Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС Из опыта работы Миняевой Е.Н., учителя начальных классов МБОУ «РСОШ 3»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Advertisements

Т ЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Автор: Мельникова Елена Леонидовна Т ЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Автор: Мельникова Елена.
Семинар подготовили учителя 2-х классов. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ. Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, И это станет моим.
Проблемный урок, ИЛИ Как открывать знания с учениками. Хвоинская В. А., МБОУ СОШ 13, г. Сургут.
«Механизмы совершенствования содержания и способов организации образовательного процесса на уроках физико-математической направленности для достижения.
Применение технологии проблемного диалога Учитель начальных классов: Татуревич Нинель Владимировна МОУ ИРМО Пивоваровская СОШ.
Выполнила учитель МБОУГ « Гимназия 97 г. Ельца» Дук Н.В.
Технология проблемно-диалогического обучения на уроках математики, как средство формирования личностного развития обучающихся Воропаева Ирина Михайловна.
ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК или Как открывать знания с учениками.
Теория и практика проблемно- диалогического обучения в ОС «Школа 2100»
Урок объяснения нового материала урок «открытия» знаний учениками.
ЧТО ДОЛЖНЫ ИЗМЕНИТЬ НОВЫЕ СТАНДАРТЫ? Главная задача школы – дать хорошие, прочные… ЗНАНИЯ ? 1 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные опыт получения, преобразования.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний посредством.
Поташникова Е.М. Косовцева Н.И. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Лицей 17 Технология проблемно- диалогического обучения.
« Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, И это станет моим навсегда ». Древняя мудрость.
«Школа 2100» И ПРОБЛЕМНО- ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ.
Выполнили: Казбулатова Р.А. Шуйскова Т.И.. Личностные УУД – умения самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот.
ФГОС: I. Общие положения. п. 7 В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования как.
В чем смысл нового стандарта? Главное - переосмысление образовательных целей. законодательном впервые образовательный процесс нацеливается на всестороннее.
Транксрипт:

Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС Из опыта работы Миняевой Е.Н., учителя начальных классов МБОУ «РСОШ 3»

Главная цель образования: формирование функционально-грамотной личности способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, самообразования, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.

Системно-деятельностный подход Системно-деятельностный подход– основа ФГОС Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь.

Проблемно-диалогическая технология Цель – обучить самостоятельному решению проблем Средство - открытие знаний вместе с детьми Проблемно-диалогический урок 1. Актуализация учениками своих знаний. 2. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками. 3. Поиск решения проблемы учениками. 4. Выражение решения. 5. Применение знаний учениками.

Проблемно-диалогическая технология Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования («С одной стороны, а с другой стороны...», «Что удивляет? В чём затруднение?..», «Какой возникает вопрос? Что надо узнать?...») Поиск решения – этап формулирования нового знания («Определите сами…» Сделайте вывод…», «Как мы можем ответить на наш вопрос?...») Создание продукта – «Придумай схему…», «Зарифмуй правило…»

Методы постановки учебной проблемы побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог 1) создания проблемной ситуации; 2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации; 3) побуждения к формулированию учебной проблемы; 4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Приёмы создания проблемной ситуации Прием 1: учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения. Анализ УчительУченики Постановка проблемы предъявление первого факта предъявление второго факта побуждение к осознанию побуждение к проблеме вопрос – Ребята! У кого есть собака? – Какой породы ваши собаки? – Ученые подсчитали, что сейчас на Земле существует несколько тысяч пород собак. – А сколько было пород со- бак у древних людей? – Так что вас сейчас удивило? Что интересного заме- тили? – Какой возникает вопрос? Фиксирует вопрос на доске. Поднимают руки. Называют. – Думаем, одна! (Проблемная ситуация.) – Была одна порода, а стало много. (Осознание противоречия.) – Откуда взялось столько пород собак? (Вопрос.)

Приёмы создания проблемной ситуации Прием 2: состоит в том, что педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал.

Посмотри, какую карту я нарисовала! Ты нарисовала не карту, а план. Кто прав? Какие возникают вопросы? Что такое карта? Что такое план? Чем карта отличается от плана? Пример проблемной ситуации (урок окружающего мира, 2 класс)

Приёмы создания проблемной ситуации Прием 3: выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

Приёмы создания проблемной ситуации Прием 4: ученикам дается невыполнимое задание

Приёмы создания проблемной ситуации Прием 5: предлагает задание, не сходное с предыдущими, т.е. такое, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались.

Пример проблемной ситуации (задание с затруднением) Задание на сложение дробей (не изучали) 2/4 + 1/4 = ? Учебник «Математика», 4 класс Разные результаты (не знают правила): Ответы: 3/4 или 3/8 ? Что-то не так… А мы умеем складывать дроби? (осознание затруднения) Какая у нас сегодня цель урока? УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА: Научиться складывать дроби! РЕШЕНИЕ: АЛГОРИТМ / ПРАВИЛО СЛОЖЕНИЯ ДРОБЕЙ Пример проблемной ситуации (задание с затруднением)

Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока.

Сообщение темы с мотивирующим приемом Учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом, либо характеристикой значимости темы для самих учащихся. Для этого существуют специальные приемы, условно называемые "яркое пятно" и "актуальность".

Методы поиска решения учебной проблемы Побуждающий к гипотезам диалог Этапы: 1) побуждения к выдвижению гипотез; 2) принятия выдвигаемых учениками гипотез; 3) побуждения к проверке гипотез; 4) принятия предлагаемых учениками проверок.

Методы поиска решения учебной проблемы Подводящий к знанию диалог Данный метод поиска решения учебной проблемы не требует выдвижения и проверки гипотез. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания.

Какие общеучебные умения развивает проблемный диалог? 1. Организационные – умение решать проблемы 2. Коммуникативные – вести диалог 3. Интеллектуальные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. 4. Оценочные – в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора

Технология проблемно- диалогического обучения Является: - результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний - здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний - - носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.