Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кутуликская средняя общеобразовательная школа Технология развития критического мышления через чтение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Advertisements

Технология развития критического мышления «…Всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе.
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление.
Гусева Е. И., учитель химии и биологии МКОУ « Боровская СОШ »
Технология критического мышления через чтение и письмо.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Мастер-класс «Реализация междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом в условиях введения ФГОС» МБОУ Кутуликская СОШ Учитель.
«Развитие критического мышления учащихся на уроках…….
Технология развития критического мышления на уроках английского языка Кожевникова Е. Н. учитель английского языка МОУ СОШ 289.
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма. Тихонкова Галина Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ 37 г. Комсомольк-на-Амуре.
Методические приёмы технологии развития критического мышления.
Тренинг «Формирование единого общего представления о новых образовательных результатах ФГОС ООО» Автор-разработчик: Терещенко И.Е., к.п.н.
Основы технологии развития критического мышления Е.В.Соколова, учитель начальных классов МАОУ «Школа 44» г. Полысаево.
ЦЕЛЬ ДАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.
Интеллектуальные карты или карты памяти Ровнова Людмила Викторовна, директор МОУ ИМЦ Амурского муниципального района 13 декабря 2010 года, г. Амурск.
Технология критического мышления. Критическое мышление Разумное, рефлексивное мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности. Д.
Технология развития критического мышления (далее ТРКМ) была разработана американскими учеными и преподавателями в конце ХХ века.
Технология развития критического мышления. Критическое мышление «интеллектуально упорядоченный процесс активного и умелого анализа, концептуализации,
Руководитель РМО учителей математики И.К.Воробьёва 14 января 2010 года Развитие Критического Мышления через Чтение и Письмо.
«Применение технологии развития критического мышления на уроках математики»
Транксрипт:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кутуликская средняя общеобразовательная школа Технология развития критического мышления через чтение и письмо как средство формирования УУД в рамках реализации ФГОС Дубовик Оксана Викторовна учитель русского языка и литературы МБОУ Кутуликская СОШ п. Кутулик 2014 год

Технология развития критического мышления «Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперед все ответы» Дж. Тэрбер Дж. Тэрбер

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить.

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений, как следует поступать и во что верить.

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это особый вид деятельности, позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения.

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – отправная точка для развития творческого мышления

7 О чем это мы?... Критическое мышление – это: - способность ставить новые, полные смысла вопросы; - вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; - принимать независимые продуманные решения. - …

Объектом исследования является учебно- воспитательный процесс преподавания русского языка и литературы. Предметом исследования стало использование методов и приёмов ТРКМ при изучении русского языка и литературы как средство развития мыслительной деятельности учащихся и формирование универсальных учебных действий. 8

Цель научно - исследовательской работы: исследование эффективности применения технологии развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельности учащихся, а также выяснить значение этой технологии на формирование личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.

гипотеза: если использовать методы и приёмы ТРКМ, то можно активизировать мыслительную деятельность учащихся: умение ставить вопросы; умение выделить главное; умение делать сравнение; умение устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения; умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом; способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации.

Технология опыта: Думать критически – значит проявлять и использовать исследовательские методы, ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Думать критически – значит проявлять и использовать исследовательские методы, ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Одно из главных направлений технологии РКМ – исследование текста. Одно из главных направлений технологии РКМ – исследование текста.

Технология РКМЧП Приёмы и методы: Кластеры Стратегия «Инсерт» Чтение с остановками Бортовые журналы Двухчастные и трёхчастные дневники Таблица «тонких» и «толстых» вопросов Перекрёстная дискуссия Ромашка Блума Древо предсказаний Перепутанные логические цепочки Синквейн Стратегия интеллект-карт Составление истории с опорой на пирамиду

Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в познавательный процесс. Критически мыслящий человек задаёт вопросы: Что я знаю? Что я узнал нового? Как изменились мои знания? Что я буду с этим делать?

В программе РКМЧП определение критического мышления состоит из 6 компонентов. Критический мыслитель: Формирует собственное мнение Совершает обдуманный выбор между различными мнениями Решает проблемы Аргументировано спорит Ценит совместную работу, в которой возникает общее решение Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов

Основные контуры ТРКМ - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.)

Основа ТРКМ – трехфазная структура урока: вызов осмысление рефлексия

17 Особенности работы с различными видами текстов Приёмы и стратегии Ключевое слово Категория 1 Категория 4 Категория 3 Категория 2 Кластер

Инсерт «v»«v»«+»«-»«?» Поставьте «v» на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думали, что знаете Поставьте «+» на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым Поставьте «-» на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете Поставьте «?» на полях, если, то, что вы читаете, непонятно или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Бортовые журналы Что мне известно по данной теме?Что нового я узнал из текста?

Дневники Двухчастный дневник Цитата Комментарии Трёхчастный дневник Цитата Комментарии Почему эта цитата привлекла ваше внимание Вопросы к учителю

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов «Тонкие» вопросы«Толстые» вопросы Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли …? Как звали…? Было ли …? Согласны ли вы …? Верно ли …? Дайте три объяснения, почему…? Объясните почему…? Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чём различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…?

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов «Антуан де Сент-Экзюпери» «Тонкие» вопросы«Толстые» вопросы Кто такой Антуан де Сент-Экзюпери? Почему вы думаете, что Сент-Экзюпери сражался с фашистскими оккупантами как летчик и как писатель? Когда Сент-Экзюпери написал философскую сказку «Маленький принц»? Почему вы думаете, Сент-Экзюпери получил премию «Фелина»? Какой роман писателя был отмечен Большой премией Французской академии искусств? Обьясните, почему профессия авиатора накладывала определенный отпечаток на художественное творчество Сент-Экзюпери? Верно ли, что Антуан де Сент-Экзюпери несколько раз терпел аварии, был тяжело ранен? Дайте объяснение тому, что события современности, человеческие поступки писатель рассматривал с точки зрения нравственных общечеловеческих проблем? Согласны ли вы с тем, что детские мечты Сент- Экзюпери воплотились в реальность? Как вы считаете, почему писатель отрицательно относился к современной цивилизации, где машины ценятся больше людей? Как звали друга, которому писатель посвятил философскую сказку «Маленький принц»? В какой школе учился писатель в 20-е годы? За какой роман Сент-Экзюпери получил премию «Фелина»? Согласны ли вы с тем, что у Сент-Экзюпери была творческая жизнь? Тютрина Алина 6 «А» класс

Перекрёстная дискуссия Аргументы за Вопросы для дискуссии Аргументы против Согласны ли вы, что…?

Приём «перекрёстная дискуссия» на уроке по рассказу А.П. Чехова « Толстый и тонкий». Аргументы за Вопросы для дискуссии Аргументы против Смешно, как испугался тонкий и захихикал в конце рассказа. Смешно наблюдать, как меняется тонкий. Смешные описания героев Смешную ли историю рассказал А.П.Чехов? Грустно читать, как захихикал и съёжился тонкий в конце рассказа. Человек сознательно теряет человеческий облик. Чин оказывается важнее человеческих отношений.

СИНКВЕЙН В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным) Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными) Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

27 Красивое многоточие… (5 мин.) Пишем синквейн Правила написания синквейна: 1. Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь. 2. Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета. 3. Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия. 4. Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту. 5. Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.

28 Синквейн Солнце, Большое, яркое, Светит, греет, радует, Солнце очень горячее тело. Шар. Солнце, Раскаленное, газообразное, Излучает,нагревает, обжигает, Солнечное излучение несет энергию. Звезда.

Учительница Тёплая, усталая. Встречает, ведёт, выпускает. Морщинки в уголках глаз. Мама. Ученики Любимые и разные. Дерзают, думают, шалят… Без них не хватает чего-то Судьба. Ученик Ленивый, флегматичный. Скучает, глазеет в окно и ждёт… Когда окончится эта пытка. Бедолага. Синквейн

Стратегия интеллект – карт

Памятка для составления интеллектуальной карты (автор - Т. Бьюзен) 1 Представьте центральный образ в виде рисунка - Одним рисунком можно выразить множество слов - Рисунок в центре листа привлекает внимание, активизирует мыслительный процесс 2. Разместите центральный образ в середине листа - Мысль сможет развиваться во всех направлениях без ограничений - Происходит концентрация внимания на центральном образе 3. Нарисуйте основные ответвления от центрального образа 3.1. Ответвления должны быть изогнутыми - Прямые линии утомляют мозг - Взгляд прослеживает изогнутые линии до конца 3.2. Используйте разные цвета, не менее трех - цвета активизируют мыслительный процесс 3.3. Подписывайте ответвления печатными буквами - Интеллект-карта будет более выразительной и гибкой - Отдельное слово вызывает целый ряд мыслей и идей - Каждое ключевое слово должно появиться на интеллект-карте только один раз 4. Продолжите разветвление основных направлений мысли - Ветви должны расходиться во все стороны - Основные ответвления должны соединяться с рисунком в центре листа, а второстепенные - друг с другом Внимание: - соединения должны создавать логическую основу для мыслительного и ассоциативного процессов - Следует помнить - если между основной идеей и ответвлениями нет связи, то знания забудутся Принципы составления интеллектуальных карт: 1. Стремитесь к ясности в выражении мысли - Пишите по одному ключевому слову на каждую линию - Длина ветви должна соответствовать длине ключевого слова 2. Соблюдайте иерархию мыслей 3. Создавайте ассоциативные связи - Как можно чаще используйте графические образы - Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллектуальной карты - Используйте цвета - Используйте кодирование информации (галочки, крестики, кружочки и т.п.)

Составление истории с опорой на пирамиду Пирамида « критика» (по О.К. Громовой. Создание отзыва о книге, произведении) 1. О чём книга? (Одно слово) 2. Характер книги. (Два слова) 3. Место и время действия. (Три слова) 4. Главные события в книге. (Четыре слова) 5. Главные герои, какие они? (Пять слов) 6. Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец книги? (Шесть слов) 7. О чём эта книга? (дополните первую строку семью словами) 8. Ваша реклама/антиреклама, рекомендация книги. (Восемь слов)

Пирамида 1. Имя героя вашей истории (героем может быть человек, животное,овощ, неодушевленный предмет) 2. Два слова, описывающих героя (внешность, возраст,черты характера, качества) 3. Три слова, списывающих место действия (страна, местность, общественные места и др) 4. Четыре слова, описывающих проблему истории( деньги, заблудиться, встретить, любовь.)

5. Пять слов, описывающих первое событие (что явилось причиной проблемы в истории?) 6. Шесть слов, описывающих второе событие истории (что происходит с героем и его окружением по ходу сюжета?) 7. Семь слов, описывающих третье событие (что предпринимается для решения проблемы?) 8. Восемь слов, описывающих решение проблемы. Пирамида

Пример «пирамидной» истории 1.Лицей. 2.Императорский, Царскосельский. 3.Санкт- Петербург, Царское село, дом. 4.Свободолюбие, мировоззрение, творчество, талант. 5.Наставники, воспитанники, дружить, думать, спорить. 6.Режим, подъем, словесность, классы, уроки, развлечения. 7.Первый, выпуск, государственная служба, провести, вместе, родной. 8.Пушкин, остался верен, свободолюбивый дух, Лицей, дружба, Отечество.

Пирамида 1.Салтыков-Щедрин. 2.Дворнянин,писатель-сатирик. 3.Москва,Вятка, Россия. 4.Выступил,неравенство, общественный строй. 5. «Запутанное дело», революционные идеи, ссылка. 6. Помещичий гнёт, чиновничий произвол, против самодержавия, произведения. 7.Сказки,наблюдения, народный защитник, идеал, интерес, идеи, время. 8. Сатирические типы, нарицательный, социальные явления, вера в народ, Россия.

41

Приёмы ТРКМ помогают формировать и развивать универсальные учебные навыки (УУД) Приобретаемые умения и навыки Формируемые УУД Понимать информацию, представленную в текстовой форме; отделять новое знание от известного; ставить вопросы к тексту и искать ответы на них. Находить нужную текстовую информацию и интерпретировать ее; формулировать несложные выводы на основе прочитанного текста; сравнивать информацию Познавательные УУД Составлять тексты в устной и письменной форме. Формулировать свои мысли; понимать собеседника; объяснять партнеру свою точку зрения. Коммуникативные УУД Работая по алгоритму (памятке), сверять свои ответы и, при необходимости, корректировать свои записи с помощью одноклассников и учителя. Сверять свои ответы с целью проверки правильности выполнения задания и коррекции; оценивать результаты совместной деятельности Регулятивные УУД Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение. Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Нравственно-этическая ориентация. Оценивание содержания изученного материала, исходя из социальных и личностных ценностей. Умение формулировать собственную позицию. Личностные УУД

Диагностика результативности работы учащихся в режиме технологии развития критического мышления Для оценивания результативности использования ТРКМ в 6 классе были разработаны критерии: Исследование интеллектуальных способностей Творческая активность учащихся Навыки работы с текстом Включённое наблюдение

Уровень развития Начало учебного года – сентябрь Конец учебного года - май Высокий 10,5 %15, 3 % Норма 43,8 %66,7 % Близкий к норме 27,6 %14,3 % Низкий 18, 1 %4.7 % Результаты исследования учащихся сведены в таблицу:

УРОВЕНЬПАРАМЕТРЫ% ВЫСОКИЙ ПОЛНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ 65% СРЕДНИЙ НЕПОЛНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ 25% НИЗКИЙВЫПОЛНЕНИЕ МЕНЕЕ ПОЛОВИНЫ ЗАДАНИЯ 10% ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ МАТЕРИАЛ

УРОВЕНЬПАРАМЕТРЫ% ВЫСОКИЙ ВОПРОСЫ ОБОБЩАЮЩЕГО, ТВОРЧЕСКОГО ХАРА КТЕРА 31% СРЕДНИЙ ВОПРОСЫ ИНТЕРПРЕТАЦИОНН ОГО ХАРАКТЕРА 42% НИЗКИЙВОПРОСЫ ПРОСТЫЕ26% ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ ФОРМУЛИРОВАТЬ ВОПРОСЫ

Ф.И.классконкурсуровень Петрова Анастасия 6 Дистанционный интеллектуальный конкурс по русскому языку 2013 г всероссийскийпризёр Иванова Лариса 6 Научно - практическая конференция «Шаги в науку» 2013 школьныйпризёр Иванова Лариса 6 Конференция учащихся «Юность, наука, культура – Байкал» 2013 всероссийскийпобедитель Долгоржапова Дари - Сурун 5 Конкурс чтецов, посвящённого 75-летию Усть-Ордынского бурятского округа «О родном крае» в номинации «Художественное чтение» 2013 муниципальныйучастие Тютрина Алина, Сосова Эльвира, Муруева Юлия 5 Всероссийский конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» 2013 всероссийскийпобедители Миронова Анастасия, Ершова Анна, Немчинова Ирина 6 Всероссийский конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» 2014 всероссийскийпобедители Петрова Анастасия, Самсонова Дарима, Иванова Лариса 7 Всероссийский конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех 2014 всероссийскийпобедители Петрова Анастасия 7 Олимпиада школьников по русскому языку 2014 муниципальныйпобедитель Иванова Лариса 7 Олимпиада школьников по литературе 2014 муниципальныйпобедитель Иванова Лариса 7 Краеведческая конференция школьников «Историко-культурное наследие Сибири» 2014 межрегиональныйучастие Сосова Эльвира 6 Конкурс художественного чтения «Живая классика» региональныйучастие Иванова Лариса 7Краеведческая конференция школьников «Историко-культурное наследие Сибири» 2014 межрегиональныйучастие

ТРКМ Яркая, творческая. Формирует, совершенствует, развивает. Познание начинается с удивления. (Аристотель). Технология

51 Мысль в подарок… Умеющие мыслить умеют задавать вопросы. Э. Кинг

Критическое мышление

Спасибо за внимание!