Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 132 РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ КАК ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ГЕНЕТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ НАЦИИ В РОССИИ Исполнитель: Золотарёва Екатерина, ученица 10 «А» класса Руководитель: Сомова Елена Владимировна, учитель технологии I кв. категории г. Екатеринбург, 2007 г.
Цель проекта: Выявить взаимосвязь между возвращением к истокам русского национального костюма, особым характером русской женщины и генетическим здоровьем нации в России.
Для раскрытия реализации цели ставятся следующие задачи: 1. Изучить историю, глубинный смысл цветов, виды и покрои русского народного костюма. 2. Познакомиться с истоками славянской культуры, её обычаями и традициями. 3. Проанализировать характерные черты русского национального характера.
4. Проанализировать роль женского образа в России, как хранительницы «элитного генофонда». 5. Проанализировать работу современных дизайнеров, основанную на народном искусстве. 6. Проанализировать современное направление моды. 7. Осуществить творческую трансформацию первоисточника для создания современного костюма. 8. Изготовить образец.
Метод исследования В исследовании использован эстетико философский метод. Исторический подход к объекту исследования также необходим в связи с сутью самого исторического бытия такого явления как русский народный костюм.
Костюм молодой женщины праздничный. Вторая половина XIX в. Тульская губерния
Костюм женщины-эрзянки. Конец XIX в. Нижегородская губерния, Лукояновский уезд. Повседневный костюм женщины-эрзянки. Начало XX в. Тамбовская губерния, Темниковский уезд. Костюм невесты-эрзянки. Конец XIX - начало XX вв. Тамбовская губерния, Темниковский уезд, с.Шокша.
Гипотеза исследования Если Российские дизайнеры при разработке современной модной женской одежды, в качестве первоисточника, будут использовать элементы русского народного костюма, то это поможет активизировать генетическую память предков и генофонд славянского народа начнёт возрождаться с новой силой.
Работа современных дизайнеров, основанная на народном искусстве. Модели Т.Беляковской, журнал "Модели сезона. Лето",1982.
Творческие работы Ивановой Е.М. Журнал "Мод.Лето", 1982 г
Модели Дарьи Разумовской. Журнал "Модели сезона",3 2001
Областной фестиваль театров моды "Волшебная страна" (в рамках областной программы "Моё отечество") 2003 г.
Ленточный орнамент (использование 7 видов симметрии) 2. Равное чередование горизонтальной оси с поворотом элемента в другую сторону. 1. Перенос 3. Движение элемента относительно вертикальной оси и движение его с поворотом в другую сторону относительно горизонтальной оси. 4. Зеркальная симметрия.
Ленточный орнамент (использование 7 видов симметрии) 5. Асимметричное расположение элемента относительно вертикальной оси и симметричное относительно горизонтальной. 6. Симметричное поперечное чередование элемента относительно вертикальной оси. 7. Симметрия относительно вертикальной и горизонтальной осей.
Символьный Растительный Анималистический Геральдический Пейзажный Геометрический По характеру составляющих элементов орнаменты делятся на: Антропоморфный
Раппорты растительного орнамента Растительные мотивы преобладают в деревянной резьбе, в вышивке южных славян. Бесконечные ростки священных трав и цветов показаны в процессе прорастания и расцвета. Растительный мир - образ Яви - проявленной жизни, Ростки и цветы - символ земной жизни. Образы растений разные, это зависит от того, какие растения считаются в данной местности чистыми, священными. На юге - роза, барвинок, в средней полосе - василек, папоротник, на севере - хвойные веточки, купальница.
Раппорты символьного орнамента Среди привычных мотивов народного орнамента особенно часто встречаются кресты и ромбы. Прямой равноконечный крест в народной символике означает солнце. А наконечный крест связывался с огнем земным, который представлялся как разновидность огня небесного. Ромб у древних славян почитался универсальным символом плодородия и чадородия, то есть символом женского начала в природе, неразрывно связанный с представлениями о Матери-Прароди- тельнице, которая мыслилась как Мать-Природа. В орнаменте она выглядит как ромб- лягушка с крючками вверху и внизу.
Раппорты антропоморфного орнамента Часто в геометрических тканых орнаментах встречается мотив руки- ладони. Ладонь - благодать, обращение к небу. С воздетыми руками изображали богиню Ладу, покровительницу брака, семьи, любви, веселья. Потому ее чаще можно увидеть на полотенцах весенних обрядов и на свадебных.
Раппорты анималистического орнамента На повседневных полотенцах мы увидим больше растительные мотивы, светлые образы птиц, Древо жизни. Полотенце - самый распространенный вид народного искусства в интерьере, в быту, в обрядах и до сих пор. Они хранят и несут богатую информацию из прошлого в настоящее
Вячеслав Зайцев Владимир Путин