Лекция 11 Суть безработицы как экономической категории состоит в том, что часть экономически активного населения страны не может применить свою рабочую.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнил: Мордовцев. А Учитель: Емельяненко. И. М.
Advertisements

Занятость Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, которая не противоречит законодательству.
Занятость и безработица Ярославской области Выполнил ученик 9 « А » класса МОУ СОШ 3 Агаев Руслан г.
Тема: «Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Правовой статус безработного» `
{ Безработица и занятость трудовых ресурсов Выполнила: Ростунова Валерия гр.33.
Регулирование рынка труда в Свердловской области Воронина Л.Н.
Профориентация Заместитель председателя Комитета по образованию Жолован Степан Васильевич.
Безработица : её формы и причины. Служба занятости. Вэлфер. Перемещение трудовых ресурсов в Европе.
ТЕМА: «Биржа труда: кому и как она служит » Коржова Елена Александровна учитель экономики.
Безработица: причины и последствия. Структура занятости Нетрудоспособное Нетрудоспособное население Трудоспособное население (трудовые ресурсы): Добровольно.
Презентация на тему: «Безработица» Подготовила Боровец Светлана.
Это деятельность человека, имеющая цель. В процессе труда человек каким-либо образом приспосабливает окружающие явления к своим целям Труд – это деятельность.
Повышение конкурентоспособности людей с ограниченными возможностями на рынке труда г. Кемерово Инициаторы проекта: Григашкина С.И. Третьякова И.Н.
Социальное обеспечение безработных граждан. Выполнила: Студентки 1 курса группы СР Горячевой С.А.
Министерство труда и занятости Республики Карелия Организация мероприятий, направленных на содействие занятости молодёжи.
900igr.net План. 1) Рынок труда. 2) Безработица, ее виды, причины. 3) Государственная политика в области занятости. 4) Как найти свое место на рынке труда.
Главные цели и приоритеты политики на период до 2020 года.
Безработица Нимерницкая И. А. ЦСТАиПО «Ясенево» 2013.
Труд и экономика На строительстве Сартрского собора подошедший путник спрашивает работающих, что они делают. Один ответил: «Камни ношу» Другой сказал:
Понятие рынка труда и его характеристики. Определение рынка труда Рынок труда – важнейший элемент рыночной экономики, представляющий собой систему общественных.
Транксрипт:

Лекция 11

Суть безработицы как экономической категории состоит в том, что часть экономически активного населения страны не может применить свою рабочую силу, становится излишним населением, лишенным возможности на различный по продолжительности срок трудиться, получать трудовой доход. У безработного происходит потеря квалификации, профессиональных навыков, снижается жизненный уровень и т.д.

Наличие жестких критериев приводит к тому, что пособие по безработице получают не все действительно безработные. В США эта доля составляет 30%, во Франции - 39%, в ФРГ - 55%, Швеции - 68%. Длительность выплаты пособия колеблется от 26 недель в США, 50 - в Канаде, 52 - во Франции, Великобритании и ФРГ, 130 недель - в Дании и Голландии.

Уровень безработицы может быть четырех видов: Естественный – от 1,5 до 4% экономически активного населения; Приемлемый – от 5 до 7% экономически активного населения; Критический – от 8 до 11% экономически активного населения; Массовый – 11% и выше экономически активного населения.

Безработица признается ситуацией не только неизбежной, но и выполняющей определенные полезные социально-экономические функции. Во-первых, речь идет о функции справедливости. Благодаря безработице существуют только эффективные, экономически оправданные роли и рабочие места. А это в свою очередь означает, что люди имеют только заработанные доходы. Всеобщая, полная занятость и скрытая безработица менее справедливы, поскольку здесь формально заняты и получают заработную плату все, а реально и эффективно участвуют в общественном производстве не все.

Безработица может рассматриваться и как несправедливое явление. Если работа дефицитна и не все могут ее получить, то в общественном мнении возникает вопрос: по какому принципу она «распределяется», т.е. достается одним и не достается другим. Безработные чаще всего осознают свое положение как несправедливое. Большинство из них считают, что было уволено или сокращено напрасно, незаконно, в ущерб интересам фирмы. Исключение составляют обычно лишь те, кто потерял работу из-за злостных нарушений или явного несоответствия квалификации.

Во-вторых, безработице приписывается функция стимулирования. Каждый работающий понимает, что при определенных условиях он может оказаться в рядах безработных. Такая ситуация дисциплинирует, человек стремится к повышению активности и росту квалификации. Безработица стимулирует и потому, что при ней человек начинает ценить саму возможность труда, упорядочиваются его профессиональные ориентации и перемещения.

Особенностью российской ситуации является то, что значительная часть населения страны психологически была не готова к безработице. В настоящее время около 40% безработных нуждаются в психологической помощи. Об этом свидетельствуют данные о росте преступности, самоубийств. По результатам исследований, проведенных в США, увеличение уровня безработицы на 1% (при условии, что она не снижается на протяжении пяти последующих лет) дает возрастание числа самоубийств на 4,1%, тюремных заключений – на 4,0%, убийств – на 5,7%, смертности от алкоголизма – 1,9%, общего показателя смертности – на 1,9%.

Аналогичные социальные последствия роста безработицы выявлены и в России. Согласно статданным, 39% зарегистрированных правонарушений совершают лица, не имеющие постоянного источника дохода. По расчетам ученых ИСЭП РАН, рост безработицы в Санкт- Петербурге на 1% ведет к увеличению преступности на 8%.

Материалы социологического опроса безработных Санкт-Петербурга показали, что к числу отрицательных последствий безработицы они отнесли (%): Снижение жизненного уровня – 40; Потерю квалификации – 22; Усиление социальной напряженности и политической нестабильности в обществе – 18; Обострение криминогенной ситуации – 13.

В целом можно отметить, что рост безработицы приводит к негативным социальным последствиям: Росту маргинальных групп; Росту психологической подавленности безработных граждан; Росту числа самоубийств, численности алкоголиков, наркоманов; Росту числа криминальных элементов в обществе; Снижению естественного прироста населения и средней продолжительности жизни населения, особенно у мужчин.

Одно из главных негативных последствий безработицы – нерабочее состояние трудоспособных граждан. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих местах для всех, кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов приступить к ней, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей.

В конечном итоге это приводит к снижению темпов экономического роста, отставанию объемов увеличения валового национального продукта. Неиспользование производственных возможностей общества поддается прогнозированию. Так, экономисты считают, что превышение на 1% реального уровня безработицы над уровнем безработицы при полной занятости ведет к отставанию реального объема валового национального продукта на 2,5% от потенциального ВНП.

Вынужденная незанятость отрицательно влияет на нравственный облик человека, вредит его психике. Потеря работы – это психическая травма, уступающая по уровню вызванного стресса только смерти ближайшего родственника или заключению в тюрьму. П.Э. Самуэльсон, В.Д. Нордхаус

Цели социальной работы с безработными удовлетворение потребностей людей в труде, в заработке создание или изменение правовых или других норм и правил, государственных и прочих структур для наиболее полного удовлетворения права человека на труд устранение психологических барьеров на пути подбора клиентам подходящей работы

Проблемы безработицы влекут за собой заметные изменения условий существования людей, образа жизни, характера питания, общественного менталитета. - Проблемы безработицы влекут за собой заметные изменения условий существования людей, образа жизни, характера питания, общественного менталитета. - У многих людей возникает эмоциональный (психический) дистресс, состояние тревоги, а у некоторой части населения выступает тот психологический феномен, который в американской литературе обозначается как «кризис идентичности» (потеря чувства самого себя, невозможность или затрудненность приспособиться к собственной роли в изменившемся обществе).

1- выявление и снятие неблагоприятных психических состояний, связанных со статусом безработного; 2- создание условий для безболезненного возврата к трудовой деятельности; 3- возможное предотвращение потери рабочих мест.

Социально-психологическая помощь безработным может быть реализована на двух уровнях: - На уровне определенных общностей, групп населения (условно будем считать его социальным); - На уровне отдельного индивидуума (так называемом индивидуальном или психологическом).

Задачи Их содержание на социальном уровнена индивидуальном уровне Диагноз Выявление профессиональных, возрастных, национальных и других групп населения, наиболее подверженных риску потерять работу Определение психологических свойств и качеств человека, которые способствовали или могут способствовать потере работы Коррекция Нивелирование неблагоприятных групповых характеристик, влияющих на рост безработицы Профориентационное консультирование: наиболее полное и точное информирование клиента о возможностях выбора профессии; оказание помощи в принятии оптимального решения в профессиональном самоопределении; психотерапевтическое воздействие с целью психологического оздоровления личности Прогноз Социально-экономический и социально- психологический анализ уровня безработицы с целью выяснения возможного развития ситуации в этом направлении, а также осуществления превентивных мер (участие в планировании безработицы) Индивидуальное прогнозирование сфер деятельности, в которых человек, потерявший работу, смог бы наиболее полно реализовать себя. Создание «нового» Участие в организации новых рабочих мест и видов деятельности Формирование новых знаний, умений, навыков, необходимых для успешного профессионального самоопределения

Государственная политика в области содействия занятости населения должна быть направлена на обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды, женщины, молодежь).

Переход к рыночной экономике породил ряд серьезных проблем на рынке труда, в том числе обострил проблему занятости инвалидов. За последние 10 лет занятость инвалидов III группы снизилась более чем в два раза, сохраняется низкий уровень занятости инвалидов II группы, имеющих трудовую рекомендацию. Инвалиды не в состоянии решить проблему трудоустройства вследствие своих ограниченных физических возможностей. В условиях рыночной экономики они нередко оказываются беззащитными на рынке труда, даже если могут выполнять определенные виды работ.

Если не учитывать в работе службы занятости проблемы, возникающие с трудоустройством инвалидов, то неизбежен дальнейший рост социальной напряженности. Без наличия механизмов регулирования рынка труда инвалидов, в том числе на региональном уровне, решить эту проблему практически невозможно.

Наиболее эффективно система трудоустройства инвалидов с помощью бирж труда реализована в Германии. В составе бирж труда имеются специальные отделы профессиональной реабилитации инвалидов, в обязанность которых входит проведение врачебной экспертизы и профессиональной консультации, подбор инвалидам конкретных профессий и специальностей для обучения и трудоустройства, определение других мер, необходимых для интеграции инвалидов в трудовую жизнь (определение показаний к пользованию техническими средствами, приспособлениями к труду, переоборудованию рабочего места).

Для обеспечения экспертизы, профконсультации, проф обучения и трудоустройства инвалидов отделы профессиональной реабилитации укомплектованы врачами-экспертами, психологами, инженерами по эргономике, советниками по работе, другими специалистами. Биржи труда с помощью описанных выше отделов профессиональной реабилитации оказывают также посреднические услуги в трудоустройстве инвалидов. Пользование услугами биржи труда – дело для инвалидов добровольное и бесплатное.

При биржах труда созданы центры профессиональной информации. В них инвалиды могут самостоятельно или с помощью консультантов получить исчерпывающую информацию о профессиях путем просмотра фильмов, диапозитивов, информационных проспектов, брошюр, докладов, выставок. Здесь имеются подробные материалы обо всех действующих в стране реабилитационных учреждениях. Консультации проводятся также по телефону и в письменной форме, индивидуально и для отдельных групп инвалидов. Оказывается помощь и в поисках мест обучения.

В сложных случаях биржи труда направляют инвалидов на трудовое испытание в центры профессиональной реабилитации на срок 2-3 недели. Результаты испытаний вместе с дальнейшей программой подготовки инвалидов по избранной профессии доводятся до сведения биржи труда. Услуги биржи труда по содействию инвалидам в трудоустройстве включают: - информацию о свободных рабочих местах на рынке труда; - консультации специалистов биржи труда; - помощь в правильном оформлении заявления о приеме на работу.

Расходы по оказанию помощи как инвалиду, так и работодателю берут на себя биржи труда. Сюда входит оплата расходов по трудоустройству и проезду (оплата транспорта в течение двух лет от дома до работы), подъемные, содействие в получении водительских прав и машины, оснащение техническими средствами рабочего места, оплата расходов за проживание. Работодателям выплачивают дотации для оснащения рабочего места инвалида, дотации в течение установленного испытательного срока. Аналогичным образом органы по труду и занятости во Франции, Норвегии, Австрии, Бельгии, Аргентине, Канаде - осуществляют содействие занятости инвалидов.

Действенной мерой по профессиональной интеграции инвалидов в трудовую жизнь является практика введения на предприятиях специальных квот приема на работу инвалидов. Показателен в этом отношении опыт, накопленный в Германии, Швеции, других странах Европейского Союза, где в настоящее время проживает около 40 млн. инвалидов, из них от 43% до 54% находятся в трудоспособном возрасте и по оценочным данным около 19 млн. нуждаются в трудоустройстве.

В ФРГ установлена квота для рабочих мест для трудоустройства инвалидов (6%) и обязанность выплаты денежного штрафа в случае невыполнения положенной квоты (250 евро ежемесячно за каждое незанятое место). Эту квоту должны выполнять все предприятия и общественные учреждения, штат которых превышает 15 человек. Для того, чтобы инвалиды могли сохранить свое рабочее место, существует порядок, по которому увольнение может произойти лишь с согласия особого органа исполнительной власти.

Выплачиваемые работодателями денежные штрафы за невыполнение обязательств по предоставлению инвалидам рабочих мест стекаются в особый фонд и могут быть использованы только в целях трудовой и профессиональной реабилитации инвалидов. Подобные квоты установлены во Франции – 6%, Австрии – 4%, Англии, Греции, Ирландии – по 3%, Италии и Испании – по 2% (квоты отсутствуют в Швеции, Финляндии, Дании, Бельгии).

Стандарт должен определять содержание 5 важнейших направлений в сфере содействия занятости инвалидов: - техническое оснащение рабочих мест; - возможность доступа к рабочим местам; - индивидуальное профессиональное обучение под конкретное рабочее место; - защита от незаконных увольнений; - развитие служб профориентации, профконсультации и содействия трудоустройству.

- создание рабочих мест для женщин, в первую очередь из категории особо нуждающихся в социальной защите, с различными режимами занятости (надомный труд, гибкий график); оказание консультационной, финансовой и организационной помощи безработным женщинам в содействии открытия собственного дела; - оказание консультационной, финансовой и организационной помощи безработным женщинам в содействии открытия собственного дела; - повышение эффективности профессионального обучения женщин профессиям, конкурентоспособным на рынке труда; расширение видов групповых работ с безработными женщинами с целью их социальной адаптации и трудовой реабилитации; - расширение видов групповых работ с безработными женщинами с целью их социальной адаптации и трудовой реабилитации; - оказание организационно-методической помощи организациям, осуществляющим переподготовку и содействие в трудоустройстве женщин.

Еще один предмет особого внимания со стороны государственных органов и общественных организаций многих стран – безработица молодежи. Психологически неустойчивая, подверженная воздействию антиобщественного влияния безработная молодежь является питательной средой для роста наркомании, преступности, социальных конфликтов. Низкая конкурентоспособность на рынке труда, обусловленная в основном недостатком профессиональных знаний, отсутствием необходимой квалификации и трудовых навыков, приводит к отказу работодателей от услуг молодого человека (около 60% отказов). В основном это молодежь лет, получившие за время учебы определенные теоретические знания по избранной профессии, но не имеющие практических навыков и опыта работы.

Преимущество при приеме на работу отдается квалифицированным работникам, имеющим практический опыт работы. К тому же сказывается нежелание работодателей нести дополнительные организационные и финансовые трудности, связанные с профессиональным обучением молодых кадров, не имеющих необходимой для предприятия профессии. Среди причин отказа выпускников от вакансий преобладают ссылки на низкую заработную плату или нарушения сроков ее выплаты, неподходящие условия труда. Наибольшее количество отказов по данной причине – среди выпускников высших учебных заведений.

- Структурные несоответствия профиля выпускников потребностям рынка труда, отсутствие научного прогноза востребованности кадров. Вновь открываемые учебные заведения ориентируются, в первую очередь, на престижную профессию, совершенно не учитывая потребности рынка труда. - Несоответствие уровня квалификации выпускников требованиям работодателей. Снижение практических навыков по полученной профессии у молодых специалистов. Практически во всех учебных заведениях нет базовых предприятий, а вместе с ними исчезла возможность практического освоения профессии или специальности на должном уровне.

Низкая зарплата у молодых специалистов. Нежелание и отсутствие возможности обучения молодых специалистов на производстве, нескрываемое игнорирование работодателями социальных прав молодых специалистов. Примерно треть выпускников вынуждена отказываться по этим причинам от предложений работодателей. На многих предприятиях нет условий для организации профессионального обучения на производстве.

- Сложилась ситуация, когда работодатель, получающий из учреждений профессионального образования квалифицированные кадры рабочих и специалистов, подготовленных за средства федерального бюджета, не несет ни прямо, ни косвенно никаких расходов на поддержку и развитие системы профессионального образования. - Ошибочный или конъюнктурный выбор профессии, специальности. - Отсутствие у выпускников настойчивости в приобретении профессиональных знаний, практических навыков поиска работы, ведения деловых бесед, самопрезентации.

- выпускники общеобразовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, высших учебных заведений, граждан, уволенных с военной службы по призыву; - лица моложе 18 лет, особо нуждающиеся в социальной защите и испытывающие трудности в поиске работы: а) дети – сироты; б) дети, оставшиеся без попечения родителей или законных представителей; в) несовершеннолетние, освобожденные из воспитательно- трудовых колоний или окончившие закрытые социальные учебно-воспитательные учреждения; г) несовершеннолетние, состоящие на учете в органах полиции;

д) дети из семей, в которых оба родителя признаны в установленном порядке безработными; е) дети из малообеспеченных и (или) многодетных семей; ж) дети одинокой матери (отца); з) дети из семьи, потерявшей кормильца; и) беженцы и вынужденные переселенцы; к) дети беженцев и вынужденных переселенцев и другие.

во-первых, разработать концепцию реформы профессионального образования. Основными идеями концепции реформы профессионального образования могут быть следующие: а- создание многоканальной и многоуровневой системы финансирования профессионального образования работодателя;

б- согласование службой занятости, Министерством образования и всеми другими субъектами, финансирующими профессиональную подготовку, объемов и профиля подготовки каждым учреждением профессионального образования. Лицензирование образовательной деятельности учреждений необходимо увязывать с состоянием рынка труда; в- включение в программы обучения всех профессиональных учебных заведений спецкурса по профессиональной и социальной адаптации, дающего навыки умелого поиска работы, общения с работодателем, самопрезентации при найме на работу, бесконфликтного поведения.

Во-вторых, создать группы, состоящие из разных специалистов для составления реальных прогнозов потребности в подготовке квалифицированных кадров и специалистов, как на долгосрочный, так и на краткосрочный периоды. В-третьих, создать условия (в том числе финансовые) для предприятий, организующих производственную практику, стажировку молодых специалистов. Одним из средств привлечения предприятий к организации стажировок является их финансирование в виде различного рода субсидий, дотаций, снижения налога на прибыль и т.п.

В-четвертых, продолжить развитие системы профориентационных услуг для населения и, в первую очередь, для молодежи. В-пятых, выделить финансовые средства для организации научно исследовательской работы по проблемам функционирования рынка труда. Регулирование вопросов занятости и подготовки кадров затруднено по причине слабой изученности процессов, возникающих в связи с появлением частного сектора, новых форм подготовки и переобучения населения негосударственными учебными структурами.

- Помощь в трудоустройстве военнослужащим, уволенным с военной службы и членам их семей. - Занятость лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание.

Способов снижения уровня безработицы предлагается сегодня много. Но универсальный только один – развитие отечественного производства, экономический рост, причем рост устойчивый и значительный.