Русский язык 10 класс Выразительные словообразовательные средства.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОУ Клюквинская СОШ» Русский язык 10 класс Выразительные словообразовательные средства Учитель Омельчук Е.И.
Advertisements

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ Учитель русского языка и литературы Карпычева М.С. Выразительные словообразовательные средства.
Русский язык 10 класс. Я пр..обрел книжонку сказал мой с..беседник и назвал фамилию поэта- классика. Почему Вы говорите так пр..небрежительно возмутился.
Выразительные словообразовательные средства русского языка.
Презентация к уроку по русскому языку на тему: «Способы словообразования. Стилистические возможности словообразования». Автор: Миняева Наталья Александровна.
Магдиева С.С.. Обладают ли словообразовательные средства языка выразительными возможностями?
Урок русского языка в 6 классе Тема Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Учитель русского языка и литературы ТМК ОУ «Диксонская СОШ»
– раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слов.
Как образуются слова в русском языке. Способы словообразования 1ПРИСТАВОЧНЫЙ. 2.СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 3.ПРИСТАВОЧНО- СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 4СЛОЖЕНИЕ БЕЗ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ.
Морфемика – наука, изучающая морфемный состав слова. Морфема – минимальная значимая единица языка. 1. Приставка. 2. Корень. 3. Суффикс. 4. Окончание. 5.
Языковые подсистемы и информатика Повторение изученного материала.
Как писать сочинение- рассуждение на лингвистическую тему в формате ГИА 2014.
Словообразование. Словообразование - это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов языка, то есть от чего и с помощью чего образовалось.
К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно,
СЛОВА, дружище, –это как листья на дереве, и, чтобы понять, почему лист таков, а не иной, нужно знать, как растёт дерево, НУЖНО УЧИТЬСЯ. М. Горький Выписать.
Морфемный и словообразовательный разбор слова. ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Выполнила : студентка 2 курса группы С
«ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ» часть В ЗАДАНИЕ В1 «ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ» часть В ЗАДАНИЕ В1 Выполнила: Дерябина И.Г. Выполнила: Дерябина И.Г. Учитель высшей категории МБУ.
Морфемика 5 класс. Синтаксическая пятиминутка Запишите предложение, выполните его синтаксический разбор. В морфемике изучаются наименьшие значимые части.
Способы словообразования. Цель урока: изучить способы словообразования. Цель урока: изучить способы словообразования. Задачи урока: изучить основные способы.
Готовимся к промежуточной аттестации 5 класс. Задания по разделу «Фонетика. Графика. Орфография» 1. Найдите правильный ответ фонетического разбора слова.
Транксрипт:

Русский язык 10 класс Выразительные словообразовательные средства

Способы словообразования : Морфологические Приставочный ( потемнеть- темнеть) Суффиксальный (река - речушка) Приставочно- суффиксальный (соединять – единый) Бессуфиксный (переход – переходить) Сложение (ледокол- лёд, колоть; диван- кровать, МГУ) Неморфологический Переход одной части речи в другую (вкусное мороженое – сущ.; мороженое- прил. мясо)

Тест по теме «Способы словообразования» (задание ЕГЭ В1) 1. Из данных предложений выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом: В современном обществе целый океан проблем. Они обступают нас всюду, и по какой дорожке ни пойдёшь, возникают новые. 2. Из данных предложений выпишите слово, образованное приставочным способом: «Спасибо вам, дяденька»,- прошептал я. «За что, мальчик?» «За то, что я не сирота». 3. Укажите способ образования слова ОТКАЗ 4. Укажите способ образования слова РАЗРАБОТКА 5. Укажите способ образования слова ПОДРИСОВАТЬ 6. Укажите способ образования слова КГУ

Проверь себя: 1. Из данных предложений выпишите слово, образованное приставочно- суффиксальным способом: В современном обществе целый океан проблем. Они обступают нас всюду, и по какой дорожке ни пойдёшь, возникают новые. (современном- время) 2. Из данных предложений выпишите слово, образованное приставочным способом: «Спасибо вам, дяденька»,- прошептал я. «За что, мальчик?» «За то, что я не сирота». (прошептал - шептал) 3. Укажите способ образования слова ОТКАЗ - ОТКАЗАТЬ (бессуфиксный) 4. Напишите способ образования слова РАЗРАБОТКА - РАЗРАБОТАТЬ (суффиксальный) 5. Укажите способ образования слова ПОДРИСОВАТЬ (приставочный) 6. Укажите способ образования слова КГУ (сложение )

Критерии оценивания Оценка «3»- 3 правильных ответа Оценка «4»- 4-5 правильных ответов Оценка «5»- 6 правильных ответов Оценка «2»- менее 3 правильных ответов

Осложнённое списывание Текст: А) Я пр…обрел книжонку сказал мой с… беседник и назвал фамилию поэта-классика. Почему вы говорите так пр…небрежительно возмутился я. Что вы но ведь она тоненькая и формат (не)большой ответил мой с…беседник. Б)Так я выяснил, что мой с…беседник путает слова «книжечка» и «книжонка», не замечает разницы в их значении. (Б. Тимофеев) Задание к тексту: Записать 1-ую часть в форме диалога, расставляя пропущенные знаки препинания и обозначая пропущенные орфограммы.

Проверь себя - Я приобрел книжонку, - сказал мой собеседник и назвал фамилию поэта- классика. - Почему вы говорите так пренебрежительно,- возмутился я. - Что вы, но ведь она тоненькая и формат небольшой, - ответил мой собеседник.

Ответьте на вопросы: 1. Какая разница в значении слов «книжечка» и «книжонка»? 2. Благодаря чему изменилось значение слова? 3. Выполните морфемный разбор слова: собеседник 4. Определите значение морфем в данном слове: Приставки Со- Суффикса -ник

Проверь себя: 1. Книжонка -онк- пренебрежительное отношение 2. Значение слова изменилось благодаря суффиксу субъективной оценки ……………………………………………………….. 3. Со –прист.,бесед- корень, ник –суфф., окончание нулевое книж- корень, онк –суффикс., а - окончание 4. Собеседник Со- - вместе(сокурсник, сотрудник, сочувствие, соучастие…); -ник - лицо (проводник, отличник, сокурсник…).

Выразительные словообразовательные средства Уменьшительно-ласкательные суффиксы. ЕЦ (морозец), ИК (столик), ИШК (братишка), К (ножка), УШК (бабушка), ЧИК (колокольчик) ЕНЬК (синенький) Увеличительно-неодобрительные суффиксы ИЩ (домище), ОНК (старушонка) …………………………………………... Элемент торжественности вносит приставка ВОС (востребовать, восходить) Если добавить приставку ДО - к глаголу бегать: добегаться, то слово приобретёт значение доведение действия до отрицательного состояния …………………………………………………. Слова с суффиксами оценки выполняют разную роль: выражают расположение к собеседнику, придают ироническую окраску, создают фамильярно – непринуждённый тон

Значение суффиксов субъективной оценки Богатство словообразовательных суффиксов в русского языке даёт возможность расширить пределы поэтического словаря. Суффиксы субъективной оценки: вносят разнообразные оттенки значения слова; выражают авторскую позицию; выражают идейный смысл произведения.

Образуйте слова СНАЧАЛА С УМЕНЬШИТЕЛЬНО- ЛАСКАТЕЛЬНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ, А ЗАТЕМ С ПРЕНЕБРЕЖИТЕЛЬНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ Iвариант с уменьшительно-ласкательным значением II вариант с пренебрежительным значением. Шапка Собака Одежда Лодка Дом Составьте предложение с одним из слов.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ: УМЕНЬШИТЕЛЬНО- ЛАСКАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ШАПОЧКА СОБАЧКА ОДЁЖКА ЛОДОЧКА РУБАШЕЧКА ДОМИК ПРЕНЕБРЕЖИТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ШАПЧОНКА СОБАЧОНКА ОДЕЖОНКА ЛОДЧОНКА РУБАШОНКА ДОМИЩЕ

Выпишите слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами А знаете ли вы, маменька, отчего мы в дворянском звании родились? А все оттого, что милость божья к нам была. Кабы не она, и не сидели бы мы теперь в избушке, да горела бы у нас не свечка, а лучинушка, а уж чайку да кофейку – об этом и думать бы не смели! Сидели бы, я бы лаптишечки ковырял, вы бы щец там каких- нибудь пустеньких поужинать собирали. ( М. Салтыков – Щедрин «Господа Головлёвы) С какой целью использует автор суффиксы субъективной оценки?

Ответы: Маменька, избушке, свечка, лучинушка, чайку, кофейку, лаптишечки, пустеньких. Создается психологический портрет героя. Ласковые слова придают слащавость, келейность, которыми он прикрывает свое лицемерие и ханжество.

Выборочный диктант Запишите слова с суффиксами субъективной оценки. Объясните, с какой целью автор использует их в произведении?

Текст диктанта Она сидела в своей комнатке, как мышонок в норке; с красными детскими пухлыми губками и нежными ручками; высматривала, как зверек. ( И. С.Тургенев «Отцы и дети»)

Ответы: В комнатке, мышонок, в норке, губками, ручками, зверек. Используя слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами, автор выражает свою симпатию и расположение к героям.

Домашнее задание: Выпишите из художественной литературы предложения, содержащие слова с суффиксами субъективной оценки

Подведение итогов урока Какую роль играют суффиксы субъективной оценки в русском языке? вносят разнообразные оттенки значения слова; выражают авторскую позицию; выражают идейный смысл произведения.