ГБОУ СПО Медицинский колледж 1, Волгоград Исследование межполушарной функциональной асимметрии головного мозга у студентов 1 курса Исследовательская группа:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Индивидуальные особенности личности. Тест 1. Чтобы довести дело, над которым вы работаете, до конца, вам необходимо отвлечься на что-то другое: поболтать.
Advertisements

Взаимосвязь асимметрии полушарий головного мозга с развитием творческих способностей у учащихся Выполнила: Ищенко Екатерина Александровна 10 1 класс МОУ.
ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ И РАБОТА С НИМИ Учитель математики и информатики Луцай Анна Ивановна I квалификационная категория.
Ведущее полушарие мозга Особенности пути развития пути развития.
Асимметрия больших полушарий мозга и особенности развития способностей детей различающихся по латеральному профилю Исследовательская работа.
Тайны коры головного мозга. Если бы не было разума, нас заездила бы чувственность. На то и ум, чтобы обуздать ее нелепости. У. Шекспир Если бы не было.
МОУ «Верхнеусинская СОШ» администрации Ермаковского района администрации Ермаковского района Исследовательская работа Исследовательская работа Тема: «Функциональная.
Создание условий для успешной учебной деятельности учащихся с учетом типа функциональной асимметрии полушарий головного мозга Степанова Елена Александровна.
Урок биологии в 8 классе. Тема: «Нервная система» Иванова Е.Э. – учитель биологии МОУ СОШ 5 г. Искитима Новосибирской области.
Организация учебного процесса на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС ООО с учетом психофизиологических особенностей учащихся Модель мира ребенка.
словесно-логический характер познавательных процессов склонность к абстрагированию и обобщению доминирование левого полушария (левополушарные) конкретно-образное.
Развивающая кинезиологическая программа в практике работы учителей начальных классов СОШ 1 г. Черняховска Автор программы: Ц.В. Михалькова Ц.В. Михалькова.
Тайны коры головного мозга Если бы не было разума, нас заездила бы чувственность. На то и ум, чтобы обуздать её нелепости. На то и ум, чтобы обуздать её.
Большой мозг. Левое полушарие Мозолистое тело Правое полушарие Серое веществоБелое вещество КораЯдра.
Здоровьесберегающие технологии. Развитие умственных способностей и физического здоровья на уроках в начальной школе. Иванина Валентина Викторовна учитель.
ОРГАН ЗРЕНИЯ Урок по анатомии человека учитель биологии Двойникова Е.С. ВСОШ 24 г. Н. Тагил.
Мозг и способности.. Мозг Мозг человека состоит из правого и левого полушария. Именно они и «руководят» работой всего тела. При этом правое полушарие.
ро Кинезиология ( греч. ) + - возникло в 60-е годы 20 века - родоначальником стал американский исследователь Джордж Гудхарт - в Россию этот метод привезла.
Тема урока Зигмунд Фрейд: Илюзили првилакеют нас тем, что ибалзюявт от боли, а в кчсетвае заенмы прниояст уводослтьвие.
Некрылова Оксана Юрьевна Аверьянова Светлана Викторовна.
Транксрипт:

ГБОУ СПО Медицинский колледж 1, Волгоград Исследование межполушарной функциональной асимметрии головного мозга у студентов 1 курса Исследовательская группа: Уразова Д. и Хасуева Л., м-311 Руководитель: Елистратова Е.В.

У человека правое и левое полушария мозга выполняют разные функции, они управляют разными видами деятельности, т.е. они функционально асимметричны При этом правое полушарие, ответственное за творчество, образность, целостность и эмоциональность, управляет левой стороной тела Левое полушарие, ответственное за логику, причинные связи и речь, управляет правой стороной тела

Правда, нельзя воспринимать асимметрию буквально Каждое решение принимается обоими полушариями совместно, между ними проходят миллионы информационных каналов Просто в общем решении содержится разный вклад полушарий

Разделение познавательных функций каждого из полушарий получило название функциональной асимметрии Различают моторную, сенсорную, психическую асимметрию Известно, что асимметрия мозга появляется к 4-5 годам, в 12 – 14 лет властно заявляет о себе и окончательно формируется к 17 годам

Мы поставили перед собой цели – изучить теоретические и методологические аспекты характеристики асимметрии изучить особенности работы полушарий в процессе учебной деятельности по уже существующим исследованиям выяснить, какой вид асимметрии мозга преобладает у студентов, предложить рекомендации студентам по тренировке правого и левого полушарий и по выбору оптимальных способов учения

Исследование мы проводили по 3 видам асимметрии: двигательной зрительной слуховой Объект исследования: феномен функциональной асимметрии Предмет исследования: взаимосвязь моторной и сенсорной асимметрии с особенностями обучения Испытуемые: студенты групп м-311 и ф Всего 48 человек

Используемые методы: изучение и анализ литературных источников сопоставление и сравнение статей по данной теме; исследование моторной и сенсорной асимметрии у студентов по методикам, описанным Брагиной Н.Н., Доброхотовой Т.А, Хромовой Е.Е. (1988 г.)

Исследование моторной асимметрии Моторная асимметрия – неодинаковая двигательная активность рук, ног, лица, половины тела, управляемых разными полушариями мозга.

Тесты для изучения моторной (двигательной) асимметрии Отметить в карте какой рукой испытуемый пишет при письме. Предложить испытуемому поаплодировать. Какая рука стучит сильнее, находится сверху? Предложить испытуемому принять позу Наполеона. Какая рука лежит сверху? Предложить испытуемому сцепить руки в замок. Большой палец какой руки лежит сверху? Предложить испытуемому встать и повернуться к исследователю спиной. Громко окликнуть его. Какой стороной корпуса он повернулся?

Двигательная зона располагается в лобной доле коры полушарий. Раздражение нейронов этой зоны вызывает движение мышц кисти рук, туловища. Нервные импульсы от правой части тела идут в двигательный центр левого полушария, а от левой – в правое полушарие Посмотрите, как это выглядит на схеме

Определение ведущего полушария двигательной асимметрии

Делаем вывод: какое же полушарие преобладает у испытуемого. Если тесты испытуемый больше выполнял правой стороной тела, то преобладает ЛЕВОЕ полушарие, и наоборот

Изучение ЗРИТЕЛЬНОЙ асимметрии- (определение ведущего глаза) Есть один, но верный способ определить ведущий глаз. Сделайте из двух рук пистолет, кончики пальцев – мушка (прицел). Выберите мишень. Прицельтесь! Зажмурьте то правый глаз, то левый. Тот глаз, при котором мушка смещается, будет ведущим. За правый глаз отвечает левое полушарие, а за правый –левое

Определение ведущего полушария при зрительной асимметрии

СЛУХОВАЯ АСИММЕТРИЯ Определим ведущее ухо. Представьте у вас на столах лежат часы. Послушайте их, но только не берите в руки!

Три типа функциональной организации полушарий мозга - отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий- смешанный тип - доминирование левого полушария (словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению) - доминирование правого полушария (конкретно-образное мышление, развитое воображение)

Все люди вообще, мыслят по-разному: у одних абстрактное, словесно-логическое мышление преобладает над образным (в таком случае говорят об аналитическом, «мыслительном» складе ума), у других преобладает образное мышление (в таких случаях говорят об образном, художественном типе мышления), у третьих образные и абстрактные компоненты мышления находятся в относительном равновесии (гармонический склад ума).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 54,2% 33,3% 12,5%

ЛЕВОПОЛУШАРНЫЙ ОБУЧАЮЩИЙСЯ Видит символы (буквы, слова) Ему необходимы ясные письменные инструкции Повторяет фактическую информацию. Испытывает дискомфорт с незавершенными творческими инструкциями Любит проверять работу Любит информацию в письменной форме Анализирует от части к целому Переживает реальность после чтения Любит смотреть фильм после чтения книги

ПРАВОПОЛУШАРНЫЙОБУЧАЮЩИЙСЯ Видит конкретные объекты и рискует отставать в чтении Отвлекаемость, способность, к само развлечению Отвечает на личностные отношения, а не авторитарные Любит самостоятельный выбор. Использует интуицию Не любит проверять работу Любит информацию в виде графиков, карт, демонстраций Анализирует от целого к части Переживает реальность до чтения Любит смотреть фильм до чтения книги

РЕКОМЕНДАЦИИ

Рекомендации правополушарным СТУДЕНТАМ Рабочая полусфера - левая Светлая доска - темный мел Условия необходимые для успешной учебной деятельности: связь информации с реальностью, практика творческие задания эксперименты музыкальный фон речевые и музыкальные ритмы работа в группах схемы, таблицы, карточки ролевые игры, инсценировка

Рекомендации левополушарным студентам Рабочая полусфера - правая Темная доска - светлый мел Условия необходимые для успешной учебной деятельности: детали абстрактно-линейный стиль изложения информации тишина на уроке работа в одиночку многократное повторение задание на поиск ошибок задание в символах

Тренировка полушарий

Как можно развить способности полушарий? Самый простой способ - увеличение объема работы, на которой ориентировано полушарие. Например, для развития логики Вам необходимо решать математические задачи, отгадывать кроссворды, а для развития воображения посещать художественную галерею и т.п.

Максимально задействовать сторону тела, контролируемую полушарием: для развития правого полушария необходимо работать левой частью тела, а для проработки левого полушарий - с правой. Например, вы можете рисовать, прыгать на одной ноге, жонглировать одной рукой.

Есть одно упражнение для одновременного включения обоих полушарий Встаньте и выйдите из-за стола. Выпрямите спину. Поднимите правое колено и дотроньтесь до него левой рукой. Опустите правую ногу. Поднимите левое колено и дотроньтесь до него правой рукой. И так несколько раз в удобном для вас темпе

Называть цвета, а не то что написано. Правое полушарие мозга – распознает цвета, левое – читает.

По результатам илссеовадний одонго английского университета, не имеет занч- нейя в кокам порядке расположены буквы в слове. Галвоне, чтобы преавя и последняя буквы были на месте. Осатьлыне буквы могут следовать в планом бсепордяке, все-рвано текст чтаитсея без проблем. Пичрионй этого является то, что мы не читаем кдаужю букву по отдельности, а все слово целиком.

Выводы. В раннем детстве доминирует правое полушарие и образное мышление, развитие левого полушария и словесно- логического мышления зависит от воспитания и обучения Обучение в школе направлено на развитие логического мышления, а, значит на доминирование левого полушария. Сдвиг межполушарной асимметрии в сторону «левополушарной» стратегии мышления начинается с овладения письменностью

С возрастом возникает необходимость разностороннего развития личности, когда активация логического (левополушарного) мышления уравновешивается стимуляцией образного мышления и наоборот Ключ к истинному творчеству лежит в равновесии между двумя полушариями, а не в доминировании одного над другим

Спасибо за внимание! Успехов в учебе!