Единые педагогические требования к обучению и поведению пятиклассников.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Адаптация к учебному процессу. Адаптация первоклассников Адап- тация 1 а 25 чел. 1 б 23 чел. 1 в 22 чел. Всего 70 чел. Хорошая %16– 70%15- 68%50-
Advertisements

5 класс – новый этап в жизни детей. 5-й класс - это: Изменение условий обучения (учителя- предметники и разные кабинеты вместо одного учителя и своего.
Возрастные особенности пятиклассников. Происходит замена ведущей деятельности с учебной (что характерно для младшего школьника) на общение со сверстниками.
Родительское собрание « Особенности школьной адаптации пятиклассников : чем мы можем помочь »
Родительское собрание Кочмарева Н.Н., учитель высшей категории МБОУ Лицей 2, г. Красноярск Психологические особенности пятиклассников.
Педагог психолог, канд. пс.наук ГОУ СОШ 1929 Хлестова Е.Д.
Переход из начального звена в среднее важный этап в жизни ребенка.
Сопровождение учащихся при переходе в 5 класс средней школы.
Психологическое сопровождение процесса адаптации пятиклассников в рамках ГЭП «Шестилетняя начальная школа» Психологическое сопровождение процесса адаптации.
И снова в школу, или как помочь пятикласснику…. Как показывает практика, большинство детей переживают это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся.
«Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального образования – на основную ступень»
(Как стать успешным) Автор: Алексеева Г.В., учитель математики МАОУ СОШ с. Мошенское.
" Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы "
" Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы "
" Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы "
Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы. Возрастные психологические особенности пятиклассников: Обретение чувства взрослости - основная характеристика.
ПЯТИКЛАССНИКИ – «ОБЫКНОВЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ НЕОБЫКНОВЕННО ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ДЕТЕЙ». Серьёзные несерьёзные проблемы адаптации организма и психологии личности ребёнка.
Возрастные психологические особенности пятиклассников Подготовила и провела классный руководитель: Яковлева Ирина Владимировна.
Адаптация - приспособление организма к внешним условиям. Школьная адаптация - процесс формирования механизма приспособления ребенка к требованиям и условиям.
Психологические факторы эффективности адаптации первоклассников.
Транксрипт:

Единые педагогические требования к обучению и поведению пятиклассников.

Процесс перехода из начального звена в среднюю школу, по-прежнему, является непростым и требует организации определенных условий для успешной адаптации учащихся.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

Переход ребенка из 4 в 5 класс – важный этап. Он связан с возрастанием психоэмоциональной нагрузки на него, с повышением требований к его степени самостоятельности, физиологическими изменениями. Всё это – серьёзное испытание для психики Вашего новоиспеченного пятиклассника. И адаптация может эффективно произойти только в союзе «Учитель – Родитель».

Часть пятиклассников уже готовы быть во многих ситуациях обучения партнерами с учителем, а другие еще ждут «взрослого помощника», который все расскажет и покажет, их постепенно нужно вести к новой ситуации обучения и вводить необходимую долю самостоятельности постепенно, формируя и необходимую активность в учении.

Действия педагога по конструированию комфортной образовательной среды заключаются в обеспечении наиболее благоприятных условий для взаимодействия, в том, чтобы дать возможность ребенку проявиться в полной мере как личность. В этом случае эффективны при организации общения с учащимися в процессе обучения просьбы, убеждения, четкая организация, определенный компромисс, доброжелательные взаимоотношения в системах «учитель – ученик», «ученик – ученик».

Среди трудностей школьной жизни пятиклассников в родительских анкетах наиболее часто указываются: возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают конспектировать; возросший объем работы, как на уроке, так и дома; новые, непривычные требования к оформлению работ; необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.

Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности.

Родители, принуждая детей работать на «оценку», все больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в период адаптации «пятиклашек» к школьной жизни, когда стремление ребенка хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с лучшей стороны побуждает его проявлять высокую активность.

Возрастные психологические особенности пятиклассников Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка.

Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь - от семьи, от родителей. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов со взрослыми.

В силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы.

Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт, и даже конфликт.

Все эти психологические особенности постепенно начинают проявляться как раз в возрасте лет - при переходе в среднюю школу, достигая апогея к годам. Поэтому процесс адаптации в этом возрасте может оказаться весьма непростым, и соучастие педагогов и родителей просто необходимо.

Очень важно в этот период проводить профилактическую работу с детьми. Следует выработать четкие, последовательные и устойчивые требования, объяснить ребятам, почему они необходимы, согласовать требования учителей-предметников.

Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, умения использовать их для лучшего понимания материала. Как уже отмечалось, именно «ориентированность на ошибку», которая нередко подкрепляется неправильным отношением взрослых к ошибкам как к недопустимому наказуемому явлению, - одна из основных форм школьной тревожности.

Меры, способствующие организации работы в классе 1.Учителям, которые принимают пятый класс после выпускного, следует провести подготовительную работу («переключиться», т.е. настроиться на возрастные особенности пятиклассников, вспомнить методы работы с ними); 2. Всем учителям, работающим с классом, следует прийти на первое родительское собрание, чтобы ознакомить родителей с программой и требованиями по предмету. 3. Рекомендуется в течение первого месяца учебы проверять готовность ребенка к уроку: наличие учебных пособий, тетрадей и т.п. Это поможет выработать у детей навыки подготовки к урокам. 4.Учителям-предметникам следует согласовать свою работу, равномерно распределяя учебную нагрузку по разным предметам; в первую очередь это относится к домашним заданиям.

Необходимо согласовать требования разных учителей и по возможности выработать единые требования, например: а) обязательные дисциплинарные требования (правила): здороваемся стоя; не перебивать ни учителя, ни ученика; поднятая рука сигнал о вопросе или ответе; опоздания не допускаются; б) организация учебного процесса: наличие необходимых учебных пособий; соблюдение правил оформления тетрадей (наличие полей, запись даты, надписи «Классная работа» и «Домашняя работа», сколько отступать между работами и т.п.);

в) отношения между детьми; между учителем и ребенком: проявлять уважение друг к другу; звонить и помогать заболевшим ученикам и т.п. Необходимо объяснить пятикласснику, для чего нужен дневник - для записи домашнего задания и (или) выставления оценок? Обязательно надо рассказать детям о требованиях к ведению дневника, о том, кто ставит оценки в дневник - классный руководитель или учитель-предметник.

Рекомендации психолога родителям Понимать трудности, с которыми сталкивается ребенок при переходе в основную школу, и, постепенно приучая его к самостоятельности, не отказывать ребенку в помощи при подготовке к уроку, мотивируя отказ тем, что он уже вырос. Научить ребенка организовывать свой труд (вести дневник, планировать выполнение домашнего задания, подготовить рабочее место, собрать все необходимое для школы). Помочь ребенку запомнить все фамилии, имена, отчества учителей-предметников и классного руководителя.

Обеспечить соблюдение ребенком оптимального для его возраста режима дня. Никогда не обсуждать с ребенком учителей, формировать положительное отношение ребенка к школе. Создать необходимые условия для полноценного отдыха ребенка в свободное от учебы время (посещение стадиона, спортивных площадок, прогулки на свежем воздухе и т. д.). Верить в своего ребенка, опираться не его реальные возможности, обеспечить ему эмоциональный комфорт дома.