Общие формы организации учебной деятельности. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методы обучения Различные подходы к их классификации. Условия обеспечивающие оптимальность и эффективность методов обучения. Доцент кафедры педагогики.
Advertisements

МОУ ГИМНАЗИЯ 11 КРУГЛЫЙ СТОЛ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ОПЫТ И ПОИСК.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ «Метод обучения –способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение.
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Анализ современного урока В помощь учителю
Организация самостоятельной работы на уроке. Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью Л.Н.Толстой Человека.
План лекции: 1. Понятие о методах, средствах и приемах обучения. 2. Сущность и содержание методов обучения.
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (ЦПП) Педагогический процесс – это процесс целостно и во взаимосвязи реализующий цели образования.
1. Сущность понятия «самостоятельная работа» и её значение в процессе обучения студентов. 2. Виды самостоятельной работы студентов. Содержание:
Защита Защита реферата реферата. Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью Знание только тогда знание, когда.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Методы преподавания информатики в младших классах.
Методика проведения семинарских занятий. Самостоятельная работа слушателей.
Вопрос 1: Вопрос 1: Сущность понятия «практика». Практика (др.-греч. «деятельность») – это целесообразная и целенаправленная деятельность, которую субъект.
Основные понятия Слово метод в переводе с греческого означает исследование, способ, путь достижения цели. Метод означает способ достижения цели, определенным.
Цель – запрограммированный результат, который ученик должен получить в процессе учебной деятельности. Триединая задача урока Образовательная: вооружить.
Самостоятельная деятельность обучающихся - форма организации учебной, познавательной деятельности без непосредственного участия преподавателя, но по его.
Самостоятельная работа как способ развития мышления и познавательного интереса учащихся.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Транксрипт:

Общие формы организации учебной деятельности. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом

План лекции: 1. Педагогический процесс(ПП): компоненты, принципы обучения в высшей школе(ВШ), системы организации, управление ПП. 2. Обучение: методы, приемы, формы, средства организации учебной деятельности. 3. Организация учебной деятельности в вузе Литература: 1.Педагогика: педагогические теории, системы,технологии. Учебное пособие / Под ред Смирного С.А. М. "Академия", Психология и педагогика. Учебное пособие/ Под ред. К.А. Абульхановой и др.-М Реан А.А.,Бордовская Н.В. «Педагогика»: Учебник для вузов. СПб., Луковцева А. К. «Психология и педагогика». Курс лекций: Учеб. пособие: Москва; 2008

-Что такое «Образование»? -Перечислите основные элементы образования -Какие отечественные нормативные документы об образовании Вы знаете?

1. Педагогический процесс (ПП) – специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и учащихся, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Педагогический процесс призван обеспечить выполнение социального заказа общества на образование, реализацию положения Конституции РФ о праве на образование, а также действующего законодательства об образовании.

Педагогический процесс (ПП)– это система, и как всякая система он имеет определенную структуру. Структура[1] – это расположение элементов (компонентов) в системе, а также связи между ними Компоненты ПП :[1] цель и задачи; содержание; организация и управление им; методы осуществления; результаты. [1][1] От лат. structura – строение.

цель Средства обучения Педагог Содержание образования Учащийся Формы организации обучения Методы обучения Методы воспитания Ре- зуль- тат

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ОБЪЕКТ СРЕДСТВА ПРОДУКТ РАЗВИ- ВАЮ- ЩАЯСЯ ЛИЧ- НОСТЬ, ГРУППА ОБУЧАЕ МЫХ УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕС- КИЕ ПОСОБИЯ, ДЕМОНСТРАЦИ ОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ЗНАНИЯ ПЕДАГОГА ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ, КОМПЕТЕН- ЦИИ ОБУЧАЕМЫХ, УРОВЕНЬ ИХ РАЗВИТИЯ

Содержание образования

Закономерности педагогического процесса находят конкретное выражение в основных положениях, определяющих его общую организацию, содержание, формы и методы, т.е. в принципах[2].[2] Принципы в современной науке – это основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила поведения, действия [2][2] От лат. principium – начало, основа.

Дидактика -отрасль педагогики, изучающая теоретические основы организации процесса обучения и вопросы поиска новых методик и технологий обучения. Я. А. Коменский в «Великой дидактике »: сознательность, наглядность, постепенность, последовательность, прочность, посильность.

принципы педагогического процесса – это основные требования к организации педагогической деятельности, указывающие ее направление и формирующие педагогический процесс общепедагогические принципы: связи обучения с жизнью и практикой соединения обучения и воспитания с трудовой деятельностью гуманистической направленности педагогического процесса

принципы организации педагогического процесса – принципы обучения и воспитания личности в коллективе, преемственности принципы руководства педагогической деятельностью – принципы сочетания управления в педагогическом процессе с развитием инициативы и самостоятельности учащихся, сочетания требовательности к учащимся с уважением к их личности, использования в качестве опоры положительных качеств человека, сильных сторон его личности принципы обучения – принципы научности и посильной трудности обучения, систематичности и последовательности обучения, сознательности и творческой активности учащихся, наглядности обучения, прочности результатов обучения принципы воспитания ГРУППЫ ПРИНЦИПОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА:

Особенности образовательного процесса ВШ В высшей школе (ВШ) изучаются не основы наук, а сами науки в развитии Самостоя- тельная работа студентов сближена с научно- исследовательской работой преподавателей Характерно единство научного и учебного процессов в деятельности преподавателей Препода- ванию наук свойственна профессионализация 123 4

С.И.Зиновьев, принципы дидактики ВШ : научность; связь теории с практикой, практического опыта с наукой; системность и последовательность в подготовке специалистов; сознательность, активность и самостоятельность студентов в учебе; соединение индивидуального поиска знаний с учебной работой в коллективе; сочетание абстрактности мышления с наглядностью в преподавании; доступность научных знаний; прочность усвоения знаний.

1.2. Основные системы организации педагогического процесса(ПП) : 1)индивидуальное обучение и воспитание; 2)классно-урочная система; 3)лекционно-семинарская система.

РАЗЛИЧИЯ СИСТЕМ ОРГАНИЗАЦИИ ПП количество учащихся, обучающихся в рамках этих систем; соотношением коллективных и индивидуальных форм организации деятельности воспитанников; степенью их самостоятельности; спецификой руководства учебно- воспитательным процессом со стороны педагога.

Система индивидуального обучения и воспитания Первобытное общество Передача опыта Развитие: земледелия скотоводства мореплавания Потребность широкого круга людей в обучении Индиви- дуальное обучение Индивидуально- групповое обучение Идивидулизация: Время обучения Содержание обучения Сроки обучения ученики разной степени подготовленности и возраста

1.2.2.Классно-урочная система: регламент постоянные место и продолжительность занятий стабильный состав учащихся одинакового уровня подготовленности, а позже – и одного возраста стабильное расписание занятий

период страна Особенности г Страстбург, школа Штурма Обучение на основе утвержденного плана, занятия чередовались с отдыхом г 16 в Чехия, Литва Польша Венгрия, Саксония Появление классно-урочной системы, обоснованное Я. А. Коменским. 319 в Россия К. Д. Ушинский создал теорию урока, обосновал его организационное строение и разработал типологию уроков

Типология уроков Ушинского К.Д: смешанные уроки; уроки устных и практических упражнений; уроки письменных упражнений; уроки оценки знаний.

Существуют следующие классификации уроков по: –дидактической цели (И.С. Огородников); –цели организации занятий (М.И. Махмутов); –основным этапам учебного процесса (С.В. Иванов); –методам обучения (И. Н. Борисов); –способам организации учебной деятельности учащихся (Ф.М. Кирюшкин).

Лекционно-семинарская система ведущие формы Лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации и практика коллоквиумы, зачеты и экзамены у обучающихся уже имеется определенный опыт учебно-познавательной деятельности, сформированы основные общенаучные навыки и, прежде всего,– умение самостоятельно добывать знания

1.3. Управление ПП Выполняется через взаимосвязанные функции педагогического управления: 1. педагогический анализ, 2.целеполагание, 3.планирование, 4.организация, 5. регулирование 6.контроль.

Функция педагогического анализа Ю.А. Конаржевский Основное назначение виды педагогического анализа: параметрический тематический итоговый изучение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса, на выявление причин, нарушающих его изучение более устойчивых, повторяющихся зависимостей, тенденций в ходе и результатах педагогического процесса проводится по завершении семестра и учебного года и направлен на изучение основных результатов изучение состояния и тенденций развития педагогического процесса, объективная оценка его результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций по улучшению и оптимизации управляемой системы. П?П?

Планирование в управлении выступает как принятие решения и позволяет координировать деятельность педагогического коллектива. ВИДЫ ПЛАНОВ: перспективные годовые текущие разрабатывают на 5 лет на основе глубокого анализа работы за последние годы охватывает весь учебный год, включая каникулы составляют на определенную часть учебного года – он является конкретизацией общего годового плана

Функция целеполагания: Важно соотнести общую цель управленческой деятельности с возрастными и индивидуально- психологическими особенностями учащихся, когда педагогические цели являются результатом воплощения требований, предъявляемых человеку обществом. Функция организации: выполнение принятых решений функция регулирования : претворяется в жизнь конкретными людьми: администрацией учебного заведения, преподавателями, студентами, представителями общественности функция контроля: снабжает богатой, систематизированной информацией, показывает степень расхождения между целью и полученным результатом

1. Компонентами ПП являются… 2.Объектами, средствами труда и продуктами ПП выступают… 3. Основные принципы дидактики выделил…. в книге…. 4. Существуют следующие системы организации ПП … 5. Управление ПП осуществляется через ….

2. Обучение как составная часть педагогического процесса 2.1. Сущность и структура обучения Обучение- процесс познания, управляемый педагогом Активное взаимодействие м. преподавателем и учеником у обучаемого формируются определенные знания, умения и навыки на основе его собственной активности Стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развития творческих способностей, мировоззрения и нравственно- эстетических взглядов

Основу обучения составляют: знания – отражение сознанием человека объективной действительности в форме фактов, понятий, законов и т. д.; умения – возможность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний и жизненного опыта; навыки – автоматические, не контролируемые сознанием действия. компетенции – ожидаемые и измеряемые конкретные достижения обучаемых, которые определяют: что будет способен делать обучаемый по завершению всей программы обучения

навыки Результат обучения формирование образов, законченных представлений о предметах и явлениях Содержание процесса обучения может иметь различную структуру. Элементы структуры – это отдельные элементы знания, которые соединяются между собой различным образом сенсорные (умения различать цвета, вкусы, температуры) двигательные (умения бегать, плавать ) интеллектуальные (способность считать, говорить, общаться ) Компетенции Знания Умения Навыки

УМЕНИЯ НАВЫКИ ЧЕТКО ОСОЗНАВАЕМАЯ ЦЕЛЬ СИСТЕМА УПРОЧИВШИХСЯ СВЯЗЕЙ упражнения, которые варьируют условия учебной деятельности и предусматривают ее постепенное усложнение многократные упражнения в одних и тех же условиях ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Выделяют следующие структуры: линейная, при которой отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых одно за другим; концентрическая, предполагающая периодическое возвращение к изучаемому материалу с постепенным расширением его содержания; спиральная, особенностью которой является постепенное расширение и углубление знаний вокруг исходной проблемы; смешанная, являющаяся комбинацией линейной, концентрической и спиральной структур.

2.2.Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения Образовательная функция: освоение учащимися системы научных знаний, умений, навыков, компетенций и ее использовании на практике факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенная картина мира Научные знания достояние личности, структура ее опыта

Воспитательная функция общение педагога с учащимися взгляды убеждения отношения качества личности Развивающая функция специальная направленность взаимодействия педагогов и учащихся всестороннее развитие личности

Концепции развивающего обучения ориентированные на психическое развитие учитывающие личностное развитие концепция общего психологического развития (Л.В. Занков), концепция развития творческого мышления (З. И. Калмыкова), концепция формирования операций мышления (Е.Н. Кабанова-Меллер) концепция развивающего обучения (В.В. Давыдов и Б.Д. Эльконин), концепция развивающего обучения через совместное творчество (С.А. Смирнов), концепция развивающего обучения (Г.А. Цукерман)

2.3. Методы обучения Метод [3] обучения – это совокупность приемов и способов организации учебно-познавательной деятельности обучающегося, развития его умственных сил, взаимодействия педагога и учащихся, общающихся между собой, а также с природной и общественной средой. [3] [3][3] От греч. methodos – путь, способ продвижения к истине.

Древние времена подражание Средние века словесные методы Эпоха великих открытий методы наглядного обучения XIX–XX вв практические методы обучения Эволюция методов обучения Каждый метод имеет свою структуру, состоящую из элементов (частей, деталей), которые называют методическими приемами

Классификации методов обучения е гг. XX в., Е.Я. Голант, по уровню активности учащихся : пассивные; активные.

2. Классификация по уровню включенности в продуктивную (творческую) деятельность - М. Н. Скаткин и И. Я. Лернер : объяснительно-иллюстративные; репродуктивные; методы проблемное изложение изучаемого материала; частично-поисковые; исследовательские

3. Е.И. Перовский и Д.О. Лордкипанидзе, по источникам получения знаний : словесные; наглядные; практические.

4. М.А. Данилов и Б.Н. Есипов по дидактическим целям, : приобретение новых знаний; формирование умений и навыков и применения знаний на практике; проверка и оценка знаний, умений и навыков.

5. Ю.К. Бабанский : методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные и практические; индуктивные и дедуктивные; репродуктивные и проблемно-поисковые; методы самостоятельной работы; методы стимулирования и мотивации : интерес к учению, чувство долга и ответственности в учении; методы контроля и самоконтроля : устные, письменные и лабораторно- практические.

2.4. Формы обучения Под формой [4] обучения следует [4] понимать внешнюю сторону организации учебного процесса, осуществляемого по установленному порядку, в определенном режиме, отражающую характер взаимосвязи участников педагогического процесса. Формы обучения имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются с развитием образовательных систем. [4][4] От лат. forma – очертание, внешний вид.

Классификация форм обучения осуществляется по различным основаниям: количество учащихся; место учебы; продолжительность учебных занятий Например, по количеству учащихся выделяют классные, групповые и индивидуальные формы обучения, по месту учебы – школьные и внешкольные П?

Традиционная классификация форм обучения по виду учебных занятий: общеклассные (или фронтальные) П: лекция: преподаватель- несколько групп; групповые (или бригадные) П: семинар: преподаватель-группа; индивидуальные П: консультация: преподаватель- студент.

1. Основу обучения составляют… 2. Перечислите структуры содержания образования? 3. Обучению свойственны функции… 4. Методом обучения называют… 5. Форма обучения- это… 6. Классификация форм обучения по виду учебных занятий…

3. Организация учебной деятельности в вузе Средневековье Античные времена Философские школы Лекции Беседы диспуты Западно- европейские университеты юридические (в VIIIв.– в Бейруте Константинополе, в X в. – в Болонье) медицинские (в IX в.– в Салерно, в XIII в.– в Монпелье) «принципы академической свободы» свобода студента самостоятельно строить программу изучения предметов свобода преподавателя самостоятельно вести исследования и излагать их результаты студентам выборность руководящих органов профильные учебные заведения

XVII–XVIII вв новейшие научные данные лабораторные опыты, экспедиции научные общества и академии наук, пользовавшиеся поддержкой государства Лондонское королевское общество, Парижская академия наук, Петербуржская академия наук Конец XIX в лаборатории, отделы, научно- исследовательс кие институты Московский технический университет, Петербургский технологический институт, Петербургская медико-хирургической академии (сейчас Военно-медицинская академия ) научно- исследователь- ские подразделения XX в Разнообраз- ные типы высших учебных заведений научно- техническая революция многопрофиль ные вузы

Высшее образование – это результат усвоения такой совокупности систематизированных знаний и навыков деятельности, которая позволяет специалисту самостоятельно и ответственно решать исследовательские и практические задачи, творчески использовать и развивать достижения культуры, науки и техники

Специфика высшего образования образовательный процесс научная деятельность преподавание учебных дисциплин приближенно к последним достижениям науки и практики содержание, методики и организация обучения в вузах Развитие науки изменение Задача ВШ: развитие творческих качеств личности, способности воспринимать и перерабатывать новые научные идеи, анализировать и применять их в условиях самостоятельной профессиональной деятельности

3.1. Формы организации учебной деятельности в вузе Ведущая форма обучения - лекция [5]. Лекция появилась в Древней Греции, получила свое развитие в Древнем Риме, затем – в Средние века. [5] [5] От лат. lection – чтение.[5]

Основные требования к лекции: –научность и информативность; –доказательность и аргументированность; –эмоциональность при изложении учебного материала; –активизация мышления слушателей, постановка вопросов для размышления; –четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов; –методическая обработка учебного материала, выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных интерпретациях; –изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых или неизвестных терминов и др.

Виды лекций: вводная информационная обзорно- повторительная завершающая знакомит с целью, назначением курса и местом в системе учебных дисциплин; дает краткий исторический обзор развития данной науки, практическую ценность для специалиста; выдается список литературы, методических пособий и сообщаются экзаменационные требования происходит изложение содержания учебной дисциплины читается в конце раздела; отражают основные теоретические положения, составляющие научно-понятийную основу данного раздела систематизация знаний на более высоком уровне, с обязательными пояснениями по наиболее трудным экзаменационным вопросам.

Практические занятия предназначены для углубленного изучения дисциплины. формы : семинарские занятия, лабораторные работы, практикумы Цели практических занятий: углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекциях; содействовать выработке навыков профессиональной деятельности; развивать научное мышление и речь; контролировать процесс усвоения знаний студентами. П?

Семинарские занятия «семинар» от латинского seminarium – «рассадник». Древнегреческие и римские школы диспуты, сообщения учащихся, комментарии, заключения учителей С XVII в. в Западной Европе с XIX в.– в российских университетах учебные задачи: повторение и закрепление знаний; контроль знаний; педагогическое общение. эффективность семинара поиск ответов всей учебной группой, студентам дается возможность раскрыть и обосновать разные точки зрения

Лабораторные работы (ЛР) « лаборатория » от латинского labor – «работа», «труд» ЛР Формирование конкретных умений, навыков содержание деятельности студентов активизирует мыслительную деятельность студентов, вооружает их методами практической работы стимулирует углубленную самостоятель- ную работу 123

Практикумы углубление знаний становление умений и навыков коррекция полученных теоретичес ких знаний стимулирует познавательную деятельность студентов Этапы: 1) объяснение преподавателя, во время которого происходит теоретическое осмысление предстоящей работы; 2) инструктаж по технике безопасности; 3) пробное выполнение работы, во время которого 1– 2 студента выполняют работу под руководством преподавателя, а остальные студенты наблюдают за процессом; 4) выполнение работы каждым студентом самостоятельно; 5) контроль, во время которого преподаватель принимает работу и оценивает ее, учитывая качество, скорость и правильность выполнения

3.2. Самостоятельная работа студентов Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия формирование навыков самостоя- тельной учебной, научной профессиональной работы приобретение способности принимать на себя ответственность самостоятельно решать проблему находить конструктивные решения

Виды индивидуальной самостоятельной работы: подготовка к лекциям, семинарам, лабораторным работам, зачетам, экзаменам; выполнение рефератов, заданий, курсовых работ и проектов, выполнение выпускной квалификационной работы аудиторная работа самостоятельная работа 13,5 –мотивированность учебного задания (для чего, чему способствует); –четкая постановка познавательных задач; –владение студентом алгоритмами, методами, способами выполнения работы; –четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления; –предоставление консультационной помощи студенту; –четкие критерии оценки, отчетности и т. д.; –использование различных видов и форм контроля УСПЕШНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

3 уровня самостоятельной учебной деятельности студентов : 1) репродуктивный (тренировочный) – тренировочные самостоятельные работы выполняются по образцу. Познавательная деятельность студента- в узнавании, осмыслении, запоминании. Цель – закрепление знаний, формирование умений, навыков; 2) реконструктивный – осуществляются перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование. На этом уровне могут выполняться рефераты; 3) творческий, поисковый – требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации; студент должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения (учебно- исследовательские задания, курсовые и выпускные квалификационные работы).

3.3. Педагогический контроль в высшей школе Эффективное управление учебным процессом результаты обучения контроль функции контроля: диагностическая обучающая воспитательная выявление уровня знаний, умений и навыков студента активизация работы по изучению и усвоению учебного материала направление деятельности студента, помощь в выявлении пробелов в знаниях, формирование творческого отношения к предмету, стимулирование развития способностей, развитие личности студента

формы педаго- гического контроля : экзамены, зачеты, устные опросы, тесты, контрольные работы, курсовые, лабора- торные, проектные работы, рефераты, коллоквиумы, журналы наблюдений, выпускные квалификационные работы Виды контроля: текущий рубежный итоговый заключи- тельный дифференцирует знания студентов, мотивирует обучение проверка учебных достижений каждого студента по усвоению определенного раздела дисциплины. итог изучения пройденной дисциплины, выявляет способность студента к дальнейшей учебе государственный экзамен, защита выпускной квалификационной работы или дипломного проекта, присвоение квалификации Государственной аттестационной комиссией

1. формы организации учебной деятельности в вузе…. 2. Соотношение учебного времени, отводимого на аудиторную и самостоятельную работу… 3. Функции педагогического контроля… 4. Виды педагогического контроля…

Независимо от путей развития университета в будущем слова нашего современника Д.С. Лихачева останутся актуальными: «Университет будь он для химиков, физиков, математиков, юристов учит всегда многомерности жизни и творчества, терпимости к непонятному и попытке постигнуть бескрайнее и разнообразное».

Д.И. Писарев в свое время заметил: «Кто дорожит жизнью мысли, тот знает очень хорошо, что настоящее образование есть только самообразование и что оно начинается только с той минуты, когда человек, распростившись навсегда со всеми школами, делается полным хозяином своего времени и своих занятий»