - одна из священных обязанностей каждого человека,
Семинар-практикум по развитию речи дошкольников для педагогов ДОУ.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» Подготовила заместитель заведующей по УВР Шадрина Наталья Геннадьевна МКДОУ «Детский сад 1 общеразвивающего.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ КОММУНИКАЦИЯ ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ОВЛАДЕНИЕ КОНСТРУКТИВНЫМИ СПОСОБАМИ И СПОСОБАМИ И СРЕДСТВАМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ.
Презентация к уроку на тему: Формирование коммуникативных навыков у дошкольников
Вторая младшая группа у.г.. Педагоги группы. Гончарова Екатерина Васильевна – воспитатель Балалова Надежда Валерьевна – помошник воспитателя.
Тест для педагогов ДОУ Задачи образовательных областей федеральных государственных требований Старший воспитатель МБДОУ 320 Власова Н.А.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
© Фокина Лидия Петровна. МБДОУ «Солнышко» с. Ароматное.
МДОУ д/с 1 комбинированного вида Интегративный подход к организации развивающих центров активности детей (В соответствии с ФГТ) подготовила: ст. воспитатель.
Интеграция образовательной области «Социализации» в непосредственно- образовательной деятельности (опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста).
- познавательное развитие - речевое развитие Образовательные задачи : 1. содействовать проявлению и развитию у дошкольников потребностей в активном воздействии.
Образовательная область «Коммуникация» Составила презентацию – Хомякова С.Н.
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ Реализация образовательных областей «Познание» «Коммуникация» «Чтение художественной литературы» через познавательно-речевое.
Транксрипт:

Роль общения детей Дошкольного возраста Презентация подготовлена учителем-логопедом МБДОУ дс 8 Швечиковой А.П.

Основные направления развития детей и образовательные области Физическое развитие Познавательно- речевое развитие Художественно- эстетическое развитие Социально- личностное развитие Физическая культура Здоровье Художественное творчество Коммуникация Музыка Чтение художественной литературы Познание Социализация Труд Безопасность

Основная цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ КОМММУНКАЦИИ 1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение 2. Воспитание звуковой культуры речи – развитие восприятия звуков родной речи и произношения 3. Формирование грамматического строя речи: 3.1. Морфология (изменение слов по родам, числам. падежам); 3.2. Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений); 3.3. Словообразование 3. Формирование грамматического строя речи: 3.1. Морфология (изменение слов по родам, числам. падежам); 3.2. Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений); 3.3. Словообразование 4. Развитие связной речи: 4.1. Диалогическая (разговорная) речь 4.2. Монологическая речь (рассказывание) 4. Развитие связной речи: 4.1. Диалогическая (разговорная) речь 4.2. Монологическая речь (рассказывание) 5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различение звука и слова, нахождение места звука в слове) 6. Воспитание любви и интереса к художественному слову Задачи –развитие свободного общения со взрослыми и детьми; –развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; –практическое овладение воспитанниками нормами речи Задачи –развитие свободного общения со взрослыми и детьми; –развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; –практическое овладение воспитанниками нормами речи

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИККАЦИИ Наглядные Словесные Практические Метод непосредственного наблюдения и его разновидности: наблюдение в природе, экскурсии Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность): рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам Чтение и рассказывание художественных произведений Заучивание наизусть Пересказ Рассказывание без опоры на наглядный материал Обобщающая беседа Дидактические игры Игры-драматизации Инсценировки Дидактические упражнения Пластические этюды Хороводные игры

По мнению А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, общение возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. По мнению А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, общение возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в целом.

Общение – это обмен информацией. Общение – это обмен информацией. Цель общения это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У ребенка количество целей общения с возрастом увеличивается. В них включаются передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений. Цель общения это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У ребенка количество целей общения с возрастом увеличивается. В них включаются передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений. В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов

Общение – это обмен информацией. Общение – это обмен информацией. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕНИЕ Материальное Когнитивное Кондиционное Мотивационное Деятельностное

Цели общения Биологические Социальные

Виды общения ЛИЧНОСТНОЕ ДЕЛОВОЕ ЦЕЛЕВОЕ ИНСТРУ МЕНТАЛ ЬНОЕ

Влияние общения прослеживается в различных сферах психического развития ребенка: 1) в области любознательности детей; Влияние общения прослеживается в различных сферах психического развития ребенка: 1) в области любознательности детей; 2) в сфере их эмоциональных переживаний; 2) в сфере их эмоциональных переживаний; 3) при формировании любви к взрослому и дружеских привязанностей к ровесникам; 3) при формировании любви к взрослому и дружеских привязанностей к ровесникам; 4) в сфере овладения речью; 4) в сфере овладения речью; 5) в сфере личности и самосознания детей. 5) в сфере личности и самосознания детей.

Общение, как правило, тесно переплетено с игрой: -исследованием предметов, рисованием и тд. Общение, как правило, тесно переплетено с игрой: -исследованием предметов, рисованием и тд. Общение – это целостная активность, имеющаяся у детей своеобразную форму существования - как предмет психологического анализа. Общение – это целостная активность, имеющаяся у детей своеобразную форму существования - как предмет психологического анализа. Общение представляет собою известную абстракцию. Общение представляет собою известную абстракцию. Общение не сводится полностью к сумме наблюдаемых разрозненных контактов ребенка с окружающими людьми. Общение не сводится полностью к сумме наблюдаемых разрозненных контактов ребенка с окружающими людьми. Различные виды общения обычно сочетаются друг с другом в повседневности. Различные виды общения обычно сочетаются друг с другом в повседневности.

Основное и яркое влияние общения состоит в его способности ускорять ход развития детей. Основное и яркое влияние общения состоит в его способности ускорять ход развития детей. Общение влияет на ускорение обычного темпа развития ребенка. Общение влияет на ускорение обычного темпа развития ребенка. Общение позволяет детям преодолеть неблагоприятную ситуацию. Общение позволяет детям преодолеть неблагоприятную ситуацию. Общение способствует исправлению дефектов. Общение способствует исправлению дефектов.

ОБЩЕНИЕ И ИГРА Общение ребенка со сверстниками осуществляется в игре. В игре дети утверждают свои волевые и деловые качества Общение ребенка со сверстниками осуществляется в игре. В игре дети утверждают свои волевые и деловые качества радостно переживают свои успехи и горько страдают в случае неуспеха. радостно переживают свои успехи и горько страдают в случае неуспеха. В общении детей друг с другом возникают цели, которые непременно следует выполнять. В общении детей друг с другом возникают цели, которые непременно следует выполнять. Ребенок учится благодаря включению в игровую ситуацию. Ребенок учится благодаря включению в игровую ситуацию.

Игра не только забава, но и трудное дело: - дети осваивают новые игры через определенные упражнения. Отрабатывают нужные для игры действия, и все для того, чтобы общаться со сверстниками. В то же время опыт игровых и реальных взаимоотношений (по поводу игры и без игрового повода) ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, превосходить их возможное поведение и на основе этого строить свое собственное поведение. Речь идет о рефлексивном мышлении. Игра не только забава, но и трудное дело: - дети осваивают новые игры через определенные упражнения. Отрабатывают нужные для игры действия, и все для того, чтобы общаться со сверстниками. В то же время опыт игровых и реальных взаимоотношений (по поводу игры и без игрового повода) ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, превосходить их возможное поведение и на основе этого строить свое собственное поведение. Речь идет о рефлексивном мышлении. Вывод: Вывод: в ролевой игре заложены большие возможности для развития навыков общения: в ролевой игре заложены большие возможности для развития навыков общения: - развитие способности осмысливать свои собственные действия, - развитие способности осмысливать свои собственные действия, - соотносить свои действия, потребности и переживания с другими. - соотносить свои действия, потребности и переживания с другими.

Самая ранняя форма коммуникативной речи - диалог. Самая ранняя форма коммуникативной речи - диалог. Диалог - обмен партнеров высказываниями-репликами. Диалог - обмен партнеров высказываниями-репликами.

С самого раннего возраста ребенка в диалог вовлекает взрослый. С самого раннего возраста ребенка в диалог вовлекает взрослый. Далее ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. Далее ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У старших дошкольников ярко выражена потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий. У старших дошкольников ярко выражена потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий. Факторы развития речи в ДОУ : Факторы развития речи в ДОУ : речевая среда, окружающая ребенка. речевая среда, окружающая ребенка. воспитатель, его речь. Она служит ребенку образцом, эталоном. воспитатель, его речь. Она служит ребенку образцом, эталоном. у старших ребенок учиться вести диалог, выстраивать отношения с окружающими, усваивает нормы речевого этикета. у старших ребенок учиться вести диалог, выстраивать отношения с окружающими, усваивает нормы речевого этикета.

Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является: Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является: разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог). Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни. Данный метод является самым естественным методом приобщения детей к диалогу. разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог). Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни. Данный метод является самым естественным методом приобщения детей к диалогу. Аналогичными методами М.Б. правильно организованные беседы с детьми (подготовленные разговоры). Аналогичными методами М.Б. правильно организованные беседы с детьми (подготовленные разговоры). Вывод : Именно поэтому беседы и разговоры воспитателей с детьми рассматриваются как традиционные способы постоянного, каждодневного речевого взаимодействия педагога с детьми. Вывод : Именно поэтому беседы и разговоры воспитателей с детьми рассматриваются как традиционные способы постоянного, каждодневного речевого взаимодействия педагога с детьми.

В беседе педагог: 1) уточняет и упорядочивает опыт детей, т.е. те представления и знания о жизни людей и природы, которые дети приобрели во время наблюдений под руководством педагога и в разнообразной деятельности в семье и в школе; 2) воспитывает у детей правильное отношение к окружающему; 3) приучает детей целеустремленно и последовательно мыслить, не отвлекаясь от темы беседы; 4) учит просто и понятно излагать свои мысли. В беседе педагог: 1) уточняет и упорядочивает опыт детей, т.е. те представления и знания о жизни людей и природы, которые дети приобрели во время наблюдений под руководством педагога и в разнообразной деятельности в семье и в школе; 2) воспитывает у детей правильное отношение к окружающему; 3) приучает детей целеустремленно и последовательно мыслить, не отвлекаясь от темы беседы; 4) учит просто и понятно излагать свои мысли. Вывод: педагог воспитывает у детей устойчивое внимание, умение слушать и понимать речь других, сдерживать непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав вызова, привычку говорить достаточно громко и отчетливо, чтобы все слышали. Вывод: педагог воспитывает у детей устойчивое внимание, умение слушать и понимать речь других, сдерживать непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав вызова, привычку говорить достаточно громко и отчетливо, чтобы все слышали.

Диалог Диалог называют первичной естественной формой языкового общения, называют первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Речь в нем может быть неполной, сокращенной. Речь в нем может быть неполной, сокращенной. Для диалога характерны: Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; разговорная лексика и фразеология; краткость, краткость, недоговоренность, недоговоренность, обрывистость; обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; простые и сложные бессоюзные предложения; Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. В зависимости от целей и задач, которые ставятся и решаются в процессе общения, происходит отбор различных языковых средств. В результате создаются разновидности единого литературного языка, называемые функциональными стилями. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. В зависимости от целей и задач, которые ставятся и решаются в процессе общения, происходит отбор различных языковых средств. В результате создаются разновидности единого литературного языка, называемые функциональными стилями.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Научный стиль Официально – деловой стиль Газетно – публицистический стиль Разговорно – обиходный стиль

С литературным языком тесно связано понятие культуры речи. С литературным языком тесно связано понятие культуры речи. Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме. Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме. КОМПОНЕТЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ КОММУНИКАТИВНЫЙ ЭТИЧЕСКИЙ НОРМАТИВНЫЙ

КУЛЬТУРА РЕЧИ КУЛЬТУРА РЕЧИ Культура речи вырабатывает: Культура речи вырабатывает: навыки отбора и употребления языковых средств. языковые средств – основа коммуникативного аспекта культуры речи. навыки отбора и употребления языковых средств. языковые средств – основа коммуникативного аспекта культуры речи. Этический аспект культуры речи : знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет. Этический аспект культуры речи : знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет.

По мере расширения круга общения и по мере роста познавательных интересов ребенок овладевает контекстной речью. Ребенок начинает более совершенно пользоваться ситуативной и контекстной речью в зависимости от условий и характера общения. По мере расширения круга общения и по мере роста познавательных интересов ребенок овладевает контекстной речью. Ребенок начинает более совершенно пользоваться ситуативной и контекстной речью в зависимости от условий и характера общения. Особое значение для развития общения имеет объяснительная речь. В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое другое. Объяснительная речь требует определенной последовательности изложения, выделения и указания главных связей и отношений в ситуации, которую собеседник должен понять. Особое значение для развития общения имеет объяснительная речь. В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое другое. Объяснительная речь требует определенной последовательности изложения, выделения и указания главных связей и отношений в ситуации, которую собеседник должен понять.

Спасибо за внимание!