Влияние транспортных характеристик грузов на организацию перевозок.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ РАВНИНА (Русская равнина), одна из крупнейших равнин земного шара, занимающая большую часть Восточной Европы. ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ.
Advertisements

Презентация на тему: « Минеральные воски » Работу выполнила Георгиева Анастасия Группа М
Природные источники углеводородов: природный и попутный нефтяной газы нефть каменный уголь.
Промышленные отходы. Промышленные отходы остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, образовавшиеся при производстве продукции или выполнении работ и утратившие.
Тема 6. Количественная характеристика товаров. Основные понятия Единичные экземпляры – отдельные товары, которые обладают целостностью и присущими конкретному.
Гудрон является смолистым и черным веществом, имеющим твердую или вязкую структуру.
Тема 2. Элементы, виды и функции упаковки.. Определение упаковки. Упаковка – комплекс защитных мер и материальных средств по подготовке продукции промышленного.
Презентация учителя Шихкеримовой И.В.. Полезные ископаемые это такие горные породы и природные образования, которые человек добывает из недр Земли и использует.
Работу подготовила: Ученица 10 «Б» класса Берёзова Наталия.
Какие материалы люди используют для строительства домов? (цемент, кирпич, бетон, лес, песок) Для строительства дорог? (щебень, асфальт, бетон) Для строительства.
МОДУЛЬ 1. ВВОДНЫЙ РАЗДЕЛ Тема 1. Основные термины и понятия. Преподаватель кафедры месторождений полезных ископаемых Рыбин Илья Валерьевич.
Упаковка это средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту товара от повреждений и потерь, а окружающую среду от загрязнения. Основное назначение.
Коксохимическое производство. Что такое коксохимическое производство и для чего оно нужно? Основным его продуктом был и остается кокс, что следует из.
Нефть – Нефть –смесь углеводородов, преимущественно жидкостных. Классы углеводородов, входящие в состав нефти 1. парафиновые (алканы) 2. нафтеновые (циклоалканы)
Нефть Сырая нефть – природная легко воспламеняющаяся жидкость, которая находится в глубоких осадочных отложениях и хорошо известна благодаря ее использованию.
Семинар на тему «Природные источники углеводородов и их переработка»
Нефть поступающая из скважин не представляет собой соответствующую чистую продукцию. Извлекаемая нефть содержит в себе различные вещества, примеси, части.
ТЕРМОПЛАСТИЧЕСКИЕ ПОЛИМЕРЫ Полиэтилен и полипропилен.
Силикатная промышленность. Выполнила: ученица 9 А класса Николаева Елена.
Транксрипт:

Влияние транспортных характеристик грузов на организацию перевозок

Структура грузов, перевозимых железнодорожным транспортом Перевозка железнодорожным транспортом - каменного угля и кокса - более 97%, - черных металлов – более 96%, - химических и минеральных удобрений – более 84%. Аналогичная ситуация складывается и с другими видами грузов, за исключением нефтяных, более 65% которых отправляется трубопроводным транспортом.

Твердое топливо К твердому топливу относятся: угли торф; сланцы; древесина; отходы с/х производства и др. В 2001 г. перевезено железными дорогами России 252,3 млн. т угля Всего перевезено грузов 1057 млн т

Почти весь добытый уголь перевозится от мест добычи к местам потребления или перевалки. Расстояние перевозки угля свыше 2000 км, только 13% перевозится на расстояние до 100 км.

Все твердое топливо по своему происхождению делится на две группы: образовавшееся в естественных условиях (ископаемые угли, сланцы, торф, древесина, отходы с/х производства); полученное искусственным путем (продукты переработки естественных видов топлива: кокс, полукокс, древесный уголь, топливные брикеты, пылевидное топливо).

Существует два способа переработки естественных видов твердого топлива: физико-механический (сортировка, дробление, сушка, обогащение, брикетирование, пылеобразование) Химический состав топлива при этом не меняется. физико-химический (сухая перегонка, термическая обработка) Значительно меняется химический состав и свойства.

Ценность топлива Ценность топлива определяется содержанием в нем горючих компонентов (углерода, водорода, серы) В твердом топливе содержится балласт – негорючие составляющие. Подразделяется на внутренний (кислород, азот) и внешний (вода и различные минеральные примеси – содержание достигает 50 – 60 %, у сланцев – 90 %). Наличие балласта требует дополнительного расхода тепла на нагревание и увеличивает объем перевозок.

Содержание компонентов в твердом топливе Углерод ВодородКислород и азот Сера Влага, % Древесина нет Торф 54 – нет 30 – 32 Бурый уголь 705,524,50,2 – 7,812 – 57,7 Каменный уголь 74 – ,3 – 96 – 23 Антрацит ы 93,5 – 97230,3 – 79 – 11 Кокс нет 0,2 – 2,53 – 5 Сланцы До 712 – 20

Ископаемые угли Уголь - горючий минерал органического (растительного) происхождения. Применятся: как топливо, сырье для химической промышленности, сырье для производства кокса и др. В зависимости от степени углефикации ископаемые угли делятся на : Бурые угли - наименьшая степень углефикации. Переходная форма от торфа к углю. Объемная плотность 0,65-0,85 т/м.куб Теплота сгорания к Дж/кг Каменные угли Объемная плотность 0,85-1, т/м.куб Теплота сгорания к Дж/кг Антрациты Объемная плотность 0,68-0,96 т/м.куб Теплота сгорания к Дж/кг Антрациты не пригодны для химической переработки и коксования Используются как высококалорийное топливо

Добыча угля Закрытым способом - в шахтах. Открытым способом– в угольных разрезах. Добытый уголь обогащают различными способами: Флотация - процесс разделения твердых частиц. Способ основан на различной смачиваемости частиц. сепарация-разделение на составные части твердой смеси. Основан на физическом различии компонентов смеси.

Сортировка по размерам отдельных кусков. Классы крупности. Плитный (П) мм (300 при открытой добыче) Крупный (К) мм Орех (О) – мм Мелкий (М) мм Семечко (С) 6-13 мм Зубок (З) 3-6 мм Штыб (Ш) менее 3 мм Рядовой без плиты (Р) (300) Увеличение содержания мелких фракций ведет Потерям при ПРР Потерям при транспортировке (выдувание, просыпание) Потерям при сгорании (вытяжка и просыпание через колосниковую решетку) Интенсивному окислению Хранение. На открытых складских площадках. Противопожарные проезды – 6 м. Расстояние до складов жидкого топлива, лесных грузов не менее 60 м.

Перевозка: навалом и насыпью в полувагонах с «шапкой» Масса определяется взвешиванием или обмером с определением массы по специальным таблицам. Нормы естественной убыли 0,6 % массы при перевозке до 759 км 0,7 % массы при перевозке до 751 км км 0,8 % массы при перевозке свыше 1500 км. Дополнительные нормы на каждую перевалку 1%, перегрузку из вагона в вагон 0,8%. Основные свойства углей : гранулометрический состав самонагревание и самовозгорание смерзаемость способность к измельчению выделение легковоспламеняющихся летучих газов

Продукты переработки естественных видов топлива Полукокс твёрдый остаток, получающийся при нагревании твёрдых топлив без доступа воздуха до 500° 550°. Используется как бездымное твёрдое топливо высокой теплопроизводительности. При полукоксовании получается первичный дёготь, газовый бензин, первичный газ и др. Коксование разложение при высокой температуре без доступа воздуха при °С твердых и жидких горючих ископаемых с образованием летучих веществ и твердого остатка – каменноугольного кокса, а также коксового газа, каменноугольной смолы и др. продуктов. Кокс - продукт переработки природных топлив, применяют в металлургической промышленности Особенность: кокс обладает большой способностью поглощать влагу и увеличивать вследствие этого массу до 20%.

Горючие сланцы Горючие сланцы - горные породы твердой структуры, слоистые, от зеленоватого или желтоватого цвета до черного. Получились в результате разложения морских микроорганизмов и планктона без доступа воздуха. Объемная масса 1,06-1,2 т/куб.м Не высокая теплота сгорания к Жд/кг. Добыча - открытым и закрытым способом. Хранение -на открытых площадках. Свойства - смерзаемость, самонагревание, самовозгорание Норма естественной убыли 0,7 % массы груза на всю транспортировку.

Применение. Ценность как топлива не велика из-за большого количества примесей (до 70%, 20 % воды). Перевозка на большие расстояния не рентабельна. Основное использование – сырье химической промышленности. При перегонке при температуре 550 градусов получают сланцевую смолу, газы, золу. Из сланцевой смолы производят бензин, дизельное топливо, ихтиол, пек, кровельный лак, шпалопропиточное масло, асфальт. Зола – сырье для производства кирпича, цемента.

Торф Торф - продукт разложения растительных остатков осоки, тростника, камыша, мхов под водой, в болотах, при недостаточном доступе воздуха. В свежедобытом торфе до 95% воды. Обратимый коллоид. При влажности менее 35% -необратимый коллоид. Значения влажности для расчетов при транспортировке: кускового торфа- 50%, фрезерного – 53%, удобрения -65%. Объемная масса 0,2- 0,65 т/куб.м. Теплота сгорания к Дж/кг. Перевозка - наращивание бортов вагона, послойное уплотнение. В шапку укладывают с влажностью не ниже 65%.. Норма естественной убыли -0,7 %. Свойства – легкогорючий груз, самонагревание, самовозгорание. Закладка на хранение с температурой не выше 40 градусов, содержание примесей – не более 5% (древесины, сухой травы и т.д.), не более 10% мелочи. Хранение – на открытых площадках. Использование – топливо для бытовых нужд, удобрение для сельского хозяйства, подстилка для скота, утеплитель, сырье для производства торфобрикетов.

Древесный уголь Древесный уголь - получают при сухой перегонке древесины (пиролизе) при температуре градусов. Твердое горючее вещество черного цвета. Объемная масса- 0,13-0,25 т/куб.м. Содержание углерода до 90%. Теплота сгорания к Дж/кг Свойства - гигроскопичен, высокая пористость, неустойчивая структура, пачкающий груз. Применение: металлургическая промышленность, кузнечно- прессовое производство, литейное производство, краски, порох, Используется как адсорбент для очистки жидкостей (спирта, сиропов), в фильтрах, в медицине. Перевозка – крытом вагоне в мешках весом кг. Хранение – в сухих закрытых складах. Нормы естественной убыли – до 250 км- 0,5% км -0,9% км – 1,3 % Св.750 км – 2%

Дрова и отходы сельскохозяйственного производства Дрова – древесина длиной 1 м. По согласованию с ГП – долготье длиной 4-6,5 м. Перевозка- полувагоны. Отходы с/х производства – солома, костра, лузга подсолнуха, рисовая шелуха и т.д. Близки к дровам по теплотворной способности. Легкогорючие грузы. Используются как бытовое топливо. Топливные брикеты. Изготавливаются из пылевидных, мелких, слабо структурных горючих материалов спрессовыванием в куски правильной формы. Изготавливают из углей мелких фракций, торфа,опилок, отходов с/х производства. Связующим материалом служат смола, каменноугольный пек, битум, патока и др.

* Пек - побочный продукт перегонки дегтя или смолы, образующийся при термической переработке угля. Аморфное черное вещество с блестящим раковистым изломом. *Битум. Различают природные и искусственные нефтяные битумы. Природные битумы извлекают из асфальтовых горных пород органическими растворителями или вываривают их в горячей воде. Искусственные битумы представляют собой остатки, получаемые при переработке нефти. При нормальной температуре битумы встречаются как в твердом, так и в вязко жидком состоянии. При нагревании они размягчаются (разжижаются), а при охлаждении вновь возвращаются в первоначальное состояние. Обладая аморфным строением, битумы в отличие от кристаллических тел не имеют определенной температуры плавления. Существует некоторый температурный интервал размягчения, т. е. постепенный переход от твердого состояния в вязкожидкое.

Пылевидное топливо Применяют в паровых котлоагрегатах паропроизводительностью т/ч. В пылевидном топливе можно использовать с высоким кпд практически все виды твёрдого топлива, в том числе самые малоценные (бурые угли, торф, горючие сланцы). Приготовление пылевидного топлива производится на специальных установках, к которым относятся мельницы, сепараторы, циклоны и т.п. Топливо, измельченное и высушенное в системе пылеприготовления, поступает в пылеугольную топку, (камерная топка для сжигания твёрдого пылевидного топлива) через горелки в смеси с транспортирующим его подогретым воздухом. Количество транспортирующего воздуха составляет % от всего подаваемого воздуха. Остальной воздух подаётся либо через отдельные каналы в горелке, либо через специальные сопла. Суммарное количество воздуха обычно на 15-25% больше, чем теоретически необходимо для полного сгорания топлива. Для предварительного разогрева (растопки) холодной системы обычно используется мазут и природный газ, в некоторых случаях они же применяются для поддержания ("подсветки") горения основного топлива, например при глубокой разгрузке топки.камерная топка

Свойства пылевидного топлива Пылевидное топливо является взрывоопасным. Большую опасность представляет взвихривание отложенной пыли. Допускается применять увлажнение пыли мелкораспыленной водой. Вредным. Допустимая концентрация пылевидного топлива в помещениях допустимого санитарными нормами (10 мг/м 3). Немедленно устранять очаги пыления на оборудовании. Не допускать образования в помещении, на строительных конструкциях и оборудовании отложений топливной пыли и тлеющих (горящих) ее очагов.

Пеллет топливо "шарики« – это спрессованные частицы растительного происхождения, имеющие форму цилиндров диаметром до 25 мм.

Изготавливаются методом прессования. Гранулы из древесных опилок, торфа, соломы, травы, костры льна, лузги, угольной пыли и других материалов. Наибольшее распространение получили древесные гранулы (wood pellets) и торфяные гранулы (peat pellets). Гранулы, изготовленные из разных материалов, обладают разными свойствами, поэтому вариантов их использования очень много. Топливные гранулы используются для отопления коттеджей, коммунальных котельных. Являются прекрасным заменителем других видов топлива, особенно в тех местах, где отсутствует магистральный природный газ. Пеллеты являются энергетически стабильным, безотходным и экологическим видом топлива. Это привело к появлению нового рынка бытовых и промышленных котельных на гранулах во многих странах, особенно в США, Канаде, Великобритании, Скандинавии, центральной Европе и Италии. Применение топливных гранул в Европе признано и поддерживается международными экологическими фондами (NEFCO, SIDA и др.) и общественными организациями (Зеленые и др.). Использование биотоплива возведено в ранг национальных приоритетов многих стран. Перевозка: затаренными в мешках, биг-бэгах,

Поскольку гранулы используют главным образом в качестве топлива, их часто называют "топливные гранулы". Их часто называют "биотопливом" ("biofuel"). Кроме сжигания с целью получения тепла, пеллеты используются следующим образом: Древесные гранулы: В качестве абсорбента для туалета домашних животных; В качестве подстилки в конюшнях. Торфяные гранулы: В качестве искусственного грунта в странах с повышенной ветровой эрозией почвы; В качестве абсорбента в промышленных фильтрах; В качестве усилителя действия минеральных удобрений; Как материал для хранения овощей и фруктов; Для сбора и удаления нефтепродуктов с поверхности земли и акваторий при их разливе; Для производства активированных углей; Для производства теплоизолирующих строительных материалов.

Достоинства: Низкая цена. Себестоимость невозобновляемых видов топлива будет быстро и постоянно расти, следовательно, относительная цена топливных гранул будет уменьшаться. Возможность полной автоматизации подачи топлива в зону горения. Возможность переоборудования действующих котлов. Возможность использования в котлах любой мощности - от отопления дома, до гигантской ТЭЦ. Полная безвредность для окружающей среды. Минимальный несгораемый остаток (являющийся удобрением для растений). Минимальная площадь хранения, минимальный объем при перевозке. Благодаря сыпучести и однородности могут транспортироваться автоцистернами и "вдуваться" на склад (в бункер топлива). Максимальная безопасность при хранении и перевозке (не взрывоопасны, не подвержены самовозгоранию). Не разлагаются при длительном хранении. Не вызывают аллергических реакций, не переносят семена сорняков и насекомых – вредителей.

Нефть и нефтепродукты Структура грузов, перевозимых железнодорожным транспортом Октябрьская железная дорога

Затраты на транспортирование 1 т нефтепродуктов по трубопроводу в 3-4 раза ниже, чем при перевозке по железной дороге. На расстояние до 200 км/ч выгоднее автомобильные перевозки, чем по железной дороге. Нефть и продукты ее переработки насчитывают около 250 наименований. Перевозятся в различном агрегатном состоянии. Условно разделены на 3 группы: сырая нефть; светлые нефтепродукты темные нефтепродукты. Продукты переработки нефти (светлые и темные) делятся: - топливо, - смазочные материалы - прочие продукты.

Нефть - единственный жидкий вид топлива, образовавшийся в естественных условиях. Сырая нефть – маслянистая горючая жидкость, обладающая характерным запахом. Обладает высокой теплотворной способностью 46Мдж/кг. Цвет колеблется от красно-коричневого до черного в зависимости от месторождения и пласта залегания. В зависимости от плотности различают : легкую (0,65 – 0,87 г/см 3), среднюю (0,871 –0,91) и тяжелую (0,91 – 1,05) нефть.

Химический состав нефти: углерод – 83 – 87 %; водород – 11 – 14 %; кислород и азот – 0,1 – 1,5 %; сера – 0,05 – 5 %. Процесс переработки нефти состоит из 3 этапов: подготовка к переработке (обезвоживание до 1- 2%, обессоливание до 500 мг/л, полное или частичное разгазирование) переработка очистка полученных нефтепродуктов

Физический способ переработки нефти- прямая перегонка. Состоит из следующих этапов: нагревание, испарение, конденсация, охлаждение при атмосферном давлении. В результате прямой перегонки нефти получают: - бензин (до 15%), - керосин (8-20%), - лигроин (7-10 %), - газойль (7-15%), - масляные дисцилляты (20-25%), - мазут (65-90%), - гудрон.

Для повышения доли светлых нефтепродуктов при перегонке используют химические способы перегонки нефти. Крекинг термический (при температуре С, давление 4-6 Мпа, выход крекинг-бензина до 30-35%) Крекинг каталитический (при температуре С, давление 0,2-0,3 Мпа, выход крекинг-бензина до %). Катализатор - алюмосиликаты. Гидрокрекинг (при температуре С под давлением водорода 3-14 Мпа). Применяется для нефти с высоким содержанием серы. Последний этап переработки – очистка - производится с целью удаления смолистых веществ, кислородных и сернистых соединений.

Топлива. Группа включает в себя топливные газы, моторные бензины, дизельное топливо, топливо для реактивных двигателей, газотурбинных установок, котельное и печное топливо. Основные характеристики топлив: моторных топлив – октановое число (детонационная стойкость). Чем выше октановое число- тем выше качество топлива, тем меньше опасность детонации. дизельных топлив – цетановое число (способность к воспламенению при впрыскивании в камеру сгорания). реактивных топлив – испаряемость. котельных - вязкость. От вязкости зависит эффективность распыления.

Смазочные материалы. В группу смазочных материалов входят: моторные (автотракторные, авиационные, дизельные), индустриальные смазочные масла, трансмиссионные (редукторные) масла. пластичные (консистентные) смазки и масла. Делятся на антифрикционные, антикоррозионные, уплотнительные. Имеют мазеобразную консистенцию. Основные свойства смазочных масел: образовывать на поверхности трущихся тел масляную защитную пленку. Важна зависимость вязкости от температуры, (она должна быть незначительной), стойкость против окисления, антикоррозионные свойства.

Прочие нефтепродукты. - растворители, - осветительные керосины, - парафины (белое воскоподобное вещество, используется в медицине, для приготовления парафинистой бумаги, пропитки древесины, в спичечном и карандашном производстве, как изоляционный материал, химическое сырье). Перевозится в бочках (дерево), ящики, наливом. - церезин (похож на воск, имеет температуру плавления С, применяется для изготовления консистентных смазок, как электроизоляционный материал. - пек. -битум. - сажа и т.д. К группе прочих относятся также продукты, служащие сырьем для химической промышленности

Основные свойства нефти и нефтепродуктов: плотность – зависит от содержания легких фракций, изменяется от 0,65 до 1,05 т/м 3, влияет на скорость истечения нефтепродуктов при сливе и наливе, зависит от температуры; вязкость – оказывает существенное влияние на условия перекачки, транспортирования, налива - слива (слив мазута при низких температурах затруднен, требуется подогрев);

температура плавления (застывания) – характеризует температурные пределы применения топлива без предварительного подогрева. Колеблется от – 80 о С для некоторых бензинов, до +150 о С для битумов; температура вспышки – характеризует пожарную опасность. Нефтепродукты по пожароопасности делятся на 2 группы: - легковоспламеняющиеся (до 45 о С), - горючие (свыше 45 о С). Температура разогрева при сливе должна быть на 10 о С ниже температуры вспышки.

испаряемость – способность жидкости переходить в парообразное состояние. Зависит от фракционного состава, упругости паров и вязкости (самая большая испаряемость у бензина, самая малая - у масел). Ежегодно в атмосферу в результате испарения поступает 2% общей массы перевозимого бензина, 3% - сырой нефти. Один процент потерь от испарения снижает октановое число на одну единицу. Статическая испаряемость – с неподвижной поверхности при хранении – ведет к количественным и качественным изменениям нефтепродукта. Динамическая испаряемость – при сливе и наливе.

электризация – образование статического электричества. Возникает при движении нефтепродуктов по трубопроводам, шлангам, при трении о воздух. Наиболее сильно электризуются светлые нефтепродукты. Начальная скорость налива светлых нефтепродуктов 1 м/с, скорость налива 12 м/с, продолжительность выдержки перед изъятием стояка не менее 2 мин. Необходимо заземление при сливе и наливе. предел взрываемости – содержание паров нефтепродукта в воздухе, способных взорваться при воздействии открытого огня (1-10%) коррозионность – способность оказывать разрушительное влияние на металлы (котлы цистерн, особенно для светлых нефтепродуктов, покрываются ржавчиной). Содержание серы в моторных топливах от 0,2% до 0,5% увеличивает износ двигателя на 25-30%.

токсичность – вредное воздействие на организм человека, загрязнение окружающей среды. Определяется ПДК, т.е количества вещества не причиняющее вреда здоровью. Вредным для здоровья считается воздух, содержащий 0,3 мг/л керосина, 0,2% бензина, 0,1 % бензола, 0,005 мг/л – фенола стабильность физическая и химическая– характеризует постоянство состава нефтепродуктов в процессе длительного хранения. Сроки хранения зависят от типа топлива, хранилища, климатической зоны (0,5 года – бензин в южной полосе, 5 лет – дизельное топливо во всех зонах).

Основные причины потерь нефтепродуктов: аварийные (стихийные бедствия, повреждение резервуаров и транспортных емкостей, нарушение правил эксплуатации); эксплуатационные. Делятся на качественные и количественные. Качественные потери происходят при смешение нефтепродуктов разных сортов Количественные потери -утечка вследствие неисправности цистерн, -недослив цистерн (допускается 1 см для светлых, 3 мс для темных нефтепродуктов); -потери в результате испарения (нормируются ГОСТ).

Налив нефтепродуктов. Налив осуществляется при помощи насосов (принудительно); самотеком за счет перепада геодезических отметок резервуаров с нефтепродуктами и наливных эстакад. Налив осуществляется через колпак сверху или снизу через универсальный сливной прибор цистерны. Хранение. В наземных и подземных резервуарах.Сокращение потерь от испарения при хранении может быть достигнуто: уменьшением объема газового пространства над поверхностью резервуара (нанесение эмульсии на поверхность нефтепродукта, плавающие понтоны, резервуары каплевидной или шаровой формы) уменьшение амплитуды колебания поверхности резервуара (лучеотражательная окраска, водяное орошение, теплоизоляция).

Перевозка нефтепродуктов. Перевозка осуществляется в цистернах. 4-осная цистерна для вязких нефтепродуктов, модели и осная цистерна для перевозки бензина и светлых нефтепродуктов модели

Цистерны для светлых нефтепродуктов 4 х- осная 8 и- осная

Цистерна для вязких нефтепродуктов с парообогревательной рубашкой

Вагон для перевозки битума

Налив нефтепродуктов. Налив осуществляется как при помощи насосов (принудительно), так и самотеком за счет перепада геодезических отметок резервуаров с нефтепродуктами и наливных эстакад. Налив осуществляется через колпак сверху или снизу через универсальный сливной прибор цистерны. Стояк консольный для налива мазута

Хранение. В наземных и подземных резервуарах.

Сливная эстакада Слив мазута через нижний сливной прибор

Способы разогрева мазута при сливе. разогрева «острым» паром. Подобная технология довольно широко распространена на многих промышленных предприятиях. Условия Крайнего Севера требуют расхода большого количества мазута для производства самого пара. Разогрев через нижнее сливное устройство Устройство нижнего слива герметично присоединяется к нижнему сливу цистерны, по внутренней части устройства подаётся разогретый мазут, а по наружному диаметру трубы производится слив топлива в ёмкость для хранения мазута. Снаружи трубопровода проложен электрический нагревательный элемент, поэтому топливо остаётся тёплым даже в мороз. доставка топочных мазутов в цистернах, оборудованных паровыми рубашками в сливном приборе и в нижней части бака. Конструкция таких цистерн разработана ЦНИИ МПС. разогрев при помощи инфракрасных лучей.

циркуляционный метод. Основными составными частями комплекса являются консольная стрела с винтовым насосом и блок разогрева. Разогрев продукта в цистерне обеспечивается с помощью обогреваемой головки погружаемого в нее насоса (подогрев мазута). Состав комплекса: 1 - винтовой насос с обогреваемой всасывающей головкой (устройство слива); 2 - инжекционные трубы; 3 - стрела; 4 - теплообменник (подогреватели мазута); 5 - гидравлический блок.

В настоящее время разработаны проекты более десяти крупных установок по производству синтетических жидких топлив из природного газа Пример: производство диметилового эфира (ДМЭ), который может использоваться как экологически чистое дизельное топливо (при небольшой переделке топливной системы транспортного средства) или перерабатываться в экологически чистый бензин (без изменения инфраструктуры потребления топлива).

Руды и рудные концентраты

Руда – природное минеральное образование, содержащее металл или несколько металлов (полиметаллические или комплексные).

К перевозке предъявляются в виде: сырой руды (сортированной, рядовой, мелочи, порошкообразной массы); рудных концентратов; агломерата; металлических окатышей. Сырая руда - горная порода, из которой технологически возможно и экономически целесообразно извлекать различные полезные вещества. В зависимости от содержания основного элемента в % руды делятся на богатые и бедные. Установлены нижние пределы содержания полезных минералов в руде: медь – 0,5-1,5 %; цинк – 1%; олово – 0.1%.

Качество добытой руды характеризуется содержанием основного компонента; содержанием примесей (вредных и полезных); содержанием пустой породы. К вредным примесям относятся: сера, фосфор. К полезным примесям – марганец, никель, ванадий и др. В состав пустой породы могут входить кремнезем, глинозем, песок, глина, окись кальция, окись магния и др.

Основные свойства: объемная масса (плотность) от 1,2 т/м куб (бокситная руда) до 2,8 т/м куб ( серный колчедан). Для концентратов от 1,1 т/м (нефелиновый концентрат) до 3,8 т/м (свинцовый концентрат). содержание влаги в добытой руде от 4 до 25% безопасная влажность от 2 %(медные и магнезитовые руды) до 15% (руды марганцевые Никопольского месторождения) пористость составляет от 10% до 45%. Пористость -качественный показатель для руды. Наличие пор улучшает условия доменного процесса. В зависимости от пористости руды делятся на плотные, малопористые, рыхлые.

гигроскопичность (например, перлитовая руда) *Справка Вулканический пепел (перлитовая руда) - это природный материал, из которого при кратковременном нагреве получается материал, который "работает" в диапазоне от -270 С до +900 С, химически и биостоек к воздействию агрессивных сред. гранулометрический состав (кусковатость). По гранулометрическому составу различают -- крупнокусковые >160 мм; среднекусковые от 60 до 160 мм; мелкокусковые от 10 до 60 мм; зернистые от 0,5 до 10 мм; порошкообразные от 0,05 до 0,5 мм; пылевидные < 0,05 мм.

смерзаемость, сводообразование, абразивность ( железная руда, бокситы, апатиты) самонагревание и самовозгорание (медно-никелевые руды не допускается закладывать в штабель с температурой выше 30 градусов; температура внутри штабеля серного колчедана не должна быть более 60 градусов)

выделение вредных испарений (руда свинцовая при контакте с кислотами выделяет ядовитые испарения) выделение взрывоопасных испарений (серная руда) пылящий груз ядовитость (пыль ванадиевой, свинцовой руда) токсичнось (серные руды, хромовая руда)

взрывоопасность (пыль серной руды) опасность. Некоторые руды отнесены к опасным грузам. Так ферромарганец отнесен к классу 4.3 «Вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой» способность переходить в разжиженное состояние (пирит, серный колчедан). Влажность, при которой появляется свойство текучести, называется критической влажностью. измельчение при ПРР. Для хромитовой руды марок Дх-1 и Дх-5 ограничена высота сбрасывания (не более 1 м). Для апатитовой руды высота сбрасывания 1,5-2 м. пожароопасность при хранении (серный колчедан)

Обогащение руды. Для повышения содержания основного компонента и удаления вредных примесей и пустой породы производят обогащение руды. Процесс обогащения - совокупность процессов первичной переработки минерального сырья для получения пригодных для дальнейшей переработки продуктов. В результате обогащения получают рудный концентрат. -Железорудный концентрат содержит железа до 90%. -Свинцовый концентрат содержит до 86% свинца. - Оловянный до 78% олова, - Медный 10-20% меди. По гранулометрическому составу концентраты представляют собой тонкоизмельченную порошкообразную массу с размерами частиц 0,6-0,025 мм. Безопасная влажность зимой 1-2%, летом 6-10%.

Агломерат – продукт специальной термической обработки (спекания) мелкого рудного сырья и концентратов. Готовый агломерат выдается с производства большими блоками с температурой 800 градусов. Пористый груз. Количество пор до 50%. Хрупкий, сильно пылящий. После спекания происходит дробление, грохочение и охлаждение агломерата. Окатыши – производят из железорудного концентрата путем окомкования на специальных барабанах. Размер 2-30 мм. Имеют большую прочность, поэтому наиболее ценное сырье. Свойства незначительно меняются при хранении и транспортно-перегрузочных операциях.

Процесс получения окатышей на Костомукшском ГОК

Транспортировка. Сырая руда перевозится навалом на ОПС. Концентраты рудные. В зависимости от свойств могут перевозиться в полувагонах (концентрат железорудный, серного колчедана, хромитовой руды), в специализированных закрытых контейнерах (концентраты руд цветных металлов), затаренными в бумажные мешки (руда марганцевая, перлитовая). Концентраты олова, никеля, цинка и др. редких металлов перевозят в таре - ящиках, фанерных и металлических барабанах. Агломерат. Перевозится в ПВ (железорудный, марганцевый, титаномагниевый и др). Горячий агломерат – в специальных вагонах - агловозах при температуре 100 – 700 о С. Окатыши. ПВ с глухим кузовом, окатышевозы (для холодных окатышей).

Вагон-хоппер предназначен для перевозки окатышей и агломерата по магистральным железнодорожным путям колеи 1520 мм и путям промышленных предприятий. Крытый вагон-хоппер предназначен для перевозки технического углерода по сети магистральных железных дорог колеи 1520 мм и путям промышленных предприятий.

Думпкар предназначен для транспортировки отходов металлургического производства, руды, вскрышных пород, строительных и других сыпучих грузов на путях промышленных предприятий.

Специализированный контейнер для перевозки рудных концентратов

Хранение. Все железные руды и концентраты, а также руды некоторых цветных металлов, хранят на открытых площадках. Во избежании смешения хранят по сортам, разделенным перегородками, на чистых бетонированных площадках. Концентраты цветных металлов (марганца, меди, алюминия, свинца) хранят в крытых складах. Для некоторых руд ограничена высота складирования: руды черных металлов-6-8 м; ферромарганца-3,5 м; медно-никелевые руды- 5 м для рядовой и 3 м для сортированной руды.

Неметаллические руды. Апатитовая руда – горная порода вулканического происхождения. Применяется для производства минеральных удобрений. Апатито - нефелиновая руда – применяется в металлургии для получения специальных видов чугуна. Бокситы - сырье для получения глинозема (исходный материал для получения алюминия) и кремнезема (производство керамики, стекольная промышленность, абразивы, кремний),а также красок, флюсов. Серная руда – используется для получения серной кислоты, сульфитов, красителей. Асбест- применяется в строительной, энергетической, химической промышленности. Графит – минеральный порошок черного или серого цвета, применение обусловлено свойствами электропроводности и огнестойкости. Глинозем-продукт переработки бокситов, сырье для производства алюминия

Перевозка. Апатитовая руда, бокситы - навалом на ОПС (в думпкарах и полувагонах). Глинозем - в крытых вагонах. Тонкоизмельченный серный порошок - ящики, мешки, металлические барабаны. Комовая сера – навалом в полувагонах. Асбест перевозят упакованным в мешки из крафт - бумаги. Графит в кусках- на ОПС. Порошок- в специализированном ПС, ящиках, бочках. Хранение. Апатитовая руда - на открытых площадках. Бокситы - в закрытых складах. Глинозем, асбест - в крытых складах.

Минерально-строительные материалы Минерально-строительные материалы делятся: - Инертные сыпучие грузы - Вяжущие материалы - Штучные строительные материалы К инертным сыпучим грузам относятся – песок, щебень, гравий, формовочные материалы, глины, камень – относятся к устойчивым материалам, хорошо сохраняющимся при открытом хранении в любых погодных условиях. Песок (ильменитовый, рутиловый, циркониевый) состоит из зерен различных минералов (кварц, полевой шпат, слюда и др.) Используется как составляющая бетона, для производства стекла, стали.

Щебень. По происхождению щебень разделяют: известняковый (доломитовый), гравийный, гранитный. Гранитный щебень – получают путем дробления гранита куски камня остроугольной формы размером 5-70 мм. Применяют для изготовления высокопрочного бетона, для строительных работ, дорожных покрытий, железнодорожных насыпей, трамвайных линий.

Гравийный щебень получают из рыхлой осадочной горной породы. Состоит из округлых камешков. применяют как наполнитель при производстве бетона, ЖБИ, художественного бетонного литья, шпал, мостов Известняковый щебень. Получают путем дробления известняка (осадочной породы). Используется в дорожном строительстве с невысокой транспортной нагрузкой. как наполнитель бетона, в стекольной промышленности, полиграфической промышленности, при изготовлении портландцемента.

Гравий. Неорганический зернистый сыпучий материал с зернами крупностью св.5 мм, получаемый рассевом природных гравийно – песчаных смесей. Отсев. Побочный продукт дробления и фракционирования горных пород. Наиболее распространен гранитный отсев.

Свойства (песка,щебня,гравия,отсева). - грануломертический состав, - смерзаемость (в большей степени для песка), - морозостойкость, - радиоактивность (щебень гранитный), - абразивность. Транспортировка – на ОПС, в универсальных (ПЛ, ПВ) и специализированных (хоппер) вагонах.

Вагоны для перевозки сыпучих инертных грузов

Керамзитовые песок и гравий – искусственный пористый материал полученный в результате вспучивания глинистых пород при ускоренном обжиге. Применяется в качестве заполнителей при изготовлении теплоизоляционных и конструкционных легких материалов. Свойства - высокие теплоизоляционные показатели, устойчивость к агрессивным средам, низкая плотность и способность к звукоизоляции, как наполнитель для легких конструктивных бетонов (керамзитобетон), гигроскопичен. Транспортировка: ПВ навалом, затаренным в мешки по 0,05 куб.м, мягкие контейнеры по 0,9 куб.м.

Глина - продукт выветривания богатых полевыми шпатами горных пород. Чистая глина с размерами частиц 0,005 мм называется каолином. Свойства: пластичность, водонепроницаемость, повышенная способность к слеживанию и слипанию. Используется при производстве огнеупорных изделий, кирпичей, в сукновальном производстве. Транспортировка. Глины молотые - в специализированном подвижном составе, в специализированных контейнерах. Большинство глин перевозятся на ОПС (глина белая «аскангель», кислотоупорная и огнеупорная, красильная, сукновальная, фарфоровая «каолин», фаянсовая, формовочная и др.)

Вяжущие материалы – цемент, алебастр, известь, мел. Цемент – тонкоизмельченный порошок. Свойства цемента. Сильно пылящий груз, абразивный, гигроскопичный, слеживающийся груз, подвержен сводообразованию. При хранении высота штабеля мешков с цементом не более 30 ярусов с жесткой сепарацией через 15 ярусов.

Гипс строительный (алебастр) – порошкообразный или в виде комков материал, получают из гипсового камня. Используется для изготовления цемента, черепицы, кафеля, штукатурки и. др. Известь – продукты обжига и последующей обработки известяняка, мела и прочих карбонатных пород. Мел – тонкозернистый, мягкий, белый известняк. Применяется в цементной, стекольной, резиновой, промышленности. Современные вяжущие строительные материалы

Основные свойства (гипс, мел, известь): неабразивные грузы, пылящие, повышенная гигроскопичность, слеживаемость. Хранение в закрытых складах с водонепроницаемыми крышами. Негашеная известь относится к опасным грузам категории «Едкие и воспламеняющиеся от действия воды вещества». Перевозка вяжущих материалов – насыпью в специализированном подвижном составе, в мешках - в крытых вагонах, в биг-бэгах – в полувагонах. В кусках гипс, мел - допускается перевозка в ПВ.

Штучные строительные материалы – кирпич, огнеупорные изделия, ЖБИ, кровельные материалы и др. Кирпич – равномерно обожженный искусственный камень, установленной формы и размеров, изготовленный из глины разных марок и сортов с добавлением различных примесей (например, силикатный кирпич). Перевозят кирпич, как правило, в пакетах на поддонах на ОПС. Хранение – не более 2-х ярусов пакетов по высоте.

Огнеупорные изделия – изготавливают из шамота в виде кирпича или блоков различной формы, размеров и массы. Перевозят в пакетах или ящиках в крытых вагонах. Строительные блоки из пенобетона, керамзитобетона; грунтоблоки ( изготовлены методом порционного уплотнения из грунтопесчаных и грунтоцементных мелкозернистых смесей) ; арболит или деревобетон (стеновые блоки с высокими теплосберегающими качествами, экологичные,изготавливаются из легкого бетона на основе высокосортного цемента и древесной щепы) Железобетооные изделия – плиты, блоки, столбы, панели, балки и т.д.Перевозят на ОПС. Стеновые панели перевозят с применением специальных приспособлений – пирамид. Свойства: хрупкость, способность поглащать влагу.

Листовые кровельные материалы. Асбоцементные плиты плоские или волнистые (шифер). Металлочерепица - большеразмерный оцинкованный стальной (или алюминиевый) лист, покрытый антикоррозионным грунтовочным составом с обеих сторон, штампуют в виде участка черепичной кровли различного профиля; лицевую сторону покрывают окрасочным составом на основе полимерного связующего, минерального пигмента и наполнителя, имитирующего как окраску черепицы, так и в ряде случаев ее фактуру.

Гофролисты с битумной пропиткой (ондулин) на картонной основе и декоративным покрытием лицевой поверхности. Листы из армированного стеклопластика: (фибролайт - светопрозрачный бесцветный лист, фибровер - непрозрачный лист. Выпускается в ассортименте различных цветов; фибротон - светопрозрачный тонированный лист. Выпускается в ассортименте различных цветовых оттенков). Перевозка: в пакетированном виде в крытых вагонах. Стеклопластик – рулоны.

Рулонно - кровельные материалы. Рубероид – изготовлен пропиткой кровельного картона легкоплавкими нефтяными битумами с последующим покрытием его слоем тугоплавкого битума и защитной посыпкой асбестом, тальком и т.д. Толь – получен пропиткой кровельного картона каменноугольными или сланцевыми дегтевыми продуктами с посыпкой мелким песком, слюдой. Свойства. Нетеплостойки, оптимальная температура от +5 до +15 градусов. Имеют специфический запах. Перевозятся только в вертикальном положении не более, чем в два ряда по высоте, чаще в виде транспортных пакетов в крытом вагоне.

Шифер плоский

Стекло листовое. Очень хрупкий груз. Перевозят в ящиках или специализированных контейнерах. В ящиках ставят только вертикально вдоль вагона. Не допускается попадание влаги. Строительные теплоизоляционные материалы и изделия. Минеральная плита, минвата, пенопласт и пенополистирол, газосиликатные стеновые блоки и базальтовые плиты. Перевозят в жесткой и мягкой таре (мешки), в упаковочных материалах, в пакетированном и непакетированном виде.

Лесоматериалы По степени обработки делятся: круглые необработанные лесоматериалы, пиломатериалы, изделия деревообрабатывающей промышленности, технологическая щепа. Круглые лесоматериалы используются в качестве сырья для получения пиломатериалов, шпал, фанеры, дубильных экстрактов, древесного угля, крепи горных выработок и т.д. В эту группу входят бревна диаметром от 13 до 26 и более см. По длине делятся на короткие - до 3 м, средние – 3-13 м длинные свыше 13 м.

Хранение круглых лесоматериалов может осуществляться влажным, сухим и химическим способом. Влажный способ – плотная укладка без прокладок с защитой торцов. Такой способ применяется для неокоренных лесоматериалов, предназначенных для пиления. Сухой способ - лесоматериалы укладывают в разряженные штабеля с защитой торцов. Таким способом хранят лесоматериалы, которые используют в круглом виде (строительный лес). Химический способ предусматривает токсическую обработку химическими препаратами.

Пиломатериалы. К пиломатериалам относятся доски, бруски, брусья, шпалы и др. Различают по толщине: - тонкие пиломатериалы - до 32 мм, толстые - 40 мм и более. По характеру обработки – обрезные и необрезные. Длина от 1 до 6,5 м, более - по спецзаказу. Ширина мм, более также по спецзаказу. Различают по сортности:1,2,3, 4 и отборный.

При оценке сортности учитывают пороки древесины и дефекты обработки. К порокам древесины относятся: сучки, гнили, плесень, трещины, и т.д. К дефектам обработки поверхностей - обзол, кривизна, покоробленность, непараллельность пластей и пр.

Наиболее важными характеристиками лесных грузов являются твердость, влажность, удельная масса (существенно зависит от влажности, колеблется от 0,37 до 1,1 т/м 3 – пихта), цвет, запах, наличие пороков древесины. Древесина – анизотропный материал. Прочность вдоль и поперек волокон различна.

Масса лесных грузов определяется грузоотправителем условно: где ρ уд - удельная масса древесины, т/м 3 ; V п - объем древесины, м 3 где L,B,H – линейные размеры штабеля леса k д - коэффициент полнодревесности, учитывающий зазоры между отдельными единицами. для круглых – 0,68-0,77 пиломатериалов – 0,74-0,93

Свойства пиломатериалов – пылеемкий, гигроскопичный груз, подвержен воздействию микроорганизмов (появление синевы), гнили, заражению различными насекомыми. Особенно опасно загрязнение угольной пылью, цементом. Перевозка лесоматериалов. В пакетированном и непакетированном виде на открытом подвижном составе как универсальном (ПВ,ПЛ), так и специализированном.

Изделия из древесины. Древесноволокнистые плиты (ДВП) – материал, получаемый измелчением древесины в волокнистую массу с последующим формированием из нее плит. Древесностружечные плиты (ДСП) – материал, получаемый горячим прессованием стружек с добавлением связывающей смолы. ДСП и ДВП предъявляется к перевозке, как правило, в пакетах. Допускается перевозка на ОПС с защитой верхнего пакета от атмосферных воздействий. Фанера – получают из древесины склеиванием слоев шпона. Перевозят в пакетах в крытом вагоне. Тарная дощечка – для производства деревянной тары, бондарные заготовки – для производства бочек, облицовочные панели, паркет и т.д. Перевозка в крытом вагоне.

Химические грузы Отличительная особенность грузов химической промышленности –разнообразие их физико – химических свойств и объемно – массовых характеристик. Номенклатура свыше 1100 наименований. Условно разделены на 4 группы: Химические и минеральные удобрения Кислоты, щелочи, соли Каучук и резинотехнические изделия. Химико-фармацевтические грузы и парфюмерные изделия

Химические и минеральные удобрения. К удобрениям относятся вещества, содержащие необходимые для роста растений элементы. Простые – содержат один элемент, комплексные – несколько элементов. Как правило удобрения представляют из себя вещества кристаллические, порошкообразные или гранулированные ( наиболее распространенные - фосфорные, калийные, азотные).

Свойства удобрений: слеживаемость, гигроскопичность, пыление, абразивность. Селитры являются активными окислителями, с некоторыми веществами образуют горючие смеси. Взрыв массы селитры происходит при 300 градусов, при наличии примесей прошкообразных металлов – при 100 градусах. При горении выделяет ядовитый газ.

Перевозка и хранение осуществляется, в основном, в затаренном виде в мешках, иногда в фанерные барабаны (цианамид кальция). Для перевозки навалом применяется специалицированный подвижной состав (хопперы - минераловозы и цистерны), а также специализированные жесткие, полужесткие и мягкие контейнеры.

Кислоты, щелочи, соли – до 45 % в общем объеме химических грузов. Свойства: пожароопасны, взрывоопасны, могут вызвать химические ожоги. Наибольший объем перевозок - серная кислота, также соляная, азотная. Все кислоты перевозят только в спец. цистернах со спец. маркировкой и цветами.

Соляная кислота – растворяет большинство металлов. Применяется при производстве органических красителей, уксуной кислоты, клея и др. Перевозят в цистернах со специальным внутренним покрытием. Азотная – активный окислитель, дымит на воздухе. Применяется при производстве фармацевтических препаратов,красок, аммиачной селитры и др. Перевозят в алюминиевых цистернах, стеклянных бутылях.

Серная дымящаяся кислота (олеум)- вязкий застывающий груз. Перевозят в вагонах-термосах. К этой группе также относятся: карбид кальция, хлорная известь, сода каустическая, желтый фосфор (кристаллическое вещество, перевозится под слоем воды).

Каучук и резинотехнические изделия. Каучук натуральный – эластичный материал, нерастворим в воде, спирте, и ацетоне; легко растворим в скипидаре и хлороформе; клейкость; газо- и водонепроницаемость. Перевозка листами в кипах, упакованных в ткань или в ящиках. Под действием прямых солнечных лучей становится липким.

Латекс (сырье для получения каучука) перевозится наливом в цистернах или бочках. Температура при перевозке строго ограничена от +10 до +35 градусов. При понижении температуры образует желеобразную массу. Каучук искусственный (неупакованным, свернутым в кипы, упакованным в мешки из пропитанных нитролаком тканей, в барабанах), К резинотехническим изделиям относятся: автопокрышки, ремни приводные, ленты транспортерные, прокладки, изоляционные материалы (неупакованными или в мешках, ящиках, связках и т.д.).

Химико-фармацевтические грузы К ним относятся: медикаменты, химические препараты, лекарственное растительное сырье. Как правило, ценные грузы. Некоторые относятся к опасным и легкогорючим (содержащие спирт, эфирные масла), некоторые требуют определенных температурно- влажностных условий (антибиотики, сыворотки). Перевозятся упакованными в ящики, предварительно расфасованные в потребительскую тару.

Парфюмерные изделия. Парфюмерные обладают сильными запахами, перевозят отдельно от пищевых продуктов. К растительному лекарственному сырью относятся травы, растения, цветы, семена. При перевозке требуют защиты от прямых солнечных лучей, вредных насекомых, посторонних запахов, влаги. Упаковывают в мешки, тюки, кипы.

Продукция металлургической и машиностроительной промышленности Продукция черной металлургии делится на 4 основные группы: Чугун и ферросплавы Сталь и стальной прокат. Метизы Металлолом

Чугун и ферросплавы – конечные продукты доменного процесса. Литейный (для изготовления фасонного литья) – 85 % и передельный (перерабатывается в сталь) чугун. Перевозка чугуна - навалом или пакетами (способ бесподдонного пакетирования), перевозка и хранение на открытых площадках. *Ферросплавы вещество, состоящее из кусков различных размеров или гранул, применяются при производстве стали. Перевозка ферросплавов - в деревянных ящиках, металлических бочках, хранение в крытых или закрытых складах. *Отдельные виды ферросплавов (ферросилиций) относятся к опасным грузам и перевозятся в герметичной таре.

Сталь и стальной прокат. Предъявляется к перевозке как в виде готовых изделий, так и полуфабрикатов. Сталь предъявляют в виде слитков (слябы, блюмсы), имеющих прямоугольное сечение. Прокат: сортовой простой – круг, квадрат, полоса; сортовой фасонный – тавры, швеллеры, двутавры, рельсы; листовой; специальный; трубы.

Перевозка. Для перевозки прокат формируют в грузовые места (пачки, связки), перевозят на ОПС в универсальных вагонах или специализированных (сталь в рулонах, листы большой ширины). Хранение в основном на открытых площадках. *Отдельные марки могут храниться и в закрытых помещениях в зависимости от особых свойств и способов заводской упаковки.

Метизы – болты, гайки, винты, гвозди, шурупы и т.д. *Изготавливают из различных марок стали, в зависимости от необходимого качества могут быть термически обработаны и иметь антикоррозионное покрытие. Перевозят и хранят в упакованном виде, отдельно по видам, сортам и размерам. Металлолом. Подразделяют на стальной лом и отходы, чугунный лом и отходы. *Металлолом должен предъявляться к перевозке рассортированным по маркам, группам и видам, очищенным от химических веществ, обезвреженным от огне-, взрывоопасных и радиоактивных веществ. Может предъявляться к перевозке прессованным или навалом.

Цветные металлы и сплавы. (медь, олово, цинк, алюминий, магний, титан) – предъявляются к перевозке в виде порошка, гранул, проката, слитков (в основном) чаще в пакетированном виде. Перевозка и хранение в основном в крытом подвижном составе (контейнеры) и складах. * Ряд металлов обладают специфическими свойствами, которые необходимо учитывать при транспортировании и хранении (калий, натрий – воспламеняются от воды, ртуть – токсична, уран - радиоактивен, магний – пожароопасен).

При перевозке некоторых цветных металлов необходимо соблюдать температурный режим. Так при низкой температуре белое олово переходит в серое. При комнатной температуре скорость такого перехода мала, при -33- максимальная. Превращение сопровождается значительным увеличением объема, рассыпается в порошок. Явление названо «оловянной чумой».

Изделия машиностроения, оборудование и металлоконструкции. Колесная и гусеничная техника – требует специального крепления, подготовки к перевозке. Перевозка на ОПС и в специализированном ПС. Продукция станкостроения и приборостроения перевозится полностью или частично упакованной. Упаковка должна обеспечивать помимо защиты проведение ПР работ.

Зерно и продукты его переработки По назначению делятся на 3 группы: злаковые (рожь, пшеница, гречиха); бобовые (горох, фасоль, бобы); масличные (подсолнечник, лен). Свойства, присущие зерновым грузам: Скважистость – влияет на объемную массу груза, предопределяет оседание зерна в процессе перевозки; Влажность – также влияет на объемную массу, способствует протеканию биопроцессов (дыханию, самонагреванию, самовозгоранию), размножению микроорганизмов и амбарных вредителей.

Гигроскопичность. Способность поглощать посторонние запахи. Пылящий груз. Образуется органическая пыль. Качество зерна проверяют по запаху, вкусу, цвету (сертификат – на партию). На качество зерна влияет наличие примесей которые делятся: минеральные – пыль, камни, земля; органические – солома; семена сорняков; зерновые вредители.

Перевозка в крытом и специализированном подвижном составе. Может перевозиться в льноджутовых мешках. В крытом вагоне устанавливаются зерновые щиты. В некоторых случаях предусмотрена заделка щелей специальным составом. Взвешивание на вагонных весах.

Продукты переработки – мука, крупа, жмых, комбикорм, макаронные изделия. Обладают повышенной способностью адсорбировать из окружающей среды влагу и посторонние запахи, при повышении влажности и температуре самонагреваются и плесневеют. (тканевые мешки,).

Мука – перевозится в вагонах-муковозах или затаренная в тканевые мешки. Крупа – вагон хоппер-зерновоз. Жмых, шрот – это семена масличных растений после выделения из них масла прессованием. Могут быть опасными грузами (жмых – самовозгорающиеся вещества). Жмых перевозят в полувагонах. Комбикорм – сухая кормовая смесь сыпучая или в виде гранул, концентрированный корм для животных. При самонагревании могут приобретать токсичные свойства. Пылящий груз. Имеет специфический запах. Перезозят в мешках Макаронные изделия. Гигроскопичны, подвержены плесневению при увлажнении. Слабая механическая прочность. Воспринимают посторонние запахи. Перевозят в таре (фанерные ящики, коробки из гофрированного картона).

Подготовка крытых вагонов под перевозку зерновых грузов. По степени загрязнения можно разделить на 3 группы: После перевозки зерна, муки, сахара, крупы и других видов продовольственных грузов., а также фуража, комбикормов и тарных грузов. Производят ремонт и простую промывку. Цемент, алебастр, известь, минеральные удобрения, химикаты. Предварительная очистка от остатков груза, затем промывка с дополнительным удалением затвердевших остатков материала. После перевозки живности, кожи, рыбы. Очистка, промывка, и специальная ветеринарно-санитарная обработка, включая дезинфекцию, дезинсекцию, дезодорацию.

После перевозки живности требуется для промывки вагона от 750 до 1500 литров воды на вагон при промывке из брансбойтов. При промывке моечной машиной – расход воды увеличивается двухкратно. Заключительная операция – сушка. Для просушки требуется 40 кратный воздухообмен.

Прочие грузы Волокнистые материалы. По происхождению делятся на натуральные и искусственные. Натуральные растительного происхождения: хлопок, лен, конопля, пенька, джут (волокно однолетних тропическихъ растений); натуральные животного происхождения: шерсть, шелк. Свойства: гигроскопичность, пылеемкость, способность к плесневению, гниению, самонагреванию и самовозгоранию, легкогорючий груз. Перевозка в кипах в крытых вагонах.

Текстильные материалы. К ним относятся ткани и швейные изделия. Свойства: пылеемкость, гигроскопичность, легкогорючий груз. Целлюлоза - полисахарид, образованный остатками глюкозы.; главная составляющая клеточных стенок растений., обуславливающая механическую прочность и эластичность растительных тканей. Продукт тепловой, химической и механической обработки растительных волокон, древесины, соломы и др. Используется для производства бумаги, картона, искусственных волокон, целлофана, лаков, пороха и др. Свойства: гигроскопична, подвержена плесневению, гниению, легкогорючий груз. Перевозка в кипах, обернутых небеленой целлюлозой или картоном.

Продукция бумажной промышленности – бумага, картон, изделия из них. Перевозят в рулонах, листами ( в кипах и ящиках). Свойства: гигроскопичный груз, на свету меняет цвет, пылеемка, подвержена загрязнению, механическим повреждениям, опасный груз.

Чай. Обладает повышенной гигроскопичностью, при повышении влажности могут начаться процессы автольза и плесневения, впитывает запахи. Кофе (зерна), какао (бобы). Обладает повышенной гигроскопичностью, поглощает запахи, расположен к развитию процессов плесневения, гниения, самонагревания, порче микроорганизмами и вредителями. Перевозка – в зернах в мешках. В виде порошка – в пакетах и банках.