Лекция 4 ГАРМОНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА. Гармонизация дискурса – целенаправленная процессуальная деятельность по выявлению, систематизации и последовательному.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Лекция «Политическая культура и политическое сознание»
Advertisements

Подготовила студентка группы э 121 б Прохорова Анастасия.
Педагогика – это в равной мере и наука и искусство, теория и практика образования и воспитания человека.
Понятие связной речи Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логических сочетающихся предложений) единое смысловое и структурное целое,
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (ЦПП) Педагогический процесс – это процесс целостно и во взаимосвязи реализующий цели образования.
Методология проектирования Программы развития универсальных учебных действий.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 212» Заведующий Н.В. Демидова.
ГЛАВА I ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 1.1 П ЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ Педагог ( от греч. Ведущий ребенка) специальный человек, сопровождающий.
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Современные образовательные технологии как составная часть системных обновлений. Белоусова Ирина Павловна, учитель истории МКОУ «Озимовская СОШ», высшая.
Фактически, личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты устанавливают и описывают следующие обобщённые классы учебно- познавательных.
А ЛЯМКИНА О ЛЬГА А ЛЕКСАНДРОВНА ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ ДЕТСКОГО САДА 44.
Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
Мастерская "Галактика внеурочной деятельности". Системно-деятельностный подход-методология внеурочной деятельности ФГОС Я слышу – я забываю, я вижу –
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Деятельность Труд Дело Занятие. Педагогическая деятельность- это вид профессиональной Де, содержанием которой является обучение, воспитание, образование,
Содержание образования по биологии (на основе ФГОС)
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Ленинградский областной институт развития образования Секция 2014 год.
Транксрипт:

Лекция 4 ГАРМОНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА

Гармонизация дискурса – целенаправленная процессуальная деятельность по выявлению, систематизации и последовательному внедрению в речевую практику общих возможностей и конкретных способов возвращения заданного дискурсного модуса (высказывание или фраза, входящие в диалогическое единство) в эталонное состояние. Дисгармония дискурса – 1) состояние дисбаланса речевого пространства; 2) наличие в речевом пространстве разного рода деформаций как локального, так и глобального характера.

1970-е гг. - Д. Сандерс, Дж. Тейлор и др е гг. А. Сфард, К. Грэхем, К. Ормелл, С. Воллас, М. Бозлк, Д. Инбар. Л. Голдштейн, М. Осборн и др. В отечественной науке: педагогическая метафорика мифология Э.В. Будаев и А.П. Чудинов, А.Ф. Абзалов и Н.С. Костоусов, Е.Г. Кабаченко, Н.В. Мельникова А. Гладкий, А.И. Кузнецов, И.И. Логвинов, Ю.С. Тюников, М.А. Мазниченко и др.

Метафорические образы обучаемого: - «кувшин, который нужно наполнить знаниями»; - «факел, который нужно зажечь»; - «цветок, который нужно вырастить»; - «клад, который нужно найти»; - «птенец, которого надо подготовить к самостоятельному полёту»; - «впитывающая знания губка»; - «глина для лепки» и др.

Метафорические образы обучающего: - «полководец, ведущий армию учеников к победе над незнанием»; - «тренер (разума, интеллекта)»; «старший друг»; - «отец (мать)».

Миф – 1) создание воображения коллективной общенародной или индивидуальной фантазии, обобщённо отражающее действительность в виде чувственно-конкретных воплощений; 2) устойчивое заблуждение и соответствующие ему стереотипы мышления и поведения; неадекватное представление, укоренившееся в том или ином сообществе, социальной группе.

Архетип - первообраз, «воспроизводимый в психике людей способ связи вещей, их исходный контур», «предельно обобщённая форма образного сознания» (А.А. Брудный); общекультурная речемыслительная универсалия, отражённая в языке цивилизационная константа.

Мифологемы - универсальные архетипические представления, определяющие внутреннюю организацию дискурса и обеспечивающие относительную устойчивость и целостность его бытования на разных исторических этапах; «мифологические сюжеты и мотивы инвариантного архетипического ядра» (С.С. Аверинцев).

«Профессионал – Воспитатель – Актёр – Философ» (комплекс ПВАФ)

Схема 1. Иконический портрет педагогической речевой личности (Ю.В.Щербинина) Философ поле т поле способностей е знаний Воспитатель о Профессионал п р а к т и к а р и поле я поле развития творчества Актёр

Обоснование модели: во-первых, наглядно отражает античный образ Учителя и основные функций педагогической деятельности; во-вторых, воплощает основные мифологемы ПД (Труд, Власть, Ум, Свобода); в-третьих, реализует основные аспекты гармонизации ПД (этический, эстетический, гносеологический, прагматический).

Свойства эталонной речевой личности педагога Мифологемы ПД Аспекты гармонизации ПД Профессионал Труд Прагматический Воспитатель Власть Этический Актер Свобода Эстетический Философ Ум Гносеологический

Схема 1. Иконический портрет педагогической речевой личности (Ю.В.Щербинина) Философ поле т поле способностей е знаний Воспитатель о Профессионал п р а к т и к а р и поле я поле развития творчества Актёр

«Воспитатель – Философ» происходит выявление способностей обучаемого, осуществляется организация и структурируется процесс взаимодействия обучающего с обучаемым. «Философ – Профессионал» происходит непосредственная передача знаний обучающего обучаемому, трансляция опыта. «Профессионал – Актёр» полученные знания и накопленный опыт трансформируются в практическую, в том числе – творческую и преобразующую деятельность. «Актёр – Воспитатель» осуществляются развитие и совершенствование способностей обучаемого, выявляются дополнительные потенции приобретения знаний.

Логическую взаимосвязь понятий: Архетип – МЫСЛЬ (наиболее универсальная и обобщённая форма человеческого мышления) Миф – воплощающее её СЛОВО (словесное воплощение архетипических представлений) Метафора – реализующее его ДЕЙСТВИЕ (способ познания, образного описания и преобразования мира)

Фундаментальные мифологем ПД : 1. мифологема Ума, 2. мифологема Свободы, 3. мифологема Власти, 4. мифологема Труда.

Схема 2. Корреляция мифологем педагогического дискурса. Ум Власть Труд Свобода

Феномен «обожания» 1) Закончить самостоятельно несколько предложений: Моя учительница (назвать 3 основных качества)…; Я люблю свою учительницу за то, что…; Мне особенно нравится, когда моя учительница…; Мне не нравится, когда моя учительница…; Самое главное в моей учительнице – это…; 2) Выбрать одно или несколько утверждений из ряда следующих: Мне нравится моя учительница, потому что она… а) даёт мне знания, б) интересно ведёт уроки, в) красивая, г) меня хвалит, д) справедливая, е) понятно объясняет, ж) строгая, з) добрая; Я свою учительницу… а) уважаю, б) немного побаиваюсь, в) люблю, г) иногда недолюбливаю, д) обожаю, е) всегда слушаюсь, ж) не всегда слушаюсь.

Тенденции демифологизации: 1) постепенном, но последовательном разрушении представлений об образе и функциях Педагога; 2) закреплении сугубо прагматических установок, воплощённых в метафоре «приобретения» («потребления») знаний; 3) усилении формализации отношений обучающего и обучаемого; г) снижении уважения к педагогической профессии.

Специфические факторы дисгармонии ПД: 1) амбивалентность содержания, 2) противоречивость базовой системы ценностей, 3) приоритет аксиологического компонента над гносеологическим в развёртывании содержания, 4) неадекватность представлений ролей, 5) тезаурусные несовпадения обучающего и обучаемого.

Маркеры дискурсной дисгармонии 1. По характеру выраженности дисгармонии. 2. По характеру деформаций речевого пространства.

Уровни группировки маркеров дискурсной дисгармонии а) на содержательном уровне: вербальная агрессия, речевое манипулирование, ложь; б) на формальном уровне: инвективизация и жаргонизация речи; в) на интенциональном уровне: коммуникативные барьеры и коммуникативные неудачи.

Речевые жанры дисгармонии ПД: 1) жанры репрезентации: угроза, оскорбление, враждебное замечание, грубые требование и отказ, насмешка, обвинение, инвектива (обличение); 2) жанры провокации: отказ, протест, возражение; 3) жанры констатации: литания (просьба, мольба), ламентация (страстность, патетика).

Компоненты гармонизации ПД: 1)прагматический (согласованность – структурированность всех составляющих ПД); 2) гносеологический (связанность – обеспечение смысловых взаимосвязей в ПД); 3) эстетический (соразмерность, соотнесённость с ключевыми понятиями ПД); 4) этический (достижение согласия, паритетность отношений участников ПД).

Аспекты гармонизации ПД: 1) содержательный (дискурсная реализация: достижение согласия, взаимопонимания субъектов); 2) формальный (дискурсная организация: сближение, единение субъектов, соорганизация и упорядоченность их деятельности); 3) интенциональный (дискурсная направленность: результативность, успешность, эффективность взаимодействия субъектов).

Благодарю за внимание!