Метод проектов « Организация проектной деятельности учащихся на уроках английского языка и повышение результативности обучения предмета».

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цели проектной деятельности 1.Повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии. 2.Развитие осознания.
Advertisements

«ПРИМЕНЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ» ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА 1. Вабищевич Е.Г. МОУ СОШ 39 Город Тверь.
Михайлова Ольга Игоревна учитель истории МОУ СОШ 5.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Знания устаревают весьма быстро, тогда как способы деятельности – значительно медленнее. Т.И.Шамова.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ. Понятийный аппарат Проект – замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определённым правилам.
«Проектная деятельность как способ развития коммуникативной компетентности обучающихся».
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1 села Покойного Буденновского района» Ставропольского края Опыт работы.
МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Составитель: Силиванова Н.П., Составитель: Силиванова Н.П., Учитель английского языка МБОУ СОШ 32 г. Белово.
Типология проектов Презентация к уроку «Метод проектов» Учитель технологии МОУ « СОШ 13 с УИОП» Забегина Елена Леонидовна.
Директор МОУ СОШ п. КРАСНАЯ КУДРЯВКА Черноситова Н.В.
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
Метод проектов в образовании. Понятие «ПРОЕКТ» «Проект- достояние свободного человека. Целевой установке нет места в жизни раба или крепостного.» У. Х.
Типология проектов Е.С. Полат. Типологический признак: 1. доминирующий метод или вид деятельности; 2. предметно-содержательная область; 3. характер координации;
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПОДГОТОВИЛА ЗАМ. ДИРЕКТОРА ПО ВР МБОУ ЛИЦЕЯ 3 ПЕТРОВА О. В.
Особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском.
МЕТОД ПРОЕКТА Егорова Л.И., учитель информатики учитель информатики Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления Джон Дьюи.
Метод проекта как личностно- ориентированная технология.
Проект - это... 1) Реалистичный замысел о желаемом будущем. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления. 2) Метод обучения,
Метод проектов – образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных.
Проектная деятельность в МОУ «Чебеньковская СОШ».
Транксрипт:

Метод проектов « Организация проектной деятельности учащихся на уроках английского языка и повышение результативности обучения предмета».

Повышение результативности обучения английскому языку через использование метода проектов. Цель проекта:

Цель потребовала решения ряда задач: 1. Дать теоретическое обоснование проектной методики обучения иностранным языкам в контексте современных педагогических технологий на основе анализа научно- теоретической литературы по данной проблеме. 2. Исследовать и обосновать технологию использования проектной методики при обучении английского языка. 3. Исследовать и проанализировать опубликованный педагогический опыт по данной проблеме. 4. Разработать систему учебных и внеучебных занятий с использованием проектной методики для обучения английскому языку. 5. Проанализировать собственный опыт использования проектной методики в системе учебных и внеучебных занятий, выявить эффективность проектного обучения как новой педагогической технологии в системе образования.

Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения. Применение проектной методики как новой педагогической технологии в развитии современной дидактики : - в условиях всё ещё существующей классно-урочной системы занятий проектная методика наиболее легко вписывается в учебный процесс и может не затрагивать содержания обучения, которое определено образовательным стандартом для базового уровня; - это технология, которая позволяет при интеграции ее в реальный учебно- воспитательный процесс успешнее достигать поставленные государственным стандартом образования цели; - это истинно педагогичешская технология, гуманистичешская не только по своей философской психологической сути, но в чисто нравственном аспекте. Она обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающийхся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.

Особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения. Коммуникативная (дискуссионная) Особенностью этой технологии является осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом. Рефлексивная Характерной чертой этой технологии является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом Характерной чертой этой технологии является самоопределенииие обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности. Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. Характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели "обучение через открытие". Деятельностная Психологичешская (самоопределении- чешская) Т Е Х Н О Л О Г И И Имитационного моделирования (игровая) Исследовательская (проблемно- поисковая)

Цели проектной деятельности 1. Повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии. 2. Развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов процесса выполнения творческих заданий. 3. Развитие исследовательских умений.

В ОСНОВЕ ПРОЕКТА OUR HOUSE OF TOMORROW ЛЕЖИТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТАРШЕКЛАССНИКОВ И ВЫЯВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО, ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, СВЯЗАННЫХ СО СТРОИТЕЛЬСТВОМ «ДОМА БУДУЩЕГО» В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. Тема проекта: Our House of tomorrow Тип проекта: ролевой - игровой с элементами исследовательской и творческой деятельности; монопроект с открытой координацией; внутренний, групповой, краткосрочный. Цель проекта: проверить эффективность проектной методики в процессе обучения английскому языку.

Этапы разработки проекта Подготовительный Подготовительный Проектировочный Проектировочный Практический Практический Аналитический Аналитический Контрольно-коррекционный Контрольно-коррекционный Заключительный Заключительный

Этапы разработки проекта и их содержание П о д г о т о в и т е л ь н ы й Цель Мотивация, целеполагание участников проектировочной деятельности Содержание деятельности Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта. Постановка цели Организационные формы сотрудничества Творческие группы, характеризующиеся созданием проблемно-мотивационной среды Этап 1

Этапы разработки проекта и их содержание П р о е к т и р о в о ч н ы й Цель Построение ориентировочной схемы действий Содержание деятельности Обсуждение вариантов решения, составление маршрута получения результатов, способов и средств деятельности Организационные формы Беседа, дискуссия, «мозговой штурм» Этап 2 Планирование групповая работа, семинар, «мозговой штурм», практикум Построение плана деятельности. Продумывание хода деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции

Этапы разработки проекта и их содержание П р а к т и ч е с к и й Цель Получение продукта, результата проектной деятельности за счет выполнения определенных действий Содержание деятельности Исследование. Сбор и обработка данных. Интерпретация результатов. Графическое представление результатов. Организационные формы сотрудничества Проблемная группа, творчешская лаборатория, служба развития Этап 3

Этапы разработки учебного проекта и их содержание А н а л и т и ч е с к и й Цель Рефлексия Содержание работы Сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы Организационные формы Семинар, круглый стол, консультация Этап 4

Этапы разработки учебного проекта и их содержание Контрольно-коррекционный Цель Коррекция Содержание работы участников проектирования Анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок Организационные формы Индивидуально-групповая рефлексия, дискуссия, беседа, консультация Этап 5

Этапы разработки учебного проекта и их содержание З а к л ю ч и т е л ь н ы й Цель Защита проекта Содержание работы участников проекта Представление содержания работы, обоснование выводов Организационные формы Пленарная дискуссия, межгрупповое взаимодействие Этап 6

Проектная технология (проектный метод) Проектный метод (проектная технология) Поисково- констатирующий. Формирующий эксперимент. Контрольный эксперимент. I этап (сентябрь-ноябрь 2007 года). II этап (декабрь- январь 2008 года). III этап (февраль – октябрь 2008 года)..

Тест для оценки нереализованного интеллектуального потенциала по Н.И.Дереклеевой Определение степени обученности учащихся по В.И.Симонову Анкета « Что интересует в учебном предмете » Срезы для выявления результатов эффективности проектной методики среди учащихся 11 классов. Использовалась методика определения мотивации учебной деятельности А.К.Маркова. … Использовался комплексный тест « Проверьте свои способности », « IQ тесты ». Диагностика, которая помогла выявить проблемы, которые мешают учащимся заниматься исследовательской, проектной работой, активно и творчески. (Опрос Н.И.Дереклеевой) Результаты исследования ? ? ? ? ? ?

В результате проведенного исследования по проблеме использования проектной методики на уроках английского языка и повышение результативности обучения предмета были сделаны следующие выводы: 1. Проектная методика является новой педагогической технологией обучения и представляет собой возможную альтернативу традиционной классно-урочной системе. Необходимость применения проектной методики в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности 2. П роектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень владения языковым материалом, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников и сплоченность коллектива, повышение результативности в обучении языка,а также общее интеллектуальное развитие учащихся. 3. В процессе целенаправленного анализа теоретической научно- методической литературы по проблеме был сделан вывод, что проектная методика, являясь инновационной технологией, соотносится с основными задачами современного школьного образования: -сделать преподавание более проблемно-ориентированным; -шире использовать рефлексивный подход в обучении (анализ, синтез идей) -стимулировать у обучаемых умение формулировать собственные суждения; -усилить степень автономии учащихся; ; -пересмотреть традиционную роль учителя и ученика на уроке.

Однако собственные наблюдения показали, что в большинстве своем использование проектной методики все еще уступает применению традиционного подхода в процессе обучения. Это обусловлено неполной или несвоевременной информированностью учителей о специфике использования данного альтернативного подхода в процессе обучения, консервативной атмосферой большинства общеобразовательных школ, а также существующими трудностями использования проектной методики со стороны учащихся: языковые сложности, недостаточная способность к самостоятельному критическому мышлению, самоорганизации и самообучению. Поэтому организация проектной работы требует, прежде всего, исследования основных теоретических и практических основ использования проектной методики в учебном процессе, направленных на устранение возникающих трудностей, что и было предпринято в данной работе.

Требования к использованию методов проектов Е.С.Полат выделяет основные требования к использованию метода проектов: Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания исследовательского поиска для ее решения; Практичешская, теоретичешская значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; программа туристического маршрута, план обустройства дома, парка, участка, планировка и обустройство квартиры, пр.);

Требования к использованию методов проектов Е.С.Полат выделяет основные требования к использованию метода проектов: Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность участников проекта. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей). Использование исследовательских методов, что предполагает: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов; анализ полученных данных; подведение итогов; корректировка; получение выводов (через использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола", творческих отчетов, защиты проекта, пр.).

по Полат Е.С., Чечель И.Д., Шамовой Т.И. Правила и принципы успешности проектной деятельности В команде нет лидеров. Все члены команды равны Команды не соревнуются Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров» Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание

Классификация проектов По характеру результата По форме По характеру доминирующей в проекте деятельности По профилю знаний По характеру координации По уровню контактов По количеству участников По продолжительности По типу объекта проектирования

видеофильм, рекламный ролик, телепрограмма, интервью со знаменитыми людьми, журнальный репортаж, рок-опера и т. д. Разнообразие проектов Информационный и исследовательский проект Обзорный проект Продукционный проект Проекты-инсценировки, или организационные проекты по характеру результата по форме

Разнообразие проектов исследовательские творческие ролевой игровые информационные проекты практикоориентированные По Е.С.Полат, проекты подразделяются на: требующие хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Предполагающие соответствующее творческое оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Требующие от участников изначально направленности на сбор информации о каком-то объекте, явлении ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Отличающиеся четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

Разнообразие проектов Кроме того, по профилю знаний проекты подразделяются на: Как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а могут быть достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта (например, такие проекты, как: "Единое речевое пространство", "Культура общения ", "Проблема человеческого достоинства в российском обществе XIX XX веков", "На рубеже веков", пр.). По одному предмету. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы. Разумеется, работа над монопроекгами предусматривает подчас применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в одной предметной области. монопроектымежпредметные проекты Такая типология развивается в работах В.В. Гузеева, Е.С.Полат, И.Д. Чечель и др.

Разнообразие проектов По характеру координации проекты могут быть: с открытой, или явной, координацией В таких проектах координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников. со скрытой координацией В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный, но как один из многих участников проекта.

Разнообразие проектов Что касается уровня контактов, то проекты подразделяются на: Внутришкольные или региональные. Это проекты, организуемые либо внутри одной школы, на уроках по одному предмету или междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, одной страны Международные (участники проекта являются представителями разных стран). Эти проекты представляют исключительный интерес, поскольку фактически в них реализуется диалог культур со всеми присущими ему познавательными, коммуникативными, культуроведческими аспектами.

Долгосрочными (до года) Долгосрочными (до года) групповыегрупповые парныепарные личностныеличностные Разнообразие проектов По количеству участников можно выделить проекты: Краткосрочными на нескольких уроках (3-6) Краткосрочными на нескольких уроках (3-6) Средней продолжительности (один-два месяца) Средней продолжительности (один-два месяца) По продолжительнос ти проекты могут быть:

Классификация проектов А.Г. Раппопорт, анализируя проблему "границ" в проектировании, дифференцировал проекты по типу объекта проектирования: морфологическое (проектирование вещей); морфологическое (проектирование вещей); социальное (проектирование организаций, норм, сложных социально-морфологических объектов); социальное (проектирование организаций, норм, сложных социально-морфологических объектов); экзистенциальное (проектирование личностного развития человеческого "Я" в процессе построения своей судьбы). экзистенциальное (проектирование личностного развития человеческого "Я" в процессе построения своей судьбы). морфологическое (проектирование вещей); морфологическое (проектирование вещей); социальное (проектирование организаций, норм, сложных социально-морфологических объектов); социальное (проектирование организаций, норм, сложных социально-морфологических объектов); экзистенциальное (проектирование личностного развития человеческого "Я" в процессе построения своей судьбы). экзистенциальное (проектирование личностного развития человеческого "Я" в процессе построения своей судьбы).

С чего начинается освоение метода проектов? Начинать следует с «ликбеза», т.е. простого обучения всех педагогов методу и алгоритму проектирования. Далее нужно сформулировать как индивидуальных, так и групповых проблемных вопросов для обсуждения Главное помнить, что одной из ведущих педагогических целей метода проектов является овладение новым способом деятельности. Но процесс этот нужно организовывать, моделировать так, чтобы участники научились: - намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи; - искать пути их решения, выбирая оптимальный путь при наличии альтернативы; - осуществлять и аргументировать выбор; - предусматривать последствия выбора; - действовать самостоятельно (без подсказки); - сравнивать полученное с требуемым; - корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов; - объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.

Повышение уровня владения языковым материалом и говорением как одним из видов речевой деятельности; повышение уровня внутренней мотивации учащихся; повышение уровня самостоятельности учащихся, уровня сплоченности коллектива и результативности обучения предмета; учащиеся приняли участие в конкурсе «Урок +»; принимали участие в конкурсах «Интернет- «Карусель», конкурс «Коала»,олимпиадах.

Список использованной литературы Байдурова Л.А., Шапошникова Т.В. Метод проектов при обучении учащихся двум иностранным языкам / Л.А. Байдурова, Т.В. Шапошникова. -// Иностранные языки в школе. – – 1. – С Бим И.Л. Личностно- ориентированный подход – основная стратегия обновления школы / И.Л. Бим.- // Иностранные языки в школе. – – 2. – С Бурцева Э.В. Учебный проект как средство мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыкового вуза: Автореферат / Улан- Удэ – 25 страниц.