Философская лирика. Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. Я говорю: промчатся.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок развития речи по русскому языку в 9 классе. Составила Киселева В. И. учитель русского языка и литературы МОУ «Ромодановская СОШ 1»
Advertisements

Картины природы в лирике Пушкина, изображенные поэтом с глубокой ко всему родному, национальному, близкому и дорогому сердцу русского человека, являются.
Философская лирика А.С. Пушкина П.Ф.Соколов. Портрет Пушкина.
Нет, наверно, в районе, да и во всей республике села, которое утопало бы в соснах.
ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА А.С.Пушкина Анализ стихотворения «Вновь я посетил…»
Вот холм лесистый, над которым часто Я сиживал недвижим - и глядел На озеро, воспоминая с грустью Иные берега, иные волны …
Употребление старославянизмов в русской литературе.
«Имя твое несу через всю жизнь как святыню». При солнышке тепло, при матушке добро. Всякой матери своё дитя мило. Детки –радость, детки же и горе. Какова.
Санкт-Петербург времен А.С.Пушкина.. Медный всадник И, обращен к нему спиною, В неколебимой вышине, Над возмущенною Невою Стоит с простертою рукою Кумир.
Михайловская ссылка –причины ссылкипричины ссылки –место ссылки – события – творчество – значение.
Комплексный анализ текста (8 класс). Александр Сергеевич Пушкин ( )
Форма РОНДО основана на многократном (не менее трех раз) повторении главной темы - рефрена, чередующейся с эпизодами различного содержания.,,,,... ДЛЯ.
Виртуальная экскурсия по пушкинским местам Учитель литературы Спасской основной школы Мезенцева Т.С.
Всё в твоих руках. ПРОЕКТ Руководитель проекта Кузьмичева А.Н г.
Белая берёза – символ России, самое родное и милое деревце! Сколько песен сложено о ней, сколько стихов! Русская берёзка Люблю берёзку русскую, То светлую,
Добрый день. Форма РОНДО основана на многократном (не менее трех раз) повторении главной темы - рефрена, чередующейся с эпизодами различного содержания.,,,,...
ПУШКИН и няня АРИНА РОДИОНОВНА. Арина Родионовна Яковлева – с 1759 года крепостная Абрама Петровича Ганнибала, прадеда Александра Сергеевича Пушкина.
Стихи под мелодию листвы. Шумит чувашский лес, И сердце вдохновляет. А с голубых небес Луч солнца освещает. Цвети, родимый край, Родное все здесь рядом.
Лучше всех на земле – мама! День матери России – 29 ноября.
Самый близкий и родной человек.. Со мною с детства рядом ты всегда, в минуты радости в минуты огорченья, за все обиды ты прости меня, я искренни прошу.
Транксрипт:

Философская лирика

Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды И чей-нибудь уж близок час. Гляжу ль на дуб уединенный, Я мыслю: патриарх лесов Переживет мой век забвенный, Как пережил он век отцов. Младенца ль милого ласкаю, Уже я думаю; прости! Тебе я место уступаю: Мне время тлеть, тебе цвести. День каждый, каждую годину Привык я думой провождать, Грядущей смерти годовщину Меж их стараясь угадать. И где мне смерть пошлет судьбина? В бою ли, в странствии, в волнах? Или соседняя долина Мой примет охладелый прах? И хоть бесчувственному телу Равно повсюду истлевать, Но ближе к милому пределу Мне все б хотелось почивать. И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть, И равнодушная природа Красою вечною сиять.

Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды И чей-нибудь уж близок час.

Гляжу ль на дуб уединенный, Я мыслю: патриарх лесов Переживет мой век забвенный, Как пережил он век отцов. Младенца ль милого ласкаю, Уже я думаю; прости! Тебе я место уступаю: Мне время тлеть, тебе цвести.

День каждый, каждую годину Привык я думой провождать, Грядущей смерти годовщину Меж их стараясь угадать. И где мне смерть пошлет судьбина? В бою ли, в странствии, в волнах? Мой примет охладелый прах?

И хоть бесчувственному телу Равно повсюду истлевать, Но ближе к милому пределу Мне все б хотелось почивать. И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть, И равнодушная природа Красою вечною сиять.

...Вновь я посетил Тот уголок земли, где я провел Изгнанником два года незаметных. Уж десять лет ушло с тех пор -- и много Переменилось в жизни для меня, И сам, покорный общему закону, Переменился я -- но здесь опять Минувшее меня объемлет живо, И, кажется, вечор еще бродил Я в этих рощах. Вот опальный домик, Где жил я с бедной нянею моей. Уже старушки нет -- уж за стеною Не слышу я шагов ее тяжелых, Ни кропотливого ее дозора. Вот холм лесистый, над которым часто Я сиживал недвижим -- и глядел На озеро, воспоминая с грустью Иные берега, иные волны... Меж нив златых и пажитей зеленых Оно, синея, стелется широко; Через его неведомые воды Плывет рыбак и тянет за собой Убогий невод. По брегам отлогим Рассеяны деревни -- там за ними Скривилась мельница, насилу крылья Ворочая при ветре...

На границе Владений дедовских, на месте том, Где в гору подымается дорога, Изрытая дождями, три сосны Стоят -- одна поодаль, две другие Друг к дружке близко, -- здесь, когда их мимо Я проезжал верхом при свете лунном, Знакомым шумом шорох их вершин Меня приветствовал. По той дороге Теперь поехал я и пред собою Увидел их опять. Они всё те же, Все тот же их, знакомый уху шорох -- Но около корней их устарелых (Где некогда все было пусто, голо) Теперь младая роща разрослась, Зеленая семья; кусты теснятся Под сенью их как дети. А вдали Стоит один угрюмый их товарищ, Как старый холостяк, и вкруг него По-прежнему все пусто.

Здравствуй, племя Младое, незнакомое! не я Увижу твой могучий поздний возраст, Когда перерастешь моих знакомцев И старую главу их заслонишь От глаз прохожего. Но пусть мой внук Услышит ваш приветный шум, когда, С приятельской беседы возвращаясь, Веселых и приятных мыслей полон, Пройдет он мимо вас во мраке ночи И обо мне вспомянет.

Идейный смысл этого стихотворения заключается в связи человека с природой, гармонии с ней, а также вязи разных поколений, эпох человеческой жизни. В этом стихотворении отразилась сущность пребывания человека в жизни. Но не многим дано ответить на этот вопрос в стихотворении. Только тот, кто сможет понять, осознать и принять гармонию природы, почувствовать ее, вслушаться в каждый ее шорох и звук, почувствовать музыку природы, в силах ответить для себя на вопрос о пребывании человека в жизни, ценить и любить жизнь, как А.С.Пушкин: благодарно и безгранично и не испугаться неизбежной смерти!