Реализация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС общего образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Воспитание в ФГОС Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Advertisements

Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности школьников Григорьев Д.В., к.пед.н., доцент, Степанов П.В., к.пед.н., Центр теории воспитания.
Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности школьников Григорьев Д.В., к.пед.н., доцент, Степанов П.В., к.пед.н., Центр теории воспитания.
Внеурочная деятельность школьников. Разработчики Григорьев Д.В., к.пед.н., доцент, Степанов П.В., к.пед.н., Центр теории воспитания Института теории и.
Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности школьников Григорьев Д.В., к.пед.н., доцент, Степанов П.В., к.пед.н., Центр теории воспитания.
Организация внеучебной деятельности в начальной школе.
Понятие, виды и направления внеурочной деятельности школьников.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе МОУ «СОШ 26» с. Мельничное Красноармейского муниципального района.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Внеурочная деятельность обучающихся, ориентированная на формирование УУД.
Внеурочная деятельность и дополнительное образование в контексте ФГОС Григорьев Дмитрий Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела.
Организация внеурочной деятельности в начальной и основной школе Григорьев Дмитрий Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела методологии.
Оптимизация ресурсов ОУ в реализации внеурочной деятельности и постановке УУД в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Внеурочная деятельность в начальной школе. Стандарты – социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьёй, обществом и государством.
Организация внеучебной деятельности учащихся начальной школы Выступление учителя начальных классов Рябовой Е.С.
Организация внеурочной деятельности школьников: начальная и основная школа Фаязова Альфия Фаритовна, к.п.н., доцент кафедры воспитания и дополнительного.
Внеурочная деятельность школьников. Виды внеурочной деятельности: Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение Досугово-развлекательная деятельность.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе Ежова Н.В., зам.директора по ВР МБОУ СОШ с.Троекурово.
Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид деятельности Приобретение ребенком социальных знаний Формирование ценностного отношения.
Транксрипт:

Реализация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС общего образования

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО (ООО) (Приложение к письму Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г ) Согласно ФГОС внеурочная деятельностью является, одним из инструментом достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов образования школьников.

Не общий минимум, а индивидуальный максимум Внеурочная деятельность осуществляется в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в процессе их обучения, воспитания и социализации (ФГОС НОО) Куда не влекут способности – туда не толкай Я.А.Коменский

Внеурочная деятельность осуществляется в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся и позволяет решить целый ряд важных задач (НОО): - обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; -оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; -улучшить условия для развития ребенка; -учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся; - обеспечить закрепление и практическое использование отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов (н: проектная деятельность учащихся);

Реализация внеурочной деятельности в рамках основного общего образования позволяет (помимо заявленных выше) решить ещё ряд задач: - обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка при переходе со ступени начального общего на ступень основного общего образования; -снизить учебную нагрузку обучающихся, способствовать формированию ценности здоровья и здорового образа жизни; -способствовать формированию интереса к миру профессий и оптимальной предпрофильной подготовке ;

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации (Григорьев Д.В., Степанов В.П. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор)

Направления развития личности Общекультурное (художественно- эстетическое) Общеинтеллектуальное (познавательное) Социальное (в том числе, общественно-полезная и проектная деятельность) Духовно-нравственное (в том числе, военно- патриотическое) Спортивно- оздоровительное Виды деятельности игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, досугово- развлекательная, художественное творчество, социальное творчество, трудовая, спортивно- оздоровительная, туристско-краеведческая Формы внеурочной деятельности кружки, секции, факультативы, круглые столы, конференции,соревнования, школьные научные общества,олимпиады, поисковые и научные исследования, экскурсии, походы экспедиции, слёты Что лежит в основе содержания внеурочной деятельности?

Время, отводимое на внеурочную деятельность, образовательное учреждение определяет самостоятельно исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации Программы на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий (Администратор образования 21/2011,В.Г. Боровик, начальник отдела Управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Рособрнадзора)

Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром при организации внеурочной деятельности и основанием для построения соответствующих программ ОУ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. N 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373» ( изменения в процессе организации внеурочной деятельности младших школьников) Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение (п.19.3 ФГОС НОО ) с учётом педагогической целесообразности, региональных особенностей, запросов, потребностей и интересов участников образовательного процесса

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие результата).

Уровни воспитательных результатов 3-й уровень результатов 2-й уровень результатов 1-й уровень результатов Каждому уровню воспитательного результата соответствует своя образовательная форма.

УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Достигается во взаимодействии с педагогом Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества Достигается в дружественной детской среде (коллективе)

УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия Достигается во взаимодействии с социальными субъектами

Книга содержит методические рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся. Своеобразный методический конструктор внеурочной деятельности включает виды, формы и уровни результатов деятельности учащихся. Пособие адресуется учителям, методистам, специалистам системы повышения квалификации, студентам педагогических университетов.

Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия Проблемно- ценностное общение Этическая беседа Дебаты, тематический диспут Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА Воспитательные результаты Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к социальной реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Формы внеурочной деятельности Занятия детских объединений художественного творчества Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе Художественные акции и проекты школьников в окружающем школу социуме Каждому уровню воспитательного результата соответствует своя образовательная форма.

Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия Познавательная Познавательные беседы, предметные факультативы, олимпиады Дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т.п.), школьный музей- клуб

Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия Игровая Игра с ролевой акцентуацией Игра с деловой акцентуацией Социально моделирующая игра

Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия Досугово- развлекательная деятельность (досуговое общение) Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки Концерты, инсценировки, праздничные «огоньки» на уровне класса и школы Досугово-развлекательные акции школьников в окружающем школу социуме (благотворительные концерты, гастроли школьной самодеятельности и т.п.)

Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность) Социальные пробы (инициативное участие ребенка в социальных акциях, организованных взрослыми) КТД (коллективное творческое дело) Социально-образовательный проект

Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия Трудовая (производственная) деятельность Занятия по конструированию, кружки технического творчества, домашних ремесел Трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры («Почта», «Город мастеров», «Фабрика»), детская производственная бригада под руководством взрослого Детско-взрослое образовательное производство

Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия Спортивно- оздоровительная деятельность Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции Спортивные и оздоровительные акции школьников в окружающем школу социуме

Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия Туристско- краеведческая деятельность Образовательная экскурсия, туристическая поездка, краеведческий кружок Туристский поход, краеведческий клуб Туристско-краеведческая экспедиция Поисково-краеведческая экспедиция Школьный краеведческий музей

Туристическо- краевая деятельность Туристско-краеведческая деятельность школьников может быть организована педагогами как в форме регулярных кружковых, факультативных или музейных занятий, так и в форме нерегулярных краеведческих экскурсий, походов выходного дня, многодневных оздоровительных походов, краеведческих экспедиций, полевых лагерей, слетов, соревнований и подготовок к ним, краеведческих олимпиад и викторин, встреч и переписки с интересными людьми, работы в библиотеках, архивах и т. п.

Достижение результатов первого уровня происходит за счет: - изучения ребёнком элементарные социальные знания: правил поведения человека в лесу, в горах, на реке; этике поведения в музее, архиве, читальном зале; -знакомства с окружающим их социальным миром, с жизнью людей родного края: их нормами и ценностями, победами и проблемами, этническими и религиозными особенностями.

Достижение результатов второго уровня осуществляется благодаря включению следующих педагогических механизмов: -введение педагогом и членами туристского коллектива особых правил, касающихся туристских традиций и специфических форм поведения. -побуждение детей к соблюдению основных режимных моментов жизни туристской группы (установка и демонтаж палаток, уборка территории, приготовление пищи); -большим потенциалом в формировании ценностных отношений школьника к миру, к другим людям, обладают возникающие во время походов ситуации повышенного физического, морального, эмоционального напряжения, которые переживает ребенок.

Туристско-краеведческая деятельность открывает широкие возможности для достижения воспитательных результатов третьего уровня. Опыт социального действия юный турист-краевед может приобрести через: - систему сменных должностей, традиционную для многих туристских групп; -уход за братскими могилами, которые встречаются туристам во время путешествия; -помощь в восстановлении или ремонте храмов, монастырей, мимо которых пролегает маршрут юных туристов; -оказание тимуровской помощи ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, старожилам, с которыми встречаются школьники во время проведения краеведческой работы, музею, который они посещают, школе, в которой им разрешили переночевать, и т. п.

Программы структурированы в соответствии с основными направлениями внеурочной деятельности. Внутри каждого из направлений выделены отдельные модули (темы программ), которые и дадут возможность реализовать то или иное направление, а также предложено примерное тематическое планирование. На основе «Примерных программ…» образовательные учреждения общего образования смогут разработать рабочие программы внеурочной деятельности детей с учётом как региональных особенностей, так и запросов, потребностей, интересов участников образовательного процесса.

Сборник содержит программы внеурочной деятельности учащихся: познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение. Описываются цели и задачи внеурочной деятельности, содержание и тематическое планирование, а также результаты реализации программы. Адресуется учителям, методистам, директорам общеобразовательных учреждений и их заместителям.

УДК 371 Сборник содержит программы внеурочной деятельности: художественное творчество, социальное творчество. Описываются цели и задачи внеурочной деятельности, содержание и тематическое планирование, а также результаты реализации программ.

Программы содержат материал по организации спортивно- оздоровительной деятельности учащихся в школе после уроков. Они ориентированы на достижение планируемых результатов деятельности учащихся. В программы заложено три уровня результатов внеурочной деятельности: школьник знает и понимает общественную жизнь; школьник ценит общественную жизнь; школьник самостоятельно действует в общественной жизни. Адресуются директорам школ, заместителям директоров школ, специалистам внеурочной работы с детьми.

В пособии даются рекомендации по планированию и организации внеурочных и самостоятельных занятий лёгкой атлетикой, по предупреждению травматизма. Учебное пособие окажет помощь преподавателям в организации работы с учащимися во второй половине дня. Книга станет пособием для организации групповых занятий в спортивных залах и на открытых площадках.

В пособии даются рекомендации по планированию и организации внеурочных и самостоятельных занятий волейболом, по предупреждению травматизма. Учебное пособие поможет преподавателям в организации работы с учащимися во второй половине дня. Книга будет полезна при организации групповых занятий в спортивных залах и на открытых площадках..

В пособии даются рекомендации по планированию и организации внеурочных и самостоятельных занятий футболом, по предупреждению травматизма. Учебное пособие окажет помощь преподавателям в организации работы с учащимися во второй половине дня. Книга станет пособием для организации групповых занятий в спортивных залах и на открытых площадках.

Авторы: Белоусова Т.Л., Бостанжиева Н.И., Казаченок Н.В., Одинцова В.П., Чозгиян О.П., ШмелеваН.В. Под редакцией А.Я. Данилюка Содержание 1. Общие положения примерной программы духовно-нравственного воспитания и развития на ступени начального общего образования. 2. Особенности духовно-нравственного воспитания и развития на ступени начального общего образования. 3. Планируемые результаты духовно-нравственного воспитания и развития на ступени начального общего образования. 4. Духовно-нравственное воспитание в 1, 2, 3, 4 классах. 5. Рекомендации по разработке рабочей программы по духовно-нравственному воспитанию и развитию младших школьников. 6. Учебно-методическое сопровождение образовательного процесса.

Особенности проектирования рабочих программ внеурочной деятельности

Федеральный закон от Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» cтатья 12. Образовательные программы - Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное (п.5) - Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (п.7)

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения образовательных программ и содержать: 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; 2) общую характеристику учебного предмета, курса; 3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 5) содержание учебного предмета, курса; 6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; 7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; 8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса. Источник : -п ФГОС ООО, Приказ МОН РФ от ( об утверждение и введение в действие ФГОС ООО и приложение к приказу ФГОС ООО); -п ФГОС НОО, Приказ МОН РФ от ( об утверждение и введение в действие ФГОС НОО и приложение к приказу ФГОС НОО)

Программы внеурочной деятельности может иметь следующую структуру: пояснительная записка; календарно-тематическое планирование; содержание программы; методическое обеспечение программы: краткий перечень материалов, инструментов и оборудования;

Титульный лист должен содержать информацию: Название образовательного учреждения, в котором разработана программа. Ф.И.О. ответственного работника, утвердившего программу с указанием даты утверждения. Вышестоящие органы образования (по подчиненности учреждения). Дата и протокола педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации. Название программы. Возраст детей, на который рассчитана программа. Срок реализации программы (на сколько лет она рассчитана). Автор программы (Ф.И.О, занимаемая должность). Название города. Год создания программы.

Пояснительная записка раскрывает: - цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по конкретному направлению внеурочной деятельности; -актуальность изучаемой деятельности, педагогическую идею, положенную в основу предлагаемой программы; -психолого-педагогические принципы, на основе которых построено содержание программы; - обоснование содержание и методов деятельности; - информацию о продолжительности каждого занятия; -информацию о том, для детей какого возраста предназначена программа; -информацию об особенностях места проведения занятий;

- информацию об ожидаемых личностных, метапредметных и предметных результаты освоения конкретного курса внеурочной деятельности: в этом разделе конкретизируются планируемые результаты освоения программы включающие, в том числе, личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия; из описания так же должно быть видно, на достижение какого уровня воспитательных результатов направлена данная программа; -сроки реализации программы (распределение часов по годам обучения); - формы подведения итогов работы (формы контроля)- выставки, спектакли, концерты, соревнования, турниры, конференции, портфолио и др.

Тематическое планирование В тематическом плане раскрывается последовательность изучения разделов (модулей) и тем программы, показывается распределение часов по разделам и темам из расчёта общего количества часов по курсу, с указанием количества часов на теоретические и практические занятия (аудиторные и внеаудиторные). Тематический план составляется на весь срок реализации программы.

Содержания программы. Строится по разделам и темам в соответствии с тематическим планом и представляет из себя реферативное описание модулей, тем с указанием применяемых форм внеурочной деятельности и изложением основных изучаемых вопросов по теме в заданной последовательности. При описании содержания тем (модулей) учебной программы может быть рекомендована следующая последовательность изложения: -название темы; -необходимое количество часов для её изучения; -планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные) -содержание учебного материала (дидактические единицы).

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение В разделе указывается: - основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература (в библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для учителя); - перечень рекомендуемых технических средств обучения, демонстрационные печатные пособия; -экранно-звуковые пособия, цифровые образовательные ресурсы (компьютерная поддержка программы); - учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование (коллекции различных предметов по направлениям деятельности данного объединения).

Критерии анализа 1. Отвечает ли содержание данной программы внеурочной деятельности требованиям зафиксированным в п ФГОС ООО 2. Насколько полно основные структурные разделы программы (пояснительная записка, тематическое планирование, содержание курса, материально-техническое обеспечение) раскрывают суть и основные характеристики программы 3. Насколько цели и задачи программы взаимосвязаны с основными направлениями внеурочной деятельности, определенными ФГОС, основной образовательной программой ООО и используемыми учебно-методическими комплектами (системами учебников) 4. Является ли содержание программы продолжением содержания образования, реализуемого в ходе деятельности обучающихся на уроке 5. Насколько полно, в соответствии с основной образовательной программой ООО сформулированы личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного курса внеурочной деятельности 6. Насколько адекватно материально-техническое обеспечение целям и задачам, заявленным в программе.

Типы образовательных программ внеурочной деятельности

- Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности (ОП туристско- краеведческой деятельности, ОП деятельности школьного театра и т.п.); -Тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности и т.п.);

-Образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня Такие программы могут иметь возрастную привязку, например: для 1-2-го класса – образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности; для 2-3-го класса – образовательная программа, формирующая позитивное отношение к базовым ценностям; для 4-го класса – образовательная программа, дающая ребенку опыт самостоятельного общественного действия;

- Возрастные образовательные программы (образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников; образовательная программа внеурочной деятельности подростков; образовательная программа внеурочной деятельности старшеклассников); - Индивидуальная образовательная программа для учащихся.

( Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования», Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования (Приложение к письму Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г ) -модели внеурочной деятельности; - условия осуществления внеурочной деятельности

Типы организационных моделей внеурочной деятельности: модель дополнительного образования модель «школа полного дня»; оптимизационная модель ; инновационно- образовательная модель

При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта (п 17, ФГОС НОО)

Условия для реализации внеурочной деятельности Организационное обеспечение Нормативное обеспечение Финансово-экономические условия Информационное обеспечение Научно-методическое обеспечение Материально-техническое обеспечение Кадровые условия

При организации взаимодействия с УДО детей необходимо учесть, что: - УДО детей находятся вне ФГОС; - у них есть свои лицензионные нормы охвата детей и определенное количество ставок педагогических работников; - УДО подразделяются на различные виды («станция» может работать только по одному направлению, «Центр» - по четырем направлениям, «Дом творчества» - по пяти направлениям, «Дворец творчества» - по десяти направлениям). Может сложиться ситуация, когда они не смогут организовать внеурочную деятельность по всем направлениям; -УДО находятся в различных ведомствах: Детские школы искусств, Музыкальные школы, Детские эстетические центры (Сфера культуры) или Станция техников, туристов, ДЮСШ, Дома творчества, ДД(Ю)Т (Сфера образования). УДО сферы культуры осуществляют свою деятельность за определенную плату, а внеурочная деятельность в рамках ФГОС должна предоставляться бесплатно.

Основная литература 1. Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Воспитательная система школы: от А до Я. М.: Просвещение, Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. / Сост. Савинов Е.С. М.: Просвещение, с. (Стандарты второго поколения) 3. Методические материалы и разъяснения по отдельным вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования (Приложение к письму Департамента общего образования Минобрнауки России от 19 апреля 2011 г ). 4. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования (Приложение к письму Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г ). 5. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, с. (Стандарты второго поколения) 6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. Пр-271). 7. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект. / Под ред. Кондакова А.М., Кузнецова А.А. М.: Просвещение, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный 19644). 9. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (утверждён приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. 761 н, зарегистрирован в Минюсте России 6 октября 2010 г., регистрационный 18638).

10. Шмелькова Л.В. Примерная основная образовательная программа начального общего образования инструментальная основа разработки основной образовательной программы школы. // Администратор образования Примерные программы внеурочной деятельности: начальное и основное образование. / Под ред. Горского В.А. М.: Просвещение, Материалы Всероссийского семинара-совещания руководителей органов, осуществляющих управление в сфере образования, и ректоров учреждений дополнительного профессионального педагогического образования субъектов Российской Федерации «Обеспечение порядка введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». М., Голуб Г.Б. и др. Основы проектной деятельности школьников. Методические рекомендации. М.: Изд. Фёдоров, Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. / Сост. Савинов Е.С. М.: Просвещение, с. (Стандарты второго поколения) 15. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования Сан ПиН » (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный 4594). 16. Сан ПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный 19993). 17. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. // Вестник образования С Об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования на 2003/2004 уч. год (информационное письмо Минобразования России ин/13-03 от ).

Интернет-источники 1. Сайт сотрудников Центра теории воспитания Института теории и истории педагогики РАО, специально посвящённый проблемам внеурочной деятельности школьников: Сайт Министерства образования и науки РФ 3. Сайт Федерального государственного образовательного стандарта Сайт Института стратегических исследований в образовании