Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Из материалов о бунте сложилась «История Пугачёва», а затем и художественное произведение… Выплонила 3 группа.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Из материалов о бунте сложилась «История Пугачёва», а затем и художественное произведение…
Advertisements

« Капитанская дочка » А. С. Пушкин
Подготовила : учитель русского языка и литературы МБОУ « СОШ 45» г. Перми Макарова Юлия Александровна Пермь, 2015.
История создания произведения «Капитанская дочка» Презентацию подготовила Ольга Балобаева и Неволина Елена 8-Т класс.
Тема русской истории в творчестве А.С.Пушкина « Ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков»
К уроку – пресс – конференции по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
История создания произведения «Капитанская дочка» А.С.Пушкин.
Историческая основа повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Отражение исторической эпохи в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Урок в 8 классе Учитель: Малахова Е.В.
«Не дай бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» Кичигина Ксения, 8Б класс.
Тема урока: «Гринев и Пугачев. Столкновение и сближение характеров» ( по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Историческая основа повести. Стилистика и жанр пушкинских страниц.
ПОДНЯТЬСЯ НАД ЖЕСТОКИМ ВЕКОМ, СОХРАНИВ В СЕБЕ ГУМАННОСТЬ, ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО И УВАЖЕНИЕ К ЖИВОЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ, ТАКОЙ ВИДЯТ ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ РОМАНА НЕКОТОРЫЕ.
Тема проекта: Художественное своеобразие повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
А.С. Пушкин «История Пугачевского бунта». «История Пугачевского бунта», настоящий исторический труд Пушкина вышел в свет в декабре 1834 года в двух томах.
Доклад на тему "Капитанска дочка "учащегося 8 Б класса Анненкова Сергея.
Над проектом работала Юрина Наташа, ученица 8 «Б» класса МОУ сош 15 г. Тольятти Преподаватель Ганина Лидия Ивановна.
1. Возникновение и развитие 2. Художественный мир 3. События и герои.
Путешествие Пушкина по местам восстания Пугачева.
Транксрипт:

Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Из материалов о бунте сложилась «История Пугачёва», а затем и художественное произведение… Выплонила 3 группа

Эпиграф В « Капитанской дочке» А.С. Пушкина - история всей России 18 столетия Д.С. Лихачёв

Перспективные задачи Акцентировать внимание на историческом периоде, положенном в основу романа. Путём изучения исторических,архивных документов выяснить, как А.С.Пушкин работал над сбором материала к произведению. Определить проблематику произведения «Капитанская дочка» Рассмотреть двойственность власти в произведении

Исследование причин бунта Пугачёва на историческом материале 1 Воспользуемся книгой « Капитанская дочка». 2 Из истории узнаем о крестьянском восстании. 3 Составим историческую справку о причинах восстания под предводительством Емельяна Пугачёва. Назовём эти причины.

Личность Пугачёва в истории, требования восставших. Находим исторический материал о личности Пугачёва и о требованиях восставших. Представим Емельяна Пугачёва как историческую личность.

История создания романа « Капитанская дочка» Роман «Капитанская дочка», опубликованный в четвёртой книжке журнала « Современник»за 1836 год- итоговое произведение Пушкина

Из чего «вырастал» роман? « Прощальный» роман вырастал из пушкинских трудов по истории России.С начала 1830-х годов в центре внимания Пушкина был XYIII век: эпоха ПетраI ( шла работа над « Историей Петра») и самое крупное событие эпохи Екатерины II – крестьянский бунт гг. Из материалов о бунте сложилась « История Пугачёва» (документальное историческое произведение), написанная в Болдине осенью 1883 и опубликованная в 1834 под названием « История Пугачёвского бунта»( Изменено Николаем I)

От « Истории Пугачёвского бунта» к «Капитанской дочке» А.С. Пушкин осознавал, что перед ним задача - написать историческое произведение, а история требует достоверности, фактологии.

архивные материалы 1 группа -«…о начале работы с архивными материалами 2 группа - « …из письма А.С.Пушкина- Н.Н.Пушкиной.8 сентября 1833 года» 3 группа – «…из воспоминаний Н.А. Кайдалова…» 4 группа – «…о кропотливой работе автора над материалами…» 5 группа – « поэтический отклик Пушкина, написанный после сбора материалов к роману»

Рождение замысла романа « Капитанская дочка» Пушкин, пообщавшись с очевидцами пугачёвских событий, отчётливо понимал, что за хронологией, фактами стоят реальные человеческие судьбы. В ходе исследовательской работы Пушкин выявил, что не только низшие слои населения поддерживали «хорошего» царя-самозванца, но на сторону Пугачёва переходили дворяне, и не худшие.

Первоначальный замысел романа По первоначальному замыслу Пушкина,центральной фигурой в нём должен был стать дворянин, поручик Шванвич, перешедший на сторону Пугачёва и служивший ему «со все усердием» Сведения об этом дворянине Пушкин обнаружил в одном из пунктов официального юридического документа- « Сентенции» Сената ( там же говорилось и о подпоручике А.М. Гринёве, которого арестовали по подозрению « в сообщении со злодеями», но в ходе следствия признали невиновным).

От изучения материалов бунта к художественному замыслу… Изучение материалов бунта во время поездки в Казань и Оренбург летом 1833 года скорректировало первоначальный замысел. Пушкин пришёл к выводу, что дворянство- единственное из всех сословий – осталось верным правительству и не поддержало бунт. Судьба дворянина- отщепенца не могла послужить основой для широких художественных обобщений. Шванвич превратился бы в такого же героя –одиночку, как Владимир Дубровский, « благородный разбойник», мститель за поруганную честь семьи в романе «Дубровский»1833 года

Неожиданные превращения Пушкин нашёл нового героя – им стал не союзник, а пленник Пугачёва Башарин, помилованный самозванцем по просьбе солдат. Найдена была и форма повествования- мемуарные записки героя, обращённые к внуку( « Любезный внук мой Петруша…»-так начинается черновой набросок вступления).Зимой г. возник новый вариант произведения:в нём появились историко- бытовой материал и любовный сюжет. В годах менялись и сюжетные линии,и фамилии героев.

Прообразы героев Башарин-Валуев- Буланин- Гринёв Шванвич-Швабрин В конце сентября 1836 года роман получил название « Капитанская дочка»

« Капитанская дочка»-многоплановое произведение Широта проблематики выводят «Капитанскую дочку» за пределы жанра исторического романа. Материал истории послужил Пушкину отправной точкой для создания многопланового произведения.» Капитанская дочка»- это и семейная хроника Гринёвых (критик Страхов заметил: «Капитанская дочка»есть рассказ о том, как Пётр Гринёв женился на дочери капитана Миронова»), и роман-биография самого мемуариста Петра Гринёва, и роман-становление дворянского «недоросля», и роман-притча.

Что важнее: Гринёв для событий или события для Гринёва? В « Капитанской дочке» одинаково важны и история жизни рассказчика, и его человеческий, нравственный облик. Гринёв-свидетель и участник исторических событий. Эпоха, бунт,Пугачёв увидены глазами дворянина, присягнувшего императрице, верного своей присяге и долгу офицера.Крестьянское восстание для него- беззаконие, мятеж, « пожар».Пугачёвцев он называет «шайкой»,«разбойниками», а самого Пугачёва- «самозванцем», «бродягой», «злодеем», «беглым казаком». Его понимание происходящего не меняется : и в юности, и в зрелые годы он осуждает «русский бунт»: « Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный»

Герои произведения и бунт Пугачёвщину расценивают как бунт не только дворяне.Крепостной крестьянин Савельич,священник отец Герасим и его жена Акулина Памфиловна тоже видят в пугачёвцах бунтовщиков и злодеев.

Чьими устами глаголет истина? « Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный» Это высказывание Гринёва вызывает много споров. Некоторые исследователи находят в нём отражение точки зрения самого Пушкина..

Подробнее о бунте… Пугачёвский бунт показан в романе как национальная трагедия.Это беспощадная гражданская война, в которой бунтовщики не могут победить: свою обречённость понимает и сам Пугачёв.Не считают себя победителями и усмирители бунта ( « Мы утешались в нашем бездействии мыслию о скором прекращении скучной и мелочной войны с разбойниками и дикарями»). В этой войне есть только побеждённые- русские люди, воюющие против таких же русских людей.

Народ и власть в романе… Пушкин противопоставляет в романе не дворян и крестьян, а народ и власть. Для него народ- не только Пугачёв с его «господами генералами», «молодой казак», ударивший саблей по голове Василису Егоровну, изуродованный башкирец. Народ- это и капитан Миронов,и Маша, и попадья, и Савельич, и единственная крепостная в доме Мироновых- Палаша.

Метаморфозы власти Трагическая межа разводит героев романа именно тогда, когда они определяют своё отношение к власти. Екатерина II и Пугачёв- её символы. (Портрет Пугачёва сделан на портрете Екатерины II- автор неизвестен)

обличение власти Прочитаем отрывки из романа, касающиеся жестокости власти: А)Екатерины II Б )Пугачёва Сделайте вывод- в чём ошибки власти?

иное лицо власти ( помощь влюблённым) Вспомним сцены помилования влюблённых: А) Пугачёвым Б) Екатериной II Как это их (власть держащих) характеризует ?

Подвиг Пушкина- аргумент-1 Пушкин первым из литературоведов и историков увидел в Пугачёве выдающегося человека из народа. Не скрывая тёмных сторон казачье- крестьянского движения ( акты жестокости, разгул стихии), он с сочувствием изобразил простых людей.

Аргумент-2 Пушкин показал, что жестокость восставших вызвана варварством и бессмысленной жестокостью царской администрации и, не одобряя насилия с той и с другой стороны, решительно осудил деятелей правительственного лагеря.

Аргумент -3 В течение всего 19 века ни один писатель не поднялся на ту высоту в освещении исторической личности и её значения. Величие подвига Пушкина станет особенно ясным, если вспомнить, что «Капитанская дочка» написана в страшнейших условиях николаевской России, в эпоху казней,ссылок, доносов,разгула цензуры, расправ с передовыми людьми.

Писатели о произведении « Капитанская дочка» Прочитаем высказывания русских писателей и поэтов о « Капитанской дочке», озвучим то, которое считаем наиболее актуальным.