1 Как подготовить проблемно- диалогический урок «Школа 2100» На примере предмета «Окружающий мир»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Школа 2100» И ПРОБЛЕМНО- ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ.
Advertisements

1 Что нужно знать при подготовке проблемно-диалогического урока по любому предмету Опыт «Школы 2100»
1 Часть 2. Новые технологии исторического образования особенности Образовательной системы «Школа 2100»
ТИПЫ И СТРУКТУРА УРОКОВ ПО ФГОС Подготовила учитель математики МОУ- СОШ 4 Апресян Н.О.
1 Практикум по подготовке урока по окружающему миру с метапредметными результатами в Образовательной системе «Школа 2100»
Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Особенности организации обучения в рамках требований, предъявляемых стандартами второго поколения.
1 Что нужно знать при подготовке проблемно-диалогического урока по любому предмету Опыт «Школы 2100»
Технология проблемного урока как средство реализации ФГОС.
Практикум по подготовке урока по биологии с метапредметными результатами в Образовательной системе «Школа 2100» 1.
Семинар подготовили учителя 2-х классов. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС Из опыта работы Миняевой Е.Н., учителя начальных классов МБОУ «РСОШ 3»
ФГОС: I. Общие положения. п. 7 В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования как.
Выполнили: Казбулатова Р.А. Шуйскова Т.И.. Личностные УУД – умения самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот.
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Структура традиционного урока 1. Учитель проверяет д/з учеников. 2. Учитель объявляет.
Осуществление системно- деятельностного подхода при проведении уроков математики.
1 Развивающая технология на уроках истории опыт Образовательной системы «Школа 2100»
Учитель начальных классов Маслова О. В. Современный урок в начальной школе с позиций формирования УУД МОУ СОШ с. Вторые Тербуны.
Комплекс инновационных образовательных технологий Опыт Образовательной системы «Школа 2100» и направление ГЭП.
Деятельность учителя на уроках математики и физики. Преподавание – это искусство и наука. Это не навык, однажды научившись которому, вы можете перестать.
Транксрипт:

1 Как подготовить проблемно- диалогический урок «Школа 2100» На примере предмета «Окружающий мир»

2 КАК ПОДГОТОВИТЬ ПРОБЛЕМНО- ДИАЛОГИЧЕСКИЙ УРОК? Из рекламных проспектов большинства новых учебников, создаваемых под новый образовательный результат ФГОС: Методика предполагает отказ от традиционной парадигмы и переход к развивающей проблемной, диалоговой модели обучения. Учителям предлагается новый порядок действий! Из разговоров со многими учителями на курсах повышения квалификации (в том числе по «Школе 2100»): «Проблемный диалог… А что это такое? «У нас и так проблем хватает!» Умеет ли большинство педагогов осуществлять предлагаемый им новый порядок действий на уроке?

3 В жизни нам постоянно приходится решать проблемы, а учит ли этому школа? Структура традиционного урока 1. Учитель проверяет д/з учеников 2. Учитель объявляет новую тему 3. Учитель объясняет новую тему 4. Учитель организует закрепление знаний учениками Решение проблем в жизни 1. Жизненная ситуация ставит нас в затруднение. Мы – осознаем «Что мы хотим?» 2. Мы предполагаем решение, перебираем варианты, припоминаем, что нам пригодится для решения, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания) 4. Получив результат, мы сравниваем с целью (часто не осознано). Делаем вывод – добились своего или нет.

4 Чем проблемно-диалогический урок отличается от традиционного: Традиционный урок 1. Проверка д/з учеников учителем 2. Объявление темы учителем 3. Объяснение темы учителем 4. Закрепление знаний учениками Проблемно- диалогический урок 1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками 2. Актуализация учениками своих знаний 3. Поиск решения проблемы учениками 4. Выражение решения, 5. Применение знаний учениками

5 Проблемно-диалогическая технология Автор алгоритмов: к.п.н. Е.Л.Мельникова Цель: обучить самостоятельному решению проблем в процессе открывания новых знаний вместе с детьми Средство: открывать знания вместе с детьми: Результат (общеучебные умения): Организационные – умение решать проблемы Коммуникативные – вести диалог Интеллектуальные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. Оценочные – в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора

6 Немного теории: Из каких этапов состоит проблемно- диалогический урок: : 2) Выдвижение версий 1) Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками 3) Актуализация имеющихся знаний 5) Поиск решения проблемы – открытие нового знания 6) Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике 4) Составление плана решения проблемы

7 Немного теории: проблемная ситуация Понятие Типы нового знания, которые дети могут открыть сами: Приемы создания проблемной ситуации Закономерность Правило, алгоритм Приемы 1-3 Предъявить ученикам два противоречащих друг друга факта, мнения теории и т.д.! Приемы 4-6 Дать задание порождающее затруднение (на новый материал, не сходное с предыдущим) чаще История, Биология, География чаще Русский язык. Математика

8 Пример проблемной ситуации через противоречие двух мнений Лена: На юге жарко. 3 класс, Окружающий мир – естествознание Миша: А как же Южный полюс? Сравните два утверждения – в чем противоречие? Какой возникает вопрос? УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА: Где на Земле тепло, а где - холодно? РЕШЕНИЕ: Все зависит от того, прямые или косые лучи солнца падают на поверхность Земли

9 Пример проблемной ситуации через задание с затруднением Задание на сложение дробей (не изучали) 2/4 + 1/4 = ? Учебник «Математика», 4 класс Разные результаты (не знают правила): Ответы: 3/4 или 3/8 ? Что-то не так… А мы умеем складывать дроби? (осознание затруднения) Какая у нас сегодня цель урока? УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА: Научиться складывать дроби! РЕШЕНИЕ: АЛГОРИТМ / ПРАВИЛО СЛОЖЕНИЯ ДРОБЕЙ

10 Немного теории: виды диалогов Побуждающий диалог Вопросы, на каждый из которых возможно несколько разных вариантов правильного ответа, в том числе не предусмотренные автором диалога + Развивает творческое мышление - Ученики могут увести в сторону от темы - Не возможно просчитать по времени Подводящий диалог Последовательная цепочка вопросов, в каждом из которых запрограммирован правильный ответ (по сути – один) + Развивает логическое мышление + Просчитывается по времени + Ведем к нужному результату - Не развивается творческое мышление

11 ПЕРЕХОДИМ К ПРАКТИКЕ ЭЛЕМЕНТЫ УЧЕБНИКА ПОМОГАЮТ ОРГАНИЗОВАТЬ ЭТАПЫ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО УРОКА

12 Подготовка проблемно- диалогического урока Окр.мира Как отобрать минимум содержания? : 1) Берем перечень информационных единиц минимума: -либо гос.стандарт -либо текст программы -либо учебник : ! умения в начале раздела, ! рамка со словами в конце каждого параграфа 3) Читаем параграф урока и отмечаем абзацы, в которых упоминаются выделенные нами инф.единицы. 2) Выделяем в перечне инф.единиц те факты и понятия, которые вводятся в теме нового урока + тип знания 4) Планируем работу на уроке, прежде всего, с выделенными абзацами, так, чтобы их прочитал и осмыслил каждый. 5) Добавляем «макси» для своего класса

13 ПРИМЕР: Как отобрать минимум содержания урока? Тема: ПРИТЯЖЕНИЕ ЗЕМЛИ (первая страница параграфа) Первый главный абзац текста Тип знания - закономерность

14 ПРИМЕР: Как отобрать минимум содержания урока? Тема: ПРИТЯЖЕНИЕ ЗЕМЛИ (последняя страница параграфа) План параграфа учебника: З З МИНИ Тип знания - закономерность Второй главный абзац текста и его задание

15 Подготовка проблемно-диалогического урока Окр.мира Как спланировать постановку учебной проблемы? 1) Определиться: 2) Внимательно прочитать тексты и вопросы для создания проблемной ситуации и самому четко выделить в них стороны противоречия (например, два факта, мнения, которые противоречат друг другу) а) Использовать готовую проблему из учебника б) Придумать свою проблему 3) Определить для себя порядок, в котором дети будут читать текст и отвечать на вопросы к нему 2) Придумать к какой проблеме подвести детей 3) Подобрать два факта (мнения), противоречие между которыми ведет к формулированию желаемой проблемы 3) Придумать вопросы диалога с детьми для осмысления противоречия и формулирования проблемы

16 ПРИМЕР: Как спланировать постановку учеб.проблемы? Тема: ПРИТЯЖЕНИЕ ЗЕМЛИ На другой стороне Земли люди оказываются вверх ногами и должны упасть! Но люди живут там, например, в Австралии и не падают! Побуждающий диалог: Сравни слова Лены и Миши - в чем противоречие? ПРОБЛЕМА: Почему не падают люди на другой стороне земли? Подводящий диалог: Что думает о людях на другой стороне Земли Лена? Ее мнение подтверждается фактами? «Должны упасть» «Живут, не падают» Какой возникает вопрос?

17 Подготовка проблемно- диалогического урока Окр.мира Как спланировать этап актуализации? а) устный фронтальный диалог без возможности выставить отметки отдельным ученикам 2) Отобрать вопросы, которые пригодятся для решения проблемы урока (или придумать такие вопросы, если их не хватает) 1) Прочитать вопросы актуализации перед параграфом 3) Определиться в какой форме провести актуализацию б) продуктивное задание (как правило письменное) – время выполнения – сдача – проверка – последующая отметка

18 Подготовка проблемно- диалогического урока Как спланировать поиск решения проблемы? 4) Придумать в каком виде отображать на доске все выводы- решения (таблица, блок-схема и т.п.) 2) Спланировать диалог по проверке гипотез и открытию нового знания или выбрать задания к тексту и иллюстрациям, выполняя которые дети смогут сформулировать ожидаемые выводы по проблеме 1) Решить какие ответы по проблеме могут сформулировать дети, изучая содержание темы (см. методичку) 3) Определиться в какой форме будут выполняться задания (проверка гипотез): фронтально, в парах, группах, индивидуально с коллективной проверкой по завершению и т.п. (!!! Помним о времени!)

19 Подготовка проблемно- диалогического урока Как спланировать итог урока (выражение решения проблемы)? 2) Определить в какой форме ученики будут отвечать на этот вопрос: фронтально устно, индивидуально письменно и т.п. 1) Запланировать на финал урока вопрос: «Так какое же решение проблемы мы получили?» 3) Подобрать или придумать задание на выражение решения, его применение в новой ситуации.