О подготовке к ЕГЭ по русскому языку (С), или «Только бы закипело, слова придут»
записать текст по памяти, записать текст по памяти, проверить по первоисточнику (можно решать все проблемы, связанные с выполнением части «С»). проверить по первоисточнику (можно решать все проблемы, связанные с выполнением части «С»). Письмо наизусть
Списывание текста или части текста: «Во всяком ремесле, - как удивительно точно сказал А.М. Ремизов, - надо руку набить: музыкант, не упражняясь, не справиться и с самыми простыми нотами, плотник не распилит и гладкой дощечки, а писатель и подавно – мысль легче продумывается, нежели выражается, и чтобы выразить, надо сноровку иметь» Частое списывание даст положительный результат
Первое условие подготовки к выполнению части «С» учить читать, учить читать так, чтобы для ученика стала понятной мысль текста, его «мысли емкость» чтобы умел он читать между строк; учить читать, учить читать так, чтобы для ученика стала понятной мысль текста, его «мысли емкость» чтобы умел он читать между строк; отбирать тексты тщательно; отбирать тексты тщательно; «шлифовать» умение видеть текст со всех точек зрения; «шлифовать» умение видеть текст со всех точек зрения; текст должен быть высокохудожественным, эмоциональным, воздействующим на чувства, на ум и сердце, т.е. чтобы «… закипело, слова придут» (А.М. Ремизов). текст должен быть высокохудожественным, эмоциональным, воздействующим на чувства, на ум и сердце, т.е. чтобы «… закипело, слова придут» (А.М. Ремизов).
нравственные; философские; нравственные; философские; патриотические «без слащавости»; патриотические «без слащавости»; лирические – о любви к родным, о дружбе, о природе родного края; лирические – о любви к родным, о дружбе, о природе родного края; юмористические и даже сатирические; любят старшеклассники рассуждать о недостатках, пусть напишут о своем отношении к ним, но аргументированно, без «воды» юмористические и даже сатирические; любят старшеклассники рассуждать о недостатках, пусть напишут о своем отношении к ним, но аргументированно, без «воды» Тексты должны быть разными «по настрою»:
При подготовке к выполнению части «С» важно знать: понимает ли ученик текст, его тему и проблемы письменная работа на минут, названная нами: «Пришла пора – покажи себя!» специальная зачетная тетрадь
Удачными считаются такие задания: Определение темы, проблемы, позиции автора текста Определение темы, проблемы, позиции автора текста Воспроизведение только что проведенного на урока анализа текса: идея, тема, изобразительно- выразительные средства Воспроизведение только что проведенного на урока анализа текса: идея, тема, изобразительно- выразительные средства Списывание небольшого текста с последующим нахождением и анализом орфограмм и пунктограмм Списывание небольшого текста с последующим нахождением и анализом орфограмм и пунктограмм Мини-сочинение Мини-сочинение Мини-изложение Мини-изложение Эссе Эссе Репортажи и т.д. Репортажи и т.д.
Ассоциации, воспоминание о прочитанном, станут доказательствами при выполнении задания части «С»
Пример работы с текстом. Стихотворение в прозе В.Г. Короленко «Огоньки». (И. Тургенева, В. Гаршина, В. Астафьева и др.) дают богатый материал подготовки к ЕГЭ: «коротко и ясно, потому и прекрасно».
Уроку обстоятельной работы должен предшествовать урок – «увертюра», урок – «прелюдия»: основные темы, мысли, линии разговора об «огне» и «огоньках»
Урок этот будет называться «Огонь, огни, огоньки…», и начнем его с собирания материала об «огоньках», «огнях» из разных словарей. Переносные значения слова огонь: Она смотрела на меня глазами, полными огня; мальчишка-огонь, конь-огонь (Маяковский); глаза горят огнем; у кумушки глаза и зубы разгорелись (Крылов): сердце пылает огнем.
«Собираем» фразеологизмы огонь (записываем, устно объясняем значение): «Собираем» фразеологизмы огонь (записываем, устно объясняем значение): Между двух огней; из огня да в полымя; в огне сражений (высок.); боятся как огня; огнем и мечем; пойти в огонь и воду (за кого, за что); пройти огонь и воду и медные трубы; днем с огнем не найдешь; играть с огнем; подливать масло в огонь.
Работаем с паронимами: записываем, огневым огненным: огневая точка; огневые средства (снаряды); огневой вал; огненные языки пламени.
Несколько сложных слов огнемет, огнеопасный, огнедышащий (извергающий огонь), огнепоклонник (человек, поклоняющийся огню как божеству), огнестойкий, огнестрельный, огнетушитель, огнеупорный.
Работа с крылатым выражением прометеев огонь. Прометеев огонь – священный огонь, горящий в душе человека, неугасимое стремление к достижению великих целей.
Кратко пересказываем отрывок из «Мертвых душ» Тут же (т. 1, гл. 3: об Иване Петровиче – Прометее, решительном Прометее. И о нем же, когда с героем сделалось превращение, он превратился в муху, меньше даже мухи, уничтожился в песчинку).
Собираем синонимы: огонь – пламя, огненная стихия (высок.), пламень (устар.), полымя (устар., простореч.); огонь – свет, сияние, свечение, сверкание, мерцание; огонь – стрельба, пальба; огонь – страсть, пыл, пылкость.
огонь, огонек в «Словаре эпитетов русского литературного языка» К.С. Горбачевича более 200. Самые употребительные: буйный, веселый, бесцветный, дрожащий, багровый, адский, вялый и т.д.
Словообразовательное гнездо: огонек – огонечек (к/ /ч) огниво огневой – огневик огненный Огонь Огонь огн-е-мет – огненмет-н-ый огнеопасный – огнеопасно - огнеопасность огне-стойкий – огнестойко
Чтение собственных воспоминаний о «встречах» с огнями и огоньками (проверка зачетного домашнего задания к уроку). Самый трудный этап работы, но впечатляющий необыкновенно: работа с текстами писателей, которые рассказывают об огне, огоньках. Начинаем с К.Бальмонта, его «Гимна огню», который поэт включил в цикл «Будем как солнце». Надо прочитать целиком: четыре ученика читают каждый свою часть. Начинается трудная работа с текстами других писателей: за внешний, глубокий смысл, серьезные «подводные течения», увидеть, чем может стать для человека «огонек» - символом или аллегорией.
Огонек – это: Родной край, Родина, Отечество; например, И врага ненавистного крепче бьет паренек, / За Советскую Родину, за родной огонек. (Исаковский). Хорошо бы прочитать целиком стихотворение или дать послушать песню «Огонек». Родной край, Родина, Отечество; например, И врага ненавистного крепче бьет паренек, / За Советскую Родину, за родной огонек. (Исаковский). Хорошо бы прочитать целиком стихотворение или дать послушать песню «Огонек». Добрая душа; ср.: Среди тревог великих и разбоя / Горишь, горишь, как добрая душа… (Рубцов). Добрая душа; ср.: Среди тревог великих и разбоя / Горишь, горишь, как добрая душа… (Рубцов). Дрожащие огни печальных деревень. (Лермонтов). Дрожащие огни печальных деревень. (Лермонтов). Огоньки на мачтах кораблей: Перевезет меня дощатый катер / С таким родным на мачте огоньком! (Рубцов). Огоньки на мачтах кораблей: Перевезет меня дощатый катер / С таким родным на мачте огоньком! (Рубцов). Спасение во тьме, мраке, в одиночестве, «мечта», цель. Спасение во тьме, мраке, в одиночестве, «мечта», цель.
Ученикам надо дать большой объем фактического материала, чтобы возникали сравнения, сопоставления, так необходимые при выполнении задания «С».
Работа с текстом урок, чтение текста, запись ключевых слов, или чтение и разговор о тексте, если класс надо «разговорить», запись интересных с какой-либо точки зрения предложений.
Во вступлении главный образ «оцепенелые (!) снега». маленькие ели (беззащитность!) и человек, одинокий, беззащитный. Снег «оцепенел» (цепенеть – «становиться неподвижным, как бы застывшим») А мороз томительный, т.е. «изнуряющий, тяжкий». Какая глушь!
Основная часть Человек видит огонек, пригрезившийся, что ли, - выходит из этого страшного мира мрака, холода, одиночества, потому что свет мелькнул в пустыне, как сторожевой...
Заключение Благодарственный гимн «скромному русскому огоньку». Анализ первых десяти строчек устно, текст перед глазами учеников. Последние восемь строк письменно. Анализ стихотворения Н.Рубцова «прологом» к разговору еще о четырех отрывках из произведений разных писателей.
Отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг» (от слов Я уже собирался было прилечь где-нибудь до утра… до слов Мрак боролся со светом).
Отрывок из рассказа Ю.Казакова «Свечечка» (конец рассказа)
Отрывок из рассказа В.Астафьева «Солдат и мать»: (Вдали мелькнул огонек и тут же сгинул)
Отрывок из рассказа И. Бунина «Антоновские яблоки»: (Голодный и прозябший, возвращаюсь я к сумеркам в усадьбу, и на душе становится так тепло и отрадно, когда замелькают огоньки Выселок и потянет из усадьбы запахом дыма, жилья)
Работаем по вопросам: Что объединяет эти тексты? Что объединяет эти тексты? Чем они отличаются друг от друга? (Ученики должны увидеть хотя бы в малой степени «почерк» писателя, его «речестрой») Чем они отличаются друг от друга? (Ученики должны увидеть хотя бы в малой степени «почерк» писателя, его «речестрой») Как вы определили бы тему, проблему этих отрывков и позицию автора в них? Как вы определили бы тему, проблему этих отрывков и позицию автора в них?
Опишите увиденную вами картину (работа на воображение) строчек К.Бальмонта: Полночной порою в болотной глуши
Ответьте письменно на вопрос: «Что значили «огоньки» для героев И.С.Тургенева, И.Бунина, Ю.Казакова, В.Астафьева в услышанных вами отрывках?»
Напишите о своем согласии или несогласии с Н.Заболоцким, ответив на вопрос писателя: «… что есть красота? / И почему ее обожествляют люди? / Сосуд она, в котором пустота, /Или огонь, мерцающий в сосуде?»
Поэт К.Ваншенкин несколько своих стихов объединил словом «Раздумья». Вот одно из них: Золотые огни городские
Запишите свои раздумья об этих строчках поэта, добавьте свои воспоминания.
Подготовка к непосредственной работе со стихотворением в прозе «Огоньки» В.Г.Короленко
Пишут сочинение- рассуждение
Пишут сочинение после небольшой беседы, о том, что современники называли В.Г.Короленко «совестью эпохи», «Солнцем России», «Огоньки» - это философские раздумья писателя о жизни. Произведение построено на антитезе тьмы и света. О теме и проблеме, о позиции автора. С помощью каких языковых средств достигает автор воздействия на читателя. Их роль и роль многосоюза? Особо говорим о двоеточии и многоточии – о лексическом повторе и о роли обособленных членов предложения.
Анализ «Огоньков» В.Г.Короленко и сопоставление этого стихотворения в прозе со стихотворением А.А.Фета «Вдали огонек за рекою»: Вдали огонек за рекою