Анализ эпизода романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» «Первый визит Раскольникова к Соне». (Часть четвёртая, глава IV романа – четвёртый.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обрести Христа – значит обрести собственную душу. Ф.Достоевский.
Advertisements

Ф. М. Достоевский « Преступление и наказание ». « Вечная Сонечка, пока мир стоит !»
Город Санкт-Петербург – культурная столица России. Он основан 16 (27) мая 1703 года Петром I. В годах столица Российского государства. Петербург.
Использование технологии исследовательской деятельности на основе метафорического мышления Отарова Роза Залкуфовна учитель русского языка и литературы.
Петербург Достоевского - это отвратительные трущобы, грязные распивочные. Жилище героев романа – « нищие, униженные и оскорбленные», узкие улочки и мрачные.
«Опыт о человеке» в художественном мире Ф. М. Достоевского Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то.
ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ. У Марфы и Марии заболел брат Лазарь. Сестры послали сказать Иисусу: Господи! вот, кого Ты любишь, болен.
Прощальная беседа Иисуса Христа. Перед самым праздником Пасхи ученики спросили Господа: -Где приготовить для Тебя пасху?
Что такое Дружба ? Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности. Cократ.
Христос воскрес! И я – тоже! Евангелие от Иоанна 8:28-36.
МИЛОСТЬ ЛУЧШЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ Притча о работниках в винограднике.
МОУ «Снежская средняя общеобразовательная школа» п.Путёвка, ул.Школьная,1 Брянского района Брянской области, тел
Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть.
Самое начало романа, Раскольников идет на " разведку ": « С замиранием сердца и нервною дрожью подошел он к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной.
Петербург Достоевского «..Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено–бледный, Сказка, холод и гранит…» А.С.Пушкин Автор работы:
На сороковой день рождения Иисуса Христа Святая Мария вместе с Младенцем Иисусом отправилась в храм помолиться.
Что такое Дружба ?. Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности. Cократ.
Раскольников, выбрав Соню, считая, что у них много общего, во время первой встречи "проверяет Соню на прочность ". Он, убив старуху, совершает бунт, она,
«Широкое, скуластое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые и чуть-чуть.
Тест по роману Ф.М.Достоевского …я лишь за народ стою прежде всего, в его душу, в его великие силы, которого никто из нас не знает во всем объеме и величии.
Транксрипт:

Анализ эпизода романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» «Первый визит Раскольникова к Соне». (Часть четвёртая, глава IV романа – четвёртый день мучений героя после преступления; четыре года каторги Ф. М. Достоевского). X класс Обрести Христа – значит, обрести собственную душу Слова лишнего нет Ф. М. Достоевский

Предварительное задание для учащихся: 1) устный анализ эпизода «Первый визит Раскольникова к Соне» по заранее предложенному плану; 2) письменный тезисный ответ на вопрос: «В чём истинное наказание Раскольникова?»; 3) словарная работа: выписать слова эпизода, выделенные курсивом, поразмышлять над значением этих слов; найти в словаре В. И. Даля толкование слова «юродивый»; 4) индивидуальное задание группе учащихся: прочитать главы 18 и 20 Евангелия от Матфея, главу 11 Евангелия от Иоанна, сделать выводы о связи этих глав с идейным содержанием анализируемого эпизода и всего романа в целом.

Что же именно становится истинным наказанием героя? 1) Ощущение преступности содеянного: его натура, с детства впитавшая в себя заповедь «Не убий!», мучается, не даёт ему перешагнуть через преступление, оправдать себя. 2) Он мучительно переживает невозможность прежних отношений с людьми: с матерью, сестрой, Разумихиным… - всеми. Ему кажется, что своим преступлением «он как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего» («чувство разомкнутости и разъединённости с человечеством… замучило его»). 3) Преступление «отрезало» его и от него самого - прежнего (пре- жнее прошлое, прежние мысли, прежние задачи, прежние темы, прежние впечатления – всё позади, за чертой преступления). Он нынешний себе невыносим: с его жестокость, озлобленностью, хитростью, изворотливостью, подлостью, трусостью. 4) Ему доставляет невыносимые страдания и неутолённая гордыня, отчаяние от неспособности ощутить себя сверхчеловеком, осознание себя «тварью дрожащей».

Описание дома, где жила Соня. А Раскольников пошел прямо к дому на канаве, где жила Соня. Дом был трехэтажный, старый и зеленого цвета. Он доискался дворника и получил от него неопределенные указания, где живет Капернаумов портной. Отыскав в углу на дворе вход на узкую и темную лестницу, он поднялся наконец во второй этаж и вышел на галерею, обходившую его со стороны двора. Пока- мест он бродил в темноте и в недоумении, где бы мог быть вход к Капернаумову, вдруг, в трех шагах от него, отворилась какая-то дверь; он схватился за нее машинально. Кто тут? тревожно спросил женский голос. Это я... к вам, ответил Раскольников и вошел в крошечную переднюю. Тут, на продавленном стуле, в искривленном медном подсвечнике, стояла свеча.

Евангелие от Матфея, гл. 18 ст. 1 – 4, 10: «В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном… Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих…».

Описание комнаты Сони. Это была большая комната, но чрезвычайно низкая, единственная отдававшаяся от Капернаумовых, запертая дверь к которым находилась в стене слева. На противоположной стороне, в стене справа, была еще другая дверь, всегда запертая наглухо. Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь… другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул. По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой тесовый стол, покрытый синенькою скатертью; около стола два плетеных стула. Затем, у противоположной стены, поблизости от острого угла, стоял небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте. Вот всё, что было в комнате. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая…

Зачем же Раскольников пришёл к Соне? 1) «ему некуда больше идти» 2) «Ты мне нужна, потому я к тебе и пришёл… Я тебя выбрал» «Разве ты не то же сделала? Ты тоже переступила… смогла переступить, ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь… свою (это всё равно!)» «… ты великая грешница… пуще всего, ты тем грешница, что понапрасну умертвила и предала себя. Еще бы не ужас, что ты живёшь в этой грязи, которую так ненавидишь, и в то же время знаешь сама… что никому ты этим не помогаешь и никого ни от чего не спасаешь!» 3) «Да скажи ты мне наконец, как этакой позор и такая низость в тебе рядом с другими противоположными и святыми чувствами уживаются?»

Какие же это чувства, которые Раскольников называет «святыми»? Доброта, жалость, «ненасытимое сострадание», самопожертвование, всепрощение, осознание собственной греховности и даже жестокости.

Какие вопросы Родиона особенно больно ранят Соню? - Катерина Ивановна в чахотке, в злой; она скоро умрёт… А дети-то? - Ну, а коль вы… заболеете и вас в больницу свезут, ну что тогда будет? - А копить нельзя? На чёрный день откладывать? Не каждый день получаете-то? - С Полечкой, наверно, то же самое будет?

Какой вопрос Раскольникова становится для Сони самым страшным и мучительным? « – Да, может, и Бога- то совсем нет, – с каким-то даже злорадством ответил Раскольников, засмеялся и посмотрел на неё.»

Во время следующего визита к Соне Раскольников измучит её одним «вопросом»: - Лужину ли жить и делать мерзости или умирать Катерине Ивановне? - Да ведь я Божьего промысла знать не могу… И кто меня тут судьёй поставил: кому жить, кому не жить? Так ты очень молишься Богу-то, Соня? - Что ж бы я без Бога-то была?»

В словаре В. И. Даля читаем: Юродивый 1. безумный, сумасшедший; 2. божевольный, Божий человек, в поступках которого есть глубокий смысл, предвидение, юродивый Христа ради. (В. И. Даль – том IV, с. 669).

Одиннадцатая глава Евангелия от Иоанна – Евангельская история об одном из величайших чудес, совершённых Спасителем во время Его земной жизни, история о чуде воскрешения Лазаря спустя четыре дня после смерти. «И он, он – тоже ослеплённый и неверующий, - он тоже сейчас услышит, он тоже уверует, да, да! сейчас же, теперь же», - мечталось ей, и она дрожала от радостного ожидания» ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ

А произошло ли чудо? «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением Вечной Книги»

Проповедь Иисуса Христа в Капернауме. «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них» (Евангелие от Матфея, гл ст. 20).

Достоевский курсивом выделил слова: «тайну её» - «ему» - «теперь»: «Я есмь воскресение и жизнь». «Обрести Христа – значит, обрести собственную душу» - вот ключевая идея автора.

Символика чисел. Глава одиннадцатая Евангелия от Иоанна. Раскольников приходит к Соне поздно, в одиннадцать часов вечера. Число «одиннадцать» ассоциируется с евангельской притчей о работниках в винограднике, нанятых «хозяином дома» около третьего, шестого, девятого и одиннадцатого часа. И хозяин виноградника (сам Иисус Христос) заплатил всем поровну: и работавшим целый день, и пришедшим последними, начав с пришедших «в одиннадцатом часу» (Евангелие от Матфея, гл. 20).

«Да и греха такого нет и не может быть на всей земле, какого бы не простил Господь воистину кающемуся», - говорит герой романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» старец Зосима Преподобный Амвросий Оптинский – прообраз старца Зосимы

Символика чисел. Соня «энергично ударила на слово: четыре». На четвёртый день после своей смерти воскресает Лазарь. На четвёртый день после своей духовной смерти, после преступления, приходит к Соне и Раскольников. Точкой отсчёта духовного возрождения героя стал его первый визит к Соне, кульминацией которого является чтение Евангелия и слова Спасителя: «Я есмь воскресение и жизнь».

«Четыре дни» евангельского Лазаря и Родиона Раскольникова можно сопоставить с четырьмя годами каторги писателя. «А те четыре года считаю я за время, - писал Ф. М. Достоевский, - в которое я был похоронен живой и зарыт в гробу… выход из каторги представлялся мне прежде как светлое пробуждение и воскресение в новую жизнь» «… меня спасла каторга… совсем новым человеком сделался… Я там себя понял… Христа понял… русского человека понял…».