Тема: Эмоции, мотивации. Физиологические потребности. Физиология ВНД и сенсорных систем.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психофизиология Эмоций.. Вопросы: 1)Эмоции, их классификации и функции 2) структурная основа эмоций 3) Эмоции и индивидуальные различия.
Advertisements

Эмоциональное состояние личности. Под эмоциями понимают протяжённые во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека или животного, отражающие.
Цели занятия Развить понятия «эмоции», «чувства», «эмоциональное поведение», «эмоциональные состояния» Повторить классификацию эмоций, особенности вегетативных.
1 Психология эмоционально- потребностной сферы психической деятельности.
Психология Лекция 2. Психика человека: сущность, структура, функции в жизнедеятельности человека.
ТЕОРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ П.К. АНОХИНА Подготовил студент 1 курса ДБХ -101 Полянских Антон.
Чувства - особая форма психического отражения, свойственная только человеку, при которой отражаемым является субъективное отношение человека к предметам.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Лимбическая система головного мозга ВЫПОЛНИЛИ: АНДРОНОВА АНАСТАСИЯ БРЕСЛАВЦЕВА АНАСТАСИЯ ЗЫКОВА ЕЛИЗАВЕТА.
1.Психологическая характеристика внимания. Механизмы внимания. 2.Современные теории внимания. 3.Виды внимания и особенности их проявления.
В течение длительного времени психологи пытались решить вопрос о природе эмоций. В ХVIII-ХIХ вв. не было единой точки зрения на данную проблему. Самой.
Высшая нервная деятельность Поведение. Высшая нервная деятельность(ВНД) Деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая наиболее.
Учебные вопросы: 1. Понятие и структура психики. 2. Психические процессы как основа функционирования личности.
Эмоциональный мир личности План урока: 1) Понятие эмоции 2) Функции эмоций 3) Виды и назначения эмоциональных процессов в жизни человека 4) Значение.
ЭМОЦИИ – это сложный комплекс изменений, включающих физиологический уровень активации, субъективные переживания, познавательные процессы и поведенческие.
Роль эмоций в жизни человека. Эмоции (от лат. «emotion» волнение) это различные психические явления, выражающие в форме непосредственных переживаний значимость.
Подготовил Голобородько Евгений.
Мотив и мотивация Мотив Виды мотивации Механизмы формирования биологических мотиваций Механизмы формирования биологических мотиваций Теории мотивации.
»Направленность-это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличия ситуации. »Направленность.
Транксрипт:

Тема: Эмоции, мотивации. Физиологические потребности. Физиология ВНД и сенсорных систем

2 Основные понятия Эмоции – это психический процесс, активно включающийся в организацию поведения, направленного на удовлетворение потребностей. Потребность – специфическая (сущностная) сила живых организмов, обеспечивающая их связь с внешней средой для самосохранения и саморазвития, источник активности живых систем в окружающем мире. Одновременно в организме могут возникать несколько потребностей, но выделяется доминирующая. Мотивация – процесс формирования мотива, т.е. основание действий и поступков, направленных на удовлетворение потребностей. Мотив (от лат movere – приводить в движение, толкать) – сложное психологическое образование, побуждающее человека к сознательной активности и служащее для нее основанием.

3 Потребности Потребность – специфическая (сущностная) сила живых организмов, обеспечивающая их связь с внешней средой для самосохранения и саморазвития, источник активности живых систем в окружающем мире. Три типа потребностей: 1. витальные (биологические), 2. социальные 3. идеальные. Классификация потребностей 1. Первичные потребности: физиологические потребность в безопасности 2. Вторичные потребности: Социальные потребности Идеальные потребности

4 Биологические потребности Биологические потребности направлены на сохранение целостности индивида и вида. Определяют формирование следующих форм поведения: пищевое, питьевое, оборонительное (включая рефлекс «биологической осторожности»), регуляция цикла «сон-бодрствование». База: изменение гомеостаза и/или гормонального фона организма. Биологическая потребность возникает при взаимодействии организма с внешней средой (при условии порогового отклонения параметров внутренней среды организма). Особенности: 1. неудовлетворение потребности может привести к гибели особи, 2. удовлетворение потребности не связано с участием другой особи.

5 Социальные и Идеальные потребности Социальные потребности – реализуются посредством взаимодействия с другими особями социума. Определяют формирование следующих форм поведения: половое, родительское, территориальное, формирование социального статуса (групповая иерархия), сопереживание. Идеальные потребности –направлены на саморазвитие индивида. Относится: потребность в самореализации, получение новой информации, т.е познание самого себя и окружающего мира и творчество. Отличие от витальных потребностей: 1). Удовлетворение этих потребностей не связано с текущей деятельностью; 2). Ориентировано в будущее; 3). Не выводится из других потребностей организма. Удовлетворение основных потребностей (доминирующих) осуществляется при наличии дополнительных (суп доминирующих).

6 Мотивации Мотивация – процесс формирования мотива, т.е. основание действий и поступков, направленных на удовлетворение потребностей. Классификация мотиваций Внешняя (экстринсивная) – мотивационный процесс разворачивается под воздействием внешних факторов, Внутренняя (интринсивная) – возникает под действием желаний, потребностей, влечений ( по Миллеру (1960) Первичные (низшие) – инстинктивные и висцеральные Реализуются – на основе врожденной программы поведения. Относятся: голод, жажда, страх, ярость, половое влечение. Вторичные (высшие)- приобретаются на протяжении жизни индивида Реализуются – на основе заданных генетических программ развития, но с опорой – на индивидуальный жизненный опыт. Относятся – все виды мотиваций, возникающие по закону условно- рефлекторных ассоциаций, имеющих в основе – актуализацию определенных потребностей.

7 Формирование мотивации: Фаза 1: Формирование мотивации - осуществляется посредством смены стадий: осознание потребности и понимание абстрактной/общей цели; выбор объекта удовлетворения потребности (цели) способа ее достижения; возникновение побуждения достичь выбранной цели. Первая фаза инициирует вторую фазу. Фаза 2: Запуск и реализация реакций по удовлетворению потребностей: Поиск цели, взаимодействие с целью, удовлетворение потребности. Специфика организации мотивационного состояния находит отражение в ЭЭГ-активности, сопровождающих проявление разных типов мотивационных состояний

8 Схема К.В.Судакова возникновения мотивационного состояния 1. Активация внутренних рецепторов под воздействием изменения внутренней среды организма; 2. Возбуждение рецепторов - запуск гомеостатических механизмов организма (за счет внутренних резервов организма компенсируют сдвиги во внутренней среде организма); 3. Если компенсации не происходит, запускаются механизмы, инициирующие специализированное поведение - т.е. возникает потребность. 4. За счет нервной и гуморальной сигнализации - восприятие потребности, активация подкорковых структур мозга (структуры лимбической системы. 5. Формирование в ЦНС очага возбуждения за счет активации ряда центров – формирование мотивационного возбуждения. 6. Распространение возбуждения в высших отделах коры головного мозга – формирование целенаправленного поведения. 7. Удовлетворение потребности организма.

9 Эмоции Эмоция – это активное состояние системы специализированных структур мозга, побуждающее организм к изменению поведенческой реакции в направлении минимизации или максимизации этого состояния. Три вида эмоциональны явлений: Аффекты - сильнее кратковременные переживания, сопровождающиеся выраженными двигательными и вегетативными реакциями. Аффекты возникают при конкретной наличной ситуации. Собственно эмоции - длительно-текущее состояние, которое не всегда сопровождается внешними проявлениями. Эмоции выражают субъективное, оценочное отношение к ситуации (существующей, формирующейся в данный момент или возможной) Чувства – это эмоции, которые выражают устойчивые эмоциональные отношения, сложившиеся в процессе жизнедеятельности. По П.К.Симонову (1981) – чувства – это эмоции, которые возникают на базе социальных и духовных потребностей.

10 Виды эмоциональных проявлений Выделяют два вида эмоциональных проявлений: 1. Длительное эмоциональное состояние – общий эмоциональный фон (чувства, настроение). Под эмоциональным состоянием понимают субъективное переживание, отражающее отношение индивидуума к окружающему миру и самому себе. На формирование эмоционального состояния влияет внутренняя и внешняя афферентация, информация, хранящаяся в памяти. 2. Кратковременное реагирование, связанное с определенными ситуациями - эмоциональная реакция. Характеризуется моторными и вегетативными проявлениями. Организм стремится к поддержанию баланса положительных и отрицательных эмоциональных состояний

11 Функции эмоций 1). Модуляция процессов организации поведения (по Судакову) Э= f (П(Ин – Ис) где П- потребность, И- информация: Ин – необходимая для удовлетворения потребности, Ис – существующая информация. Возникновение (+) или (-) эмоции: если (Ин – Ис)>>> (-)эм При наличии соответствующей информации – если Ин соотв Ис= (+)эм, Ин Ис – (-)эм Соответственно 2 типа деятельности: 1. деятельность направленная на поиск необходимой информации путем активного исследования среды, 2. отказ от поиска информации Согласно информационной теории эмоций П.В.Симонова – положительные эмоции возникают в ситуации избытка прагматической информации по сравнению с ранее существующим прогнозом, в ситуации возрастания вероятности достижения цели. Отрицательные эмоции представляют реакцию на дефицит информации или уменьшение вероятности достижения цели. Многообразие эмоций определяется многообразием потребностей.

12 Функции эмоций 2) Побуждающая функция – инициация адекватного целенаправленного поведения 3) Оценочная функция – состоит в быстром и общем определении полезности или ценности информации для организма. 4) Замещающая функция (компенсаторная) – реализуется на начальных этапах формирования целенаправленного поведения; когда еще нет исчерпывающего анализа информации. Т.е. – компенсирует дефицит информации в данный момент времени. 5) Подкрепляющая функция – значимые события, вызывающие эмоциональную реакцию, быстрее фиксируются в памяти. Подкрепляющим фактором может явиться состояние другой особи. По-видимому, в социально-исторической эволюции формирование этой функции легло в основу биологической способности человека к сопереживанию. 6) Переключательная функция (регулирующая) - заключается в способности на основе эмоционального переживания (успеха/неуспеха) включиться в осуществление выбора определенного мотива из нескольких конкурирующих. Управление эмоциями лежит в основе физиологических механизмов воли. 7) Коммуникативная функция – невербальная коммуникация.

13 Модели организации эмоций: 1). Дискретная модель – эмоциональная сфера человека состоит из определенного числа первичных, фундаментальных эмоций. Комбинация первичных эмоций создает эмоции вторичные. Критический вопрос – критерии выделения первичных эмоций. Соответственно – их количество и качественные характеристики будут определяться выбранными критериями. Например: К.Изард – 10 первичных эмоций – гнев, презрение, отвращение, дистресс, страх, вина, интерес, радость, стыд, удивление. 2). Многомерная модель организации эмоций: Вводится понятие эмоционального пространства. Выбирается критерий определения первичных эмоций – число базовых измерений, определяющих мерность эмоционального пространства. Метод многомерного шкалирования: определено минимально допустимое число шкал, на которое ориентируется человек при вынесении суждения о различии эмоций.

14 Детекторная теория эмоций Возникновение специфической эмоции связано с избирательным возбуждением нейрона-детектора специфической эмоции. Изменение соотношения биологически активных веществ – активация нейронов пред- детекторов – активация нейрона-детектора эмоции – связь нейрона детектора с образной и вербальной памятью (связаны межу собой) - командный нейрон – артикуляционные органы - эмоция

15 Системы мозга, определяющие появление эмоций (теория Дж.Грея) Выделяют три модулирующие системы мозга, определяющие возникновение трех основных групп эмоций: тревожность; ужас – гнев; радость – счастье; + комплексы медиаторов, гормонов и пептидов, которые связаны с соответствующими эмоциональными состояниями. 1).Система мозга, связанная с появлением чувства тревоги (тревожность – депрессия) названа – системой поведенческого торможения. Система отвечает на сигналы: наказания, отмены положительного подкрепления, стимулы, содержащие новизну. Структуры – септум, эндоториальная кора, зубчатая извилина, субикулярная область, гиппокамп (септогиппокампальная система)

16 При общем поведенческом торможении – отмечается повышение уровня кортизола, высвобождение эндорфинов, адренокортикотропного гормона. Повышенная индивидуальная активность септогиппокампальной системы – предопределяет склонность человека к тревожности. 2) Система мозга, связанная с организацией поведения борьбы и бегства (ярость, гнев, страх). Главные структуры: миндалина, медиальный гипоталамус, центральное серое вещество. Эмоция гнева сопровождается увеличением уровня норадреналина и тестостерона. При эмоции страха – выброс адреналина преобладает, увеличивается уровень кортизола в крови. Доминирование функций системы борьбы и бегства отражает склонность человека к агрессии или активному защитному поведению.

17 3). Система мозга, обеспечивающая приближающее поведение. Адекватные для ее элементов стимулы – условные сигналы награды (пищи, воды и т.д) Главные структуры: базальные ганглии, дофаминэргические волокна из черной субстанции, ядра таламуса, моторная, сенсорная, префронтальная области коры. Эмоции, вызванные активацией этой системы, связаны с приятным предвидением, надеждой, переживанием счастья. Положительные эмоции – имеют дофаминергичекую природу Положительное эмоциональное состояние – во многом определяется уровнем серотонина (его повышенная концентрация в крови вызывает хорошее настроение). Индивидуальные особенности эмоциональной сферы человека зависят от баланса этих трех систем.

18 Индивидуальные различия эмоциональной сферы человека (по Симонову П.К.) Выделяют следующие личностные характеристики, наиболее связанные с эмоциями: Тревожность, импульсивность, эмоциональность, сила- слабость нервных процессов, экстраверсия- интроверсия. Индивидуальные особенности взаимодействия лобной коры, гиппокампа, миндалины и гипоталамуса – образуют основу темперамента, нейротизма, индивидуального предпочтения в выборе формы эмоционального реагирования. 1). Преобладание активности лобной коры и гипоталамуса – определяет направленность на удовлетворение устойчивой доминирующей потребности – характерно для холерического темперамента (сильно возбудимый тип). Холерик упорен в достижении цели, его интересы – устойчивы.

19 2). Функциональное преобладание системы гиппокампа и миндалины – готовность к реагированию на различные стимулы, включая малозначительные. При сложности выделить – главный, доминирующий стимул – поведение нерешительное, часто направлено на анализ маловажных событий. Характерно - для нервной системы меланхолика. 3). Доминирование системы миндалины и лобной коры – определяет хорошо сбалансированные потребности без четкого выделения одной из них. Реагирование происходит только на стимулы, имеющие большую значимость для индивидуума. Характерно для уравновешенного и инертного типа нервной деятельности – флегматика. 4) Функциональное преобладание системы гиппокампа и гипоталамуса – условие для сочетания доминирующей потребности с генерализованной реакцией на сигналы маловероятных событий. Характерно для сильно уравновешенного подвижного типа нервной деятельности – сангвиника. Преобладание информационных структур – лобной коры и гиппокампа –характерно для экстраверта. Преобладание мотивационных систем – гипоталамуса и миндалины – более характерно для интроверта.

20 Эмоциональный стресс (по А.С.Батуеву) Эмоциональный стресс – общая системная нейрогуморальная реакция целостного организма, развивающаяся на действие стресс-факторов (стрессоров). Стрессорами называют воздействия от которых невозможно избавиться или механизм защиты к которым отсутствует или не подготовлен должным образом. Сущность стресс-сигнала – в его информативной значимости. Три стадии в развитии стресса: 1). стадия тревоги, возникает при внезапном действии стрессора, может проходить в форме шока как результата сильного эмоционального воздействия. 2) стадия резистентности – подготавливает организм к повышенной устойчивости к действию вредных факторов. Адаптация осуществляется преимущественно системой «гипоталамус – кора надпочечников» - «адаптивными гормонами» - главная роль отводится адренокортикотропному гормону. 3) стадия истощения – при продолжающимся действии стрессоров. Стадия – называется состоянием психической дезадаптации.