Оценка принятия законопроектов и эффективности их правоприменения (международный опыт) Мария Устинова 23 мая 2005 г. Межфакультетский семинар «Оценивание.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цели проекта: совершенствование законодательства в сфере общего и дошкольного образования; устранение противоречий при подготовке нормативных правовых.
Advertisements

Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти.
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Аналитическое управление Москва – 2010.
Прогнозирование социально- экономических и социально- политических последствий правотворческих решений. Оценка регулирующего воздействия законопроектов.
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «Уголовно-исполнительное право» Презентация на тему: «Понятие уголовно-исполнительной политики и её место в политике государства в сфере.
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела административного и технологического.
Проект Европейского Союза «Экологическая информация, образование и информированность общественности в странах ННГ»
Равенство в законодательстве: опыт Республики Молдова Людмила Боргула, Депутат Парламента Республики Молдова.
Контрольно-счетная палата Ленинградской области. Контрольно-счетная палата Ленинградской области является постоянно действующим органом государственного.
Экологическое право: соотношение частных, общественных и публичных интересов Воронцова О.В.1.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (проект) Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество» |
Чегринец Е. А. Аудитор, Контрольно - счетная палата Москвы Основные изменения в деятельности контрольных органов в связи с принятием Закона о контрактной.
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела нормативно-методической.
Мубаракшина Римма Амировна, секретарь, заведующая юридическим отделом, главный правовой инспектор труда главный правовой инспектор труда.
Следует исходить из понимания роли государства как главного субъекта современной общенациональной кадровой политики, ведущей силы социального управления,
ОРГАНИЗАЦИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (РСЧС) Основная цель создания системы объединение усилий центральных.
Слайд 1 Цели и задачи деятельности общественного совета Цель создания: Цель создания: Обеспечение взаимодействия между Управлением, общественными организациями.
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 24 января 2013 г. МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 24 января 2013 г.
Проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизма взаимодействия.
Транксрипт:

Оценка принятия законопроектов и эффективности их правоприменения (международный опыт) Мария Устинова 23 мая 2005 г. Межфакультетский семинар «Оценивание программ и политик: методология и применение» ГУ-ВШЭ Институт оценивания политик и программ

Оценка принятия законопроектов и эффективности их правоприменения Институт оценивания политик и программ - это комплекс мер, направленных на изучение: качества принимаемых законопроектов; воздействия принимаемых законов на процесс достижения целей, поставленных законодателем при разработке законопроекта.

Перспективная оценка Институт оценивания политик и программ - это оценка возможного воздействия готовящегося закона: Перспективная оценка выполняется перед принятием формальных законодательных решений для того, чтобы понять потенциальное воздействие планируемого закона. Указывает на существующие пробелы и дает импульс для принятия необходимых мер по своевременной ликвидации этих пробелов.

Ретроспективная оценка Институт оценивания политик и программ Проводится после принятия закона, в ходе его применения или, в отдельных случаях, особенно если нормы ограничены во времени, непосредственно до или после завершения периода действия правовых норм. Целью ретроспективной оценки является определение того, что происходит после вступления в силу закона и предвосхищение реального воздействия законодательных действий.

Типы и критерии оценки Институт оценивания политик и программ Типы: pre-assesment (прогнозная оценка) on-going (мониторинг) ex-post (завершающая оценка) Критерии: Действенность Эффективность Целесообразность

Действенность Институт оценивания политик и программ - это степень соответствия наблюдаемых взглядов и поведения целевой группы населения (индивидуумы, предприятия, должностные лица, отвечающие за применение законодательства) нормативной модели, то есть отношениям и нормам поведения, предписанным законодателем. Вопрос: выполняется ли в действительности то, что законодатель хотел воплотить в жизнь?

Эффективность Институт оценивания политик и программ - это степень достижения законом поставленной цели. Обеспечивает ли закон максимальный эффект при данных затратах или требуемый результат с минимальными затратами? Этот критерий особенно интересен с политической точки зрения, т.к. показывает, насколько важно ясно определить цель или цели законодательного решения: если политические власти, законодатели, отказываются от определения целей, то невозможно оценить эффективность законодательства.

Целесообразность Институт оценивания политик и программ - это означает рассмотрение, с одной стороны, затрат на его применение и, с другой - степень достижения поставленных целей, делая возможным выбор между различными мерами или оценку пропорциональности различных мер Оценка выгод и затрат выполняется прежде всего с точки зрения законодателя, но, конечно, может принимать во внимание и другие взгляды, особенно мнение "целевой" группы населения, на которую направлена правовая норма. В этом смысле можно также различать внутренние и внешние затраты и выгоды.

Институциональные формы оценивания Институт оценивания политик и программ Процедурные меры Статьи в законах, обязывающие проводить перспективную и ретроспективную оценку (Швейцария) Принцип sunset, предполагающий периодический пересмотр закона (Голландия, Великобритания) Организационные меры Создание специальных комитетов и служб, ответственных за оценку законодательства (Швейцария, Великобритания, Германия и другие европейские страны)

Опыт Швейцарии Институт оценивания политик и программ 1996 год - создание Швейцарского Общества Оценки; 1999 год - введение новой статьи об оценке в Федеральную Конституцию Швейцарской Конфедерации; При представлении законопроектов на рассмотрение в парламент, правительство должно подготовить специальный доклад, который объясняет механизм действия закона и дает перспективную оценку закона.

Опыт Швейцарии (продолжение) Институт оценивания политик и программ Многие федеральные законы и правительственные ордонансы (подзаконные акты) содержат статьи о периодической оценке действенности законов. Швейцарское законодательство включает в себя более 30 таких статей на федеральном уровне. Некоторые статьи по оценке законов содержат положения о финансовом обеспечении оценки действенности мер, предпринятых государством по организации тех или иных мероприятий или проведению закона в жизнь. Экспериментальные законы. Они вводятся временно для того, чтобы выяснить, является ли то или иное потенциальное решение приемлемым для достижения той или иной цели. Создание специальных органов по оценке (Служба при Комитете по контролю, Орган финансового аудита)

Опыт Великобритании Консультативные доклады (этап перспективной оценки) К каждому проекту закона прилагаются специальное приложение. Оно содержит информацию о финансовых аспектах проведения предлагаемых мер, кадровых вопросах, содержит прогноз действенности закона, оценку последствий для окружающей среды (где это уместно), а также заявление ответственного по данному законопроекту министра о соответствии положений законопроекта Европейской конвенции по правам человека. Институт оценивания политик и программ

Опыт Великобритании (продолжение) Институт оценивания политик и программ Создание парламентских комитетов, отражающих структуру правительственных департаментов и тщательно рассматривающих проводимую ими политику и предлагаемые ими проекты законов. Принцип sunset («принцип захода солнца») - положение об автоматическом прекращении действия нормы в случае ее неподтверждения, т. е. закон перестанет быть действующим после, скажем пяти лет, если его не возобновят. Следовательно, для возобновления закона через определенный период времени проводится его оценка.

Опыт Германии Институт оценивания политик и программ Развита система как перспективной, так ретроспективной оценки Германии применяются различные методы оценки, включая симуляции (испытания) и экспериментальное законодательство. Правительство обязано готовить доклады о выполнении закона. В перспективе - создание в Бундестаге центральной структуры по оценке последствий применения законов

Опыт Германии (продолжение) Институт оценивания политик и программ Пример перспективной оценки - федеральный акт гражданского судопроизводства. Первый законопроект был испытан в 1999 году в отдельно взятой федеральной земле (Северный Рейн - Вестфалия). Несколько дел были разобраны в соответствии с существующим законодательством и положениями нового проекта закона о гражданском судопроизводстве. Вопрос заключался в том, повлияла ли реорганизация судебных инстанций на ведение дел. Заключение этого достаточно интенсивного теста повлекло за собой введение нескольких поправок. Было обнаружено, что новый акт о гражданском судопроизводстве может оказаться еще менее эффективным, чем предыдущий.

Опыт Швеции Институт оценивания политик и программ Перспективная оценка: Создание правительственного комитета (его функции - всестороннее изучение проблемы, оценка финансовых затрат). Организация публичных обсуждений. Изучение законопроекта Правовым Советом. Изучение законопроекта парламентским комитетом. Ретроспективная оценка: Проведение исследований по оценке эффективности правоприменения закона (министерство или специальный орган). Принятие закона на ограниченное время (экспериментальное законодательство).

Опыт Узбекистана 1996 г. Институт мониторинга действующего законодательства. Изучение действующего законодательства и его соответствия международным нормам в области прав человека. Изучение и обобщение правоприменительной практики по поощрению и защите прав человека, разработка рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства Научная экспертиза законопроектов. Участие в контрольно-аналитической деятельности Олий Мажелиса (парламент Узбекистана), его комитетов и комиссий. Институт оценивания политик и программ

Опыт России оценивания политик и программ доклад Совета Федерации ФС РФ «О состоянии законодательства в РФ» - итоговый документ, обобщающий результаты деятельности по мониторингу законодательного обеспечения основных направлений внутренней и внешней политики РФ. Центр информации мониторинга правового пространства и правоприменительной практики при Комиссии Совета Федерации ФС РФ по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации ФС РФ