Выполнила ученица 9 «б» класса Кильдеркина Наталия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кто что даёт?. Животных, которых люди специально разводили и содержали рядом с домом назвали домашними. Сейчас домашних животных разводят на специальных.
Advertisements

УЧИТЕЛЬ МОУ «ЛИЦЕЙ 1» Г. БАЛАКОВО: МЯЗИТОВА Ф.М. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР -3 КЛАСС УМК «ШКОЛА РОССИИ» Тема урока:
Кто что даёт? Домашние животные Для детей 2-4 лет Уважаемые родители, пожалуйста, перед тем, как показывать презентацию исправьте текст или слайды по вашему.
Кто что даёт? Домашние животные Для детей 2-4 лет Уважаемые родители, пожалуйста, перед тем, как показывать презентацию исправьте текст или слайды по.
Урок окружающего мира По программе «Гармония» 1 класс Учитель начальных классов Пинтера Ирина Ивановна.
НАРОДЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА Обычаи и праздники. Карелы народ, живущий в Республике Карелия и соседних с нею областях европейской части России. Их численность.
Сегодня я познакомлю Вас с одним замечательным животным лошадью!
НА ФЕРМЕ ФЕРМА КОРОВЫ ПАСУТСЯ НА ЛУГУ СТАДО ОВЕЦ.
Урок окружающего мира в 3 классе Тема урока: «Животноводство» Подготовила: Василенко Ирина Александровна учитель МОУ «Томаровская СОШ 1 Яковлевского района.
Домашние животные Природоведение 2 класс Подготовила Родина Л.
Первобытные предки человека напоминали обезьян. Большие изменения произошли около 2 млн.лет назад. Найденные каменные орудия труда того времени свидетельствуют,
Урок окружающего мира во 2 классе Программа «Школа России» Игонина Елена Владимировна учитель высшей категории МКОУ «Покровская средняя общеобразовательная.
Привет, малыш! Сегодня я познакомлю тебя с одним замечательным животным лошадью!
Кто такая Лошадь - для малышей
Проект подготовили ученики 4 класса (Б) средней школы 7 Митрофанов К.В. – Осипов В.С. Тема урока:
Растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, и на водоёме..
Какую пользу приносят домашние животные. Собака охраняет дом.
Скотоводство Около 3000 лет назад охотники стали приручать молодых турят. От туров пошли домашние коровы. В наше время существует много пород коров. Коровы.
Дикие животные. Домашние животные Сотни тысяч лет назад огромные мамонты скитались по земле, покрытой дремучими лесами. Люди в то время жили в пещерах.
Выполнили: учащиеся 2 класса «Б» Руководитель: Паневкина О. И.
Транксрипт:

Выполнила ученица 9 «б» класса Кильдеркина Наталия

Современные ученые считают, что с освоением земледелия человек начал одомашнивать диких животных. Первым прирученным животным была собака. Ее дикий предок волк. Самыми первыми домашними животными, дававшими человеку мясо, шерсть и молоко, были овцы и козы. Некоторые кочевые народы занимались скотоводством, перегоняя стада с одного пастбища на другое. Люди вместе с семьями передвигались вслед за животными.

Виды домашних животных. Всех животных чуваши подразделяли на несколько групп: выльăх-чĕрлĕх домашние животные и птицы, йыт-качка (йытă-кушак) собаки и кошки, тискер кайăксем дикие животные, вĕçен кайăксем птицы.

Из домашних животных чуваши разводили лошадей, коров- быков, овец-баранов, коз; птицу кур-петухов, гусей, уток, индюшек; очень редко свиней.

В большом количестве по деревне бегали собаки, и уж никак не обходилось без любимой детьми кошки. Хоть кошка и относилась к «нечистым» животным, в которую якобы могли превращаться злые колдуны, обижать это маленькое животное считалось грехом. Именно кошка спасала зерновые запасы от уничтожения мышами. А котята чистоплотные, мягкие, не опасные животные, были занимательной игрушкой для малышей. Изображения собак встречаются на вещах и памятниках наших предков с древних времен. Вероятно, у них существовали разные породы собак. Об этом говорят сохранившиеся в чувашском языке термины: агар борзая, вĕшле борзая или гончая собака.

Ни одно настоящее крестьянское хозяйство не могло обходиться без лошади. В зажиточных хозяйствах их было до 15 голов. Некоторых коней, самых статных и красивых, держали для поездок верхом или запрягали в повозку. Всю работу, которую сейчас выполняют автомобили и тракторы, раньше делали лошади. На них пахали, боронили, возили разные грузы и людей. Весь летний день лошади работали в поле, а по ночам их пасли на лугах. Ночью животных не так сильно донимают насекомые, особенно слепни. Чуваши с особой любовью относились к лошадям. Для них строили теплые зимние хлева с высоким потолком (леша вити). Лошадей чистили, летом купали, старались кормить сеном, а в период тяжелых работ подкармливали овсом.

Если лошадь считалась домашним животным мужчины, то за коровой обычно ухаживали женщины. Корову в крестьянской семье всегда называли кормилицей. Для нее строили отдельное помещение мне вити, оно было пониже, чем конюшня. Коров кормили сеном, соломой, поили чистой водой (за день одна корова может выпить 48 ведер воды). В хороших хозяйствах могли держать до 1015 коров и телок. Ежегодно корова приносила одного, редко двух телят. Сразу после отела корова давала очень полезное для теленка, но не вкусное для людей густое желтоватое молозиво. Часть молозива отливали в отдельную посуду и через несколько дней, когда молоко белело и становилось вкусным, проводили обряд мне ырри (мнери, мне турри), В каждой деревне его проводили по-своему, но обязательно из молозива и молока готовили блюдо, также называемое ĕпе ырри, типа творога или сыра, варили кашу, пекли лепешки. Приглешали родственников, соседей, сажали за стол детей (чего в других обрядах не делали). Молились божествам, духам, Пихампару, поминали предков. Во двор выносили кусочки еды, оставляли в хлеву, дома «угощали» хĕртсурт. Чтобы удойность была высокой, обрызгивали друг друга водой или молоком. Этот обряд в измененном виде сохранился до наших дней. Корову доили 23 раза в день, в те времена удойность была не очень высокая, но жирность молока могла быть до 45 %. Дойка коровы непростое дело. Если ей что-то не понравится, например, укусит насекомое или на вымени есть какая-то ранка, или ее доит незнакомый человек, то ударом ноги корова может не только опрокинуть ведро с молоком, но и серьезно покалечить человека. Наиболее строптивым коровам на время дойки связывают задние ноги, но и это не всегда помогает. Большинство бычков больше года обычно не содержали. После этого возраста они становились опасными для человека.

Самыми многочисленными домашними животными чувашей были овцы, в иных хозяйствах их разводили не менее 2030 голов. Мяса с одной овцы получалось немного. Большое количество овец разводили в основном из-за шерсти и шкур, из которых изготавливали теплые и прочные ткани, войлок, кожи и меха. Для овец сооружали зимние постройки, но менее основательные, чем для лошадей и коров. Маленьких ягнят в холодное время года держали в доме. Это было принято у многих народов Поволжья.

В большом количестве чуваши разводили домашних птиц: кур, гусей, уток и индеек. Больше всего кур до несколько десятков голов, гусей содержали около двух десятков. Утки считались слишком прожорливыми, а индейки чересчур нежными существами. Птицы считались неприхотливыми существами, и для них редко возводились специальные постройки. Для кур и петуха обычно сооружали насест в одном из углов сарая. Гуси все лето проводили на ближайшем озере или реке. Осенью их забивали, а перья и пух собирали на перины и подушки. До появления металлических перьев гусиные перья использовали для письма. К петуху было особое отношение, по его пению могли отмерять время. Считалось, что ночью по земле бродят злые духи, но как только запоет петух, они тут же исчезают. Петух, кюрица или яйцо употреблялись в качестве жертвы во время рождения, свадьбы и смерти человека.

Свиней и коз у чувашей было немного. Свиньи местной породы, с длинной щетиной, по современным меркам, плохо прибавляли в весе. Их содержали чаще в лесных районах, на подножном корму. Коз чаще всего держали в бедняцких хозяйствах. У многих народов Поволжья существовала поговорка, что коза корова бедняка. Но и в богатых хозяйствах держали несколько коз, так как считалось, что это в целом хорошо влияет на разведение всех домашних животных. За козой не требуется особого ухода, ей также не нужно много корма на зиму. Но и молока она может дать, по современным меркам, самое большее около 2 3 литров в день (для сравнения корова может дать в день более 20 литров).

Наши предки очень хорошо относились к домашним животным. Люди понимали, что живут за счет их жизненной силы, поэтому старались тщательно ухаживать за ними и делать их короткую жизнь как можно благополучней. Чуваши считали, что домашние животные все понимают и лучше человека предчувствуют будущее, у них особое зрение, и они могут видеть то, чего человек не видит. По чувашским традициям, лошадям, коровам давали имена по их цвету, масти. Например: Улашка (пестрая корова), Чуптар (игреневая лошадь), Х ă ла (саврасый конь). У собак могли быть имена Аньяр, Кампур, Улай, Хураçка, Кер, Телиш. Котят называли Пеçук, М ă ркка, Ç ă мха.

На зиму наши предки заготавливали корм для животных: солому, сено, опавшие листья, ветки. Солому получали после уборки урожая зерновых. Но лошадей, коров, овец обязательно нужно было подкармливать сушеной травой сеном. В сене намного больше витаминов, чем в соломе.Луга, на которых косили траву на сено, были общими для всех жителей общины.Время сенокоса (ут ă çи) было своеобразным праздником. Перед его началом могли проводить ут ă чек. (Возможно, этот обряд был разновидностью уй чек.)Во время сенокоса всей деревней выезжали на луга, строили там шалаши. Молодежь и взрослые косили траву, старики и дети ворошили сено, складывали в копны. Пожилые женщины варили для всех еду. По чувашским традициям, и женщины, и девушки косили наравне с мужчинами, чего, например, не наблюдалось в русских и татарских деревьях. Там женщины и девушки сено только ворошили. Чувашские мальчики и девочки начинали косить лет с 12. Для них изготавливали специальные маленькие, облегченные косы,Во время отдыха собирали ягоды, ловили рыбу. По вечерам молодые люди устраивали уяв: пели, играли, плясали, водили хороводы.Для скашивания применяли обычные для всех народов Поволжья косы (çава).Высушенное сено складывали в копны, и по жребию делили поровну между жителями деревни. Распределенные копны складывали в большие отдельные для каждой семьи скирды (ут ă юри). И чаще всего оставляли так до зимы, потому что приближалось время жатвы и было уже некогда заниматься сеном. Зимой, когда свободного времени было больше, сено постепенно перевозили домой по санному пути.

овца сур ă х коза кача к а свинья сына ами баран така козел качалка таки хряк, боров сына ани ягненок потек козленок качалка потекки поросенок сына çюри