Формирующее оценивание при изучении темы «Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи». 9 класс Клокова Е. В., учитель русского языка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Орфоэпическая разминка Откупорить, прозорливый, сливовый, звонишь, средства, каталог, согнутый, баловать, упрочение, щавель, жалюзи, намерение, августовский,
Advertisements

Сложное предложение Основные виды сложных предложений; знаки препинания в сложных предложениях.
Уметь правильно определять вид связи сложного предложения. Выполнять синтаксический разбор сложного предложения. Особенности строения сложного предложения;
Полётное повторение Сложное предложение БСПССПСПП [ ], и [ ] а но [ ],(что ) [,(хотя ), ] [ ]:[ ] [ ]-[ ] [ ];[,, ]
Бессоюзные сложные предложения Бессоюзные сложные предложения (урок обобщения, систематизации и проверки знаний)
Презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме: Презентация"Синтаксический разбор сложного предложения" (экологическое равновесие)
Пилиндромы или перевертыши А роза упала на лапу Азора Кок, поп, потоп, топот, довод Город дорог. Голод, чем меч долог?
Контрольная работа по теме «Бессоюзные сложные предложения» Синтаксис. 9 класс. (20-25 минут)
Спишите, расставляя ударения: Согнутый, сосредоточение, средства, таможня, танцовщица, творог, торты, убыстрить, углубить, украинский.
Сложноподчиненные предложения. Средства связи и знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Подготовила и провела учитель русского языка и литературы.
Повторение по теме «Сложноподчиненные предложения»
МАОУ Быструшинская СОШ Учитель : Юрова Татьяна Ивановна.
СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ЦЕЛЬ УРОКА: 1. Выяснить, чем сложноподчинённое предложение отличается от сложносочинённого. 2. Какими бывают средства связи.
Урок 13 Сложные предложения сразличными видами связи ипунктуация в них.
Группа 1 I.Рассказать о способах подчинительной связи. Объяснить, как их отличить друг от друга. II.Рассказать об особенностях назывных предложений. Привести.
Сложное предложение. Такое предложение состоит из двух и более частей, объединенных в одно целое грамматически, интонационно и по смыслу. Сложное предложение,
Сложные предложения Работу выполнила обучающаяся 9 а класса МБВСОУ ОСОШ Флегонтова Анастасия.
Подул ветер и … Подул ветер, и … Подул ветер, когда… ПП ССП СПП.
Простое и сложное предложение. Презентация к уроку по русскому языку (5 класс)
Понятие о сложном предложении. В лесу ещё лежит нетронутый снег. Ещё земли печален вид, а воздух уж весною дышит. ©Жукова М.В.
Транксрипт:

Формирующее оценивание при изучении темы «Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи». 9 класс Клокова Е. В., учитель русского языка НИШ г. Талдыкорган

Формирование навыков учителей русского языка по составлению и использованию критериев оценивания при изучении темы «Сложное предложение с разными видами связи» в 9 классе Цель:

Сложные предложения с разными видами связи это сложные предложения, которые состоят не менее чем из трёх простых предложений, связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.

1) сочинение и подчинение. Например: Стадо диких уток со свистом промчалось над нами, и мы слышали, как оно опустилось на реку недалеко от нас. [ ], и [ ], (как..). 2) сочинение и бессоюзная связь. Например: Уж было поздно и темно; сердито бился дождь в окно, и ветер дул, печально воя. [ ]; [ ], И [ ]. 3) подчинение и бессоюзная связь. Например: По Каме около устья тянулись вереницей такие длинные плоты, что нельзя было увидеть их конца: он терялся в тумане. [ ], (что... ) : [ ]. 4) сочинение, подчинение и бессоюзная связь. Например: В саду было просторно и росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями.

Цели и задачи изучения раздела «Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи» 1. Закрепить знания учащихся о сложносочинённых, сложноподчинённых и бессоюзных предложениях; виды синтаксической связи в сложных предложениях; 2. Научить находить сложные предложения с различными видами связи; определять виды синтаксической связи между частями сложного предложения; 3. Развивать умения соотносить сложные предложения с данными схемами; составлять схемы указанных сложных предложений; правильно расставлять необходимые знаки препинания между частями сложных предложений разных типов; 4. Прививать навыки правильно использовать сложные предложения в речи.

Критерии (содержание образования) Дескрипторы (ожидаемый результат) А (мах 5) Знание, понимание и оперирование знаниями Учащийся знает, что такое сложное предложение, его признаки, знает различия между ССП, СПП и БСП, особенности семантики видов сложных предложений, правила постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи. В (мах 8) Применение умений и навыков Ученик умеет находить сложные предложения с различными видами связи; определять виды синтаксической связи между частями сложного предложения. Соотносит сложные предложения с данными схемами; составляет схемы указанных сложных предложений; правильно расставляет необходимые знаки препинания между частями сложных предложений разных типов, производит синтаксический разбор сложных предложений с разными видами связи, С (мах 12) Организация информации и коммуникация Учащийся умеет оценивать и сравнивать языковые факты, владеет навыком выра ­ зительного чтения предложений с разными типами связи, передает с помощью интонации смысловые отношения между частями сложного предложения, характеризует выражаемое предложением смысловое значение, конструирует сложное предложение с разными видами связи из простых предложений, аргументируя постановку знаков препинания, а также сложные предложения по заданной схеме, употребляет в письменной речи предложения сложных конструкций.

Критерий Уровень достижений Дескрипторы А (max 5) Знание, понимание и оперирование знаниями 0Учащийся не достиг ни одного из критериев, перечисленных ниже 1Учащийся знает, что такое сложное предложение 2 Учащийся знает, что такое сложное предложение, его признаки 3Учащийся знает, что такое сложное предложение, его признаки, знает различия между ССП, СПП и БСП 4 Учащийся знает, что такое сложное предложение, его признаки, знает различия между ССП, СПП и БСП, правила постановки знаков препинания в сложном предложении 5Учащийся знает, что такое сложное предложение, его признаки, знает различия между ССП, СПП и БСП, особенности семантики видов сложных предложений, правила постановки знаков препинания в сложном предложении.

В (max 8) Применение умений и навыков 0 Учащийся не достиг ни одного из критериев, перечисленных ниже 1 Ученик распознает части сложного предложения 2 Ученик распознает части сложного предложения, может отличить простое предложение от сложного. 3 Ученик распознает части сложного предложения, может отличить простое предложение от сложного, умеет находить сложные предложения с различными видами связи. 4 Ученик распознает части сложного предложения, может отличить простое предложение от сложного, умеет находить сложные предложения с различными видами связи, определять виды синтаксической связи между частями сложного предложения. 5 Ученик распознает части сложного предложения, может отличить простое предложение от сложного, умеет находить сложные предложения с различными видами связи, определять виды синтаксической связи между частями сложного предложения. Соотносит указанные сложные предложения с данными схемами. Производит синтаксический разбор сложных предложений, но допускает 3 ошибки. 6 Ученик распознает части сложного предложения, может отличить простое предложение от сложного, умеет находить сложные предложения с различными видами связи, определять виды синтаксической связи между частями сложного предложения. Соотносит указанные сложные предложения с данными схемами, составляет схемы указанных сложных предложений. Производит синтаксический разбор сложных предложений с 2 ошибками. 7 Ученик распознает части сложного предложения, может отличить простое предложение от сложного, умеет находить сложные предложения с различными видами связи, определять виды синтаксической связи между частями сложного предложения. Соотносит указанные сложные предложения с данными схемами, составляет схемы указанных сложных предложений; расставляет необходимые знаки препинания. Производит синтаксический разбор сложных предложений с незначительными ошибками. 8 Ученик умеет находить сложные предложения с различными видами связи; определять виды синтаксической связи между частями сложного предложения. Соотносит сложные предложения с данными схемами; составляет схемы указанных сложных предложений; правильно расставляет необходимые знаки препинания между частями сложных предложений разных типов. Производит синтаксический разбор сложных предложений с разными видами связи (без ошибок).

С (max 12) Организация информации и коммуникация 0 Учащийся не достиг ни одного из критериев, перечисленных ниже.1 Учащийся владеет навыком выразительного чтения предложений. 2 Учащийся владеет навыком выра ­ зительного чтения предложений с разными типами связи, но не точно передает с помощью интонации смысловые отношения между частями сложного предложения. 3 Учащийся владеет навыком выра ­ зительного чтения предложений с разными типами связи, передает с помощью интонации смысловые отношения между частями сложного предложения, но не характеризует выражаемое предложением значение 4 Учащийся владеет навыком выра ­ зительного чтения предложений с разными типами связи, передает с помощью интонации смысловые отношения между частями сложного предложения, но не точно характеризует выражаемое предложением смысловое значение. 5 Учащийся владеет навыком выра ­ зительного чтения предложений с разными типами связи, передает с помощью интонации смысловые отношения между частями сложного предложения, правильно характеризует выражаемое предложением смысловое значение. 6 Учащийся владеет навыком выра ­ зительного чтения предложений с разными типами связи, передает с помощью интонации смысловые отношения между частями сложного предложения, характеризует выражаемое предложением смысловое значение, но не умеет составлять схемы предложений.

С (max 12) Организация информации и коммуникация 7 Учащийся владеет навыком выразительного чтения предложений с разными типами связи, передает с помощью интонации смысловые отношения между частями сложного предложения, характеризует выражаемое предложением смысловое значение, умеет составлять схемы предложений, но допускает неточности при составлении предложений с указанным значением.8 Учащийся владеет навыком выра ­ зительного чтения предложений с разными типами связи, передает с помощью интонации смысловые отношения между частями сложного предложения, характеризует выражаемое предложением смысловое значение, умеет составлять схемы предложений, конструирует предложения с указанным значением, но допускает неточности при составлении сложных предложений с разными видами связи по заданной схеме. 9 Учащийся владеет навыком выра ­ зительного чтения предложений с разными типами связи, передает с помощью интонации смысловые отношения между частями сложного предложения, характеризует выражаемое предложением смысловое значение, умеет составлять схемы предложений, конструирует предложения с указанным значением. Составляет сложные предложения с разными видами связи по заданной схеме, но затрудняется в постановке знаков препинания. 10 Учащийся владеет навыком выра ­ зительного чтения предложений с разными типами связи, передает с помощью интонации смысловые отношения между частями сложного предложения, характеризует выражаемое предложением смысловое значение, умеет составлять схемы предложений, конструирует предложения с указанным значением. Составляет сложные предложения с разными видами связи по заданной схеме, правильно расставляет знаки препинания, но не аргументирует их постановку. 11 Учащийся владеет навыком выра ­ зительного чтения предложений с разными типами связи, передает с помощью интонации смысловые отношения между частями сложного предложения, характеризует выражаемое предложением смысловое значение, умеет составлять схемы предложений, конструирует предложения с указанным значением. Составляет сложные предложения с разными видами связи по заданной схеме, правильно расставляет знаки препинания, аргументируя их постановку, но не употребляет в письменной речи предложения сложных конструкций. 12 Учащийся умеет оценивать и сравнивать языковые факты, владеет навыком выра ­ зительного чтения предложений с разными типами связи, передает с помощью интонации смысловые отношения между частями сложного предложения, характеризует выражаемое предложением смысловое значение, конструирует сложное предложение с разными видами связи из простых предложений, аргументируя постановку знаков препинания, а также сложные предложения по заданной схеме, употребляет в письменной речи предложения сложных конструкций.

Критерий А 1. Какие предложения называются сложносочинёнными? А) Сложносочинённые предложения – это такие предложения, в которых простые равноправные по смыслу предложения связаны сочинительными союзами. В) Сложносочинённые предложения – это такие предложения, в которых одно простое предложение зависит от другого простого предложения. С) Сложносочинённые предложения – это такие предложения, в которых простые предложения связаны союзом И. 2. Какие предложения называются сложноподчинёнными? А) Сложноподчинённые предложения – это такие предложения, в которых простые равноправные по смыслу предложения связаны подчинительными союзами. В) Сложноподчинённые предложения – это такие предложения, в которых одно из предложений подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом. С) Сложноподчинённые предложения – это такие предложения, в которых одно из предложений подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом НО. 3. Какие предложения называются бессоюзными? А) Простые предложения без союзов и союзных слов называются бессоюзными. В) Сложные предложения без союзов и союзных слов называются бессоюзными. С) Простые и сложные предложения без союзов и союзных слов называются бессоюзными. 4. На месте каких цифр необходимо поставить знаки препинания в предложении: Везде все бело и неподвижно(1) то вдруг белая высокая стена вырастает справа(2) то вдруг исчезнет(3) и вырастает спереди(4) чтобы убежать(5) и опять исчезнуть. А) 1, 2, 3 В) 1, 2, 5 С) 1, 2, 4 5. В каком случае дана правильная характеристика предложения? Везде все бело и неподвижно(1) то вдруг белая высокая стена вырастает справа(2) то вдруг исчезнет(3) и вырастает спереди(4) чтобы убежать(5) и опять исчезнуть. а) СП с сочинением и подчинением б) СП с сочинением и бессоюзной связью в) СП с подчинением и бессоюзной связью г) СП с сочинением, подчинением и бессоюзной связью

Критерий В Какое из данных предложений соответствует схеме? Произведите его синтаксический разбор 1. Солнце закатилось, но ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге. (Лермонтов) 2. Уже давно село солнце, но лес еще не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье. (Бунин) 3. Но когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою. (Чехов)

Критерий С Самостоятельно сконструируйте предложение, соответствующее схеме: Объясните постановку знаков препинания.

Критерии А-В 1. В каком случае представлено сложное предложение с разными видами связи? а) Солнце как будто запоздало в это утро и, когда оно заглянуло из-за домов и церквей, застало всех в страшной суматохе. б) Как ни велика сила Базарова, она только свидетельствует о величии силы, его породившей и питающей. в) Громадная фигура, сидевшая за столом спиной к нему, повернулась, и на Павку глянули из-за густых черных бровей суровые глаза брата. г) В доме Шуминых только что закончилась служба, которую заказывала бабушка, и теперь Наде было видно, как в зале накрывали на стол. 2. В каком случае представлено сложное предложение с разными видами связи? а) Обращаться с языком кое-как значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. б) Когда видишь перед собой остатки величественной красоты, которая была в таком обилии сосредоточена в Акрополе, воочию убеждаешься, как противостояли друг другу искусство и опустошительные войны. в) Андерсен собирал зерна поэзии с крестьянских полей, согревал их у своего сердца, сеял в низких хижинах, и из этих семян вырастали и расцветали невиданные и великолепные цветы поэзии, радовавшие сердца бедняков. г) Жизнь есть постоянный труд, и только тот понимает ее вполне по-человечески, кто смотрит на нее с этой точки зрения. 3. В каком случае дана правильная характеристика предложения? Уже все было готово к нашему отлету: упаковано снаряжение, продукты, инструменты, личные вещи, но ледяной аэродром на реке, где нас с Василием Николаевичем должны были высадить, затопила наледь, и теперь там невозможно было посадить самолет. а) СП с сочинением и подчинением б) СП с сочинением и бессоюзной связью в) СП с подчинением и бессоюзной связью г) СП с сочинением, подчинением и бессоюзной связью 4. В каком предложении на стыке союзов следует поставить запятую? а) Я был командирован редакцией «Русских ведомостей» дать отчет о юбилее, и когда явился, то уже все сидели за столом. б) Он пробыл недолго в Марселе; но когда он рассказывал о марсельской жизни, это не было впечатлениями туриста. в) Когда раздали палатки, наши офицеры поместились вместе, а так как офицерские палатки были просторны, то капитан решил поселить с собою и меня. г) Больница была устроена на восемьдесят человек, но так как она одна служила на несколько окрестных губерний, то в ней помещалось до трехсот. 5. В каком случае дана правильная характеристика предложения? Везде все бело и неподвижно; то вдруг белая высокая стена вырастает справа, то вдруг исчезнет и вырастает спереди, чтобы убежать и опять исчезнуть. а) СП с сочинением и подчинением б) СП с сочинением и бессоюзной связью в) СП с подчинением и бессоюзной связью г) СП с сочинением, подчинением и бессоюзной связью

Критерии В-С Спишите текст, расставляя знаки препинания. Укажите сложное предложение, состоящее из нескольких частей. Составьте его схему, произведите синтаксический разбор. Продолжите текст, используя сложные предложения с разными видами связи. Музыка... Великое никогда не увядающее искусство. Она окружает человека с древнейших времён и по сей день. Особенно много музыки звучит сегодня в век плейеров и караоке телевидения и компьютеров когда так доступны концерты и практически каждый может научиться играть на каком- либо инструменте. Да звучит очень много музыки. И она всегда разная: старинная и современная так называемая «классическая» и «лёгкая» исполняемая профессиональными артистами и любителями. Как разобраться сориентироваться в этом безбрежном звуковом море?

Критерии В-С Перепишите, соблюдая правила орфографии и пунктуации, устно объясняя постановку знаков препинания. Выполните синтаксический разбор предложений, составьте их схемы. Попробуйте самостоятельно сконструировать предложение, соответствующее схеме: 1. Я вероятно не сумею передать достаточно ярко и уб..дительно как велико было мое изумление когда я почу..ствовал что почти каждая книга как(бы) открывает передо мною окно в новый (не)ведомый мир рассказывая мне о людях чу..ствах мыслях и отношениях которых я (не)знал (не)вид..л (Горький). 2. Говоря строго язык никогда не устанавливает..ся ок..нчательно он (не)престан..о живет и движ..тся разв..ваясь и совершенствуясь... (Белинский). 3. Как прекрас..ые и возвышен..ые мысли не утрачивают пр..влекательность и силу так и пустяки во веки веков останут..ся пустяками (Немирович- Данченко).

Задание для слушателей семинара К теме «Сложное предложение с разными видами связи» подберите упражнение, по которому могли бы быть оценены знания, умения и навыки учеников по всем трем критериям, К теме «Сложное предложение с разными видами связи» подберите упражнение, по которому могли бы быть оценены знания, умения и навыки учеников по всем трем критериям, распишите дескрипторы.

Источники: 1.А. А. Красноборова. Критериальное 2. оценивание в школе. 3. – Пермь, ПГПУ – 2010 г. 4. Красноборова А. А. Критериальное оценивание как технология формирования учебно-познавательной компетентности учащихся. – Нижний Новгород, ПГПУ – 2010 г. 5.М. Н. Аникина. Синтаксис сложноподчиненного предложения. – Москва, Дрофа – 2006 г. 6.Р. А. Московина. Изучение сложного предложения в школе. – Москва, Просвещение – 1991 г. 7.А. Ф. Ломизов. Выразительное чтение при изучении синтаксиса и пунктуации. - Москва, Просвещение – 1991 г. 8. Русский язык. Теория 5-9 классы. В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. М., Просвещение, 2009 г age/book/ age/book/