Формирование образного и логического мышления в процессе обучения литературе. Страхова Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы Беломестнодвойнёвской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учебные элементы урока Подробное разъяснение основных задач, методов и приёмов на всех этапах современного урока.
Advertisements

Педагогический проект «Работа с эпиграфом – эффективный способ обучения анализу художественного произведения»
Педагогический проект «Работа с эпиграфом – эффективный способ обучения анализу художественного произведения» Учителя русского языка и литературы филиала.
Формирование информативной культуры учащихся начальной школы на примере системы учебников «Начальная школа ХХI века» ГБОУ СОШ 316 с углубленным изучением.
Тема педагогической идеи: Интеграция разных видов искусств на уроках литературного чтения … Маленький человек способен сильно поражаться. Вообще сила чувств.
Конструктор современного урока Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная.
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА По теме «Формирование читательской компетентности на уроках литературы (УНТ, 5 класс)
Булатова Галина Яковлевна Учитель русского языка и литературы Стаж педагогической работы 35 лет Учитель высшей категории.
Зайцева Л.Н. –учитель начальных классов ГБОУ СОШ 2 «ОЦ» с. Борское.
«Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов на уроках русского языка и литературы» преподаватель ГБОУ СПО «Балахнинский технический техникум»
Название проекта: Название проекта: Использование технологий дистанционного обучения на уроках литературы в качестве дополнительного средства обучения.
Формирование исследовательской культуры школьников В поисках ответа наталкиваешься на вопросы Йозеф Чапек – чешский писатель Подготовила Гордеева А.Н.
"Особенности разработки электронного электронного учебно - методического комплекса для расширения методического и творческого взаимодействия в процессе.
Система формирования творческих способностей учащихся на уроках русского языка и во внеурочное время Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 6 г. Фролово.
«Литературное чтение, должным образом поставленное, является школой взглядов, понятий, языка: литературное чтение – почти единственный в школе предмет,
Формирование знаний, умений и навыков в процессе самостоятельной работы студентов на предметах гуманитарного цикла Самостоятельная деятельность предполагает.
Инновации в учебном процессе как способ формирования компетенции учащихся Автор: Павишко Ольга Германовна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ.
Урок рефлексии Выполнила: учитель русского языка и литературы МКОУ «Яманская СОШ» Потёмкина Татьяна Михайловна.
Авторы Колодина О. М., Яркина А. В. учителя начальных классов МОУ Цнинская СОШ 2.
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 125 с углубленным изучением математики» г. Снежинск Учитель истории и обществознания.
Транксрипт:

Формирование образного и логического мышления в процессе обучения литературе. Страхова Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы Беломестнодвойнёвской сош имени И.Н.Колодина Тамбовского района

Актуальность проблемы: недостаточный уровень художественного восприятия и читательской культуры; отсутствие соответствующего учебно- методического обеспечения; недостаточный справочный и обучающий аппарат учебника; недостаточная организация мыслительной деятельности; отсутствие интереса к самостоятельному чтению.

Противоречия: требования образовательного стандарта; большой объём произведений для изучения; функциональная грамотность; отсутствие интереса к изучению литературы; недостаточный уровень техники чтения; узкий кругозор учащихся.

Цели: активизировать мыслительную деятельность учащихся; вызвать интерес к личности автора; повысить познавательный интерес.

Задачи: создание условий для углубления непосредственного восприятия учащихся, для развития образного и логического мышления; моделирование и систематизация педагогической техники на основе новых методологических взглядов на урок (с передачей функций «само»); использование традиционных и нетрадиционных форм обучения.

Ожидаемые результаты: умения мыслить образами; аналитические умения; повышение культурного уровня учащихся; интерес к классической литературе; повышение качества знаний учащихся; организация экскурсий по литературным местам; проведение литературных вечеров; умение работать с различными источниками информации;

Уроки изучения художественного произведения Уроки восприятия ху- дожественного произведения Уроки углубленной работы над текстом Уроки, обобщающие работу над текстом Приемы педагогической техники Мотивация, актуализация субъектного опыта Восприятие и осмысление (художественное восприятие) Обсуждение (содержания произведения как художественного единства) Рефлексия (инициировать индивидуальную и коллективную рефлексию). Домашнее задание Учебные ситуации – клеточки урока любого типа Формирование образного и логического мышления

Мотивация есть определяющий фактор деятельности. П. Якобсон. Копилка вопросов Музыкальный эпиграф Эмоциональное погружение Портрет писателя Привлекательная тема Ассоциативный ряд Проблемное задание Мотивация, актуализация субъектного опыта

Читательское восприятие есть первое осмысление художественного произведения. В. Маранцман. Восприятие, осмысление Афиша Эпиграф - метафора От иллюстрации к тексту Интрига-удивление Учебно-творческое задание Пейзажные зарисовки

Обсуждение Сопоставление позиций Взгляд со стороны Проблемная ситуация (вопрос) Письмо через века Озвучивание текста Ответ по цепочке Всматривание в деталь Построение «дерева» темы Техника кооперации (мини-группы) Составление опоры (схема-план, схема-тезис)

Творческие задания Домашнее задание Опережающие задания Сочинение- миниатюра Послесловие к уроку Внутренний монолог Размышление над одной строчкой Рецензия на лекцию

Рефлексия (я – мы - дело) Незаконченное предложение Открытая позиция Телеграмма учителю Письмо самому себе Театрализация Лист обратной связи Памятки

Результативность % успеваемости % качества знаний по литературе 100% 80 %

Результаты ЕГЭ Учащиеся, сдававшие ЕГЭ по литературе ОЦЕНКА 4 ОЦЕНКА – 2008 – 5О% 66% 50 % 33%

Использованная литература: Булатова О.С. Искусство современного урока. – М., Гин А.А. Приёмы педагогической техники. – М., Ильин Е.Н. Рождение урока. – М., Кирьякова А.В. Культура русской речи и эффективность общения. – М., Махмутов М.И. Проблемное обучение. – М., Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., Поташник М.М. Требования к современному уроку. - М., Сальникова Т.П. Педагогические технологии. М., 2007.