«Стихи, сочинённые на дороге в Петергоф…». М.В.Ломоносов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Отражение в лирике научных увлечений М.В. Ломоносова Выполнила: Голощапова Алина, ученица 7 класса Педагог-руководитель: Семыкина О.В. МКОУ Березовская.
Advertisements

«Тогда б со всех открылся стран Горящий вечно Океан. Там огненны валы стремятся И не находят берегов. Там вихри пламенны кружатся, Борющись множество.
А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки.
«Со всех открылся стран Горящий вечно океан Там огненны валы стремятся… Там вихри пламенны крутятся Там камни, как вода кипят Горящи там дожди шумят».
(1711 – 1765). Почему ХVIII век считается веком просвещения в России? На этом уроке вы познакомитесь с произведением гениального человека - М.В. Ломоносова,
Составитель : Дмитриева А.В.. Тема: « Зима в поэзии русских классиков » Цели: 1.3накомство с поэзией Фета, Есенина, Пушкина, Тютчева, Сурикова. 2. Выразительное.
Михаил Васильевич Ломоносов ( ) Ученый, поэт. Презентацию выполнила: ученица 9 «б» класса Бурлакова Валентина.
Урок внеклассного чтения в 6 классе по теме «Басни Ивана Андреевича Крылова»
Михаил Васильевич Ломоносов «А математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит». Первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения,
Что такое текст.. Тебе, конечно, приходилось слышать слово текст. А что такое текст? Трудно?
Он создал первый университет Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом. А. С. Пушкин.
Мерзлякова Л.А. Юринская СОШ Внеклассное мероприятие для учащихся 1-5 классов.
Стихи в моей жизни Автор: Карнавская Александра, 5 а класс, МОУ СОШ 32 «Эврика – развитие». «Эврика – развитие».
Тема: А.С.Пушкин «Зимний вечер». Цели: Продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина; учить понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя.
"Спасибо!" — говорю всем
Проектная работа Тема: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (сопоставительный анализ стихов-завещаний Горация, М.В.Ломоносова,Г.Р.Державина А.С Пушкина)
Творческое название: Гонимый миром странник…. Автор: Степанова Н. В., учитель русского языка и литературы МОУ «Вейделевская СОШ» Вейделевского района Белгородской.
Презентация на тему: «Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева» 10 класс. Автор: учитель русского языка и литературыАвтор: учитель русского языка и литературы филиала.
Произведение необычно тем, что состоит из легенд, которые рассказывает старуха Изергиль, все они связаны с одним типом героев – сильных, гордых и красивых.
Транксрипт:

«Стихи, сочинённые на дороге в Петергоф…». М.В.Ломоносов

Проверка домашнего задания Рассказ о жизни и творчестве М.В.Ломоносова

Борьба М.В.Ломоносова за российскую науку Путь Ломоносова в науку был не прост. В Академии наук крупные учёные были отстранены от управления и всеми делами ведал секретарь канцелярии И.Д.Шумахер, прибывший в Петербург из Страсбурга. Он самолично распоряжался деньгами академии, определял должности и характер работы академиков, стараясь столкнуть их между собой, пристраивая на работу в академии своих родственников и приближённых. Нужна была огромная воля и большая вера в предназначение науки, чтобы устоять в борьбе. По возвращении в академию Ломоносов оказался на положении студента: ни приличного жалования, ни серьёзной научной работы, ничего не меняла даже диссертация на латинском языке.

Борьба М.В.Ломоносова за российскую науку Как адъюнкт (лицо, занимающее младшую ученую должность в академиях и в высших учебных заведениях; помощник академика или профессора) физического класса, Ломоносов избрал основным направлением своей научной работы химию, разработал проект лаборатории. Только через шесть лет, после неоднократных просьб и протестов, руководство Петербургской академии согласилось на постройку химической лаборатории. Она была открыта в 1748 году. Одновременно чинились препятствия в публикации научных трудов Ломоносова, принижалось значение его научных исследований и проектов. Однако Ломоносов не отличался покорностью и умел за себя постоять.

Сообщение учащегося о ссоре Ломоносова с профессорами академии. Однажды в Академическом собрании, раздражённый оскорбительными и несправедливыми действиями Шумахера, Миллера и Винсгейма, Ломоносов на виду у всех показал Винсгейму кукиш. Столь же резко обошёлся он и с другим приспешником Шумахера, молодым адъюнктом И.Трускотом, незаслуженно получившим эту должность: «Ты что за человек? Ты адъюнкт. Кто тебя делал? Шумахер! Говори со мною по-латыни!» Но Трускот не знал латыни, хотя лица, занимающие научные должности в академии, обязаны были по тем временам владеть латинским языком. Показав беспомощность Трускота, Ломоносов заключил: «Ты никуда не годишься и недостойно произведен». И долго ещё слышались негодования его. Шумахера же, как подтверждают свидетели, он «вором назвал и прочих господ профессоров также бранил». Самому же Винсгейму в заключение пригрозил «поправить все зубы», если он вздумает пожаловаться. Таков был Ломоносов: терпеть несправедливость, невежество он не мог.

Обращение Ломоносова к поэзии В это время он много работает, пишет диссертацию о строении вещества, обосновывает анатомическую теорию. В трудные минуты Ломоносов обращается к поэзии. Как раз в дни ареста из-под его пера выходят такие дивные, глубокие творения, как «Утреннее размышление о Божьем величестве» и «Вечерние размышления о Божьем величестве…»

Выразительное чтение отрывка стихотворения «Утреннее размышление о Божьем величестве» наизусть. Когда бы смертным толь высоко Возможно было возлететь, Чтоб к солнцу бренно наше око Могло, приблизившись, воззреть, Тогда б со всех открылся стран Горящий вечно Океан. Там огненный валы стремятся И не находят берегов; Там вихри пламенны крутятся, Борющись множество веков; Там камни, как вода, кипят, Горящи там дожди шумят. Сия ужасная громада Как искра пред тобой одна. О коль пресветлая лампада Тобою, боже, возжжена Для наших повседневных дел, Что ты творить нам повелел!

В 1757 году Ломоносов был учреждён советником, членом канцелярии (головного ядра академии). Это укрепило его позиции, и он предпринимает энергичные усилия к тому, чтобы академия наук стала действительно учреждением науки, а не службы. Он стремится привлечь специалистов, настаивает на увеличении выпуска учебных книг на родном языке, борется с непорядками академической обсерватории. В 1758 году ему поручается руководство научной частью академии, в 1760 году он назначается куратором университета и гимназии, которым надлежало стать основной базой академической науки. В это же время он ярко борется с противниками русской науки Просмотр видеофрагмента

Выразительное чтение «Стихов, сочинённых на дороге в Петергоф…» - О чём свидетельствует написание стихотворения? - Как вы полагаете, если не в первый раз направляется поэт к владыкам государства, возможно к самой императрице, просить помощь для развития науки, если он далеко не всегда встречает понимание и поддержку, какие чувства его обуревают?

ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА Определите значение слов «привилегия», «блаженный», «блаженство», «медвяный», «презрена», «бесплотен».

Сообщение об Анакреоне Заглавие показывает, что время и место действия ограничены и определены: дорога в Петергоф, год 1761-й. Стихотворение похоже на дневниковую запись, хотя это перевод, но перевод своеобразный. Произведение является оригинальным переложением стихотворения «К цикаде», приписывавшегося Анакреону

Сообщение об Анакреоне Анакреон – древнегреческий поэт. Лирика Анакреона сохранилась в незначительных фрагментах. Её основные мотивы – земные радости, чувственная любовь, вино, предпочтение беззаботной жизни в обществе милой подружки прочим занятиям. Сборник игривых стихотворений, написанных в духе Анакреона и ошибочно предписываемых ему, вызвал многочисленные подражания и распространился в европейских литературах Возрождения и Просвещения. Стихи такого рода относятся к анакреонтике (анакреонтической поэзии). В России переводили предписываемые Анакреону стихи и писали анакреонтические стихотворения М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, К.Н.Батюшков, А.С.Пушкин и поэты «пушкинской плеяды» (П.А.Вяземский, А.А.Дельвиг, Н.М.Языков) и мн.др.

Выразительное чтение наизусть стихотворения Анакреона «К цикаде» Я считаю тебя счастливым, цикада, Потому что на вершинах деревьев Немного влаги выпив, Словно царь поешь ты, Будто всё, что ты видишь в полях, И что питают леса – твое. Ты собеседник земледельцев, Ничем нисколько не вредишь; Ты уважаемый среди смертных Сладкий вестник лета; Тебя любят Музы, Любит и сам Феб. Он дал тебе звонкую песню, И старость не мучит тебя. Искусный, из земли рожденный, любящий песни, Не знающий страданий, не имеющий крови в теле, Ты почти подобен богам.

Почему Анакреон обращается к образу цикады? Сообщение о цикаде Цикада - это членистоногое насекомое. Обычно цикады бывают длиной от 1 до 5 см, но некоторые тропические виды могут быть длиной до 15 см. У цикады есть два больших выпуклых глаза по бокам головы и три маленьких глаза между ними, поэтому считается, что она заблаговременно может обнаружить приближение врагов. Цикады, объясняет Сократ, изначально произошли от людей, которые жили раньше времени муз. Когда пришли музы и начали петь, некоторые человеческие существа пришли в такой восторг, что забыли о еде и хотели лишь петь, что привело их к смерти. Эти воздыхатели муз превратились в цикад, их задача заключалась в том, чтобы сообщать музам, кто из людей в наибольшей степени посвятил себя музам и какой именно из муз.

Подумайте, почему в поэтическом сознании М.В.Ломоносова рождается образ беззаботного кузнечика? Сообщение о кузнечике Кузнечик - у китайцев олицетворяет изобилие, многочисленных сыновей, доблесть и удачу. У европейцев - безответственность, непредусмотрительность, летние наслаждения. У греков золотой кузнечик олицетворяет знатность греческого аристократа. Ломоносов был, вероятно, знаком: «сверчок, кузнечик или коник полевой значит негодного стихотворца, враля и Аполлона». В древних Афинах кузнечик считался символом знати, владеющей землёй. Члены аристократических кланов носили изображения золотых кузнечиков в качестве отличительных знаков своего положения.

Выразительное чтение «Стихов, сочинённых на дороге в Петергоф…» - Найдите в стихотворении строки, передающие восторг и восхищение автора свободной и беззаботной жизнью кузнечика. - Как вы понимаете последние строки? В чём автор видит счастье, блаженство? - Какой мотив является преобладающим в стихотворении М.В.Ломоносова?

Домашняя работа 1. Выучить наизусть стихотворение М.В. Ломоносова «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф...». 2. Индивидуальные задания: -подготовить пересказ статьи учебника «На родине В.А.Жуковского»; -выучить наизусть стихотворение «Майское утро» и фрагменты стихотворения «Сельское кладбище», «Певец во стане русских воинов», «Послание императору Александру»; -подготовить экскурсию по галерее портретов В.А. Жуковского; -подготовить сообщение «В.А.Жуковский и А.С. Пушкин»